Проект "Смотрю в семью, как в зеркало..."
проект (средняя группа)

Ольга Викторовна Бахметьева

Педагогический проект в рамках нравственно-патриотического воспитания детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya_na_sayt.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «В хорошей семье вырастают хорошие дети…»

народная мудрость.

Актуальность. Семья – это основной и самый главный социальный институт в жизни ребенка. Именно в семье он получает первый опыт: что такое хорошо, а что плохо, как можно поступать, а как нельзя. Важность семейного воспитания обусловлена тем, что значительную часть своей жизни ребенок находится в семье. В ней закладываются основы личности ребенка. Именно поэтому, на наш взгляд,  проект «Смотрю в семью, как в зеркало…» поможет раскрыть потенциал семьи, показать ребенку ценности и традиции семьи, узнать свою семью более глубоко.

Семья и семейные ценности - это два понятия, которые не могу существовать друг без друга. Семейные ценности не могут существовать вне семьи. А семья не может существовать без наличия в ней основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. И нам, педагогам, важно донести это как до детей, так и до родителей.

В настоящее время многие родители заняты построением карьеры, зарабатыванием денег и другими делами, которые не позволяют уделять достаточного количества времени воспитанию детей. Воспитание сводится к удовлетворению физических потребностей ребенка - накормить, одеть, купить телефон и т.д. И на этом фоне совершенно теряются нравственные основы воспитания. Современная семья нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, восстановлению связей между поколениями. Укреплению, а может и становлению, этих связей способствует совместный досуг, совместное творчество, результатами которого семья может поделиться с другими участниками проекта.

Именно в семьи начинается нравственное воспитание ребенка. Задача педагогов детского сада научить ребенка любить свою семью, уважительно относиться к родителям, помогать и заботиться о бабушках и дедушках. А с любви к своей семье начинается любовь к Родине. Через изучение своей семьи, ее традиций, ценностей, увлечений формируются основы патриотического воспитания. И гражданско-патриотическое воспитание - одно из самых важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. Поэтому так важно раскрыть для ребенка потенциал его семьи, обозначить важные и значимые моменты, которыми он может гордиться, показать успешность и единство семьи.

Цель проекта: расширять знания детей о семье, семейных ценностях и традициях.

Задачи:

 ОО «Социально - коммуникативное развитие»:

  1. Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым (родители, педагоги) и детьми.
  2. Учить проявлять заботу и доброе отношение к членам своей семьи.
  3. Формировать представления о родственных отношениях.
  4. Приобщать детей к  традициям и праздникам семьи.
  5. Воспитывать уважительное отношение к своей семье.

ОО «Познавательное развитие»:

  1. Расширять знания детей о семье.
  2. Способствовать развитию поисковой активности детей и познавательного интереса в  рамках заданной темы.
  3. Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.
  4. Познакомить с понятием «генеалогическое дерево семьи».
  5.  Учить использовать полученные знания о семье  в повседневной жизни.

ОО «Речевое развитие»:

  1. Познакомить детей с произведениями о семье.
  2. Формировать знания о семье через пословицы и поговорки, как элементы устного народного творчества.
  3. Создание условий для развития связной речи, путем рассуждения, описания и повествования на тему «Семья».
  4. Развивать диалогическую речь детей в рамках темы проекта.
  5. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими членов семьи.

ОО «Художественно - эстетическое развитие»:

  1. Развивать творческую активность и воображение детей в процессе продуктивной деятельности.
  2. Учить передавать впечатления от совместного семейного творчества.
  3. Воспитывать интерес и уважение к предметам, изготовленным руками близких людей.
  4. Развивать конструктивно - модельную деятельность.
  5. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

ОО «Физическое развитие»:

  1. Накапливать и обогащать двигательный опыт детей через подвижные и малоподвижные игры.
  2. Закреплять представление о необходимости регулярных занятий физкультурой для укрепления физического и психического здоровья дошкольника.
  3. Формировать основы здорового образа жизни и навыки по сохранению, укреплению и поддержанию своего здоровья.

Участники проекта:

  • дети среднего дошкольного возраста;
  • воспитатели группы;
  • родители.

Разработчики проекта:

Воспитатели средней группы «Солнышко»:

Бахметьева Ольга Викторовна,

Кондрашина Татьяна Владимировна.

Сроки реализации проекта:

Проект  «Смотрю в семью как в зеркало…» является среднесрочным и рассчитан на реализацию в ноябре, декабре, январе 2019-2020 учебного года.

Предполагаемые результаты  реализации проекта:

  1. Расширены знания детей о семье, семейных ценностях и традициях.
  2. Обогащен словарный запас и образная речь детей пословицами о семье, прилагательными, характеризующими членов семьи.
  3. Сформированы устойчивые знания о родственных связях.
  4. Сформировано желание проявлять творческую  и познавательную активность, участвовать в совместной деятельностью как с детьми, так и со взрослыми - воспитателями и родителями.
  5. Усвоены знания детей о роли каждого члена семьи в ее жизни.

Итоговое мероприятие: «Моя семья - моя радость!»

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

Цель: создание условий для реализации проекта, привлечение родителей для участия в проекте совместно с детьми.

  1. Постановка целей и задач проекта.
  2. Составление перспективного плана мероприятий.
  3. Изучение литературы по теме, определение основных направлений по работе над проектом.
  4. Подбор наглядно - демонстрационного и дидактического материала.
  5.  Создание развивающей среды в группе.
  6. Знакомство родителей с проектом, привлечение  к совместному участию.

Основной этап:

Цель: непосредственная реализация проектной деятельности:  расширение знаний  детей о семье, семейных ценностях и традициях ; развитие познавательной активности детей; формирование у детей желания участвовать в совместной деятельности по ходу реализации проекта.

  1. Беседы.
  2. Разучивание народных пословиц по теме.
  3. Совместная деятельность детей и педагога: создание открыток в технике «аппликация»- «Ромашка - символ семьи!»; постановка сценки «Ушки- неслушки» по Г. Браиловской.
  4. Совместная деятельность детей и родителей: стенгазеты «Традиции нашей семьи», книги рецептов «Кулинарная книга группы «Солнышко» (семейные рецепты)», создание родословной семьи Чернобровкиных.
  5. Дидактические игры.
  6. Сюжетно - ролевые игры.
  7. Разучивание малоподвижных и пальчиковых игр по теме проекта.
  8. Художественное творчество.
  9. Чтение художественных произведений по заданной теме.
  10.  Самостоятельная познавательная деятельность.
  11. Взаимодействие с родителями: выставка «Золотые руки нашей семьи», анкетирование «Большая книга хорошей семьи».

Заключительный этап:

Цель: закрепить полученные знания; использовать их в игровой деятельности и повседневной жизни.

  1. Свободная игровая деятельность детей с использованием атрибутов для сюжетно - ролевых игр изготовленных по ходу проведения основного этапа.
  2. Совместная деятельность в рамках проведения итогового мероприятия.

План реализации проекта «Смотрю в семью, как в зеркало…»

Вид деятельности

Содержание деятельности

Участники

Подготовительный этап

Коммуникативная

Беседа на тему «Моя семья» (семья глазами ребенка)

Воспитатели, дети

Аналитическая

Анкетирование родителей

Воспитатели, родители

Коммуникативная, познавательная

Оформление наглядно-текстовой информации «Семейные традиции»

Воспитатели, родители

Игровая

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Дети

Основной этап

Познавательная, коммуникативная

Беседа на тему «Наша дружная семья»

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Подборка сказок о бабушках и дедушках

Воспитатели

Игровая

Дидактическая игра «Кому что?»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Выставка «Мы вас любим!» (ко Дню Пожилого человека)

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Аппликация «Ромашка - символ семьи»

Воспитатели, дети

Игровая

Сюжетно - ролевая игра «Мама пришла с работы»

Воспитатели, дети

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения А. Шибаева «Что может быть семьи дороже?»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Изготовление стенгазет «Традиции моей семьи»

Дети, родители

Игровая, коммуникативная

Игровая ситуация «Помощники» (Н.Ф. Губанова)

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Беседа на тему «Моя мама»

Воспитатели, дети

Восприятие художественной литературы

Чтение сказки «Волшебная семья» И.Гамазкова

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная, творческая

Изготовление книги «Кулинарная книга группы «Солнышко» (семейные рецепты)»

Воспитатели, дети, родители

Игровая

Дидактическая игра «Обязанности в семье»

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Создание книги «Моя семья - моя гордость!»

Воспитатели, дети

Музыкальная

Разучивание песни «Моя семья» А.Ермолова

Воспитатели, дети

Игровая

Малоподвижные игры «Семейная зарядка», «Маме надо отдыхать», подвижная игра-хоровод «Всем, Надюша, расскажи» (музыка И. Лученка).

Воспитатели, дети

Коммуникативная, познавательная, творческая

Создание книги – анкеты «Большая книга хорошей семьи»

Воспитатели, родители

Творческая, конструирование

Конструирование «Строим дом»

Воспитатели, дети

Восприятие художественной литературы

Чтение сказки «Красная шапочка» Ш.Перро

Воспитатели, дети

Познавательная, коммуникативная

Разыгрывание ситуации «Умеем хозяйничать!»

Воспитатели, дети

Восприятие фольклора, коммуникативная

Коммуникативная игра «Объясни пословицу».

Воспитатели, дети

Познавательная, социально-коммуникативная

Составление родословной семьи Ани Чернобровкиной

Семья Чернобровкиных

Творческая

Выставка семейных творческих работ и увлечений «Золотые руки нашей семьи»

Воспитатели, родители

Заключительный этап

Самостоятельная деятельность детей

Игровая деятельность детей, основанная на полученных знаниях в ходе проектной деятельности, с использованием русских народных элементов ряженья и атрибутики, изготовленной в процессе реализации проекта.

Дети

Творческая совместная деятельность детей и взрослых

Итоговое мероприятие

«Моя семья - моя радость!»

Воспитатели, дети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети - зеркало семьи!

Семья это самое главное слово для каждого человека! Не зря говорят, что глаза-зеркало души, ведь они отражают наши мысли, наш внутренний мир, также и ребенок является отражением того, что происходит в...

Ребенок - зеркало СЕМЬИ

Воспитать ребенка здоровым -- значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни....

Родительский всеобуч «Ребёнок – зеркало семьи»

Форма проведения: практикум для родителей детей старшей группы детского сада.Цель: способствовать повышению педагогической компетентности родителей в вопросе воспитания детей  собственным примеро...

Проект Ребёнок - зеркало семьи.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребёнок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировани...