Особенности музыкального воспитания в детском саду.
статья

Болотова Марина Николаевна

В своей работе я попыталась рассказать об особенности музыкального воспитания в детском саду, а также об актуальных проблемах и путях их решений.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

    Музыкальное воспитание – это развитие и формирование личности ребёнка различными средствами музыки. Дошкольное музыкальное воспитание в настоящее время играет в жизни ребёнка важную роль для его эмоционального развития. Именно в наше непростое время, время информационных технологий, дети лишены способности  к самостоятельной  творческой деятельности, им заготовлены схемы действия по определённым схемам, алгоритмам и лекалам.

    Для того чтобы музыкальное воспитание дошкольников было на должном уровне, не нужно ничего изобретать, необходимо лишь вспомнить работы   наших корифеев  В.А. Сухомлинского,  В.Н. Шацкого, Б.В. Асафьева. Воспитательные возможности музыки признавали многие выдающиеся умы прошлого. Значение влияния музыки на личность отмечали античные философы: Аристотель, Пифагор, Платон. Значение музыки в развитии детей подчеркивают в своих исследованиях отечественные педагоги Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова.В.А. В.Кенеман… Да, время меняется, дети меняются,  но потребность к  музыке у ребёнка остаётся. Ребёнок должен петь песни по своему возрасту, слушать качественную, проверенную временем музыку. Почему-то мы до сих пор поём малышу на ночь колыбельные  песни, и ничего другого. И это правильно. Но менять всю систему дошкольного образования, да и школьного тоже, причём сначала ФГТ, не пошло, теперь ввели ФГОСы. А ребёнок между тем не игрушка, на нем нельзя экспериментировать. Да, согласна, исходить нужно от личности ребёнка, но  не надо возводить его у него должны быть не только права, но и посильные обязанности.

     К сожалению,  сейчас в садиках каждый месяц проходят утренники и  развлечения. В марте мы проводим утренник, посвященный Женскому дню, а осенью вдруг нас обязали проводить День матери. Зачем нам этот дубляж, день, пришедший к нам извне?  Возьмём подготовительную к школе группу: за 30 минут ребятам нужно выучить песни, прослушать произведение, выучить танец или хоровод, поиграть на музыкальных инструментах, да ещё пальчиковая  гимнастика, музыкально - дидактические игры… И когда каждый месяц ребят только натаскиваешь на очередное шоу, какое же будет качество музыкального воспитания.  Раньше было 5 основных праздников: осень, зима, 23 февраля, 8 марта и весна, в подготовительной группе ещё прибавлялся  выпуской  праздник.  Фольклорные праздники (Масленица например) проходили на улице живо и весело.  А сейчас, только до Нового года дети должны быть готовыми ко Дню знаний, Дню пожилого человека, Дню  матери, к Осеннему  празднику, ко Дню инвалида, затем - Новый год, ну и дальше по накатанной.  Избыток праздников мешает планомерному музыкальному развитию детей, вносит в работу элементы «показухи», нервозность в общении педагога с детьми.  

Но мы со специалистами и воспитателями нашли выход из такого положения, а именно: День матери проходит в семейном клубе «Подсолнух» с совместными играми с мамами,  23 февраля проводит физорг, на День пожилого человека и День инвалида мы проводим выездные концерты в Пушкинский реабилитационный центр инвалидов, на которых ребята показывают свои таланты перед благодарными зрителями. И ещё один плюс - выезд помогают организовывать родители, они же видят на сцене не только  своих детей, но и результаты моей работы.

    Для получения  к зарплате стимулирующей части приходится ребят возить на  всевозможные конкурсы, которые проходят платно. И хорошо ещё, если конкурс стоит 300 рублей, или 600, некоторые доходят до 2500 рублей. И это для дошколят! На телевидении -  одни шоу для взрослых, появился детский «Голос», но и там творится невообразимый бардак: детских песен звучит очень мало, одна  сплошная попса, стараются петь на английском языке. Я понимаю, хочется показать весь певческий диапазон голосовых данных ребёнка, но когда он поёт в основном на русском языке, жюри такого исполнителя  прокатывает. Ну,  зачем 6- летнему, да даже более взрослому  ребёнку петь на английском, его же родной язык - русский. У нас что, плохие песни? Где сейчас детский хор Попова, или хор Локтева?  Только по интернету и можно послушать их великолепное  пение. А современным детям эти песни вообще неинтересны, они слушают то же, что и взрослые, детских современных песен хорошего качества очень мало. Вот поэтому на нас, как на музыкальных руководителях,  лежит большая ответственность – развить музыкальную культуру маленького человека.

    Сейчас для нас, музыкантов, вышло много разных  программ. Но несмотря на обилие казалось бы правильных слов, которые мы находим в большинстве этих программ, о необходимости развития у детей любви к музыке, творческого начала, способностей, эмоциональности на  практике  существует   натаскивание навыкам и умениям в разных видах деятельности, которые потом служат  нам для составления диагностики в каждой возрастной группе. Очень легко продекларировать: « Необходимо сформировать на выходе из сада у ребёнка основу музыкальной и общей культуры». Это же огромный пласт, который только совместными усилиями с родителями можно приподнять. А порою родителей самих воспитывать надо. Они у нас только хорошо научились жаловаться по каждому поводу.    

И получается: в детском саду натаскиваем, потом в школе опять сплошное натаскивание, за ним -  тестирование, а потом приходит уже сформировавшийся человек в институт - а знаний-то у него и нет, одно сплошное надувательство.  Всё, он вырос потребителем, а не созидателем! Нельзя из образования делать сферу услуг.

     Ребята в любом возрасте с большим желанием включаются в сюжетно - ролевые и театрализованные игры, которые сочетают в себе разные виды искусства: и театр, и оперу, и художественное слово, и изобразительное искусство. В нашем садике я делала постановку детской оперы «Муха - Цокотуха» Красева с ребятами подготовительной к школе группы. Включились в работу:  как сами дети, так и их родители. Родители сшили костюмы, учили с детьми слова, оформляли зал для постановки, ходили в выходные на репетиции, а у ребятишек глаза как горели! Выучили роли и музыкальные партии, затем записали всю постановку на диск, послали его на фестиваль «Театральные таланты», нас отобрали в финал, который проходил на сцене кукольного театра. Ребята, как настоящие артисты, выступали  на настоящей сцене, получили диплом лауреатов 2 степени. Их пригласили в святое святых: ребята увидели, как хранятся куклы, «спят на верёвочках». А это дорогого стоит! Я думаю, что они это своё первое выступление на настоящей сцене запомнят на всю жизнь. И, конечно, музыкальное оформление «Мухи - Цокотухи» - отдельная песня, нашла её в Интернете. И, самое главное, эта детская опера была написана в прошлом веке только для детей с целью развития музыкального, эстетического, театрального и общего развитии. Побольше бы таких произведений! Музыкальные дети были задействованы в постановке «Мухи Цокотухи», а остальные не были задвинуты, нет, они приняли участие в Рождественской постановке «Что приснилось Жене»  и выступали на сцене в Центре ремёсел, заняли почётное 3 место среди школ и детских садов.

     Вот и получается, что эти музыкально – театрализованные представления являются методом ненавязчивого воспитания и обучения, одной из форм организации деятельности детей. Театральная постановка явилась игрой, а игра в дошкольном возрасте - ведущая деятельность, «внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В своей работе я использую «Музыкальный калейдоскоп» И. А. Кутузовой и А. А. Кудрявцевой и «Навстречу музыке» И. В. Гроздовой,  Е. . Лютовой и Е. В. Никитиной.

       Решение проблем

Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены во ФГОСах. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования привело к  изменениям в области целевых установок, принципов и методов, форм организации педагогической деятельности, способов взаимодействия всех участников образовательного процесса. Образовательная область «Музыка» перестала  существовать отдельно  и  была объединена  с «Художественным творчеством» в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие».

     ФГОС   дошкольного образования решает задачи музыкального образования дошкольников:

● охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Здесь важно соблюдать режимные моменты, перед каждым занятием – регулярная протирка пола и проветривание. Включать между разными формами музыкальной деятельности на занятиях дыхательную и пальчиковую гимнастику.  

● сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой. Здесь необходимо тщательное обследование ребенка!

● формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных и интеллектуальных качеств: физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

● обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ   и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

● формирование социо - культурной (музыкально – образовательной) среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

      Положительным моментом для отслеживания результатов воспитательно-образовательного процесса является и новое требование, обозначенное в ФГОСах: проведение мониторинга не по полученным знаниям, умениям и навыкам, а по формируемым всем коллективом педагогов дошкольного учреждения интегративным личностным качествам детей.

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)». 

Это положение стандарта возлагает на  музыкального руководителя огромную работу по формированию мировоззренческих позиций у ребенка, развитие способности любоваться красотой искусства, природы, чувствовать гармонию и радоваться своей причастности к творчеству. Суметь сформировать устойчивую потребность в общении с музыкальным искусством, развить чувственное, эмоциональное отношение к музыкальной деятельности – вот основная задача педагога - музыканта в ДОУ. Приоритет чувственного, эмоционального восприятия, а не черствых, безжизненных профессиональных знаний теории музыки

Интегративные личностные качества ребенка:

-  уверенность в собственных силах;

 -  любознательность;

 -  способность к волевым усилиям;

 -  самостоятельность;

 -  инициативность;

 -  готовность отвечать за свои поступки;

 -  доброжелательность;

 -  уважительное отношение к семье и социуму.

 -  овладевший необходимыми умениями, навыками" (для осуществления    музыкальной деятельности).

 «Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению».4 Сами попытки ребенка к созиданию, к самовыражению уже есть творчество. 

     И ещё… «Педагоги-музыканты едины во мнении о том, что самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов, отвечающий требованиям художественности и доступности,- народный фольклор – детские попевки, хороводные игры».5    Это объясняется тем, что народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из этих песен очень удобны для детского голоса, они легко усваиваются и поются чисто, без музыкального сопровождения. Это только способствует приобретению опыта музыкальной деятельности. От правильного и грамотного выбора репертуара зависит исполнительское мастерство и дальнейшее музыкальное развитие.   

Используемый материал.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт
    дошкольного образования
  2. Вебинар кандидата педагогических наук, доцента, главного редактора журнала «Музыкальная палитра», директора АНО ДПО «Аничков мост»  Бурениной А.И.

https://www.youtube.com/watch?v=Pr-xIxDiZDw

  1. Б. Головина. Методические подсказки по ФГОС ДО: книга для музыкальных руководителей.
  2. Ветлугина Н. «Художественное творчество в детском саду», 1974, стр. 39.
  3. Гончарова О. В. «Теория и методика музыкального воспитания, 2013, стр. 135.


 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду

Особенности музыкального воспитания в работе с детьми имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...

"Педагогические особенности музыкального воспитания и развития детей раннего возраста".

Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем ...

Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ

презентация музыкального руководителя ДОУ...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Детей с нарушением развития становится все больше. Этому много причин: от неблагоприятных экологических условий, напряженного ритма жизни до развития современной медицины, позволяющей выхаживать недон...

Особенности музыкального воспитания в семье.

Методические рекомендации для родителей по музыкальному воспитанию в домашних условиях....

Особенности музыкального воспитания младших дошкольников

В статье говорится об особенностях музыкального воспитания младших дошкольников,методах и приемах....

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...