Главные вкладки

    Памятка "Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников".
    консультация (подготовительная группа)

    Ширко Галина Леонидовна

    Памятка будет полезна как молодым педагогам, так уже имеюим опыт

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл effektivny_li_takie_metody_raboty_s_roditelyami.docx27.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    Эффективны ли такие методы работы с родителями, как День открытых дверей, открытые занятия (выступление по обмену опытом)

    В работе дошкольных учреждений используются различные средства наглядной пропаганды. Весьма эффективными, получившие последнее время широкое распространение, является эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных задач:

    - наблюдение за деятельностью воспитателя группы;

    - отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми за играми, занятиями дошкольников;

    - за поведением своего собственного ребёнка;

    - ознакомлением с бытовыми условиями жизни в группе, в детском саду.

    Обязательно нужно пригласить родителей тех детей, которые имеют какие-либо отклонения в поведении. Чаще всего эти отклонения – результат неправильного воспитания в семье:

    в одних семьях детей чересчур балуют, потакают во всем;

    в других держат в чрезмерной строгости;

    в-третьих, взрослые непоследовательны.

    Иногда родители считаются даже, что детей дошкольного возраста воспитывать рано, и, фактически, не занимаются воспитанием. Убедить их в ошибочности подобных подходов к вопросам формирования личности ребёнка бывает очень трудно. Одних бесед бывает явно недостаточно. Наблюдение за своим ребёнком в условиях детского коллектива, сравнение его поведения, способностей с другими детьми, будут способствовать повышению педагогической культуры родителей. Ведь при такого рода просмотрах различия между детьми выступают очень наглядно. И беседы воспитателей, которые ведутся потом с родителями, бывают более убедительны для них, так как опираются на факты, замеченные ими самими.

    Например, ребёнок непослушный, а мать и отец считают, что для детей дошкольного возраста непослушание вполне естественное состояние, что дисциплинирование лишает его активности, самостоятельности, и всячески потворствуют ребёнку. Для этих родителей, наглядность лучший способ поколебать их мнение. Им надо дать возможность увидеть в различных ситуациях, как, например, неответственно сын или дочь относятся к своим обязанностям, какое неуважение проявляет к взрослым и детям, как безразличны к справедливым требованиям педагога.

    Организовать такие просмотры следует тактично, чтобы с одной стороны, не обидеть родителей, а с другой – вызвать их доверие, способствовать установлению и укреплению связи с семьёй.

    Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется при проведении так называемых «Дней открытых дверей» и «Открытых занятий для родителей».

    «День открытых дверей» проводится регулярно, 3-4 раза в год, в назначенные числаВ эти дни родители могут свободно, без специальной договорённости, побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. Исключение составляют те родители, дети которых ещё не привыкли к детскому саду.

    Открытые дни много дают взрослым членам семьи для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием, методами. Вместе с тем открытые дни способствуют повышению качества работы детского сада. Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Следует тщательно продумать содержание воспитательно -образовательной работы на этот день и спланировать, что лучше показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей:

    - в младших группах – наблюдать выполнение детьми элементов режима, совместные игры;

    - средней – как дети овладевают навыками трудовой деятельности, обратить внимание на условия, методы воспитания нравственных качеств;

    - в старших – как учатся работать в коллективе, как делают игрушки для малышей.

    Родители должны знать, что готовность к школе достигается организацией всей жизни детей в детском саду, поэтому им непременно надо показать не только организованные занятия, но также и труд, игры детей, обратить внимание на режим дня. Во время поведения «Дня открытых дверей» во всех группах

    хорошо показать открытые занятия. Но предварительно надо сосредоточить внимание родителей на самом главном. Надо сообщить родителям, какое занятие они будут смотреть, его цель, программное содержание. Предложить обратить внимание на то, как воспитатель сообщает детям задание, добивается, чтобы оно было ясно всем детям, какими приёмами активизирует детей, поддерживает интерес к занятию. Оценивает старание детей, и в чём проявилась их активность, самостоятельность, инициатива, все ли выполнили задания, каковы причины невыполнения некоторыми детьми этих заданий, как педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, проводит анализ работ, в чём его ценность.

    Очень важно предупредить родителей о том, чтобы они не отвлекали детей, не задавали вопросов, не делали замечаний. После просмотра проводится небольшая беседа. Важно побудить родителей к активному в ней участию: задавать вопросы, поделиться впечатлениями об увиденном, отметить положительные стороны, может быть, высказать свои сомнения, покритиковать недостатки. Здесь воспитатель может высказать рекомендации, какие из педагогических приёмов использовать в семье, на что обратить внимание.

    Нужно заранее наметить, кто встретит родителей, как разместить присутствующих в группе. В этот день в группе должны работать два воспитателя.

    Наблюдая жизнь детей в детском саду, родители лишний раз убеждаются в огромном значении общественного воспитания, с другой стороны, родители подмечают некоторые недостатки, вносят предложения по улучшению воспитательной работы в группах, по работе обслуживающего персонала.

    Да, я считаю эффективным такие формы работы с родителями – они способствуют повышению педагогических знаний родителей и интереса к делу воспитания, побуждают их пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

    На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распоряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей позиции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противоположную. Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппонентов. Воспитатель следит за тем, чтобы группы не повторялись в своей аргументации, а находили новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищаемую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функцию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут согласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.

    Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход, подводит итог дискуссии.

    Важно иметь в виду форму дискуссии:

    • круглый стол – самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

    • симпозиум – обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

    • дебаты – обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды;

    6. Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Её цель – обобщение и систематизация знаний, полученных родителями и другими членами семьи в результате работы детского сада по педагогическому просвещению.

    Проведению конференций предшествует разносторонняя подготовительная работа.

    • Обсудить с педагогами детского сада и представителями родительского комитета целесообразность предложенной темы. Наметить оргкомитет по подготовке к конференции.

    • Выделить ответственных за подготовку выступлений педагогов и родителей, ответственных за подготовку выставки, организацию консультаций, оформлении помещения, культурную программу (выступление детей, персонала детского сада, родителей).

    • Разработать обращение к родителям.

    7. Семинары-практикумы

    Практическое занятие по какому-то вопросу.

    Например, практикум «Возможности семьи в речевом развитии ребенка».

    Предложить родителям обсудить факторы успешного речевого развития ребенка. С этой целью дать выбрать из предложенного перечня наиболее значимые, прокомментировать свой выбор.

    1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста.

    2. Общение ребёнка со сверстниками.

    3. Строение артикуляционного аппарата.

    4. Речь взрослых – образец.

    5. Развитие мелкой моторики рук.

    6. Чтение детям художественной литературы.

    7. Игра ребёнка со взрослыми и сверстниками.

    Задание родителям.

    Ознакомьтесь с проблемной ситуацией и предложите свой комментарий или ответ.

    Предложить родителям познакомиться с содержанием раздела программы по развитию речи. Дать прослушать аудиозапись с высказываниями детей, сделанную в начале учебного года до занятий. Спросить, какие ощущения возникали у родителей, когда они узнавали голос своего ребенка, слышали его речь?

    На вторую часть встречи приглашаются дети. Они участвуют вместе с родителями в различных игровых упражнениях и заданиях.

    8. Дни открытых дверей.

    Организуется 2 раза в год. В эти дни родители могут посетить режимные моменты, занятия.

    9. Диспут

    Предполагает спор, столкновение различных, иногда противоречивых точек зрения. Он требует от сторон убежденности, умения отстаивать свои доводы.

    Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников

    36.jpeg

    МБДОУ «Детский сад «Умка»

    Автор: Ширко Галина Леонидовна, воспитатель первой квалификационной категории

    Абакан – 2019 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы взаимодействия с родителями воспитанников. Классика и современность.

    Классические и современные формы работы с семьями воспитанников....

    "Родительский университет"как форма взаимодействия с родителями воспитанников

    Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников...

    Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

    Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

    Презентация для педагогов ДОО по теме "Современные формы взаимодействия с родителями воспитанников в ДОО"

    Данная презентация освещает актуальные вопросы в работе с родителями воспитанников, предлагая новые современные формы сотрудничества...

    Формы взаимодействия с родителями воспитанников и дошкольного образовательного учреждения.

    Для дошкольного учреждения актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся представлений о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и мет...

    РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

    В учреждении  сложился алгоритм подготовки и проведения Родительского Университета, который включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, заключительный....

    Интерактивная форма взаимодействия с родителями воспитанников

    В материале показан пример интерактивного взаимодействия с родителями на примере проведения тематического выпускного праздника....