Программа кружка «Игротека» (применение игр по технологии ТРИЗ в ДОУ)
рабочая программа (средняя группа)

Шатаева Ольга Васильевна

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

 ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovanie_na_2019.docx278.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад поселка Октябрьский Рыбинского района

Ярославской области

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

детский сад п. Октябрьский

Рыбинского района

_____________  Мурина В.П.

Программа кружка

«Игротека»

(применение игр по  технологии  ТРИЗ в ДОУ)

на 2019год

Плейкаст "Моей маленькой принцессе!

Воспитатель:

Шатаева Ольга Васильевна

 (первая квалификационная категория)

2019

  1. Целевой раздел.

  • Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады. Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.

 В основе ТРИЗ- педагогики лежат :

  • РТВ - развитие творческого воображения ;
  • ОТСМ - общая теория сильного мышления;
  • ТРТЛ- теория развития творческой личности.
  • ТПФ- типовые приемы фантазирования

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

  • Цели и задачи.

 Цель:  Развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Задачи:

Развитие способностей ребенка:

  • фантазировать
  • мыслить системно и вариативно
  • устанавливать причинно-следственные связи
  • сравнивать объекты, устранять противоречия
  • анализировать и обобщать
  • владеть арсеналом способов решения задач и умение находить выход из любой житейской ситуации

 - Основная задача использования методики ТРИЗ в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.

 - Расширение индивидуального опыта ребёнка и организация детской деятельности.

 - Расширение  кругозора и словарного запаса детей.

 - Предоставление дошкольникам возможности успешной самореализации в разных видах деятельности.

 - Создание условий для исследовательской активности детей.

  • Актуальность

В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

 ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность. - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

  • Методы:

 В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

 - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

 - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

 - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

 - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками).моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

 - Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

  1. Содержательный раздел.

План работы занятий:

Месяц

Сроки проведения

Тема

Задачи

краткое

содержание деятельности

сентябрь

Диагностика познавательных процессов воспитанников

 

Игра «Фантазия» (разные варианты)

 

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Пример: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

ОКТЯБРЬ

1-я неделя

«Сказочный овал»

Развивать творческое воображение, способствовать приобретению умений видоизменять,

Ход:

-сказочный сундучок,

-игрушка – помщник «Буратино» приносит картинки с изображением овалов –ассоцииации – мыльные пузыри.-

-предлагает детям дорисовать из мыльных пузырей сказочных героев,

-из получившихся героев сочиняем совместную сказку.

2-я неделя

«Знакомство с детским садом»

Цель: ознакомить детей с системным подходом в отношении к окружающей действительности;

-формировать умение обозначать символами реальные объекты;

Осуществлять классификацию предметов по различным признакам

Ход: д.и. «Превращаем группу в д.сад»: предложить детям из среды группы сформировать рабочие кабинеты д.сада: кухня, мед. кабинет, прачечная и др.

- «чудесный мешочек» дети на ощупь называют предмет и затем относят в соответствующую зону( кастрюлю на кухню)

- игрушки : разложить игрушки по признакам в две коробочки ( разные варианты признаков: материал, цвет и т.д) игрушка – помощник начинает путаться. Например нельзя разложить по признакам различным (деревянный и зеленый) А куда мы положим зеленый деревянный поезд?

-игра «Колючий – не колючий»

На слово колючий дети разжимают пальцы, гладкий - сжимают

3-я неделя

Волшебные кольца

Предложить игровые ситуации с кольцами Луллия, дать понятия «части – целое в игровой форме"

Детям ставится задача собрать в спектре Круга Луллия предмет.

Внутренний круг – предмет.

Внешний – его часть.

4-я неделя

Стройка

Цель: уточнить представление о системном подходе, ознакомить с различными свойствами материалов.

Ход: строим совместно с детьми помещение группы из игорового строительного материала, в ходе игры обсуждаем для чего нужна дверь, окна, стены, потолок, пол.

Игра «Вот –вот»: дети двигаясь в одном направлении показывают вот-вот  потолок и т.д., затем направление меняется.

НОЯБРЬ

1-я неделя

Фантазируем и собираем

Цель: формировать у детей навык переносить свойства одного предмета на другой, закрепить системное видение окружающего мира

Игра «Вот-Вот»

Беседа «Что будет если»: - например, потолок в дырочку,(обсуждение: почему?)

- усвоение понятий мокрый – холодный. Перенести свойства предметов на игрушки, например кукла –мокрая

- на кольцах Луллия расположить членов семьи и домашних питомцев, на втором кольце окружающий мир: лес, детский сад, дом, магазин и т.д. Каждому персонажу найти то место, где они бывают днем, ночью и т.д. Ребенок объясняет свой выбор. Случайное совпадение, например. Кошка –в детском саду. Плохо? Хорошо?

2-я неделя

««Что будет, если…».

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

 Правила игры. Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?» Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Солнце?» Ход игры: Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт

3-я неделя

Противоречия в ситуациях

Побуждать детей к выделению противоречий в различных жизненных ситуациях.

- болеть хорошо или плохо

- Игровая ситуация «Большие – маленькие»: подвести детей к тому что одно и тоже может быть большим и маленьким, например для слона собака – маленькая, а для вас большая.

4-я неделя

 Забавные растения

Ознакомить детей с символической аналогией, дать первоначальные понятия о приеме «наоборот», закрепить умение пользоваться Кругами Луллия

1-е кольцо дикорастущие и культурные растения знакомые детям, 2-е – среда(лес, поле, сад). 3-е – символические аналоги выбранных растений по цвету и по форме(тень-дурдлы)

- «Наоборот» игрушка «Буратино все делает наоборот: в лесу копает картошку, в огороде собирает грибы.

ДЕКАБРЬ

1-я неделя

 «Хорошо – плохо».  

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

Воспитатель называет любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.       Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему? Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему? Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

2-я неделя

 «На что похоже»

Развивать ассоциативное мышление,

Воспитатель: На что похожа колючка ежика? Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д

3-я неделя

«На что похоже»

Игры на сравнение систем - развитие ассоциативного мышления

Ассоциации с использованием Кругов Луллия

Внутренний круг- предметы окружающего мира (близкого окружения): ленточка, иголка, кубик, пуговица, туфелька, новогодняя сосулька, карандаш, тарелка.

Внешний круг: река. Елка, подарочная коробка, новогодний шар, сосулька на улице, лодочка(кораблик), фонарный столб (фонарь), пирог(пицца).

4-я неделя

«Кому что необходимо»

Знакомство с миром профессий

 Пособие на кругах Луллия – профессии.

ЯНВАРЬ

1-я неделя

«Что каким сьесть?

Формировать чувственное познание мира, закрепить представление о функциональных возможностях окружающих предметов, частей своего тела.

Материалы: овощи и фрукты(свежие, вареные, сушенные, варенье).

Что можно делать ногами? Что умеет делать голова?, руки, ноги и т.д.

Предложить разложить продукты на две группы: можно есть сырыми и необходимо приготовить.

Пробуем: один и тот же продукт пробуем в разном виде(соленый сушеный, вареный)

2-я неделя

«Определи на ощупь».

Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки.

Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).

3-я неделя

«Да – нетка»

Познакомить детей с базовой игрой ТРИЗ на примере близкого окружения. Учить детей задавать вопросы.

 У меня в шкатулке спрятано…

- можно кушать,

-сладкое и т.д

4-я неделя

«Дом»

Закрепить функциональный подход к окружающим предметам

Беседа о доме.

Кольца Луллия:

-1-у кольцо различные дома человека, животных, птиц.

2-е кольцо – люди, животные, птицы

Игра «Части –целое»(по темам дом, квартира, лес)

ФЕВРАЛЬ

1-я неделя

«Игра «Один – много» Закреплять понятие «один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Ход: - Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Ёль – одна, шишек много и т.д.

2-я неделя

«Я расту»

Ознакомить детей с «моторчиком» собственного организма (сердцем), побуждать решать жизненные задачи, понимать формулировку противоречий, закрепить умение анализировать, что хорошо, что плохо

«Волшебные часы»

Стих. А. Барто «Я расту».

Что будет если не перестать расти, делаем вывод, что человек растет не бесконечно. А если родители стали маленькими? Как ходить на работу.

3-я неделя

Соответствие – несоответствие в размерах

Развивать воображение, побуждать к активизации познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности

Обыгрывают с помощью вырезанных картинок ситуацию: машина маленькая, а шофер большой. Хорошо? Плохо? Вариант решения – нужна большая машина.

-Чтение рассказа Н. Павловой «На машине»,

- д.и. Чем отличаются похожие предметы?

4-я неделя

«Едет, плавает, летает»

Формировать системный подход к окружающему транспорту, закреплять умение составлять символические изображения,

- загадки о транспорте,

Работа с картинками: виды транспорта и карточки-отгадки: земля, небо, море, город.

- дети собирают виды транспорта из палочек и кружков(блоки Дьенеша) (символические изображения).

 А что если заменить все круги квадратами? Сможет ли машина ехать? Приземлится самолет?

- Игра Что делает? (самолет – летает и т.д)

 

МАРТ

1-я неделя

 Волшебная страна и ее обитатели

Формировать умение использовать знакомые приемы фантазирования, побуждать детей использовать ближайшие ресурсы в своем виде деятельности

-воспитатель вносит детям нарисованную «волшебную страну».

-дети придумывают жителей страны, животных, описывают выдуманного героя.

-необычный самолет: дети придумывают транспорт, что он делает, как на нем можно путешествовать по волшебной стране, (Строят из мебели или изображают мимикой).

-рефлексия – подвести детей к тому что они были изобретателями.

2-я неделя

Светофор

 Систематизировать представление детей о транспорте; формировать системное видение объекта;

- круги Луллия: транспорт(1-й круг – примеры, 2-ой – море, небо, город, поле.; 3-ий – пассажиры: люди, птицы, насекомые- любые представители живой природы.)

Сначала реальное сочетание, а затем предложить детям варианты, как будет передвигаться например корабль в небе.

- зачем нужны машины?(хорошо или плохо).

- загадки

- воспитатель превращает детей в светофор, физкультминутка, но вдруг светофор сломался, (варианты ситуаций). Дети придумывают неломающийся светофор.

3-я неделя

Генетическая линия. Прошлое предмета.

Формировать генетический подход к окружающим предметам, побуждать детей находить ближайшие ресурсы, способствовать становлению умения решать противоречия, закрепить умение анализировать, что хорошо. Что плохо.?

- игра « Что было раньше».

Воспитатель называет различные объекты, а дети коллективно отвечают, чем они были раньше или как появились. Например: птица – яйцо, платье – ткань, машина – телега, железо. Вывод: у любого предмета или существа есть прошлое (генетическая линия).

4-я неделя

Домашние животные

 Закрепить понятие генетический подход (маленький – взрослый – старый), формировать умение ориентироваться в символах.

 Дидактическая игра «Мама – детеныш». Предложить детям контурные одноцветные изображения домашних животных. Разложить контуры по парам: мама – детеныш, если затрудняются: рассмотреть цветные изображения.

- Пальчиковая игра «Кошка» ( с обсуждением других вариантов потешки), например корова слушает мышь в норушке.

- работа с приёмом «увеличение – уменьшение». Серия картинок: котенок – кот – старый кот. Как определить где кот?

Затем «превратить» детей в котят. Дети изображают котенка-кота – старого кота.

АПРЕЛЬ

1-я неделя

Домашние животные 2

Закрепить знания о домашних животных, побуждать решать жизненные задачи, как реально, так и в области фантазии.

 Кольца Луллия «Домашние животные»

  1. Взрослые дом. Животные.
  2. Места, где они живут.
  3. Детеныши.

Реальное сочетание и что если ….

Прием «оживлялка» - нарисованные овалы превратить в детенышей или взрослых животных.

Решение ситуаций:

- собака хочет гулять. Как ей об этом сообщить хозяевам?

- Собака в деревне на цепи, косточка лежит далеко. Что делать, как собаке достать кость?.

2-я неделя

Фантазируем вместе

Формировать умение создавать совершенно новый образ животного, объяснить полученный результат; развивать фантазию.

- чтение стихотворения Чуковского К. «Закаляка». Дети выкладывают из различных частей животных свое животное. И  обьясняют зачем ему столько ног и т.д. (можно использовать комплект «Части и целое»).

 - А. Милн «Хвосты».

Дети обсуждают ситуацию зачем животному хвост. Что если (поменяются, потеряют…)

-предложить детям нарисовать дома фантастическое животное.

3-я неделя

«Дразнилка»

формирование умения выделять функции объекта

Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. Ход игры: Воспитатель: Кошка. Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка … Воспитатель: Собака. Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

4-я неделя

«Герои любимых сказок»

Развитие речи, образного мышления

Познакомить детей с третьим кругом Луллия.

На примере пособия «Сказки».

МАЙ

1-я неделя

 Моделирование сказок

Помогать осуществлению личностно ориентированного подхода в развитии связной речи и детской креативности.

 Вначале воспитатель показывает предмет – отправная точка  детской фантазии. Например, домик (это может быть домик Бабы Яги или  девочки). На следующих этапах изображения людей, явлений, персонажей, сказочных предметов. Ребенок сам выбирает следующий объект и связывает его с предыдущим. Воспитатель помогает. Когда дети освоят работу с картинками. Они уже сами смогут выкладывать модель из серии картинок и рассказать ее с опорой на модель.

2-я неделя

Маленькие человечки

Систематизировать представлении детей о свойствах веществ, развивать воображение, умение перевоплощаться.

Ситуация: калитка открывается и закрывается сама. Почему?

Беседа о «газообразных человечках», подвести к выводу  - игровой ситуации «Маленькие человечки»: твердые – держаться за руки. Жидкие – спокойно передвигаются, газообразные – бегают по группе. Воспитатель- называет оъекты.

3-я неделя

«Итоговое занятие»

Продолжать развивать навыки внимания, наблюдательности, воображения, повторить основные приемы, подвести итоги.

 - игра « Что изменилось». В серии картинок меняет последовательность или вносит или убирает. Дети отмечают что изменилось. Как меняется сюжет.

- упражнение на противоречие «Что хорошо. Что плохо» в сюжете.

- прием «другая точка зрения». Оживляем волшебной палочкой предметы в группе. А дети от лица предмета рассказывают о себе.

- игра «твердое. Жидкое. Газообразное»

- попробуйте нарисовать волшебника- всезнайку.

Диагностика. Выводы. Свободные игры с пособиями круги Луллия.

  • Картотека «Умные игры»
  • Работа с родителями

-информация на стенде «Развиваем воображение малыша»

- памятка «Круги Луллия»

- родительское собрание «Знакомимся с технологией ТРИЗ»

3.Ожидаемые результаты:

Увеличится число детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Интегративные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, умение хорошо излагать свои мысли, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера:Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.

  1. Организационный раздел.

Режим занятий: 1 раз в неделю – четверг 15.25 – 15.55

  • Список детей:
  • Воспитанники средней группы №4:

  1. Ашихмина Дарья
  2. Ашихмин Кирилл
  3. Березин Сергей
  4. Буренева Таисия
  5. Вакуленко Ева
  6. Ветвикова Виктория
  7. Ильина Дарина
  8. Кузнецова Ульяна
  9. Мухина Милана
  10. Орехова Вера
  11. Поздняков Арсений
  12. Понакушин Артем
  13. Соколова Екатерина
  14. Тимофеев Ростислав
  15. Широкова Диана

  • Формы и технологии организации учебного процесса:

Для этого необходимо:

– организовать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не принимали «академический» характер;

– в конце занятий следует выделять этап «Подведение итогов» для обучения детей навыку рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.).Итоги подводятся в самых разнообразных формах: в виде игр «Интервью» «Копилка новостей», «Доскажи предложение» и др., обсуждения планов на будущее («Вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …»), продуктивной деятельности и обсуждения полученных работ и др. При этом желательно обеспечить естественный переход детей к другим видам деятельности, связав содержание занятия с последующими режимными моментами.

 – иметь специальную игрушку – героя занятий, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия; Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать игрушке существенно увеличивает активность и заинтересованность. Основное требование при выборе игрушки: необычность и оригинальность. Это может быть перчаточная кукла, интересный воздушный шарик, «головоног», «кубарик», «лошарик» и т. п. После «Подведения итогов» дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.

 – проводить познавательные упражнения на втором году обучения не только как коллективные, но и как индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения также можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.

 – быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуации, уметь генерировать различные варианты решения задач.

-  использовать в организации занятий ИКТ технологии: мультимедийные презентации, видео материалы, музыкальное сопровождение.

  • Методическое обеспечение

- Многофункциональное дидактическое пособие Круги Луллия.

- Комплекты игр для Кругов Луллия,

- Наборы карточек и сюжетных картинок для игр ТРИЗ.

- Главный герой –Буратино, гном  Перепут, королева Живой природы, королева Неживой природы, королева Изобретений (рукотворный мир)

 

  • Настольная игра «Умные помощники» (развитие представления детей о возможностях анализаторов и определения признаков объектов)

- Картотека игр : «Умные игры».

-Комплект методической литературы,

-Ноутбук, телевизор, магнитофон, проектор.

- Пособие «Модель мира».

  • Список литературы и источники.
  1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В.

   Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.-М.:АРКТИ, 2017.-28с.ил.- (Растем умными (Технология ТРИЗ)).

  1. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В

Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет.- М.:АРКТИ, 2018.- 40с.: ил. (Растем умными (Технология ТРИЗ)).

  1. Формирование целостной картины мира у детей. Занятия с применением технологии ТРИЗ. Вторая младшая группа /авт- сост. О.М.Подгорных. – ИЗД.2-е, испр. – Волгоград:Учитель. – 123с.
  2. С. И. Гин. «Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений»\ С.И. Гин. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.-112с.
  3. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997
  4. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: изд. РАО, 1994
  5. «Калейдоскоп мышления»/авт.- сост.Елена Рябинина.
  6.  Гин Светлана Ивановна Редактор: Мельников Дмитрий Анатольевич.

"Триз-педагогика для малышей. Конспекты занятий для воспитателей и родителей».- Издательство: КТК Галактика, 2018 г/

  1. Сидорчук Т.А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – АО «Первая образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015.
  2. http://triz-plus.ru/
  3. http://vytvoryandia.ru/
  4. https://vk.com/triz_tormashki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа "Интерактивная игротека"

Программа «Интерактивная игротека» предполагает  использование интерактивной доски и интерактивных кубиков как самого совершенного информационного средства, наряду с использование...