Адаптированная программа ребёнка с ОВЗ
рабочая программа

Буракова Елена Юрьевна

Адаптированная программа ребёнка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_rebyonka_s_ovz.docx430.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\USER\Pictures\001.jpg

Содержание

I.Целевой раздел

Пояснительная записка.

Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы.

Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития.

Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития.

Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы.

II. Содержательный раздел

Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.

Формы организации детской деятельности.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанника с ОВЗ.

Используемые парциальные программы.

Календарно-тематическое планирование.

III. Организационный раздел

Материально – техническое обеспечение адаптированной образовательной программы.

Обеспечение образовательного процесса методическими материалами, игрушками и игровым оборудованием.

Режим дня.

Расписание организованной образовательной деятельности.

Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

На современном этапе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах его индивидуального развития. Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной образовательной программы для каждого ребенка с ОВЗ.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа Никиты.Б. с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития ),  на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и инклюзивного образования в Российской Федерации.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. При разработке обязательной части Программы использовались подходы и принципы образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, так как она соответствуют идеям и логике ФГОС дошкольного образования. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие ребёнка во всех пяти взаимодополняющих образовательных областям:

  • социально - коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Единство указанных направлений позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего обучения и воспитания, подготовки воспитанника с ЗПР к школе. Обе части Программы реализуются через непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности:

  • игровая деятельность (включение в сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность дошкольного возраста);
  • коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками);
  • познавательно - исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, исполнение музыкально - ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах);
  • двигательная активность ребенка (овладение основными движениями).


Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цели:

  • формирование у ребёнка знаний об окружающем мире;
  • развитие речи и разных форм коммуникаций;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • развитие психических процессов;
  • создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.

Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, в том числе его эмоционального благополучия.
  • Создание благоприятных условий развития воспитанника в соответствии с её возрастными, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • Коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • Стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям воспитанника.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья ребёнка.
  • Стимулирование и обогащение развития ребёнка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой).

Такой подход обеспечивает:

  • «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
  • поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения АОП;
  • многообразие форм подготовки и проведения мероприятий;
  • возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному);
  • выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей).

 Подходы к формированию адаптированной образовательной программы.

В основу разработки АОП для воспитанника с задержкой психического развития заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход к построению АОП для ребёнка с задержкой психического развития предполагает учет его особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности освоения содержания образования.

Деятельностный подход строится на признании того, что развитие ребёнка с задержкой психического развития определяется характером организации доступной им деятельности - предметно-практической.

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности ребёнка, обеспечивающий овладение им содержанием образования.

Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с задержкой психического развития

Никита имеет недостатки в психологическом развитии, с незначительными нарушениями коммуникации, что в свою очередь отражается на развитии речи, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ребёнок испытывают выраженные затруднения в усвоении образовательной программы, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, образовательных навыков, речи, нарушениями в организации деятельности и поведения.

Ребёнок испытывает трудности в процессе восприятия (слухового, тактильного). Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Не умеет обследовать предмет, не проявляет выраженной ориентировочной активности. Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Знает и различает форму некоторых предметов. В случае неправильного выполнения задания не принимает замечания, настаивание взрослого на правильном выполнении задания вызывает у ребенка раздражение и недовольство Ориентировочно-исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности знаний об окружающем мире.

Внимание ребёнка характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание ребёнка и удержать на протяжении той или иной деятельности.

Память отличается своеобразием, ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения, утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память, значительно лучше запоминает наглядный материал, чем вербальный.

Нарушения речи преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта. Речь Никиты в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей. Присущи недостатки звукопроизношения и фонематического развития. Имеет ограниченный словарный запас, проблемы формирования связной речи. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь не богат. Ребёнок не может пересказать небольшой текст, составить предложения по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию.

У Никиты наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Ребёнок не выделяет существенных признаков при обобщении. Испытывает сложности при сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом затрудняется в выделении признаков различия.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы обуславливает своеобразие поведения ребёнка: трудно подчиняется правилам поведения в группе, требованиям воспитателя, инструкции, выполнению режимных моментов. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, интерес к той или иной деятельности быстро угасает, либо отсутствует.

Недоразвитие игровой деятельности выражается в затруднении соблюдения правил игры, предпочитает подвижные игры. Игровые действия с другими детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Своей игрушкой делиться не желает.

Наблюдается недостаточная познавательная активность, в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью ребенка, что приводит к снижению работоспособности, которое негативно отражается на усвоении учебного материала. Очень любит лепить из пластилина и рисовать по своему задуманному образу.

К совместной образовательной деятельности с взрослыми и детьми иногда проявляет интерес, но при условии, если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты, либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты (красивая ритмическая музыка), ненадолго может включиться в совместную деятельность.

Характерно отставание в развитии общей и мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность и координация. Ребёнок испытывает затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий, хотя сами действия в отдельности выполнить может.

Навыки самообслуживания сформированы не до конца. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Навыки одевания и раздевания сформируются.

Особые образовательные потребности ребёнка с задержкой психического развития:

  •  наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • использование преимущественно позитивных средств, способствующих стимуляции деятельности и поведения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на развитие разных форм коммуникаций;
  • коррекционная педагогическая помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагает комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, компенсацию различных недостатков ребёнка с ЗПР.

Планируемые результаты освоения воспитанником адаптированной образовательной программы

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами.

Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.

Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим.

В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.

Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих.

Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей.

Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.

Познавательное развитие

Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов.

Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов.

Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов.

Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.

Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.

Речевое развитие

Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.

Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства.

Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение.

Активный словарь постепенно пополняется словами. Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.

Художественно-эстетическое развитие

Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук.

Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции.

Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете.

Владеет приемами лепки, использования стеки.

Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос.

Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов.

Владеет навыками наклеивания.

Физическое развитие

Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом.

Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования.

Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.

Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние.

Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч на месте.

Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).

Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.

II. Содержательный раздел

 Содержание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка с ОВЗ.

Содержание адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.

Содержание образовательной деятельности обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическая культура»

Содержание образовательного процесса по разделу «Физическая культура»

Цель: формирование у ребёнка с ОВЗ интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Задачи:

1. Продолжение работы по укреплению здоровья ребёнка.

2. Развитие и совершенствование основных видов движений.

3. Развитие и совершенствование двигательных умений и навыков воспитанника.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»

Цель: охрана здоровья ребёнка и формирование основы культуры здоровья.

Задачи:

1. Воспитывать гигиенические привычки.

2. Развивать умственную и физическую работоспособность.

3. Закаливать организм.

4. Знакомить ребёнка с основными ценностями здорового образа жизни.

5. Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие»

Цель: развитие всех компонентов речи воспитанника и овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи:

Развивать фонематический слух, закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.

Продолжать развивать речь как средство общения.

Расширять представления ребёнка о многообразии окружающего мира.

Учить ребёнка формам выражения вежливости.

Обогащать речь ребёнка существительными, обозначающими предметы окружения;

Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Учить интонационной выразительности речи.

Учить составлять по образцу (сюжетные картинки) простые предложения.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к искусству»

Цель: развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.

Задачи:

1.Формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.

2.Способствовать развитию эстетических чувств, эмоций, эстетическое восприятие произведений искусства.

3.Познакомить с изображением родной природы в картинах художников.

4.Познакомить ребёнка с различными по назначению зданиями: жилые дома, магазины, кафе, стадионы и др.

Содержание образовательного процесса по разделу «Изобразительная деятельность»

Цель: развитие детского художественного творчества и интереса к различным видам изобразительной деятельности.

Задачи:

1.Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; формировать знания об основных формах предметов и объектов природы.

2.Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Развивать чувство формы, цвета, пропорций: учить передавать в изображении основные свойства предметов (форма, величина, цвет).

4. Формировать умение организовывать свое рабочее место.

5.Учить способам и приемам рисования различными изобразительными материалами

6. Продолжать знакомить ребёнка с особенностями лепки: развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда, игрушки); передавать их характерные особенности.

7. Формировать у воспитанника умения лепить по представлению героев литературных произведений, мультфильмов.

8. Закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (треугольники в квадрат, квадрат в два прямоугольника), создавать из этих фигур изображения разных предметов (лесенка, забор, скамейка, дом и другие).

9. Формировать умение создавать из листа бумаги фигуры: прямоугольник, треугольник; делить лист на две равные части, сглаживать сгибы.

Содержание образовательного процесса по разделу «Конструктивно – модельная деятельность»

Цель: формирование интереса ребёнка к конструктивной деятельности

Задачи:

1.Продолжать развивать умение создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, пирамиды, игровое и прочее оборудование и т. п.).

2.Помогать ребёнку в выделении основных частей конструкций.

3.Поощрять самостоятельность, творчество.

4.Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине:

пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и другими.

5.Учить заменять одни детали другими.

Содержание образовательного процесса по разделу «Музыкально – художественная деятельность»

Цель: воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Задачи:

1.Продолжать развивать интерес к музыке.

2.Развивать музыкальные способности ребёнка: музыкальный слух, чувства ритма, музыкальную память.

3.Способствовать развитию начальных навыков пения, движений под музыку.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Социально - коммуникативное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание»

Цель: воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, привитие ему норм и ценностей, принятых в обществе.

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

2. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

3.Учить заботиться о младших, помогать им.

4.Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

5. Формировать представления о правилах поведения в общественных местах, в группе детского сада, дома

6. Обогащать словарь ребёнка вежливыми словами. Учить благодарить за оказанное ему внимание, помощь со стороны других детей, взрослых.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование основ безопасности»

Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Задачи:

1.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

2.Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано.

3.Знакомить с явлениями неживой природы, с правилами поведения при грозе.

4.Знакомить ребёнка с правилами оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых.

5.Знакомить ребёнка об элементах дороги, о движении транспорта, о работе светофора,

с правилами передвижения пешеходов.

7.Знакомить об источниках опасности в быту.

8.Учить воспитанника обращаться за помощью к взрослым и другим детям.

9.Учить называть свое имя, фамилию, возраст.

Содержание образовательного процесса по разделу «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Цель: воспитание у ребёнка культурно-гигиенических навыков и ценностного отношения к труду.

Задачи:

1.Формировать у воспитанника привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

3. Закреплять умение одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель.

4.Воспитывать умение самостоятельно раскладывать материалы, подготовленные воспитателем для занятий, убирать их в отведённое место.

5. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

6. Вовлекать ребёнка в совместные игры, различные виды деятельности с другими детьми.

7. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого).

8. Воспитывать культуру труда, бережное отношение к материалам и инструментам.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание»

Цель: формирование у ребенка гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

2. Расширять представления ребенка о семье.

3. Поощрять посильное участие ребёнка в подготовке различных семейных праздников.

4. Приучать к выполнению постоянных обязанностей по дому.

5. Формировать интерес ребёнка к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому.

6. Приучать ребёнка поддерживать чистоту и порядок дома, в группе (игрушки, инструменты, предметы, инструменты и прочее складывать в отведённые места).

Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие»

Содержание образовательного процесса по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: развитие познавательных интересов ребёнка, формирование опыта ориентировки в окружающем мире.

Задачи:

1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающего мира.

2.Развивать умение наблюдать, выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

3. Учить сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу, устанавливать их сходство и различия.

4.Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку.

5.Продолжать знакомить с основными цветами спектра, правильно называть их.

6. Продолжать знакомить с основными геометрическими фигурами.

Содержание образовательного процесса по разделу «Формирование элементарных математических представлений»

Цель: формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

1.Учить считать в пределах 10.

2.Отсчитывать необходимое количество предметов.

3.Учить сравнивать два предмета по величине (большой – маленький).

4.Учить ориентироваться на листе бумаги.

5.Познакомить ребёнка с кругом, прямоугольником, треугольником.

Содержание образовательного процесса по разделу «Ознакомление с миром природы»

Цель: ознакомление с природой и природными явлениями.

Задачи:

1.Формировать представления ребёнка о природе.

2.Учить наблюдать, развивать любознательность.

3.Формировать представления о растениях ближайшего окружения.

4. Познакомить с комнатными растениями.

5. Дать представления о домашних и диких животных.

6. Познакомить с особенностями времён года.

Содержание образовательного процесса по разделу «Приобщение к социокультурным ценностям»

Цель: ознакомление с окружающим социальным миром.

Задачи:

1.Расширять представления ребёнка о мире окружающих его предметов.

2.Знакомить с предметами быта.

3.Дать представления о деньгах, их назначении.

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации адаптированной образовательной программы.

Реализация Программы основывается на трех составляющих:

Совместная деятельность взрослого и ребёнка

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

с семьёй

воспитанника

Непосредственная образовательная деятельность (занятия (НОД)

Свободная (нерегламентированная) деятельность Игоря по интересам

Вовлечение родителей в единое образовательное пространство

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры родителей

Индивидуальная работа с ребёнком

Создание благоприятных условий пребывания ребёнка в ДОУ

Проведении мониторинговых исследований

Формы реализации Программы

Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД)

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Целевые прогулки

Экскурсии

Игры

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Утренняя гимнастика

Гимнастика после дневного сна

Коллективный труд

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Активный отдых.

Физкультурные минутки

Динамические паузы.

Чтение художественной литературы

Тематические досуги, развлечения.

Театрализованные представления

Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера.

Педагогическая ситуация.

Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка

Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность.

Уединение.

Реализация направления «Физическое развитие»

Режимные моменты

утренняя гимнастика,

занятия по физической культуре,

прогулка,

занятия по физической культуре на улице,

гимнастика после сна,

индивидуальная работа, со специалистами ДОУ.

Совместная деятельность педагога с ребёнком

утренняя гимнастика

физкультминутки в НОД

подвижные игры (в т.ч. на воздухе)

занятия по физической культуре

физкультурные досуги (игры и развлечения)

коррекционная гимнастика

День Здоровья,

спортивные упражнения на прогулке,

спортивные досуги, развлечения

рассматривание иллюстраций.

Самостоятельная деятельность ребёнка с другими детьми

двигательная активность на прогулке и в группе (подвижные игры, физические упражнения),

двигательная деятельность

с использованием физкультурного оборудования (мячи, батут и др.),

спортивные упражнения на прогулке,

рассматривание иллюстраций, отражающих различные виды спорта, рисунки с изображением детей, занимающихся различными видами спорта.

Взаимодействие с семьей

физкультурные праздники

консультативные встречи,

тематические встречи,

семинары-практикумы.

Реализация направления «Речевое развитие»

Режимные моменты

сюжетно-ролевая игра

развивающие игры,

экскурсия,

рассказ.

Совместная деятельность педагога с ребёнком

сюжетно-ролевая игра

развивающие игры,

экскурсия.

Самостоятельная деятельность ребёнка

игры с предметами,

настольные развивающие игры,

сюжетно-ролевая игра.

Взаимодействие с семьей

ситуативный разговор,

рассказ, беседа.

Реализация направления «Художественно-эстетическое развитие»

Режимные моменты

игры

продуктивная деятельность

беседа

игры (сюжетно – ролевые, театрализованные).

слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов,

музыкальные подвижные игры (на прогулке)

Совместная деятельность педагога с ребенком

чтение

обсуждение

рассказ

беседа

игры

использование различных видов театра

продуктивная деятельность

изготовление открыток-поздравлений к праздникам, предметов для занятий и игры

украшение предметов для личного пользования

слушание соответствующей возрасту детской музыки,

музыкальные дидактические игры.

шумовой оркестр,

разучивание музыкальных игр и движений

совместное пение,

музыкальные упражнения.

Самостоятельная деятельность ребёнка

игры

продуктивная деятельность

беседа

самостоятельная деятельность в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности

рисование, лепка, аппликация,

музыкальные сюжетные игры.

Взаимодействие с семьей

рассматривание,

рассказ,

чтение,

обсуждение,

организация выставок работ народных мастеров и произведений ДПИ,

праздники.

Реализация направления «Социально - коммуникативное развитие»

Режимные моменты

ситуативные разговоры с ребёнком,

педагогические ситуации,

ООД по художественной деятельности,

прогулки,

ситуации общения в процессе закаливания, самообслуживания, гигиенических процедур, на прогулке

дидактические игры (в т.ч. с пиктограммами)

чтение,

словесные игры на прогулке,

наблюдения на прогулке.

Совместная деятельность педагога с ребёнком

моделирование ситуаций;

игровые ситуации,

игры - драматизации, подвижные игры,

целевые прогулки, экскурсии.

наблюдение за работой светофора,

беседы с демонстрацией тематических иллюстраций,

просмотр видеозаписей, фильмов, чтение х/л,

беседы о правилах поведения в детском саду, быту

рассматривание иллюстраций на темы безопасности и обсуждение ситуаций,

ситуативное обучение.

хозяйственно-бытовой труд

полив цветов в уголке природы

показ настольного театра с игрушками

театрализованные игры

ролевые игры

дидактические игры

чтение.

Самостоятельная деятельность ребёнка

рассматривание иллюстраций с изображением различных ситуаций дома и на улице,

рассматривание картин тематических: «Улицы города», «Транспорт» и др.,

конструирование «Улица».

работа в уголке ИЗО,

сюжетно - ролевые игры,

настольно - печатные игры,

самообслуживание

сюжетно-ролевые игры: «магазин», «больница», «строители»

наблюдения на прогулке

труд

игры на прогулке

экскурсии

разучивание коротких стихотворений.

Взаимодействие с семьей

родительские клубы с участием инспектора ГИБДД.

открытая НОД , праздники и развлечения по ОБЖ,

семинар - практикум,

круглые столы,

беседы, личный пример

изготовление костюмов для праздников

изготовление поделок для выставки детского творчества

консультации

субботники

коллективный труд

индивидуальные задания

изготовление кормушек

конкурсы, выставки поделок, рисунков

ситуации общения.

Реализация направления «Познавательное развитие»

Режимные моменты

сюжетно-ролевая игра,

рассматривание,

наблюдение,

конструирование,

развивающие игры,

экскурсия,

ситуативный разговор,

рассказ.

Совместная деятельность педагога с ребёнком

сюжетно-ролевая игра,

рассматривание,

наблюдение,

конструирование,

развивающие игры,

экскурсия.

Самостоятельная деятельность ребёнка

игра

сюжетно-ролевая игра,

рассматривание,

конструирование,

развивающие игры.

Взаимодействие с семьей

рассматривание,

наблюдение,

ситуативный разговор,

рассказ, беседа.

Методы и средства реализации адаптированной образовательной программы

Методы

Средства

Словесные

Рассказ, объяснение, беседа. Работа с книгой, пояснения, подача команд, распоряжений, сигналов. Вопросы к ребёнку, словесные инструкции.  Выразительное чтение и рассказывание художественных произведений. Заучивание ребёнком наизусть небольших стихотворений.

Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества:

Фольклор: песни, сказки.

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы и др.).

Наглядные

Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, использование персонажей различных театров

Метод иллюстрирования

Предполагает применение: картинок, рисунков, изображений, символов. Иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций. Зарисовок карточек, алгоритмов, атрибутов для игр.

Метод демонстрации (использование информационно-коммуникативных технологий)

Демонстрация объектов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения, ритм и др.

Практическое обучение

Упражнения устные, трудовые, двигательные (для развития общей и мелкой моторики).

Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности.

Музыкально-ритмические движения. Дидактические, музыкально-дидактические игры.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров. Изучение правил взаимодействия с другими детьми.

Проблемное обучение

Элементарное сравнение предметов; группировка и классификация предметов.

Картотека логических задач;

Различный дидактический материал.

Эмоциональная активность

Поощрение ребёнка за внимательность, доброжелательность, сотрудничество с другими детьми.

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, потешек) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей.

Формы организации детской деятельности

Игровая

Различные виды игр (подвижные, настольные, дидактические, с элементами театра и др.)

Коммуникативная

Общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.

Познавательно - исследовательская

Знакомство и исследования объектов окружающего мира.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Прослушивание и понимание смысла литературных и фольклорных произведений

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В помещении и на улице

Конструирование

Из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал

Изобразительная

Рисование, лепка, аппликация

Музыкальная

Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, совместное пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах.

Двигательная

Овладение основными движениями

Организация самостоятельной деятельности ребёнка.

Физическое развитие

самостоятельные подвижные игры, игры на свежем воздухе, занятия (катание на санках, велосипеде и пр.).

Социально–коммуникативное развитие

индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками

Познавательное развитие

самостоятельное раскрашивание «умных раскрасок», развивающие настольно-печатные игры, игры на прогулке, дидактические игры (развивающие пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки)

Речевое развитие

чтение наизусть ребёнком (с помощью педагога) коротких стихотворений, игры по мотивам художественных произведений, работа в уголке книги, в уголке театра, сюжетно-ролевые игры, рассматривание книг, картинок, иллюстраций с произношением названий предметов и их действий.

Художественно-эстетическое развитие

предоставление возможности ребёнку самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации, музицировать (пение, движения), играть на детских музыкальных инструментах (бубен, барабан, колокольчик и пр.), слушать музыку.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с семьёй воспитанника с ОВЗ.

Основной целью взаимодействия с семьёй является создание содружества «родители-ребёнок-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Задачи организации взаимодействия:

  • установление доверительных, партнерских отношений с семьей;
  • создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
  • оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы взаимодействия:

Взаимодействие дошкольного отделения с семьей реализуется на основе единых для всех направлений адаптированной образовательной программы принципов: психологической комфортности, деятельности, вариативности, целостности, непрерывности и творчества.

III.Организационный раздел.

 Материально-техническое обеспечение адаптированной образовательной программы

В группе имеется игровая, спальня, раздевалка. В раздевалке находятся детские шкафчики для одежды, специальные уголки со стендами, папками с детскими работами, информацией о жизни группы. В группе существует своя наполняемость образовательного пространства в зависимости от возраста и учебно- познавательной деятельности ребёнка, с учётом психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований.

Расположение мебели может меняться в зависимости от того, чем занимаются дети. Предметы для игр хранятся как на открытых полках, так и в шкафах для игр и пособий. Игрушки мелкого размера ребёнок используют по своему усмотрению, для самостоятельной игры. Материально-техническая база ДОУ представляет собой совокупность вещественных элементов, необходимых для нормального функционирования и развития. В группе создаются благоприятные условия для всестороннего развития дошкольников.

Программно-методическое обеспечение адаптированной образовательной программы

Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез,2016

Степанкова Э..Я. Сборник подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез,2014

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,2016

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительная группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2016

Ушакова О.С. Развитию речи детей 5-7 лет. – М.: Творческий центр «Сфера», 2014

Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. - М.: Творческий центр «Сфера», 2011

Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

Безопасности /Н. Н. Авдеева, о. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб: «Детство-пресс»,2016.

Дыбина О.Б. Ознакомление с предметным и социальным окружением. – М., Мозаика-Синтез, 2016.

Пономарева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада: – М., Мозаика-Синтез, 2016.

Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016

Пензулаева Л.И Оздоровительная гимнастика. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения. - М., Мозаика-Синтез, 2016.

Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М., Мозаика-Синтез, 2016.

Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М., Мозаика-Синтез, 2016.

Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., Мозаика-Синтез, 2016.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М., Мозаика-Синтез, 2016.

 Шиян О.Я. Развитие творческого мышления работаем по сказке. -М., Мозаика-Синтез, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....

Индивидуально-образовательный маршрут (адаптированная программа) ребёнка с ОВЗ

В документе представлены задания, предлагаемые ребёнку с целью коррекции познавательных процессов...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Адаптированная программа для ребёнка с ОВЗ на 2019-2020 учебный год

Адаптированная программа и индивидуальный маршрут для ребёнка с ОВЗ...

Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа ребёнка с ОВЗ...

Адаптированная программа сопровождения ребёнка ОВЗ

Программа предусматривает совместную деятельность воспитателя со специалистами: Педегог психолог ,учитель логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Целью программы является создани...