Мастер-класс: "Формирование положительного образа семьи посредством организации культурно-досуговой деятельности с родителями."
статья

Порцева Юлия Сергеевна

Дошкольное детство - это период в жизни ребенка, когда он учится чему - либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий, делает все с удовольствием и интересом, ребенок погружается в социальное пространство семьи и окружающей среды, где закладываются основы его формирования как личности, сущностью которой является процесс взросления и вхождения в социальный мир взрослых. Именно с дошкольного возраста необходимо развивать социальные качества, воспитывать позитивное восприятие и отношение к окружающим, воспитывать стремление к самостоятельным начинаниям, способность решать свои проблемы за свой счет, так как адаптироваться к окружающей среде могут только личности, обладающие социокультурным, интеллектуальным потенциалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование положительного образа семьи посредством организации культурно-досуговой деятельности с родителями.

Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса: «Формирование положительного образа семьи посредством организации культурно-досуговой деятельности с родителями.» С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из прошлого до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Соберём ожерелье из жемчужин народной мудрости: (спросить)

«В гостях хорошо, а дома лучше», «Не красна изба углами, а красна – пирогами», «В семье согласно, так и дело идёт прекрасно», «Когда семья вместе, и сердце на месте», «Не дом хозяина красит, а хозяин дом».

Семья даёт ребёнку главное – то, что не может дать ни один другой социальный институт: личностную связь и единство с родными.

Становление положительного образа семьи – одна из важных задач духовно-нравственного воспитания в детском саду.

За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали воспитать полноценного члена общества. У такого человека много характеристик, одна из важнейших, причём вневременная – быть «добропорядочным отцом, или матерью семейства», как отмечал И. Бестужев-Лада. Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. То, как ребенок будет относиться к себе, к окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. И при умелой организации культурно-досуговой деятельности, мы, совместно с родителями воспитанников можем повлиять на становление положительного образа семьи у детей через знакомство с лучшими образцами семейного воспитания.

Как же лучше организовать эту деятельность?

Предлагаю вместе разработать памятку по разработке алгоритма организации работы с родителями.

Во-первых, конечно, планирование: разработка плана работы с родителями на год, где основной целью будет являться формирование партнёрских отношений с семьёй посредством включения родителей в образовательный процесс, как полноправных участников с учетом нормативно – правовой базы ДОУ (разного уровня)

Федеральный уровень – ФГОС ДО (цели, принципы, задачи работы с родителями)

Муниципальный уровень -  (план работы на год МОУО)

Локальная нормативная база ДОУ – годовые планы, ООП

Проверяем. Слайд

2. Информационно-консультативная деятельность

 определение и формулирование социального заказа родителей, определение приоритетов в содержании образовательного процесса;

- анкетирование, опрос родителей, для выявления их возможностей и желания участвовать в мероприятиях и формирование творческого актива родителей(творческая мастерская, выявление артистических способностей, видеосъемка, подготовка детей)

- подгрупповые и индивидуальные консультации;

- интернет-сайт ДОУ;

- презентация мероприятий; и др.)

Слайд  + 4 слайда творческая мастерская

  1. Просветительская деятельность  - знакомство с содержанием образования

(музыкальная гостиная (приглашение родителей на занятия по программе «Синтез» - часть, формируемая участниками образовательных отношений)

- совместная разработка учебных пособий (музыкальная панель) и дидактических игр;

- информационные буклеты по заявленным родителями проблемам;

- виртуальные экскурсии и др.)

Слайд + 4 слайда

4. Практико-ориентированная  методическая деятельность и культурно-досуговая деятельность:

- дни открытых дверей;

- практические семинары; - коллективные творческие дела;

- открытые занятия;

- детско-родительские проекты;

- смотры-конкурсы и др.

Проверяем. Слайд.

Так в своём плане работы с родителями я вычленила наиболее яркие традиционные мероприятия, которые мы проводим совместно с семьями воспитанников в течении года.

Слайд

При разработке данных мероприятий учитываем современные формы проведения (квесты) и включаем современные образовательные технологии (интерактив, Икт, Игровые- коммуникативные игры, развивающие – графическое моделирование, мнемотехника)

  • «Гуси-лебеди» интерактивная сказка с родителями («День Матери»)
  • 23 февраля «Эстафета с папами» в городском центре спортивных сооружений
  • «День семьи» (конкурсная программа)
  • «День отца» -  квест «Лучше папы друга нет, поверьте»
  • Новый год -  театрализованный квест «Новогодние приключения Маши и Вити»
  • Семейная музыкальная игра «Знатоки музыки»
  • Поход «Кросс нации»

 (- физкультурно-спортивные мероприятия;

- акции;

- музыкальные праздники;

- день ребенка, семьи, детского сада, группы и т.д.;

- экскурсии ,игровые семейные конкурсы, викторины и др.)

Слайды (последний поход)

  1. Индивидуально-ориентированная деятельность, рефлексия  (проведение собеседований один на один с родителями ребенка для обсуждения достижений и трудностей в развитии ребенка, а также для получения информации об ожиданиях, целях, опасениях и потребностях родителей; отчеты об успехах каждого ребенка; организация вечеров для родителей с обсуждением, способствующих обмену обычаями и практикой воспитания детей; - работа с картой индивидуального развития  ребенка; и др.)

Слайд

Наша с вами совместная деятельность сегодня будет посвящена тому, как сделать интерактивное мероприятие с родителями более грамотным, интересным, запоминающимся. А главное научиться делать его самостоятельно.

Нам предстоит вывести алгоритм создания мероприятия с родителями и продемонстрировать готовый продукт творчества.

Сейчас я предлагаю вам объединиться в небольшие творческие группы (5 - 6 человек)

Слайд

Алгоритм - система операций применяемых по строго определённым правилам для решения какой-либо задачи (составления и разработки сценария праздника)

Алгоритм -_последовательная программа действий, или заданная схема по составлению конкурсных программ.

1. Для начала вспомним из каких этапов состоит любое мероприятие. Перед вами набор зелёных карточек, на которых написаны этапы организации мероприятия. Ваша задача разложить их в правильной последовательности.

Этапы проведения мероприятия (слайд)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

ОПЕРАТИВНОЕ РУКОВОДСТВО

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И АНАЛИЗ

Сравниваем, исправляем. Слайд

С этапами разобрались. Но успех каждого этапа зависит от того, насколько вы будете правильно соблюдать правила при организации мероприятия.

Сейчас я предлагаю вам ознакомиться с правилами организации мероприятия и дополнить их по необходимости.

Слайд

Правила:

Получив задание - разберись в нём.

Определите, что вам может понадобиться в работе; составляя план дела - не стройте воздушных замков, будьте реалистом. Не пренебрегайте опытом других - он ваш помощник.

Учитывайте возможности коллектива.

Каждый несёт персональную ответственность за свой участок работы.

Работа должна быть понятна каждому.

Координируйте свою работу. Доверяй, но проверяй.

Чёткая предворительная организация, сценарий, ведущий - ключ к мероприятию.

Итоговый анализ - залог успеха в дальнейшем.

Какие бы еще правила добавили Вы?

2. Мы с вами разобрали этапы и правила проведения мероприятий, ознакомились с правилами, но насколько оно будет интересным зависит от многих факторов. Одним из важных является форма проведения. Какие формы проведения мероприятий знаете вы?

Молодцы. Слайд

II.  Формы

- Конкурсные программы

- Беседы

- Музыкальная гостинная

- Виртуальные экскурсии

- Линейка

- Поход

- Квест

- Выставка

- Дискотека

- Концерт

- Праздник

- Шоу

- Спектакль

- Смешанные формы и др.

Часто мероприятие содержит несколько форм.

Называют формы, затем проверяем.

 Слайд

Давайте определимся, какую форму мероприятия мы выбираем.

 Конкурсная программа, посвященная Дню семьи.

- Какие цели и задачи перед нами стоят на ваш взгляд?

Цель: сплочение детей и родителей, установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

формирование положительного образа семьи, воспитание ответственного отношения детей к семье, как базовой ценности общества.

Слайд

Задачи:        

1. Развивать коммуникативные качества ребенка — свободное общение с взрослыми и детьми;

2. Воспитывать уважительное и доброжелательное отношение к членам семьи

3. Гармонизировать детско – родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

4. Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

     5.  Стимулировать стремление личности к творчеству, оригинальности, самовыражению.

Слайд

III. Генерирование идей

Самое сложное в подготовке мероприятия - это придумать идею, сюжет. Идея должна быть оригинальна, интересна, реальна, реализуема.

Есть несколько способов накидывания идей. Один из способов - мозговой штурм.

Существует легенда о том, как появилась эта форма.

Давным-давно из одной страны в другую плыл корабль. И когда путешествие подходило к концу, и на горизонте показался берег, корабль натолкнулся на подводный риф. Корабль получил пробоину и начал тонуть.И тогда капитан сказал, чтобы все предлагали варианты выхода из ситуации, пусть они будут даже нелепые. Было много вариантов. И среди них нашёлся такой: на корабле был очень толстый толстый, и его пятой точкой было предложено заткнуть пробоину. Так поступили и доплыли до берега. Не знаю было это на самом деле, или нет.

Слайд

В мозговом штурме есть свои принципы:

- Выбирают как можно больше идей

- Все идеи записываются

- Ни одна идея не отрицается

- Ни одна идея не обсуждается (для этого придёт время)

Но есть ещё одна форма поиска идей. Сейчас мы с вами посмотрим её в действии.

Перед вами оранжевый лист, на котором три колонки. Заполняем.

ГДЕ?

В КАКОЙ ФОРМЕ?

ДЛЯ КОГО?

На крыше

Концерт

Для пионеров

В школе

Экскурсия

Для пенсионеров

В подвале

Конкурс

Для толстяков

На площади…

слет

Для малышей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Теперь надо соотнести интересные ячейки всех трех столбиков и получить готовые идеи.

Молодцы!

 

В основе написания сценария любого мероприятия лежит определённый алгоритм, ключевые слова которого: для кого, зачем, как.

Когда Сергею Образцову журналисты задали вопрос: «Как вы готовите спектакль для детей?» - он ответил: «Сначала отвечаю на вопрос, для кого готовлю спектакль (определение адреса и возраста), потом отвечаю на вопрос, зачем я ставлю этот спектакль (определение цели), и только потом я  отвечаю на вопрос, как  надо делать спектакль (определение методики)».

 

А теперь перейдем от теории к практике.

Для кого? Определяем участников – семьи с детьми и болельщики

Форма – конкурсная программа

         Где? – музыкальный зал

Следующий этап – непосредственно разработка сценария.

Отразите ЗАЧИН , основная часть. Окончание

АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЯ

Цель

Форма

Разработка сценария

Привлечение участников образовательных отношений

Техническое оформление

Рефлексия

Слайд

После разработки сценария – продумать, как привлечь зрителей, болельщиков, игроков, как их поощрить и возможность привлечь спонсоров.  возможно какие-то финансовые потоки.

(Группа ватсап, Сайт ДОУ. Объявление) но приглашаем целенаправленно те семьи, которые могут продемонстрировать лучшие образцы семейного воспитания

Следующий этап – Техническое оформление  -  продумать музыкальное сопровождение, отражающее эпоху, декорации, костюмы, реквизит.

Важный этап – Рефлексия – продумать, что получилось более удачно, что менее и почему. Как улучшить качество.

Вы отлично поработали! 

Слайд

Вывод – объединение родителей на основе творчества помогает нашему коллективу создать условия для реализации требований  ФГОС ДО – вовлечение семей как полноправных партнеров в образовательную деятельность , поддержка образовательных инициатив семей.

Слайд

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Формирование сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров»

Всем известно, что для детей раннего возраста очень полезны игры и занятия, с помощью которых мы развиваем мелкую моторику руки.Организация игр на развитие мелкой моторики – дело несложное, и дл...

Мастер - класс "Формирование познавательной активности детей через экспериментирование посредством экологической сказки"

Уважаемые коллеги! Я рада вас видеть на своём мастер - классе.В современном мире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающей среды, исчезновение растений и живо...

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»

МАСТЕР-КЛАСС: «Формирование у педагогов здорового образа жизни»...

Мастер- класс «Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий»

Мастер - класс "Формирование предпосылок инженерного мышления старших дошкольников посредством ЛЕГО технологий"...