Главные вкладки

    Конспект заняия "Украсим фартук" декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки
    план-конспект занятия (средняя группа)

    Егорова Светлана Валериевна

    Учить создавать образы – символы чувашских узоров.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл od.docx19.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Украсим фартук» (декоративное рисование по мотивам чувашской вышивки)

    Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

    Цель: учить создавать образы – символы чувашских узоров.
    Задачи:
    - Образовательные: учить создавать образы-символы чувашских узоров, изображающие: «пахотную землю», «горы», «воробьиные лапки», «рогатки» в технике рисования гуашью; учить понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположение орнамента. Формировать умение составлять узор, ритмично располагая его элементы.
    - Развивающие: развивать и поддерживать интерес к процессу создания образов-символов чувашских узоров. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.

    - Воспитывающие: воспитывать интерес к искусству чувашских мастеров.
    Методические приемы:
    1. Внесение и рассматривание изделий чувашского прикладного искусства.
    2. Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры»
    3. Игра «Назови узор».
    4. Рассказывание отрывка из чувашской народной сказки «Лиса-плясунья»
    5. Предложение украсить фартук для сказочного персонажа «лиса-плясунья»
    6. Практическая деятельность (выполнение работы детьми)
    7. Оформление выставки детских работ «Фартук с чувашским узором».

    Используемые материалы и оборудование:
    1. Изделия чувашского прикладного искусства(образцы вышивок, посуда, глиняные игрушки)
    2. Тарелка с чувашским орнаментом.
    3. Старинный чувашский фартук с яркой вышивкой.
    4. Мольберт
    5. Папка-передвижка «Рисование по мотивам чувашской вышивки», указка.
    6. Наборы гуашевых красок (по 4 цвета на каждого ребенка – красный, синий, зеленый, черный) – по количеству детей
    7. Кисточки художественные тонкие (по количеству детей)
    8. Салфетки бумажные по 2 штуки на каждого ребенка
    9. Заготовки альбомных листов в виде фартука для практической работы
    10. Детские столы для выполнения практической работы
    11. Детские стулья (по количеству детей) для выполнения практической работы

    Ход занятия.

    Занятие проходит в групповой комнате. Воспитатель вносит керамическую тарелочку с чувашским узором, привлекает внимание детей: -Ребята, посмотрите, что я вам принесла! (Дети подходят к воспитателю). – Что у меня в руках? (ответы детей). Воспитатель обобщает ответы детей: -Да, это тарелочка с чувашским орнаментом – яркая, красивая, в центре украшена элементом, который в чувашской вышивке называется «солнце».

    Вопрос к детям: - Как вы думаете, куда нам стоит поместить тарелочку в группе? (предложения детей). -Верно, в нашей группе организована выставка «Чувашские узоры», там мы и разместим новую тарелочку! (Воспитатель предлагает кому-либо из детей разместить тарелочку на выставке).

    Беседа по содержанию экспонатов групповой выставки «Чувашские узоры»

    Беседа проходит у выставки «Чувашские узоры», где собраны образцы чувашских вышивок, предметы посуды, головные уборы, глиняные игрушки с чувашским орнаментом. Вопросы к детям : Какие предметы размещены на нашей выставке? Назовите их. Что общего у всех этих предметов? Вам нравятся чувашские узоры? Чем вам нравится чувашская вышивка? Какие цвета есть в чувашской вышивке? Что означают цвета в чувашском орнаменте? Дети отвечают на вопросы воспитателя, при затруднениях взрослый помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов.

    Воспитатель предлагает продолжить беседу у столика с папкой передвижкой «Рисование по мотивам чувашской вышивки», сидя на стульчиках. – Ребята, помните, мы с вами говорили о том, что вышивку можно «читать»? Что это значит? (Воспитатель просит кого-либо из детей сказать, как он понимает это выражение). – Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Назови узор». (Воспитатель показывает нарисованный узор с помощью указки, дети его называют). Примерные названия элементов чувашской вышивки: «горы», «рогатки», «воробьиные лапки», «пахотная земля», «кувшины», «солнце». (Ознакомление детей с названиями чувашской вышивки шло в ходе предшествующей работы).

    Воспитатель обращается к детям: - Ребята, помните, мы с вами читали сказку «Лиса-плясунья»? Какого народа эта сказка? (это чувашская народная сказка). Какие еще мы читали чувашские легенды и сказки? (дети называют известные им чувашские народные сказки). –Ребята, а в сказке «Лиса-плясунья» во что была одета лиса? (дети называют предметы одежды лисы – платье, фартук, мониста, браслеты…). Воспитатель при необходимости рассказывает отрывок из сказки «Лиса-плясунья», в котором рассказывается – во что была одета лиса.

    Воспитатель предлагает детям украсить фартук для лисы-плясуньи чувашскими узорами, да такой фартук нарисовать, чтобы лисе еще раз поплясать в нем захотелось! – Ребята, вы можете нарисовать узоры, которые мы с вами рассматривали на папке-передвижке, а можете

    нарисовать узоры, вышитие на этом старинном фартуке – красивом, узорчатом, с красным орнаменом, который мы с вами уже можем «прочитать». Воспитатель показывает на листе бумаги, расположенном на мольберте, образец рисования 2-3 элементов узора, обращает внимание детей на подбор цвета, расположение элементов, аккуратность в работе с гуашью, использовании салфетки.

    Дети рассаживаются за столы, на которых размещены все необходимые материалы для работы. Папка-передвижка, старинный фартук, образец нарисованных воспитателем элементов на мольберте, остаются в поле зрения детей. Ребята в процессе работы могут подходить, рассматривать понравившиеся элементы, рисовать их.

    Практическая деятельность детей.

    -Ну, что же, ребята, я думаю, что лисе-плясунье ваши фартуки очень бы понравились! Когда ваши работы подсохнут, мы организуем выставку «Фартук с чувашским узором»!

    Оформление выставки в прихожей группы.

    Использованная литература:

    • «Загадочный мир народных узоров». Учебно-методическое пособие. Чебоксары – 2005.
    • Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо». Воронеж, 2004.
    • Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ». Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственная образовательная деятельность на тему "Рисование рушника с чувашской вышивкой"

    Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК),  «Музыка»  (интеграция)  с детьми средней группы на тему: "Рисование рушника с чув...

    "Чувашская вышивка"

    Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе....

    День чувашской вышивки

    Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек....

    Конспект образовательной ситуации "Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки"

                                 Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при...

    Конспект занятия по рисованию «Осенние мотивы»

    Цели занятия:1.Познокомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемы...

    Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».

    Задачи:  1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения....