Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Секреты лимона».
план-конспект занятия (старшая группа)

Шевелева Татьяна Михайловна

ОПЫТЫ С ЛИМОНОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_2020_limon.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Секреты лимона».

Цель:

Создание условий для расширения познавательных представлений через опытно-экспериментальную деятельность.

Образовательные задачи:

  • Упражняться в словарном описании свойств лимона, расширять словарный запас.
  • Научить детей садить семена лимона.

Развивающие:

  • Развивать навыки целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображения.
  • Формировать навыки самоконтроля.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение сравнивать и делать правильные выводы, суждения.

Воспитательные:

  • Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
  • Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Ход НОД:

(Детям в группу на сотовый телефон звонит профессор Чудаков).

- Здравствуйте ребята, я профессор Чудаков. Я очень люблю исследовать, экспериментировать, и вы я думаю тоже. Я хочу раскрыть секрет одного фрукта, но мне одному не справиться, очень нужна ваша помощь. Поможете мне? (да) Приходите сегодня ко мне в лабораторию. Жду Вас!

(Дети приходят к профессору в лабораторию)

- Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь и не толкаться.
  • Внимательно слушать.
  • Работать по инструкции.
  • Быть аккуратными с материалами для опытов.
  • Делать выводы после каждого опыта.

- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому мы с вами одеваем фартуки и шапочки и станем настоящими учёными.

(Профессор достает волшебный мешочек и предлагает детям подумать, при помощи каких органов чувств человека можно определить, семена какого фрукта находятся в мешочке. (ответы детей).

- Сейчас при помощи осязания мы попробуем определить. (Просит детей опускать поочерёдно руки в мешочек) 

- Ребята, ощупывайте то, что там лежит, и постарайтесь отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, но не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет. (Дети ощупывают содержимое мешочка) Что удалось вам в нём обнаружить? (семена)

(Далее профессор берёт тарелочку, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона).

- Сейчас вам будут помогать ваши носики. Это орган чувств обоняние. (Завязывает глазки детям) Я подойду к каждому из вас и дам понюхать содержимое тарелочки. (Дети нюхают)

- Угадали по запаху, что это? (Ответы детей)

А чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу язычком. На язычке у нас находятся вкусовые рецепторы. (Дети пробуют маленькие дольки лимона)

- Что можете сказать про вкус?  (Он кислый)

- Итак, ребята, семена какого плода находятся в мешочке?   (семена лимона)

- Совершенно верно, в мешочке находятся семена лимона!

- Сегодня мы познакомимся поближе с этим фруктом, но сначала немного разомнёмся.

Физкультминутка:

Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)

На солнышке согрел, (руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)

Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)

И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)

Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)

Добавим сахарок (пальцами «сыпем» сахар)

И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)

На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)

- Молодцы! Продолжим!

Опыт №1 «Тонет – не - тонет»

- А сейчас мы постараемся раскрыть секреты лимона. У каждого из вас по две дольки лимона. Чем они отличаются? (одна очищена, другая нет) Как вы думаете, если мы опустим лимоны в воду, какой лимон утонет? Давайте проверим. Что мы наблюдаем? Что случилось с лимоном в кожуре? (лимон в кожуре всплыл, оказался на поверхности воды, плавает) Что случилось с лимоном без кожуры? (утонул, упал на дно). А как вы думаете, почему всплыл лимон с кожурой? (рассуждения детей)

Вывод: В кожуре лимона находится воздух, который помог всплыть лимону на поверхность. Молодцы!

Опыт №2. «Лимон – пятновыводитель»

- Скажите, чем можно удалить пятно с одежды, если вы испачкали вареньем или ещё чем-то, чем мама его выводит? (ответ детей) А как вы думаете, сок лимона может вывести пятно? (ответы детей) Давайте проверим. Перед вами ватные диски и сок лимона. Я вам капну на диск разные вещества (капает йод, зелёнку, сок свеклы…) представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Что произошло с пятном (оно стало светлее, а затем исчезло). Какой вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей)

Вывод: Лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

А теперь немножко отдохнём!

Артикуляционная гимнастика.

  • Давайте с вами представим, как мы с вами едим кислый лимон (морщатся).
  • какой он ароматный (поднесли ладони к носу и втянули воздух)
  • лимон мы откусили (широко открываем рот и произносим «а-а-а-м»)
  • пожевали (та-та-та зубами касаемся кончика языка)
  • проглотили
  • ах, как кисло (почмокали губами, скривившись)
  • Удивительно приятно и полезно есть лимон (облизнули языком сначала верхнюю губу, затем нижнюю.) Молодцы!

Опыт № 3.

- Ребята, сейчас я вам покажу, как с помощью пищевой соды, сока лимона и уксуса можно надуть воздушный шарик!

Наливаю воду в бутылку и растворяю в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваю сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаю в бутылку через воронку. Быстро надеваю шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляю его изолентой. Посмотрите, что происходит!  (Шарик надувается!)

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик. Различные химические реакции  вы будете изучать в школе на уроке химии.

- Ребята, когда вы ко мне пришли мы нашли в волшебном мешочке семена лимона.  Как вы думаете, что можно сделать с этими семенами (ответы детей)? А вы хотите попробовать вырастить лимонное дерево? (да) А что нам для этого понадобится? (Ответы детей) Совершенно верно - горшки, почва, вода, семена. Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой. Чтобы вы их не перепутали, пометим их разными наклейками (на троих детей один горшок). Приступаем к посадке, нужно договориться кто будет садить семечко, кто засыпать землёй, а кто поливать. Жёлтая отметка на палочке покажет, какой глубины нужно сделать ямку в почве. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима? (вода). Совершенно верно: Вода. Аккуратно поливаем почву. Ставим наши горшки на подоконник. 

- На сегодня мы закончили работу в лаборатории. Спасибо ребята, за помощь. Я вам даю листы наблюдений, вы будите наблюдать и заносить изменения роста ваших лимончиков. Исследовательская работа очень интересная, я вам желаю на этом не останавливаться. С вами было интересно работать, надеюсь, что мы с вами ещё встретимся.

Рефлексия

- Ребята, хотите поиграть в игру? (да)

Игра «Незаконченное предложение…»

«Сегодня я узнал…», «Было интересно…», «Было трудно…», «Какой опыт больше всего запомнился…», «Чтобы вы хотели повторить ещё раз…», «Что находится в кожуре лимона…», «Что может делать сок лимона…», «Что необходимо для роста растения…» (Ответы детей)

- Молодцы ребята!  Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, если кому-то было трудно, что-то не получилось. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия.

А сейчас я заварю чай, посмотрите какого он цвета? А если добавим лимон, как вы думаете, что произойдет? (чай станет светлее) У нас получился отличный напиток, который укрепляет иммунитет, ведь в лимоне много витамина «С». В зимнее время года очень полезно пить чай с лимоном, чтобы не болеть. Лимон полезнее класть в тёплый чай, чтобы сохранить все полезные вещества и витамины. А сейчас я вас приглашаю на чай с лимоном!

Используемая литература:

1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». /Под общ.   Ред. Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.

2. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». /Рахманова Н. П., Дыбина О. В., - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

3. Интернет ресурсы.

https://infourok.ru/konspekt-nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-sekreti-limona-1599703.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/03/18/volshebnyy-frukt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».

Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"

Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....

Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"

Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....

Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Занятие в старшей группе по познавательному развитию....

конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу».   Интеграция образовательных областей: («Познаватель...

конспект по познавательному развитию для старшей группы

План конспект непосредственно образовательной деятельности в старше подготовительной группе по  познавательному развитию ФЭМП.  Интеграция образовательных областей: («Познавательное раз...

Конспект по познавательному развитию в старшей группе. "Ориентировка во временном пространстве"

Конспект по познавательному развитию в старшей группе.Тема занятия: "Ориентировка во времени"Задачи:-Научить детей вести счет и отсчет в пределах 7-Уточнить знания последовательности дней недел...