Мир профессий. Семинар - практикум с педагогами ДОУ
материал

Тютикова Жанна Александровна

Семинар - практикум раскрывает возможности организации работы в дошкольном образовательном учреждении по ранней профориентации дошкольников; знакомит педагогов с профессиями будущего и активизирует их профессиональный и личностный рост в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy._seminar-_praktikum_s_pedagogoami_dou.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»

Мир профессий

Семинар - практикум с педагогами ДОУ

Юрга

2020

Цели: повышение профессионализма педагогов по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Раскрыть педагогам современные тенденции в сфере труда в мире профессий.

2. Познакомить педагогов с профессиями будущего.  

3. Активизировать профессиональный и личностный рост педагогов в области ранней профориентации.

Оборудование: листы бумаги и ручки для записей, проектор для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты.

Ход семинара - практикума

1. Теоретическая часть

Если человек не знает,

к какой пристани он держит путь,

 для него ни один ветер не будет попутным

 Философ Сенеки

Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет

К.Д. Ушинский

В настоящее время ранняя профориентация является актуальным направлением деятельности современных образовательных организаций. Результаты социологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что, значительная часть молодежи, делают свой профессиональный выбор разрозненно, мозаично и противоречиво, под влиянием информационного поля окружающих субъектов (сверстников, родителей, публичных личностей и др.). Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных и финансовых результатов.

Следует констатировать, что среди молодежи утратили свою популярность рабочие профессии. Ориентируясь на получение профессионального образования как такового, без учета склонности к профессии, фактически ради диплома, молодые люди испытывают неудовлетворенность собственным профессиональным выбором и, как следствие, теряют мотивацию к труду. В связи с этим важно ориентировать молодых людей на выбор направлений профессионального образования и получение профессий, востребованных предприятиями и организациями региона.

И работу в этом направлении необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в этот период активно формируются личностные механизмы поведения и самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в данном направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку сделать профессиональный выбор осознанно, самостоятельно и стать успешным. Уже в дошкольном возрасте у детей возникает интерес к профессиональной деятельности взрослых, результатам их труда, отношению к труду, развитие социальной перцепции. Удовлетворяя свой интерес, ребенок приобретает такие знания, которые обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач,  понимание значения профессионального труда в жизни общества и каждого человека

Кроме этого, специалисты сферы профориентации, предприниматели, бизнесмены прогнозируют изменения на рынке труда. А именно.

Большинство профессий, которые существуют сейчас, в будущем существовать не будут, и мы это прекрасно понимаем. Развитие интернета, интенсификация информационных потоков приводят к тому, что смысловые и культурные ландшафты меняются, а вслед за ними меняются и профессии.

С появлением новых современных автоматизированных технологий прогнозируется то, что в перспективе в нашем обществе больше не нужно будет такое количество водителей, учителей и юристов широкого профиля. Так же не нужно будет столько строителей, потому что дома будут печатать на 3D-принтерах, и если раньше для постройки дома требовалось бы, условно, 100 строителей, 10 инженеров и 5 прорабов, то в будущем потребуется 30 инженеров и 10 строителей. Привычные нам процессы кардинально меняются, и темп этих изменений будет только увеличиваться — все, что может быть автоматизировано, будет автоматизировано.

Горизонт планирования жизни наших детей и их выхода на рынок труда — это 2030-е годы. К этому времени многих профессий действительно больше не будет. Поэтому и мы, как педагоги должны соответственно подготовить будущих специалистов, востребованных на современном рынке труда.

В связи с этим, нам самим необходимо информационное обновление и расширение имеющихся знаний и представлений, которые помогут сформировать необходимые социально - личностные и знаниевые компетенции у детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть

Введение:

- Сегодня мне хотелось бы предложить Вам,. уважаемые коллеги, игры и упражнения, которые помогут Вам:

а) актуализировать имеющиеся знание о мире профессий,

б) настроиться на повышение своей профессиональной компетентности в области ранней профориентации,

в) пополнить Вашу профессиональную копилку для работы с детьми.

Упражнение "Похвали себя"

Инструкция: 

- Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.

Обсуждение:

- Поделитесь, как Вам было при выполнении этого упражнения?

Очень важно человеку знать и никогда  не забывать о своих достоинствах, так как именно они помогают нам не "падать" духом, воодушевляют на новые достижения, формируют нашу положительную самооценку.

- Когда мы, взрослые знаем и умеем правильно учитывать свои сильные стороны и достоинства, мы сможем научить этому и наших детей. Ведь самопонимание, самосознание ребенка формируется именно через отношение к нему близких взрослых: родителей и педагогов.

Разминка (для групповых ответов)

- Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахером)

- Кто погружается в работу с головой? (водолаз, дрессировщик тигров)

- Кто горит на работе? (пожарный)

- Кто работает со вкусом? (дегустатор (в переводе с лат. - "отведыватель")

- Какой водитель смотрит на землю с высока, парит в облаках? (пилот, летчик, космонавт)

- Кто работает играючи? (актер, музыкант - исполнитель)

- Кто живет и работает припеваючи? (певец)

- Человек, работающий с напряжением, это ... Кто? (электрик)

- Кто может взять в тески? (Столяр)

- Профессиональный позёр - это ...Кто? (натурщик, модель)

- Как называю профессионала, набивающего цену молотком? (аукционист - ведущий аукциона)

- Кто из учёных ворон считает? (орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение)

- Какой специалист мягко стелет? (горничная в гостинице)

- Самый сладкий мастер? (кондитер)

- Зверский доктор - это ... Кто? (ветеринар)

Работа в командах

Задание № 1 "Подбери синонимы"

Инструкция:

- Рассчитайтесь по принципу: специальность, квалификация, должность и профессия и разделитесь на четыре команды.

Каждой команде необходимо придумать синонимы к современным профессиям в списке.  

После выполнения команды зачитывают свои ответы.

Список профессий

- педагог - …учитель, преподаватель;

- врач - …лекарь, доктор;

- стоматолог - …дантист, зубной врач;

- портниха - …швея;

- сторож - …охранник;

- воспитатель - …наставник;

- летчик - …пилот;

- космонавт - …астронавт;

- шофер - …водитель;

- кочегар - …истопник;

- повар - …кулинар»

- экскурсовод - …гид;

- рудокоп - …шахтер;

- парикмахер - …цирюльник;

- каскадер - …трюкач.

Задание №2  «Профессии   21 века»

Инструкция:

 - На одной карточке даны описания  самых необычных профессий будущего. Ваша задача выбрать из предложенного списка,   соответствующую описанию профессию:
ИТ-медик, разработчик BIG DATA, организатор интернет –сообществ, сетевой юрист, проектировщик нанотехнологических материалов, цифровой лингвист.

1) Специалист с хорошим знанием ИТ, создает  базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для  лечебного и диагностического оборудования.

2) Специалист, который проектирует систему сбора и обработки  больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает  интерфейсы сборки  и сами аналитические  модели.

3) Специалист по организации  и моделированию электронных форумов, игровых   образовательных площадок  в Сети.

4) Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы  правовой защиты человека и собственности  в Интернете (включая виртуальную собственность).

5) Профессионал, занимающийся моделированием   свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических  материалов   с помощью цифровых технологий. Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.

6) Профессионал, разрабатывающий  лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе  сематический поиск в Интернете) и новые  интерфейсы общения между  человеком  и компьютером  на естественных языках.

Правильные ответы проверяются после выполнения при демонстрации слайда:

Профессии   21 века

ИТ-медик

Специалист с хорошим знанием ИТ, создает  базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для  лечебного и диагностического оборудования

Разработчик BIG DATA

Специалист, который проектирует систему сбора и обработки  больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает  интерфейсы сборки  и сами аналитические  модели.

Организатор интернет –сообществ

Специалист по организации  и моделированию электронных форумов, игровых  образовательных площадок  в Сети.

Сетевой юрист

Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы  правовой защиты человека и собственности  в Интернете (включая виртуальную собственность).

Проектировщик нанотехнологических материалов

Профессионал, занимающийся моделированием   свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических  материалов   с помощью цифровых технологий..Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.

Цифровой лингвист

Профессионал, разрабатывающий  лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе  сематический поиск в Интернете) и новые  интерфейсы общения между  человеком  и компьютером  на естественных языках.

Упражнение «Реклама»

Инструкция:

- Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.

Каждой команде раздаются  карточки с одной из профессий: экскурсовод, дизайнер, парикмахер, стоматолог. На столах находятся листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты. Каждая команда рекламирует свою профессию.

Упражнение «Профессия на букву»

Инструкция:

- Я сейчас буду называет букву. Задача команд — назвать профессию на эту букву. Приветствуются не совсем распространенные профессии. Если названная профессия не известна остальным командам, назвавшая ее команда должна пояснить смысл профессии.

Примечание: чтобы придать игре комический эффект, можно в конце попробовать называть профессии на сложные буквы (Щ, Я, Ю и пр.).

Пантомима «Угадай профессию»

Инструкция:

-  Сейчас у вас появится возможность стать актёрами пантомимы. Каждая группа изобразит заданную профессию, используя только мимику и жесты (кинолог, таксист, учитель любой специальности, ди-джей). Задача команд – догадаться, о какой профессии рассказывает пантомима.

Рефлексия семинара - практикума

Участники оценивают значимость семинара - практикума с помощью метода незаконченного предложения.

1. Сегодня на занятии я узнала __ _____________________________________.

2. Я научилась _____________________________________________________.

3.В работе мне пригодится ___________________________________________.

4.Особенно мне понравилось _________________________________________.

Интернет ресурсы:

1.https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/9487/1/%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%9D.%D0%92._%D0%9F%D0%9F%D0%9E%D0%B1%D0%B7_1403%D0%94.pdf

2.https://rosuchebnik.ru/material/klassnyy-chas-po-proforientatsii-kak-nayti-svoye-prizvanie-33063/

3. https://zen.yandex.ru/id/5a2cd210a815f1e7d2fcb89c


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...

2021г. Районный семинар – практикум для педагогов Дзержинского района на тему: «Интеллектуальное развитие взрослых и детей» , презентация к семинару.

Интеллектуальное развитие – это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: занятиях, познавательных действиях, способностях и др.; оно осущест...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство дошкольников с разнообразием инженерно-технических профессий в Уральском регионе»

Слово «инженер» произошло от латинского ingenium - способность, изобретательность. Инженер – это человек, которые способен к работе с техникой, к техническому творчеству.  Благо...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Лэпбокс "Профессии"

Лэпбокс материал для педагогов работающих с детьми с ЗПР...