Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста.
консультация

Кауткина Варвара Анатольевна

Материал будет полезен для педагогов ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя ДОУ в адаптационный период детей раннего возраста.

Педагог-психолог Кауткина В.А МБДОУ № 330

Музыкальный руководитель Ковригина С.Л.  МБДОУ № 330

     Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

    При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

     В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости, не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с пониманием самоценности этого периода детства, значения развития в младшем возрасте для последующего становления личности ребенка.

     Как психологу, так и музыкальному руководителю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. На сегодняшний день уже не нужно доказывать необходимость музыкально-ритмических занятий с детьми, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние малышей. Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

     Известно, какое значение В.М.Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

    Цель совместной работы специалистов: помощь детям раннего возраста в адаптации к условиям ДОУ.

     Основные задачи занятий и упражнений в период адаптации детей раннего возраста:

-преодолеть стрессовое состояние у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-снять эмоциональное и мышечное напряжение;

-снизить импульсивность, излишнюю двигательную активность, тревогу, агрессию;

-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;

-развивать внимание, восприятие, речь, воображение;

-развивать чувство ритма, общей и мелкой моторики; координации движений;

-развивать игровые навыки, произвольного поведения.

     Музыка, игры-забавы, музыкальные игры отвлекают детей от переживаний, повышают их настроение, вызывают интерес и желание играть, петь, плясать вместе с другими дошкольниками.

     Хорошее настроение, положительные эмоции являются важным условием повышения иммунитета, в результате чего дети меньше болеют. Известно, что, когда малыш не хочет идти в детский сад, весь его организм сопротивляется этому, и в результате ребенок заболевает. Яркая, насыщенная музыкальными развлечениями жизнь детского сада привлекает детей и помогает привыкнуть к новым условиям.

      От умения педагога-психолога и музыкального руководителя создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.

     Ведь только одно воздействие музыки на психическое состояние человека, по словам Пифагора, который больше известен нам как математик, «приводят страсти к равновесию», иными словами – музыка лечит. Формирование личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Самосознание – осознание себя как индивидуальности, начинает формироваться в дошкольном возрасте. В этот период складываются важные элементы, составляющие его структуру: половая идентификация, притязания на признание, психологическое время личности. От своевременности развития указанных структурных элементов зависят возможности социализированного поведения и качество саморегуляции.

     В основе работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». В период адаптации нужно стараться вызывать у малышей радостные эмоции, интерес к играм-забавам, музыке, увлечь и занять его значительно важнее, чем научить каким-нибудь движениям и умениям. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постоянно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

     В период адаптации самое главное для специалистовустановить теплые, доверительные отношения с малышами группы, способствовать снятию страха и побуждению ребенка на общение с взрослым. Поэтому они приходят в группу к детям, заранее договорившись о встрече с воспитателем, создаютигровую ситуацию   с игровым персонажем – это может быть кошечка, Петрушка, собачка, кукла, лошадка, матрешка и др.

   В этот период используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их  в  совместную игру:

-  при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте.  Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке»

- очень активно вовлекает детей в музыкально-игровую деятельность обычная игра «Чудесный мешочек», из которого дети достают либо музыкальные инструменты, музыкальные игрушки или игровые персонажи, рассматривают их.

- очень близки ребенку раннего возраста игры с куклами. Чтобы вовлечь детей в музыкальные игры с куклами, музыкальный руководитель приносит новую куклу в группу. Она здоровается с детьми, гладит каждого.  Взрослый   просит детей по очереди подержать куклу за руку.  Кукла предлагает потанцевать, либо куколка просит деток уложить ее спать.  Музыкальный руководитель напевает колыбельную или использует фонограмму. Дети качают куколку или укачивают ее в коляске. Очень любят малыши игры с мишкой, зайцем, кошкой.  С этими игровыми персонажами дети выполняют различные музыкально-ритмические движения под народную музыку.

     Так как игра – ведущий вид деятельности детей младшего дошкольного возраста, является для них жизненной необходимостью. Именно в игре интенсивно развиваются высшие психические функции ребенка: мышление, речь, память, воображение. Через игру у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. С помощью игры решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и коррекционные. Происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих сверстников, он выполняет самые различные движения легко и непринужденно. В игре же воспитываются и волевые качества характера: подчиняясь правилам игры, формируется внимание, организованность, умение своими движениями. Дети должны, например, уметь начинать движения все вместе, убегать от водящего по определенному сигналу или последних слов, если игра сопровождается текстом.. Для маленьких детей гораздо понятнее выражение: «покачай веточками», «помаши крылышками», чем «покачай руками, поднятыми вверх», «ритмично помаши руками, отведенными в сторону». Все игровые элементы опираются на образ, в соответствии с которым ребенок выполняет задание. В одном случае дети идут, переваливаясь, как мишки, вразвалочку, в другом – весело скачут, как зайчики, греют лапки и хвостик, а в третьем, идут мягко, показывая лапки и заметая следы хвостом, как хитрая красавица лиса.

     В этот период используются различные музыкальные игры и упражнения, направленные на установление контакта с детьми и вовлечения их в совместную игру:

-  при первых встречах с детьми используется музыкальное упражнение «Ладошечки». Это приветствие-попевка, которое очень нравится малышам: «Здравствуйте.  Дай ладошечку, моя крошечка. Я поглажу тебя по ладошечке»;

-  активно вовлекает детей в игровую деятельность обычная игра «Чудесный мешочек», из которого дети достают либо музыкальные инструменты, игрушки или игровые персонажи, рассматривают их;

-  очень близки ребенку раннего возраста игры с куклами. Чтобы вовлечь детей в музыкальные игры с куклами, музыкальный руководитель или психолог приносят новую куклу в группу. Она здоровается с детьми, гладит каждого.  Взрослый   просит детей по очереди подержать куклу за руку.  Кукла предлагает потанцевать, либо куколка просит деток уложить ее спать.  Музыкальный руководитель напевает колыбельную или использует фонограмму. Дети качают куколку или укачивают ее в коляске.

- любят малыши игры с мишкой, зайцем, кошкой.  С этими игровыми персонажами дети выполняют различные музыкально-ритмические движения под народную музыку.

     Соответственно, по прошествии времени и проводимых мероприятий, все дети постепенно вовлекаются в образовательный процесс по музыкальному воспитанию. Основное на этом этапе - эмоциональное вовлечение детей, необходимость заинтересовать музыкальной деятельностью.

     С целью помощи родителям в адаптационный период в ДОУ можно организовывать детском саду психолого-педагогические гостиные, например «Мама рядом». На которых музыкальный руководитель и педагог-психолог проводят с детьми игровые сеансы совместно с родителями. Содержание игровых сеансов разрабатываются в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

     Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие музыкального руководителя и педагога-психолога, родителей позволяет комплексно решать задачи занятий и упражнений в период адаптации детей раннего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Организация игрового взаимодействия в адаптационный период детей раннего возраста с 2-3 лет.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 34 «Рябинка»         Организация игрового взаимодействия в адаптационный ...

Взаимодействие педагога с родителями в адаптационный период детей раннего возраста

Идеи раннего развития пропагандируются в СМИ, рынок книжной продукции переполнен литературой по так называемому «раннему развитию способностей» к рисованию, музыке, хореографии и...