Конспект заняия "Украсим фартук" декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки
план-конспект занятия (средняя группа)

Егорова Светлана Валериевна

Учить создавать образы – символы чувашских узоров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Украсим фартук» (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки)

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Цель: учить создавать образы – символы чувашских узоров.
Задачи:
- Образовательные: учить создавать образы-символы чувашских узоров, изображающие: «пахотную землю», «горы», «воробьиные лапки», «рогатки» в технике рисования гуашью; учить понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположение орнамента. Формировать умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.
- Развивающие: развивать и поддерживать интерес к процессу создания образов-символов чувашских узоров. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.

- Воспитывающие: воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров.
Методические приемы:
1. Внесение и рассматривание изделий чувашского прикладного искусства.
2. Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры»
3. Игра «Назови узор».
4. Рассказывание отрывка из чувашской народной сказки «Лиса-плясунья»
5. Предложение украсить фартук для сказочного персонажа «лиса-плясунья»
6. Практическая деятельность (выполнение работы детьми)
7. Оформление выставки детских работ «Фартук с чувашским узором».

Используемые материалы и оборудование:
1. Изделия чувашского прикладного искусства(образцы вышивок, посуда, глиняные игрушки)
2. Тарелка с чувашским орнаментом.
3. Старинный чувашский фартук с яркой вышивкой.
4. Мольберт
5. Папка-передвижка «Рисование по мотивам чувашской вышивки», указка.
6. Наборы гуашевых красок (по 4 цвета на каждого ребенка – красный, синий, зеленый, черный) – по количеству детей
7. Кисточки художественные тонкие (по количеству детей)
8. Салфетки бумажные по 2 штуки на каждого ребенка
9. Заготовки альбомных листов в виде фартука для практической работы
10. Детские столы для выполнения практической работы
11. Детские стулья (по количеству детей) для выполнения практической работы

Ход занятия.

Занятие проходит в групповой комнате. Воспитатель вносит керамическую тарелочку с чувашским узором, привлекает внимание детей: -Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Дети подходят к воспитателю). – Что у меня в руках? (ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей: -Да, это тарелочка с чувашским орнаментом – яркая, красивая, в центре украшена элементом, который в чувашской вышивке называется «солнце».

Вопрос к детям: - Как вы думаете, куда нам стоит поместить тарелочку в группе? (предложения детей). -Верно, в нашей группе организована выставка «Чувашские узоры», там мы и разместим новую тарелочку! (Воспитатель предлагает кому-либо из детей разместить тарелочку на выставке).

Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры»

Беседа проходит у выставки «Чувашские узоры», где собраны образцы чувашских вышивок, предметы посуды, головные уборы, глиняные игрушки с чувашским орнаментом. Вопросы к детям : Какие предметы размещены на нашей выставке? Назовите их. Что общего у всех этих предметов? Вам нравятся чувашские узоры? Чем вам нравится чувашская вышивка? Какие цвета есть в чувашской вышивке? Что означают цвета в чувашском орнаменте? Дети отвечают на вопросы воспитателя, при затруднениях взрослый помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.

Воспитатель предлагает продолжить беседу у столика с папкой передвижкой «Рисование по мотивам чувашской вышивки», сидя на стульчиках. – Ребята, помните, мы с вами говорили о том, что вышивку можно «читать»? Что это значит? (Воспитатель просит кого-либо из детей сказать, как он понимает это выражение). – Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Назови узор». (Воспитатель показывает нарисованный узор с помощью указки, дети его называют). Примерные названия элементов чувашской вышивки: «горы», «рогатки», «воробьиные лапки», «пахотная земля», «кувшины», «солнце». (Ознакомление детей с названиями чувашской вышивки шло в ходе предшествующей работы).

Воспитатель обращается к детям: - Ребята, помните, мы с вами читали сказку «Лиса-плясунья»? Какого народа эта сказка? (это чувашская народная сказка). Какие еще мы читали чувашские легенды и сказки? (дети называют известные им чувашские народные сказки). –Ребята, а в сказке «Лиса-плясунья» во что была одета лиса? (дети называют предметы одежды лисы – платье, фартук, мониста, браслеты…). Воспитатель при необходимости рассказывает отрывок из сказки «Лиса-плясунья», в котором рассказывается – во что была одета лиса.

Воспитатель предлагает детям украсить фартук для лисы-плясуньи чувашскими узорами, да такой фартук нарисовать, чтобы лисе еще раз поплясать в нем захотелось! – Ребята, вы можете нарисовать узоры, которые мы с вами рассматривали на папке-передвижке, а можете

нарисовать узоры, вышитие на этом старинном фартуке – красивом, узорчатом, с красным орнаменом, который мы с вами уже можем «прочитать». Воспитатель показывает на листе бумаги, расположенном на мольберте, образец рисования 2-3 элементов узора, обращает внимание детей на подбор цвета, расположение элементов, аккуратность в работе с гуашью, использовании салфетки.

Дети рассаживаются за столы, на которых размещены все необходимые материалы для работы. Папка-передвижка, старинный фартук, образец нарисованных воспитателем элементов на мольберте, остаются в поле зрения детей. Ребята в процессе работы могут подходить, рассматривать понравившиеся элементы, рисовать их.

Практическая деятельность детей.

-Ну, что же, ребята, я думаю, что лисе-плясунье ваши фартуки очень бы понравились! Когда ваши работы подсохнут, мы организуем выставку «Фартук с чувашским узором»!

Оформление выставки в прихожей группы.

Использованная литература:

  • «Загадочный мир народных узоров». Учебно-методическое пособие. Чебоксары – 2005.
  • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо». Воронеж, 2004.
  • Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"

                             Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при...

Конспект занятия по рисованию «Осенние мотивы»

Цели занятия:1.Познокомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемы...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».

Задачи:  1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....

Конспект организации НОД в старшей группе. Тема "Украсим фартук" (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки).

Данный конспект разработан для организации непосредственно-образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе детского сада....

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Закладка для книги». Старшая группа

Формировать умение детей рассматривать изделия с городецкой росписью, выделять элементы, традиционные особенности городецкой росписи. Познакомить детей с композицией – цветочная полоса. Зак...

Конспект занятия Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. «Купавка». Старшая группа

Способствовать развитию интереса у детей к народному творчеству. Продолжать знакомить детей с характерными элементами, изобразительными средствами, этапами городецкой росписи. Формировать умение детей...