Художественно- эстетическое развитие. Рисование на ткани в технике «Узелковый батик»
план-конспект занятия (старшая группа)

Сайт Ялаутдиновой Ангелины Рашитовны

Рисование на ткани в технике «Узелковый батик»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 «Василек» г. Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

452800, Российская Федерация, Республика Башкортостан,

г. Янаул, ул. Якутова, 6

Телефон: 7(34760) 5-39-15; Сайт: 6vasilek.edu-rb.ru

                                                           

                     

Конспект

ООД по «Художественно-эстетическому развитию. Рисование»

Тема: Рисование на ткани в технике

«Узелковый батик»

Группа: старшая группа.

Воспитатель:

Ялаутдинова А. Р.

Конспект ООД по «Художественно-эстетическому развитию. Рисование»

Тема: Рисование на ткани в технике «Узелковый батик»

Группа: старшая группа.

 Цель:  познакомить техникой узелкового батика.

Задачи:

Образовательные: обучить простейшим приемам росписи по ткани в технике узелкового батика;

Развивающие: развивать фантазию, воображение и чувство цвета, мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию; воспитывать аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству; воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.

Форма организации: подгрупповая.

Материалы к занятию: кусок белой ткани 25 на 25, гуашь или акварель, кисть№5, вода, нитки, клеенка для стола.

Словарная работа: искусница, узелковый батик, разноцветный, чудесный, нарядный, праздничный, легкий, квадратный, яркий, шерстяной, шелковый,

Этапы ООД:

Этап

Задача этапа

Вводно- организационный

Формирование интереса к содержанию ООД. Эмоциональный настрой.  

Актуализации

Активизация процесса мышления. Стимулирование интереса. Поощрение детей к высказываниям. Инициирование поиска ответов на вопросы и получение новых знаний.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений)

Закрепление, расширение объема знаний и представлений детей.

Практическая часть

Овладение определенным объемом практических навыков и умений при обучении рисования в технике «Узелковый батик». Овладение умениями работать по   инструкции.

Динамическая  часть (игра, пальчиковый тренинг)

Снятие напряжения.

Рефлексия

Выражают свои мысли, Делятся впечатлением. Обобщают.

Содержание ООД

1. Вводно- организационная часть. Ребята, а вы любите сказки? Какие волшебные сказки вы знаете? (ответы детей). Сегодня я хочу познакомить вас одной  сказкой.

Рассказывание сказки «Марья - искусница».

Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница (мастерица, умелица, рукодельница).

Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес ее Кощей в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе.

Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость прославлявшие мастеров на весь мир.

1стол: Первое перышко упало и появились там мастерицы, которые из овечьей шерсти  пряли пряжу и вязали из нее разные красивые вещи: варежки, шарфы, носки, кофты, коврики, шаль, игрушки, а еще изготавливали валенки, паласы, ковры и картины (показ изделий). 

2 стол: Второе  перышко упало и появились здесь появились мастера резьбы по дереву, они вырезали из дерева посуду, игрушки, украшали дом резными ставнями (показ изделий).

3 стол: Третье перышко упало и появились  мастерицы, которые

искусно ткали ковры, паласы, полотенца, ремешки и ленты, очень красиво вышивали. Украшали они своей вышивкой одежду, скатерти, шторы, покрывала, полотенца (показ изделий).

Увидев это рассердился Кощей и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы и память о их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда уйдут с земли красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.

2. Этап актуализации.

В  сундуке Кощей спрятал то, что разрушит это заклятие. Со временем люди нашли этот сундук и расколдовали всех мастеров и мастериц, и творили они свои чудеса на радость людям. Хотите узнать что же было в сундуке, а чтобы узнать что это, нужно отгадать загадку:

- Это предмет одежды–  кусок ткани квадратной формы, который объединяет всех мастеров и все народы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это? (Платок. Открываем сундук и рассматриваем платки.)

Платок - это старинный головной убор, его носили наши бабушки. И сейчас многие женщины не отказываются от красиво расписанного платка.

3. Этап восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений).

- Какой бывает платок? (разноцветный, чудесный, нарядный, праздничный, легкий, квадратный, яркий, шерстяной, шелковый)

- Посмотрите какие у меня здесь платки. А что изображено на них? (цветы)

- Ребята, а кто знает как делают платки? (ткачи ткут платок, художник создаёт узор на деревянной дощечке, потом рисунок отпечатывают.)

- А что можно делать с платками? (дарить, носить на голове,  на шее, танцевать с платками)

-А еще с платками можно играть.

Физминутка.  Игра «Гори, гори ясно» .

4. Практическая часть.

 - Хотите стать мастерами? Приглашаю вас в мастерскую по изготовлению платков (рассаживаются по рабочим местам)

-Предлагаю вам расписать наши платки  в технике узелковый батик- узор «Спираль» (показ образца).

-Благодаря технике узелковый батик у каждого из вас будет единственный и неповторимый платок.

 

Дети, в нашей мастерской есть всё необходимое для украшения платочков, что ж, приступим! Будьте внимательны и повторяйте за мной. Для начала я заранее намочила ткань и разложила на столах. В центр нашей салфетки ставим карандаш  и начинаем его плавно крутить, надавливая. По кругу образуются складки. Когда вся ткань собралась вокруг центра, мы вытаскиваем карандаш.

 Берем нашу заготовку по удобнее и начинаем обматывать нитью. Для этого нам надо оставить кончик (5 -7 см), чтобы, в последствии его завязать. Наматывать начинаем сверху, постепенно передвигая по кругу собирая все кончики. Потом прокручиваем по кругу стараясь стянуть и сохранить форму. Теперь мы завязываем концы нитки.

Чтобы получился рисунок «спираль» полученный комочек надо раскрашивать по секторам.

Начнем с желтого, а затем постепенно будем добавлять все цвета радуги. Сначала красим желтый сектор, затем оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый. Также необходимо прокрашивать с боков, пропитывая ткань краской. После этого переворачиваем и раскрашиваем обратную сторону на - те же места такими же цветами. Наш цветной комочек положим на клеёнку и немного отдохнем.

Пальчиковая игра «Стирка»

Мылом мылю я платочки,               (водим кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки,                   (трем кулачками друг о друга)

Сполосну платочки ловко                (двигаем кистями рук вправо- влево)

И повешу на веревку .                      (поднимаем руки вверх , и сгибаем кисти)

 Затем аккуратно ножницами срежем нитки, стараясь не повредить ткань. Отрезанные нитки убираем, разворачиваем. Любуемся!

5.Рефлексия. Заключительная часть. Ребята, посмотрите, какие красивые платки  у вас получились, не похожие друг на друга. Но нашим платочкам нужно немного подсохнуть, после того, как платочки высохнут, можно подарить их кому захотите. (развешивают работы на доске и садятся на скамейки)

Дети, скажите пожалуйста, что нового вы узнали? И что вам больше всего понравилось? А что было вам трудно? А о чем вы хотели бы узнать больше?

Вы сегодня хорошо потрудились, узнали много нового и интересного, научились окрашивать ткань в технике узелкового батика. Хочется сказать спасибо нашим  ребятам - за их старание, а  дорогим гостям - за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию(рисование) по теме «Ткань –пестрядь для чувашской матрёшки» в младшей группе

Цель занятия: Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.Познакомить с декоративно-прикладным искусством –чувашской матрешкой.Развивать эстетическое восприятие предметов ...

Проект по изо-терапии «Волшебный мир красок» ОО «Художественно – эстетическое развитие» (рисование), (чтение художественной литературы) ОО «Речевое развитие» (развитие речи)

Актуальность проекта. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель –  моделирование эмоционального состояния и заботы о до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию рисование нетрадиционной техникой на скрученной ткани (узелковый батик) «Весенние цветы» (старшая группа)

Цель: воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник рисования по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе на тему «Чудесный батик»

Цель: Познакомить с техникой узелкового батика.Задачи:Обучить учащихся простейшим приемам росписи по ткани в технике узелкового батика;Развить творческое воображение и фантазию через выполнение практи...

Конспект образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию (рисованию) на тему "Красивая ткань на платье" для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

подробный конспект образовательной ситуации по ознакомлению детей с тяжелыми нарушениями речи с декоративным творчеством (дымковская роспись)....