Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"
проект (старшая группа)

Гусак Анна Вячеславовна

Проект " Я живу в Санкт-Петербурге" для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по Петербурговедению48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №38 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Я живу в Санкт-Петербурге»

          Составитель:

Гусак Анна Вячеславовна, воспитатель

Санкт-Петербург

2019 - 2020

«Я живу в Санкт-Петербурге»

Проект по ознакомлению детей с Санкт-Петербургом

в старшей группе

Тип проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации проекта:  долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020).

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта:

Перед современными дошкольными образовательными учреждениями одними из важных задач ставятся задачи формирования основ гражданственности, любви к Родине, приобщения к ценностям культуры, бережного отношения к историческому и культурному наследию. Санкт-Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города. Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, к своему краю, к своему городу. Чувство патриотизма, любовь к Родине не возникают сами по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Дети дошкольного возраста не могут осознать суть исторических событий и их последовательность, многие сведения для них либо формальны, либо недоступны для понимания. Поэтому, знакомя дошкольников с Санкт-Петербургом целесообразно, сначала привлечь внимание дошкольников к тому, что они часто видят, с чем встречаются постоянно, но порой не замечают. Это позволяет раскрыть интерес дошкольников к истории и культуре родного города, открывает уникальные возможности для первоначальной ориентации ребёнка в мире культуры, становления его творческой индивидуальности. Для этого необходимо особым образом проектировать содержание доступное пониманию детей дошкольного возраста, пробуждающее их воображение и фантазию. Изучение истории родного города необходимо начинать с ближайшего окружения (квартира, дом, улица, район), то есть с того места, где живет ребёнок, которое он может ежедневно наблюдать. Постепенно расширяя круг знаний о городе, следует обращаться к истории его возникновения, знакомить с уникальной архитектурой, её красотой и многообразием. Такой подход позволяет получить широкие возможности, сформировать комплекс основных понятий о родном городе (город, улица, проспект, памятник, скульптура, архитектор), развивать способности к творческому мышлению. Особенность дошкольного возраста заключается в поддержке и развитии интереса, желании снова и снова узнавать исторические факты об архитектуре и скульптуре, дворцах и музеях, парках. Дети дошкольники любознательны, впечатлительны, у них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении Санкт-Петербурга – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков. Важно, что при ознакомлении дошкольников с Санкт-Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребенка, затронуть его воображение, подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о Санкт-Петербурге.

Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей:

·       Включение педагогов в творческий процесс;

·       Вовлечение родителей в процессе решения поставленных задач;

·       Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

·       Подведение итогов.

Цель проекта:

Развитие у старших дошкольников интереса к прошлому и настоящему Санкт-Петербурга, приобщение детей к отечественной культуре и истории, воспитание чувства любви к родному городу, чувства патриотизма.

Задачи проекта:

1. Познакомить с ближайшим окружением, микрорайоном, районом (с домами, улицами, проспектами, памятниками).

2. Формировать у детей элементарные представления о городе и его жителях.

3. Познакомить с символами города, некоторыми достопримечательностями исторического центра Санкт-Петербурга.

4. Способствовать обогащению словаря детей за счет слов-топонимов петербургской тематики.

5. Формировать у детей умение высказывать свое мнение, свои впечатления при описании достопримечательностей нашего города, составлении рассказов о них.

 6. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах, способствовать формированию этики поведения петербуржца.

7. Вызывать интерес к знакомству с историей и достопримечательностями родного города.

8. Развивать способность чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё.

Ожидаемый результат проекта:

К концу года дети обладают начальными знаниями о достопримечательностях Санкт-Петербурга, проявляют желание узнавать новое о городе; узнают и называют некоторые архитектурные и исторические памятники нашего города; узнают и называют символы Санкт – Петербурга (флаг, герб, гимн); имеют представление о карте-схеме города; знакомы с основными правилами поведения и этикета в общественном транспорте, на улицах города, при посещении экскурсий, музеев.

Продукт проектной деятельности:

  1. Оформление и пополнение уголка Петербурговедения
  2. Создание альбома рисунков «Мой любимый уголок Санкт-Петербурга»
  3. Фотовыставка «Наш любимый город».

Ресурсное обеспечение проекта: методическая литература

Солнцева О.В.,  Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013.

Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. – СПб.: «Паритет», 2018

Серова З.А. Петербургский задачник для малышей. – СПб,: ИД «МиМ», 1998

Гурьева Н.А. Детям о Санкт-Петербурге. Первое знакомство. – СПб.: «Паритет», 2015

Иванова Ю.Н. Чижик – Пыжик и побег из Летнего сада. – СПб.: «Антология», 2018

Емельянова Т. История Санкт-Петербурга. - СПб.: «Золотой лев», 2014

Прогулки по Царскому селу и Павловску / составитель Алексеева О.Н. – СПб.: Паритет, 2018

Литвяк Е. Царское село. – Москва.: «Настя и Никита», 2015

Иванова Ю. Петергоф столица фонтанов. – Москва.: «Настя и Никита», 2015

Мучник Т. Кони, сфинксы, львы, грифоны. Каменные стражи Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели, 2017

ПатакиХ. Мосты Петербурга. – Москва,: «Настя и Никита», 2015

Рапопорт А. Реки, каналы, мосты Петербурга, серия «Сто тысяч почему». – СПб,: «Качели, 2017

Рапопорт А. Санкт-Петербург, раскраска – путеводитель, серия «Увлекательная прогулка». – Москва.:«Клевер-Медиа-Групп,2015

Картотеки:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Санкт-Петербург»

Картотека стихотворений о Санкт-Петербурге

Картотека чистоговорок о Санкт-Петербурге

Петербург от А до Я, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс,2014

Прогулки по детскому Петербургу, набор открыток + игра, серия «Вы и ваш ребенок». – СПб.: Питер Пресс,2014

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  1. Постановка проблемы, определение цели и задач деятельности
  2. Изучение и подбор методической литературы, иллюстрированного материала, презентаций по данной теме.
  3. Подбор материалов для работы с детьми и их родителями.

2 этап – основной (планирование и организация деятельности)

  1. Перспективное планирование работы с детьми по проекту.
  2. Практическая деятельность с детьми.

3 этап – заключительный

  1. Презентация проекта

Образовательная работа в рамках проекта

Месяц

Образовательные области

Совместная деятельность педагога с детьми

Задачи

Сентябрь

Диагностика

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Диагностические материалы

Выявление представлений детей о Санкт-Петербурге.

Октябрь

Дома и улицы в нашем городе

Визитная

карточка города

(символы

нашего города:

гимн, герб,

флаг). Понятие

«петербуржец»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Беседа «Дома бывают разные»

Рассматривание иллюстраций: улицы и проспекты Санкт-Петербурга, современные дома и старинные здания (дворцы), транспорт и люди на улицах, дорожные знаки, скверы, фонтаны, памятники

Отгадывание загадок по теме «Дома и улицы нашего города»

Свободное общение «Для чего человеку нужен дом»

Н/П игра «Прогулка по городу»

С/игра «Улица… какая?»

ВХЛ А. Барто «Дом переехал»

Просмотр и обсуждение презентации «Символы Санкт-Петербурга»

Рассматривание иллюстраций с изображениями герба и флага Санкт-Петербурга, Медного всадника, шпиля Адмиралтейства

Проговаривание чистоговорки про герб (картотека чистоговорок Е. Никоновой)

Прослушивание «Гимна Великому городу» Р. Глиэра; дидактические игры «Собери герб Санкт – Петербурга»

раскраска «Герб Санкт-Петербурга».

− дать представление о жилых и общественных домах и их назначении и архитектурном разнообразии;

−дать представление об «имени» улиц (названии улиц) и структуре улицы (здания, тротуар, проезжая часть, транспорт, люди);

− повторить основные правила дорожного движения для пешеходов

− познакомить с символами Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн

- познакомить детей с понятием «Петербуржец»

- формировать

гражданскую позицию

Ноябрь

География

города СПб

(Карта города,

реки, острова,

мосты, скверы,

парки)

Петр I –

основатель

нашего города

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентации о Петре I рассматривание и обсуждение иллюстраций, картин, репродукций

о Петре I

Чтение стихов и отгадывание загадок о Петре I.

Работа с раскрасками

П/игра «По болоту Петр шел…», «Адмирал»

Выкладывание с помощью палочек Кюзенера  -кораблика

Разрезные картинки «Портрет Петра I»

- формировать начальные

знания о географии Санкт-Петербурге

- развивать умение

ориентироваться по карте

города

- научить детей видеть и

запоминать ориентиры

нашего города

- развивать

наблюдательность и

внимание.

− познакомить с некоторыми фактами из жизни основателя Санкт-Петербурга – Петра I

− рассказать о некоторых чертах характера Петра I, о профессиях, которыми он владел (полководец, столяр, плотник, оружейник, кораблестроитель)

− вызывать интерес к истории жизни и деятельности Петра I.

Декабрь

Первая

постройка СПб –

Петропавловская крепость

 

Новый год от

Петра I до наших

дней

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентации «Петропавловская крепость»

Рассматривание иллюстраций с видами Заячьего острова, Петропавловской крепости

Рассматривание макета «Петропавловская крепость»

Н/П игра «Мой город – Санкт-Петербург»

Чтение стихотворений по теме «Петропавловская крепость» (см. картотеку стихов); заучивание стихотворения М. Борисовой «Мирная пушка»

Лабиринт «Помоги кораблику доплыть до Петропавловской крепости»

Работа с раскрасками

Просмотр и обсуждение презентации «История праздника – Новый год на Руси»

Украшение елки в группе

Ситуативная беседа «Чем украшали новогодние елки раньше?»

Продуктивная деятельность (аппликация) – Новогодняя открытка

Просмотр м/ф «Новогодняя ночь»

Новогодний утренник

− формировать представление о Петропавловской крепости как о первом сооружении, построенном в Санкт-Петербурге;

− познакомить с некоторыми историческими фактами о Петропавловской крепости (основание крепости и её назначение, внешний вид, жизнь крепости в прошлом и настоящем, план-схема крепости); − рассказать о некоторых зданиях в Петропавловской крепости и их

− воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города; − повторить правила поведения на экскурсии.

-сформировать у детейпредставление, как и когда, праздновался новый Год вгороде СПб;

- познакомить детей сатрибутами новогоднего

праздника;

- воспитывать вежливость,

доброту и гостеприимство

Январь

Адмиралтейские верфи

Подвиг

Ленинграда в

дни блокады

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентации «Адмиралтейство» Рассматривание иллюстраций с изображениями здания Адмиралтейства, шпиля с корабликом, Адмиралтейского сада

Упражнения «Обведи по контуру»

Чтение и заучивание стихов М. Борисовой «Кораблик Адмиралтейства», «Золотой кораблик», С. Скаченкова «Кораблик Адмиралтейства»

Рабочие листы «Адмиралтейство»

Работа с раскрасками

Просмотр и обсуждение презентации «Город-герой Ленинград»

Просмотр м/ф « Солдатская лампа»

Рассматривание иллюстраций: улицы блокадного города, участие жителей города в спасении памятников архитектуры во время войны, памятники и мемориалы, посвящённые подвигу жителей блокадного города

Чтение стихотворения Ю. Воронова «Праздник на Неве».

Мероприятие, посвященное Дню снятия блокады «900 дней мужества»

Продуктивная деятельность  (рисование)  - «Блокадный Ленинград», (аппликация) – «Разорванное кольцо»

− познакомить с Адмиралтейством – архитектурным и историческим памятником, морским символом города, происхождением его названия

− формировать представления о назначении Адмиралтейства; − познакомить с особенностями внешнего вида, украшениями здания Адмиралтейства; − воспитывать бережное отношение к историческим и архитектурным памятникам города

− познакомить детей с героическим (блокадным) прошлым города, Красносельского района

- познакомить с некоторыми памятниками Воинской славы

- воспитывать чувство

любви и гордости за людей,

отстоявших город в дни блокады

Февраль

По Санкт-Петербургу на корабле

Мосты и мифические существа в Санкт-Петербурге

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентаций «Реки Санкт-Петербурга»

Рассматривание иллюстраций с изображениями набережных рек Санкт-Петербурга

Д/игры: «Назови речку», «Продолжи ряд»

Чтение стихотворений Н. Поляковой «Ее зовут Нева», М. Борисовой «У красавицы Невы»

 

Просмотр и обсуждение презентаций «Мосты Санкт-Петербурга», «Мифические существа Санкт-Петербурга

Чтение и заучивание стихотворения М. Борисовой «Мост нагнулся над рекой …»

Н/П игра «Знаешь ли ты Санкт-Петербург»

Пазлы «

Д/игры «Узнай мост», «Найди решётку»,

Раскраска «Сфинкс»

Выкладывание по схеме с помощью палочек Кюзенера «Мост Ломоносова»

− познакомить с главной рекой Санкт-Петербурга – Невой, её характером в разное время года, дать представление о наводнениях в нашем городе

− формировать представления о самых крупных и известных реках в историческом центре Санкт-Петербурга (Мойкой, Фонтанкой и др.)

− воспитывать умение видеть и беречь богатства, созданные людьми и природой.

− формировать представление детей о многообразии мостов в Санкт-Петербурге

− познакомить детей со сказочными существами, которые украшают мосты и набережные города (львами, сфинксами, грифонами)

− обогащать представления детей о назначении декоративных скульптур сказочных животных, их истории и легендах.

Март

«Музеи и театры Санкт-Петербурга»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентаций «Музеи Санкт-Петербурга», «Правила поведения в музее», «Театр»

Д/игры «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд», «Узнай по силуэту» «Узнай и назови»,

Чтение стихотворения Ю. Юдина «Кунсткамера»; Пластические этюды «Покажи героя сказки», «Я – актёр-мим»

Чтение стихов о театре (см. картотеку «Петербургская азбука» Е. Никоновой) Рассматривание макетов зданий

Продуктивная деятельность (аппликация) – Укрась маску, (рисование) – В театре

− познакомить с понятием «музей», значением музеев для горожан;

− дать представление о назначении и многообразии музеев;

− рассказать об истории создания первого музея в Санкт-Петербурге;

− познакомить с многообразием театров города, с театральными профессиями;

− закрепить знание правил поведения в театре, на концерте, при посещении музеев;

− вызывать интерес и желание посещать музеи и театры Санкт-Петербурга.

Апрель

«Мы очень любим свой район, он

растет, и мы растем»

Первый сад города - Летний сад

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентаций «Путешествие по Малой Родине – Красносельскому району»

Свободное общение: «Что ты знаешь о своем районе?»;

«Что такое микрорайон?»

Д/игра «Найди улицы на карте Красносельского района»

Знакомство с картой района.

Рассказ педагога: «Памятные места района»

Заучивание стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном».

Составление маршрута «Дорога в детский сад».

Просмотр и обсуждение презентации «Летний сад» Рассматривание иллюстраций с изображением решётки Летнего сада, скульптур, панорам Летнего сада в разное время года

Д/И«Что лишнее?», «Экскурсоводы»; разрезные картинки «Петербургская мозаика»

чтение стихотворений В. Блейкова «А это что за кружева…», «Прекрасный Летний сад», С. Скаченкова «Летний сад»

Продуктивная деятельность (рисование) – Решётка Летнего сада

- знакомить детей с

районом, в котором они проживают.

- познакомить детей с историческим прошлым

нашего района;

− познакомить с первым парком в Санкт-Петербурге

− дать представление о том, что Летний сад находится на острове, какие реки и канал окружают его

− познакомить с украшением Летнего сада: оградой, скульптурами и фонтанами

− воспитывать нравственно-эстетические чувства, направленные на развитие бережного отношения к природному и культурному наследию города.

Май

Знай и люби свой город (обобщающе е занятие)

Диагностика

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Физическое развитие

Просмотр и обсуждение презентации «С днем рождения наш любимый город»

Фотовыставка «Наш любимый город».

Прослушивание песни О. Кваши «Санкт-Петербург», романса о Петербурге «Что будет, то будет..» в исполнении А. Миронова.

Д/И «Найди города на карте»

Мемо «Санкт-Петербург»

С/И «Назови достопримечательность Санкт-Петербурга»

Д/И «Узнай герб Санкт-Петербурга»

Н/П «Разрезные картинки»  (с видами Санкт-Петербурга)

Развлечение «Мы очень любим город свой»

Диагностические материалы

− формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения

− формировать познавательный интерес к истории родного города

− учить видеть красоту города, понимать его уникальность и неповторимость

Выявление представлений детей о Санкт-Петербурге.

Перспективное планирование по взаимодействию с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целью и задачами, планом работы проекта и привлечение родителей.

Анкета  по ознакомлению с родным городом «Санкт-Петербургом»

Родительское собрание

Анкетирование

Октябрь

Семейные прогулки по Санкт-Петербургу. Советы для родителей «Моя улица», «Прогулка по осеннему городу»

«Символы нашего города»

Индивидуальная беседа

Консультация

Ноябрь

«Как знакомить детей с Санкт-Петербургом»

Заочная консультация

Декабрь

Семейные прогулки по Санкт-Петербургу. Советы для родителей «Прогулка по зимнему городу»

«Новые семейные традиции в новом году»

Заочная консультация

Консультация

Январь

Рекомендации для родителей. Тема: «Блокада Ленинграда»,  План памятных мероприятий «Свеча на аллее Славы»

«Музеи, посвященные обороне и блокаде Ленинграда»

Заочная консультация

Консультация

Февраль

«10 интересных фактов о водоемах Санкт-Петербурга»

Заочная консультация

Март

«Маршрут выходного дня или где побывать с ребенком»

Заочная консультация

Апрель

«Наш любимый Красносельский район» (история, достопримечательности)

Заочная консультация

Май

«День рождения Санкт-Петербурга» (информационно-деловое оснащение)

«Наш любимый город».

Консультация

Фотовыставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Познавательно - исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста. "Я ЖИВУ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение ...

методическая разработка проекта для старшего возраста "Я живу в Санкт- Петербурге"

laquo;Ты вспоминаешь не страну большую,которую изъездил и узнал.Ты вспоминаешь Родину такую,какой её ты в детстве увидал».К. Симонов.В сегодняшнем мире, с открытыми границами и огромными возмож...

презентация для старшего возраста "Я живу в Санкт- Петербурге"

Конспект непрерывной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастана тему «Тайны Петропавловской крепости» (используемые образовательные технологии:исследовательс...

Презентация для детей младшего дошкольного возраста "Я живу в Санкт-Петербурге"

Данная презентация - игра  поможет обогатить и закрепить словарный запас воспитанников, развить внимание и образное мышление, воображение, сообразительность....

Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"

Познавательно-творческий проект...

Проект "Я живу в Санкт-Петербурге"

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Город представляет собой особый «культурный организм». Знакомство с городом предполагает погружение в его историю, пос...