Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки».
методическая разработка (подготовительная группа)

Степанова Анастасия Вячеславовна

Задачи:  

1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения. 

2. Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему. 

3. Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги. 

4. Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов. 

5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе 

«Укрась масмак картиной природы по мотивам чувашской вышивки». 

 

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, декоративно-орнаментальная (рисование). 

Формы организации: коллективная деятельность (работа в группах, совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей. 

Форма проведения: творческое задание. 

Материал и оборудование: чувашские национальные головные повязки – масмак с вышивкой; карточки с рисунками чувашских узоров; изобразительные модели оригиналов узоров солнца, животных, растений, деревьев, гор; полосы бумаги размером 5 х 20, красного  и белого цвета; гуашевые краски, простые карандаши, кисточки, подставки под кисти, непроливайки, матерчатые салфетки, баночка с водой, магнитофон, диск с записью «Илемле», мольберт. 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в альбоме «Чувашское народное искусство», презентаций «Элементы чувашского узора», «Орнамент чувашской народной вышивки»; чувашской национальной одежды; знакомство с элементами чувашского орнамента и его цветовой гаммой; рисование образов-символов солнца, растения, животных, колосьев, горы; чтение легенд и мифов чувашского народа о девочке «Масмак», «О солнце». 

Задачи: 

Образовательные

1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте.  Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих  солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения. 

2. Продолжать подводить детей к пониманию того, что в чувашской головной повязке «масмак» отображены представления древних людей о красоте природы о небесном и земном мирах; о строении мира и отношения к нему. 

3. Формировать умение детей создавать линейный орнамент из художественных элементов различных по форме, путём чередования их друг с другом в строгой очерёдности на четырёх частях полосы бумаги. 

4. Закрепить навыки самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей, способствовать возможностям выбора детьми материалов. 

5. Формировать коллективную поисковую деятельность, повышать культуру диалога. 

Развивающие

1. Развивать способность к самовыражению и индивидуальности детей, побуждать их к самостоятельному поиску и нахождению способов создания орнаментальных образов на основе линейного орнамента. 

2. Развивать ассоциативное мышление. 

2. Способствовать развитию творческого воображения, художественно-эстетических навыков. 

Воспитательные

1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому. 

2. Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру, любви к природе. 

Словарная работа: активизация словаря: масмак, линейный орнамент. 

Индивидуальная работа: развитие мелкой моторики в прорисовке мелких деталей узоров, тонких линий контура кисти. 

Ход образовательной ситуации: 

Под чувашскую музыку «Илемлẽ» входит воспитатель. Дети становятся в круг перед воспитателем: 

- Здравствуй, правая рука 

Здравствуй, левая рука! 

Здравствуй друг, здравствуй друг! 

Здравствуй, здравствуй, дружный круг. 

Воспитатель вносит головные повязки «масмак» с разной вышивкой: 

- Посмотрите, что я вам принесла. Кто догадался, как они называются? 

Дети отвечают. Воспитатель обобщает ответы детей: 

-Да, это чувашские головные повязки «масмак». А почему их так называют? 

Дети вспоминают легенду о девочке Масмак. 

-Девочка по имени Масмак, увидев радугу, вышила на холсте разноцветными нитями узоры, а потом подарила маме. Мама завязала масмак на голову. С этого дня головную повязку стали называть «Масмак». 

Воспитатель: 

- Молодцы ребята, вспомнили легенду о девочке Масмак. А нравится ли вам эти головные повязки? Чем они вам нравятся? 

Дети: 

- На них нарисованы животные, растения, горы, земля. Они все красивые. 

Воспитатель: 

- Да, ребята. Каждый узор изображает что-то красивое. Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах. Эти узоры вышивали настоящие мастерицы. 

- Ребята, эти узоры целые письма, они нам о чем-то рассказывают. Их можно «читать». А что это значит, ребята? Кто мне скажет? 

Дети отвечают, воспитатель обобщает: 

-По узорам вышивки можно было узнать  о жизни чувашского народа, чем они занимались. 

Воспитатель: 

-Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «О чем рассказывает масмак». Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы. 

Игра «Давай думать вместе». Детям предлагается взять по одной картинке (чувашские узоры-символы), внимательно рассмотреть и разбиваться на группы так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее. Воспитатель спрашивает, по каким признакам дети делились на группы. Дети отвечают. 

Воспитатель каждой группе раздает «масмак».  Дети работают подгруппами, сидя на коврике. 

-А теперь ребята, внимательно рассмотрите вышивку и подумайте, о чем же рассказывает ваша головная повязка «масмак». 

Дети раскрывают содержание вышивки, при затруднениях воспитатель помогает детям, подсказывает возможные варианты ответов. 

- Молодцы, ребята. Очень много знакомых узоров вы увидели? 

- Очень красива чувашская вышивка. Правда, ребята. А скажите пожалуйста, такую головную повязку масмак мы сейчас надеваем? А где их сейчас можно увидеть? 

Дети отвечают. 

-Хотелось бы вам научиться создавать такую красоту? Ребята, сейчас вас я приглашаю в свою творческую мастерскую, где мы с вами станем необычными художниками. Я вам предлагаю украсить масмак картиной природы для выставки в уголке краеведения. 

Дети садятся на стульчики у мольберта. 

- Давайте мы с вами подумаем, как художник нарисовал бы картину природы? Что такое природа, ребята? 

- А как бы чуваши создали картину природы своими узорами? 

Дети отвечают. Воспитатель показывает изобразительные модели узоров солнца. 

– Это, символ солнца, дающего тепло. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. 

Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (узоры разные по внешнему оформлению, лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Какой из узоров нравится больше всего? 

- А как мы будем изображать солнце, давайте покажем в воздухе пальцем. 

Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора дерева. 

- Это, символ дерева. Такими узорами чуваши вышивали все деревья: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, как расположены ветви деревьев: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. 

- А как мы будем изображать деревья, давайте покажем в воздухе пальцем. 

Воспитатель показывает изобразительные модели оригинала узора животного. 

-Это узоры, обозначающие животных. Похожи эти чувашские узоры на животных? Чем похожи узоры на животных? А чем отличаются? 

Воспитатель обращает внимание детей на то, что художник передает внешний вид животного точно, а народная мастерица - вышивальщица изображает его по-своему: показывает только самое заметное, главное. 

- А как мы будем изображать животных, давайте покажем в воздухе пальцем. 

- Значит, ребята, картину природы можно рисовать узорами, изображающими солнце, деревья, вспаханную землю, животных. 

Воспитатель: 

-Теперь можно приступить к работе. Для начала я вам предлагаю выбрать масмаки, которых вы хотели бы украсить. 

Дети подходят к столу и выбирают себе изобразительный материал и садятся за стол. 

Пальчиковая гимнастика 

Мы в Чувашии живем! 

Есть у каждого свой дом: 

Есть работа, есть друзья, 

Папа, мама, дедушка, бабушка и я. 

Беседа о последовательности выполнения работы детьми. 

- С чего начать работу (с деления полосы бумаги на 4 частей и проведения линии земли и неба) 

Ребята, полосу бумаги разделим на 4 части: сначала делим пополам и каждую половину еще раз пополам, проведя едва видимые карандашные линии. Наверху полосы проводим линию неба, а внизу – линию земли 

- Ребята, как узоры будем размещать на масмаке? 

Ответы детей. 

- Да, чтобы было красиво, они должны повторяться и чередоваться. Например, дерево, животное, дерево, животное и так дальше. Или солнце, дерево, солнце, дерево. Такую картину можно назвать «Ветви деревьев тянутся вверх, к солнцу» 

В своей картине в каждой части полосы нарисуйте элементы чувашского узора по своему желанию. Но только помните, что они чередуются 

- Сначала нарисовать одинаковые узоры одним цветом, в тех местах, где их загадали, а в остальных частях – другие узоры другим цветом. 

Воспитатель показывает в качестве примера динамическую модель создания линейного орнамента 

-Молодцы, можете приступать к работе. 

Работа детей. 

Воспитатель следит за осанкой детей, оказывает индивидуальную помощь в прорисовывании отдельных элементов. Если дети раньше всех заканчивают работу, воспитатель предлагает помочь остальным, кто плохо справляется с работой. 

Совместный анализ детских работ. 

В конце занятия дети рассматривают созданные узоры. Воспитатель просит каждого ребенка рассказать о его масмаке. Можно предложить поменяться работами и «прочитать» узор друзей. 

-А теперь скажите пожалуйста, какие узоры вы выбрали для рисования? Почему ты выбрал этот узор? Какой цвет ты выбрал? А что означает этот узор?( индивидуальное обращение к детям). 

-Молодцы, ребята! У всех у вас красивые работы получились. Теперь можно организовать выставку ваших работ в уголке краеведения. 

Рефлексия. 

Воспитатель просит детей оценивать себя, выбирать смайлики. Если у детей все получилось, они выбирают веселый смайлик, если не все получилось – смайлик с нейтральным лицом, если ничего не получилось – грустный смайлик. 

 

Литература: 

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е.Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, – издание 3-е, исправленное и дополненное - М.: Мозаика-Синтез, 2016. 
  1. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: «Новое время», 2018г.- 88с. 
  1. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2017г. – 144с. 
  1. Программа воспитания ребенка-дошкольника под руководством О.В. Драгуновой.- Ч.: Чуваш. кн. изд –во, 2018. 
  1. Трофимов А. А. «Орнамент чувашской народной вышивки» Комплект открыток – Л. : Аврора, 2018.