Дифференциация звуков п-б
картотека

Ефремова Людмила Владимировна

Для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_p-b.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация   б — п

1. Выделите начальные звуки из слов банка, палка.

2. Из данного ряда звуков назовите похожие по артикуляции: б, а, п, т. Назовите сходство и различие этих звуков. Охарактеризуйте эти звуки.

3. Выделите начальные звуки в словах Боря — Поля, бык — пыль, баня — память.

Дифференциация б — п в слогах

1. Образуйте слоги. Прочитайте слитно получившиеся слоги. ( чтение по«вееру»-тоже что и описывала по с,з)

2. Образуйте звукосочетания. Прочитайте их слитно. ( ромбики)

3. Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов.

ба — па па — ба бя — пяпя — бя би — пи

бо — по по — бобе — пепе — бепя — бя

бу — пупу — бубю — пюпю — бюбе — пе

бы — пыпы — бы би — пи пи — би пю — бю

4. Прослушайте слоги. Запишите начальные буквы каждого слога.

па, ба, бо, по, пы, пу, бя, пя, бу, бы, пе, бе; бло, пло, пла, про, плы, бро, бли, блу, плу, пле, пля

5. Прослушайте звуковые сочетания. Запишите только согласные.

апа, аба, оба, опа, упа, уба, ыба, ипа, епа, ыпа, убо, упу, убу

6. Прослушайте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности.

па — ба — па пу—бу—пу па—ба—па— ба

ба— па — ба бу—пу—бу ба— па — ба — па

пу — бу — бу — пу

бу — пу — пу — бу

7. Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряды.

Методические указания. На доске написаны ряды слогов. Учащиеся читают эти слоги, затем постепенно ряд за рядом они закрываются. Дети воспроизводят слоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

по — бо — по по — бо — бо — по бо — по — бо — по

би — пи — би пи — би — би — пи па — ба — па — ба

пя — бя — пябу — пу — пу — бу бы — пы — бы — пы

бе — пе — бебе — пе — пе — бе би — пи — би — пи

8. Запишите слоги и звуковые сочетания в две строчки: в первую — с буквой б, во вторую — с буквой п.

ба, па, пу, бе, пе, пю, бю, пы, бы, бе, пе; апа, аба, абе, апе, оба, опа, упу, упи, убу, уби, обе, one

9. Выделите слоги с б и п из слов, запишите эти слоги.

пуля, боты, рыба, арбузы, бумага, пузырь, попугай, апрель, аптека, платок, пружина, брызги, брошка, плита, прыгать, плутишка, братик, плывет

Дифференциация б —п в словах

1. Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука б или п.

Образец: а) в слове палка — звук п, он находится в начале слова;

б) в слове забор — звук б, он находится в середине слова.

а)пол, бык, был, пыль, парк, балка, пуля, банка, боты, блузка,плакать, пилотка, блуждать

б)забор, работа, сапоги, грибы, лапа, лопата, рыбаки

2. Сравните пары слов по звучанию и смыслу.

палка — балка, башня — пашня, бела — пела

3. Рассмотрите картинки, назовите их. Определите наличие и место в слове звуков б, п.

Приблизительный перечень картинок: платье, брошка, грибы, сапоги, плита, бутылка, заплатка, забор.

4. Выделите из данных слов буквы б, п. Надпишите буквы б, п над схемой слов.

бутон, пакет, прыгать, бегать, блуждать, ползать, бревно, букашка, лопата, барабан, сапоги

5. К данным словам добавьте приставку по. Запишите получившееся слово.

Образец: белить — побелить.

белить—... , плакать—... , бороться—... , плыть—... , бродить—... , беседовать—... , бежать—... , петь — ... , бывать—... , благодарить—... , будить — ... , бегать—... , беспокоить — ...

6. Вставьте в слова пропущенные слоги.

а) по или бо

...ты ..жар ...нес са...ги

...ка ..лото ...гас ра...та

...ле ..лет ...лел за...та

...вар ..шел ...бер за...ры

б) па или ба

ры... ..кет ...гаж ...бочка

ла... ..нан ...гор ло...та

ар... ..ран ...мять ры...ки

ли... ..ром ...рень ...зары

лам... ..лет ...мятник ...рады

в) пу или бу

...сы ..чок ...кашка ар...зы

...ля ..тон ...зырек по...гай

...ря ..мага ...ренка ре...сы

...кет ..лемет . ..зинагло...сы

...динг ..ран ...говицаис…гать

...дильник ..мажка ...ровая раз...дить

г) пе или бе

...ро ..карь ...да по...да

...лый ..чет ...пел за...гал

...per ..жит ...сок за...вал

...нал ..рет ...ред по...жать

д) пи или би

...лот …та ...точки со...рать

...тон …лить ...рюза за...рать

...нокль …сать ...оны от...рать

...ла …дон ...онер от...вать

7. Вставьте пропущенные в словах буквы.

а) ...ок, ...ол, су..., зу...ы, ...лины, за...ор, ...елка, та...очки,...ольшой, ...удка, ка...ли, хло...ок, ...латок, ...лузка, ...альто, ...антик, то...ор, о...ои

б) ...а...очка, ...о...лавок, ...о...елка, ...о...ольше, ...о...утный,...о...еда, ...о...оище, ...ро...олка, ...о...итый, ...о...ороть, ...оку...ка

8. Измените слова так, чтобы после согласных б, п появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: гриб — грибы.

(Обратите внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова.Вспомните правило.)

зуб—... гриб — ... хлеб — ... краб—...

карп—... столб—... тулуп—... куб—...

клуб—... дуб—... голубь—... степь—...

ястреб—... суп—... боб—... зябь—...

9. Измените слова по образцу: карпы — карп, зубы — зуб.

столбы—... клубы—... голуби—...

тулупы—... супы—... проруби—...

хлеба — ... грибы ... бобы—...

крабы—... кубы—... лбы—...

10. Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

кра..., стол..., зо..., зу..., су..., ду..., пото..., клу..., ло..., шта..., кар..., ра..., сно...

Слова для объяснения: потоп, зоб, раб.

11. Поднимите карточку с буквой б или п, когда услышите эти звуки в слове.

Запишите эти слова.

плакат, платок, будильник, забота, сапоги, помощь, посуда, бумага, пионер, работа, пилот, боец, пирог, бузина, брошка, пузырек, браслет

12. Придумайте и запишите 10 слов с буквой б, 10 слов с буквой п. Подчеркните буквы бп разными карандашами.

13. Нарисуйте по 7 картинок, в названиях которых содержатся звуки б или п. Сделайте подписи к картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...