НОД "Удивительная вода"
план-конспект занятия (старшая группа)

Киселева Татьяна Михайловна

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа: старшая

Тема НОД: «Удивительная  вода»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Программные задачи:

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Образовательные: обогатить представления детей о разнообразных свойствах воды (без запаха, без вкуса, бесцветная, прозрачная,  растворитель); в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Методы и приемы:

Методы: игровые, практические, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: постановка цели, вопросы, указания, дополнения, поощрение, экспериментирование.

Материалы и оборудование:

Музыка «Звук воды из крана», песня «Помогатор», посылка с капелькой, глобусом и письмом, дидактическая игра «Кому нужна вода?», мольберт, пластиковые стаканчики с водой по количеству детей, белая бумага,  трубочки для коктейля по количеству детей, лимон , мыло, краски, кисточки, сахар, белые фартуки, шапочки по количеству детей.

Ход НОД:

  1. Вводная часть

Детей встречает Фиксик

-Здравствуйте, девочки и мальчики

-Вы узнали меня? (Ответы детей)

-Правильно,  я Симка! (из мультфильма «Фиксики»)

Собрались все дети в круг(встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Или такое приветствие

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

-И подарите свои улыбки гостям.

-Посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся!

- Я к вам  пришла за помощью.  Мои друзья, Фиксики  передали вам  посылку. Давайте, я открою и мы вместе  посмотрим что там?! (присаживаются в круг на палас)

Ответы детей.

Открываем посылку, а там лежит «Капелька».

-Ребята, да это же «Капелька», посмотрите!

 -  Вы знаете, кто такая капелька?

Ответы детей ( Да, это вода!)

-А для чего нужна вода?

Ответы детей (Пить, умываться, купаться, стирать,  мыть пол, готовить, поливать растения и т. д.)

-Давайте поиграем с вами.  (Достаю коробочку  с дидактической игрой «Кому нужна вода?», где нужно сложить пазлы с изображениями(человека, птиц, насекомых, дерево, растения, рыбы, а в середине изображение капельки).

-Смотрите,  здесь изображения. Давайте,  соберем пазл «Кому нужна вода.

Ответы детей ( Человеку, птицам, животным, рыбам, растениям, насекомым.)

-Правильно, ребята. Молодцы.

.-Мы не можем прожить без воды. Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

-Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Звучит запись, как капает вода из крана.

-Что необходимо делать, чтобы вода не капала из крана?

(Ответы детей) закрывать его.

-Молодцы. Совершенно верно.

-Посмотрите, а ещё в нашей коробочке есть глобус. Глобус-это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

-А какого  цвета на глобусе больше? Как выдумаете, что это значит

(Ответы детей)

-Что обозначено синим цветом?

(Ответы детей)

-Где можно встретить воду?

(Ответы детей)-реки, моря, океаны, озёра)

-Ой,  в нашей коробочке лежит письмо от Фиксиков. Хотите  узнать  что в нем написано?

Ответы детей.

«Здравствуйте, ребята. Мы Фиксики,  очень любопытные и хотим  много знать. И просим вас помочь  объяснить, что такое вода».

-Дети согласны помочь  Фиксикам?

Ответы детей

-Тогда я хочу  вас пригласить в волшебную лабораторию Фиксиков.

-А вы знаете что делают в лаборатории?

Ответы детей

-Правильно, проводят опыты. Для того, чтобы вы вместе со мной оказались в лаборатории, мы должны  отправиться по морю.

2. Основная часть

- Отправляемся в путь.

Физминутка.

От зеленого причала оттолкнулся пароход (встать)
Он шагнул назад вперед     (шаг назад)
А потом шагнул вперед    (шаг вперед)
И поплыл, поплыл по речке      (движения руками)
Набирая полный ход   (ходьба по кругу)

- Ой, ребята, посмотрите вот мы и оказались с вами в лаборатории. Я предлагаю вам превратиться  в маленьких ученных.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила:

 Внимательно слушать.

не мешать друг   другу,

 работать аккуратно,

громко не разговаривать,

не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

- В лаборатории все должно быть чисто, поэтому мы все наденем  белые фартуки.

-Готовы!        

-Ну вот, теперь мы похожи на настоящих ученных. Занимайте свои рабочие места. 

Сейчас  мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

-А теперь обратите внимание. Что стоит на ваших столах.

-Стаканы с водой,  лист белой бумаги, ложки, краски, сахар, лимон и т.д.)

Опыт 1.Вода бесцветная.

- Ребята, а есть ли цвет у воды?

Ответы детей Нет, у воды нет цвета.

 - Давайте проверим и докажем. Возьмите  лист бумаги. Какого он цвета? 

Ответы детей – Лист белого цвета.

- А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Ответы детей – нет.

-  Лист белой бумаги?

Дети – да.  (подводим детей к правильному ответу– какой цвет у воды?

 - А что можем сказать о цвете воды?

Дети – Вода  без цвета.

- Без цвета значит, какая вода, какой делаем вывод?

Дети – Вода - бесцветная.

Первое свойство – вода без цвета. : Посмотрите на картинку, она обозначает, что вода бесцветная. (Воспитатель показывает детям соответствующую картинку, и вывешивает её на мольберт). 

- А вода всегда  бесцветная и прозрачная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

 - Докажем это, добавим в воду краску. Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

- Какой вывод из этого следует?

Дети - вода изменяет свой цвет в зависимости от того, что в неё добавлено.

Второе свойство – вода меняет цвет. (картинка)

Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко и нам отдохнуть. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

 Физкультминутка.   Танец Фиксиков «Помогатор».

- Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт 3.Вода без вкуса.

- Как вы думаете, вода имеет вкус?

В стаканчиках вода. Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная? (она безвкусная)

Дети - Вода безвкусная.

 – Добавьте в воду различные вещества (сахар или лимон), возьмите трубочки и попробуйте воду. Какой вкус у  Воды?

Дети – Сладкий, кислый.

Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Третье свойство – воде можно придать вкус. (картинка, что вода безвкусная)

Опыт 4.Вода без запаха.

-  Я предлагаю понюхать воду. Чем пахнет вода?

Дети – Вода ничем не пахнет.

 – Правильно вода ничем не пахнет.

- А теперь закройте глаза.( Воспитатель добавляет жидкое мыло.)

- Откройте глаза и понюхайте. Чем пахнет вода?

 Ответы детей  (Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавили.)

Вывод. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

4-ое свойство – воде можно придать запах.  (картинка)

Наши исследования подошли к концу. Снимите фартуки.

-  А наши опыты мы отправим Фиксикам.

-Я благодарю вас  за помощь. А Фиксики  дарят  вам   мыльные пузыри.

 Нам пора. А  возвращаться будем так же на пароходе.  

3.Заключительная часть.

Вот мы и вернулись в свою группу.

- Ребята, понравилось ли вам быть учеными ?

- Что интересного вы узнали сегодня?

-О чем вы сегодня расскажите своим родителям?  Ответы детей.        Или предложить детям показать смайликами (веселыми или грусными), понравилось ли им занятие.

Молодцы! Мне  очень понравилось сегодня с вами работать.

-Спасибо. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Проект «Вода !Вода!- Кругом вода!»

Очень важно научить людей,и особенно детей,наше будущие поколение-бережному отношению к воде.На сколько не комфортно мы себя чувствуем,когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым!И в то же время...

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Вода. Три состояния воды. Как сохранить воду чистой"

Конспект совместной НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы...

Открытое тематическое занятие "Царица-Вода" или "Вода, вода, кругом вода" для детей младшего возраста.

План ткрытого занятия на тему полезности и важности воды для детей 2-3 лет....

"Вода, вода- кругом вода" (эксперименты с водой)

В нашем мире мы не можем обойтись без воды. Она — основа всей нашей жизни. Но кроме поддержания нашего организма, вода может выполнять множество разных функций, в том числе развлекательную и познавате...