Консультация для педагогов "Образовательные технологии развивающего обучения в ДОУ"
консультация

Кичигина Олеся Владмировна

В материале рассматривается, чем развивающее обучение отличается от традиционного, что такое "Педагогическая технология" и какие инновационные технологии можно отнести к развивающему обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchee_obuchenie_v_dou.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №384 г. Челябинска»

Росийская Федерация 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев 68-Б,

Телефон (8-351)741-24-21

Консультация для педагогов

Тема «Образовательные технологии

развивающего обучения в ДОУ»

                                                                   

                                                                         Выполнила: Воспитатель

                                                                                          Кичигина О. В.

                                                                                        (I категория)        

2019

Образовательные технологии развивающего обучения в ДОУ.

Сегодня система образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, что подвигает к  поиску новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.                                             

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.             

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике. Они ориентированы на личность ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей, коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сфер.

 На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.  

                                                                         

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.  

  Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Технологии развивающего обучения

 Не одно поколение умных и талантливых детей выросло на традиционной системе обучения, в ней были как «+» так и «- . Но ничто не стоит на месте. Система образования стала претерпевать серьезные изменения. В первую очередь это коснулось школ, но и дошкольное образование, как первая и очень важная ступень в становлении маленького человека, не могло остаться в стороне. Теоретики и практики заговорили о развивающем обучении, во многом принципиально отличающемся от традиционного.

 

Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании. 

Зона ближайшего развития – то, что ребенок сам еще сделать не может, ему нужна помощь.

Зона актуального развития – то, что ребенок может сделать сам.

 

Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.

Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Важное свойство личности – саморегуляция, самоуправление – влияет на процесс развития человека, который протекает в индивидуальном варианте. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность. Возрастные изменения определяют количественные и качественные возможности развития.

В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.

Отечественные ученые, говоря о развивающем обучении, опираются на  разные аспекты в развитии ребенка и на определенные мотивационные компоненты (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б.Эльконин – на познавательный интерес, Г.К. Селевко – на потребности самосовершенствования, И.С. Якиманская – на индивидуальный опыт личности, Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов - на творческие потребности 

В любом случае, технологии развивающего обучения рассматривают ребенка как самостоятельного субъекта процесса обучения, взаимодействующего с окружающим миром.

Принципы  развивающего обучения Л.В.Занкова:

- Высокий уровень сложности при быстром темпе изучения учебного материала.

- Теоретические знания играют ведущую роль.

- Содействие осознанию учащимися процесса обучения.(Обучение направлено на развитие рефлексии самооценки)

- Общее развитие всех учащихся. (Обучение должно развивать всех, ибо развитие есть следствие обучения.)

В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач.

На первом месте - развитие учащихся, как основа успешного усвоения знаний и навыков.

Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обучения по сравнению с традиционным. Он строится на основе учета внутренних закономерностей развития ребенка (больше внимания уделяется его внутреннему миру, индивидуальности).

Важнейшим является развитие нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению.

Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к занятию, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге - их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития ребенка.

Не теряя своей руководящей роли, педагог в системе Л.В. Занкова становится участником коллективного процесса познания, подлинным другом и старшим товарищем. Исчезает авторитарность. Ложный авторитет педагога будет способствовать лишь внешней, показной дисциплине, формальному выполнению заданий. Предоставление детям большей самостоятельности укрепит авторитет взрослого, станет необходимым условием развития воли у воспитанников.

Система Занкова рассчитана на сотворчество, сотрудничество, сопереживание. Взрослый открыт для вопросов детей, не боится их ошибок, не оценивает и не выставляет отметок за незнание или неумение в процессе усвоения новых знаний или новых способов действий, не сравнивает одного ребенка с другим.

Систему развивающего обучения по Л.В. Занкову можно назвать системой раннего интенсивного, всестороннего развития личности.

Принципы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова:

- Цель обучения – формирование теоретического мышления и сознания.

- В содержании обучения преобладает система научных понятий, основанная на общих способах учебных действий.

- Методические особенности – проблемное изложение учебного материала, использование метода учебных задач, организация коллективно-распределительной деятельности.

В чем же заключаются отличия развивающего обучения от традиционного, если говорить о дошкольном образовании?

- Прежде всего это отказ от «дерективного», «авторитарного» характера общения с детьми. Взрослый находится «не над, не рядом, а вместе с ребенком», то есть в основе содействие, сотрудничество детей и взрослого.  

- Дозирование репродуктивной формы работы (т.е повтор – делай как я), основанной на повторении и заучивании, выполнении действий по образцу

- Психологический комфорт – залог успешного развития ребенка. Он не должен бояться ошибиться, сделать что – то неправильно. Там, где есть ошибка  - там возможно развитие, креативное мышление (в чем ошибка?, как исправить?, что для этого нужно?)

- Ребенку всегда надо давать выбор (материала, способа, деятельности и т.д.) тогда ему будет интересно.

- Содержание занятия – это не цель, а только средство для достижения развивающих задач (главное в процессе обучения не передача определенных знаний, умений и навыков, а активный поиск в решении возникшей (поставленной педагогом) задачи).

- Ребенок должен быть нацелен на способы достижения результата, а не на сам результат, и хвалить надо именно за «пройденный путь», а не за сам результат.

-  Уход от учебной деятельности, повышение статуса игры в процессе обучения.

- Не важно, усвоил ребенок сейчас содержание занятия или нет, главная задача в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его личностный рост.

- Частая смена видов деятельности во время занятия, учет «клиповости»  мышления современных детей – быстрая сменяемость информации и «картинки».

- Дети должны что – то делать руками. Ребенок действует – ему интересно – он развивается.

- Совместный поиск решения предполагает диалог с детьми, каждый высказывает свое мнение. При этом никакой критики! Неправильные ответы детей – это повод обсудить, искать – отсюда развитие ребенка.

- Вопросы, задаваемые ребенку, должны предусматривать неоднозначные ответы, что способствует рассуждению («Кто спит зимой в берлоге? или «А почему медведь спит в берлоге?).

- На смену шаблонам приходит релиативный подход (релиативно – значит неоднозначно, относительно) – «все может быть всем». Например, какого цвета может быть трава, снег и т.д.

- Содержание и структура развивающего занятия должны быть гибкими, с ориентиром на создавшуюся ситуацию. На традиционном занятии главное – дисциплина. На развивающем занятии – условия выбора, проблемная ситуация, живой интерес.

- Итог занятия не может быть единым для всех, конец занятия открытый – тот, кто закончил, может помочь другому, украсить, сделать другой «дом» или пойти играть (при условии - не мешать остальным).

- Развитие ребенка не  может ограничиваться рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности), оно непрерывно. Поэтому выдвигаются новые требования к среде, в которой ребенок находится продолжительное время – она тоже должна носить развивающий характер.

Главные установки современного стандарта дошкольного образования это:

1.Индивидуализация подхода к развитию ребенка.

2. Социализация ребенка, т.е. успешное включение ребенка в современное общество.

Поэтому так важно не просто наполнить, как «пустой сосуд», ребенка знаниями, умениями и навыками, а научить его учиться – находить способы получить нужную информацию, освоить действие. 

В связи с реформой образования было создано множество различных технологий.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. 

Признание и внедрение в педагогическую практику получили такие технологии, которые несомненно можно отнести к развивающему обучению:

- Технология проблемного обучения

- Технология «ТРИЗ»

- Технология проектирования

- Игровые технологии

- Технология познавательно – исследовательской деятельности

- Информационно – коммуникационная технология (ИКТ)

 и другие.

Подводя итог, хочется еще раз отметить, что

Развивающее обучение предполагает взаимодействие педагога и детей на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Игры с использованием ТРИЗ-технологии. Разбуди в себе волшебника.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображен...

« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»

Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна.  Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....

Доклад "Игровые технологии, технологии развивающего обучения, технология "Ситуации"

Доклад раскрывает особенности использования современных образовательных технологий в ДОО....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Тема: «Театральные профессии»

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группе с использованием технологии развивающего обучения, игровой технологии и информационно-коммуникативных технологий. Т...

Консультация для педагогов ДОУ "Технологии развивающего обучения"

Обучение называют развивающим, если оно решает три основных задачи:1. Учит ребенка что-то делать самостоятельно.2. Развивает личностные качества.3. Формирует картину мира....