Творческое название проекта: «Творим, выдумываем, сочиняем…»
методическая разработка (старшая группа)

карачун светлана геннадьевна

 Цель  проекта:

Развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников через театрально – игровую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt-k.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческое название проекта:
«Творим, выдумываем, сочиняем…»

Воспитатель МБДОУ № 81 «Центр развития ребенка Детский сад «Конек -Горбунок»

Карачун Светлана Геннадьевна

 Цель  проекта:

Развитие словесного творчества и активизация творческого рассказывания старших дошкольников через театрально – игровую деятельность.

 Задачи

Обучающие:

  • учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • учить выражать свои чувства и распознавать чувства других, через мимику, жесты, движения;
  • учить испытывать радость от сочинительства, возможности поделиться с друзьями;
  • учить эмоционально – чувственному восприятию произведения.

Развивающие:

  • развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • развивать желание детей участвовать в совместном сочинительстве, игровых действиях;
  • развивать навыки содружества педагогов и детей;
  • развивать групповую сплочённость, самооценку детей.

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызвать сочувствие к ним и желание помочь;
  • дать возможность ребёнку выразить своё настроение, отношение к произведению разными способами.

Актуальность темы

Потребность детей проявлять себя в творчестве, которая очень велика. Ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Именно период дошкольного детства является сензитивным для формирования словесного творчества.

 В основу проекта положена идея организации театрально- игрового подиума. Воздействие театрализованной деятельности на психическое развитие ребенка, основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в дошкольном возрасте. Актуальность проекта состоит в том, что она сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности..Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова). Как писал Б.М. Теплов, чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место.

Основные принципы реализации проекта

Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности, театрализованной деятельности.

Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип деятельности - развитие речи и познавательной активности  осуществляется через различные виды детской деятельности.

Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.

Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.

Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития.

Педагогические принципы - сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность детей;

деятельный подход, учёт возрастных и индивидуальных  особенностей детей, актуализация субъективной позиции ребёнка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с развивающей средой группы,  детского сада и социумом.

Предполагаемый результат:

В результате работы над проектом предполагается, что произойдет:

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  • Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  • Развитие диалогической и монологической речи.
  • Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка
  •  Повышение уровня знаний о детской художественной литературе
  • Расширение кругозора
  • Знания о писателях и поэтах, их произведений
  •  Привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении

Формы и методы работы:

  • Выразительное чтение
  • Образное рассказывание
  • Беседа
  • Игры-беседы с куклами-персонажами
  • Детские поделки
  • Пальчиковый театр
  • Кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений
  • Организованные   ролевые игры
  • Драматизация сказок

Этапы проекта

1 этап:

Организационный

-подбор  материала

-первичная диагностика детей (память, внимание)

-ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта

-подбор дидактического и методического оснащения проекта

-консультации со специалистами ДОУ

2 этап:

Практический

- цикл мероприятий по реализации проекта

-конкурсы, открытые занятия, инсценировки, чтение по ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов.

-мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта

3 этап:

Заключительный

-Итоговая диагностика познавательных процессов.

Сравнительный анализ.

-отчет о реализации проекта

-сбор полученного материала по проекту, монтаж

-конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей

Стихотворный праздник

«А я знаю наизусть»

                                              Реализация проекта

Тема  (ноябрь – декабрь-январь)

Творчество К. И.Чуковского

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством  К.Чуковского
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:
  • Айболит
  • Тараканище
  • Телефон
  • Мойдодыр
  • Провести предварительную словарную
  • Выставка книг

Развивающая среда

  • Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций
  • Рассматривание выставки предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

« Нас сказка учит говорить» - развлечение

Работа с родителями

-Изготовление костюмов для постановки. 

Тема  ( февраль-март)

Творчество С.Я. Маршака

Задачи

  • Познакомить детей с творчеством Маршака и его переводами
  • Познакомить с отрывками из литературных произведений:
  • Перчатки
  • Кораблик
  • Детки в клетке
  • Багаж
  • Вот какой рассеянный
  • Провести предварительную словарную работу

Развивающая среда

  • Выставка книг
  • Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций к стихам
  • Рассматривание выставки  книг и предметов
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям

Совместная деятельность

  • Конкурс рисунков по творчеству Маршака
  • Изготовление атрибутов для пальчикового театра. Проигрывание отдельных сцен с использованием фигурок для пальчикового театра. Лепка героев сказки. Диалоги с использованием самостоятельно изготовленных фигурок.

Работа с родителями

  • Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

Тема  (апрель- май)

Русские народные песенки, потешки, считалки, скороговорки

Задачи

  • Познакомить детей с  творчеством русского народа
  • Провести предварительную словарную работу
  • Способствовать заучиванию наизусть
  • Закреплять выученный материал

Развивающая среда

  • Беседа о складе жизни русского человека, предметы быта, досуг
  • Рассматривание иллюстраций русского народного костюма

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций из жизни русских людей
  • Рассматривание выставки  книг и предметов 
  • Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу, родителям
  • Игра – пантомима «Мы не скажем, а покажем»

Совместная деятельность

  • «стихотворные минутки» - каждый день
  • Инсценировка стихов, песенок, потешек
  • Творческая работа « Русская  народная игрушка своими руками»

Работа с родителями

Памятка для родителей «А я знаю наизусть»

                                                  Содержание проекта

Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания, является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Именно эти проблемы волновали меня давно. Очень хочется видеть своих детей, с красивой, правильной выразительной речью, умеющих ориентироваться в окружающем мире. Поэтому я  занялись реализацией вопросов речевого развития у детей своей группы. Речевое развитие дошкольников эффективнее если:

  • на занятии используются театральные игры, упражнения и этюды, ритмопластика, речевые игры и упражнения, кукольный театр, арт – терапия;
  • созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей;
  • имеет место постановка проблемной ситуации;
  • развито чувство взаимоуважения;
  • ребенка окружают яркие игрушки , содержательная атрибутика;
  • родители, семья принимают активное участие в развитии ребенка, оказывает помощь педагогам;
  • рядом неравнодушный, опытный педагог
  • ;регулярно проводить и строить работу на основе диагностики  

 Исходя из этого, было решено связать  работу по развитию речи с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов .Используя собственные разработки, опыт известных педагогов, была создана рабочая программа по развитию речи через театрально – игровую деятельность, в которой выделялись основные задачи:

  • создание театрально – развивающей среды в группе
  • создание условий для практической деятельности детей;
  • подбор методической литературы, игр, театральных атрибутов
  • расширить базу игр, развивающих речевые функции;
  • использование межпредметных связей;
  • привлечение родителей в  развивающий процесс.

Опираясь на данные задачи в ходе реализации проекта был создан перспективный план занятий  при составлении которого использовали знания психолого – педагогического характера, возрастные особенности дошкольников, новые технологии. В планировании я  использовала принцип концентрического усвоения лексического материала. Основа занятий тоже очень разнообразная: сказочный сюжет, воображаемое путешествие, сюжетные и дидактические игры. Предложенная тематика и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.  Результаты показывают, что проводимая работа по развитию речевой системы в целом,  позволило проявить детям речевые навыки в самостоятельной речевой деятельности и взаимоуважение в коллективе.Использую  межпредметные связи (например, развитие пальчиковой моторики ведется на занятиях по лепке, рисованию, конструированию; элементы ритмопластики на занятиях по математике, развитию речи, музыке) У меня в группе функционирует театрально-речевой подиум. В ходе реализации проекта дети научились  рисовать, клеить элементы для настольного, теневого и пальчикого театров, придумывать элементы к сказкам.  Через драматизацию можно работать над развитием речевой системы, воспитать умение сопереживать, понимать, поэтому  продолжу начатую работу, буду искать новые приемы, способы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по теме «23 февраля» .Название проекта "Наши защитники"

Материал содержит подробное описание краткосрочного  проекта по потреатическому воспитанию в старшей группе "Наши защитники"...

Выступление на семинаре - практикуме тема: Развитие творческих способностей детей с разными образовательными потребностями. Творческий проект " Творим вместе"

Сегодня я хотела бы представить Вам один из проектов, реализуемых в нашем Территориальном отделении, который называется «Творим  вместе»...

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"

Познавательно-творческий проект "Творим, выдумываем, пробуем"...

Мастер класс для педагогов. "Твори, выдумывай, пробуй"

Мастер класс для педагогов.Передача коллегам профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности через изготовление объемной игрушки из соленого теста "Ёжик"...