Паспорт музыкального зала
материал

Хаджикеева Огулхан Ахметалиевна

  Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт муз. зала МДОУ Д/С№2740.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»  

ПРИНЯТО                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО

на  педагогическом совете                                                       Заведующий МДОУ «Д/С №27»

протокол №______                                                                                           Кочекова Г.С.

«___»______ 20____г.                                                                         «___»______ 20____г.                                                                        

 

Паспорт

музыкального зала

 

Музыкальный руководитель

Хаджикеева О.А.

  Организация развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале ДОО в контексте ФГОС

ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно- развивающей среды.

Предметно-развивающая среда (ПРС) – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая дает возможность ребенку реализовать себя в различных видах деятельности. Организация пространства, деление на зоны.

Музыкальный зал в детском саду – это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Поэтому здесь, как и в любом помещении детского сада, крайне актуальны требования СанПиНов и соблюдение правил противопожарной безопасности.

Пространство музыкального зала можно условно разделить на такие же три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона. Рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это в первую очередь такая область как «Художественное творчество». ПРС этой зоны должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и пр. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это могут быть мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т. д, Она будет востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.

Активная зона. В условиях музыкального зала активной зоной можно считать достаточно большое свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально- двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то наличие ковра на полу размера 3*4м, позволяет детям чувствовать себя не стесненно, иметь возможность свободно отвести локти от туловища. Фортепиано расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.

Спокойная зона. Спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (как правило, это фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации. В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе.

Отдельно хочется сказать о важности такого объекта предметно- развивающей среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей, значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования, дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.

Требования к мультимедиа: Для показа диафильмов, мультимедиа используют проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1м и не более 1,3м. Показ на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице:

 

Расстояние проектора от экрана (м)

Ширина экранного изображения

Расстояние 1-го ряда от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2,1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2

 

 При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2-3м и не дальше 5-5,5м от экрана. Стулья устанавливаются в 4-5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5-0,6м. Детей рассаживают с учетом их роста. 

Общая площадь музыкального зала – 75,9 квадратных метров

Костюмерная – 6,6 квадратных метров

Кабинет музыкального руководителя – 7,9 квадратных метров.

Санитарно – эпидемиологические и гигиенические требования  к музыкальному залу

  • Площадь музыкального зала должна составлять не менее 75 м2
  • Музыкальный зал не должен быть проходным помещением.
  • Половое покрытие должно обладать низкой теплопроводностью.
  • Поверхность стен помещения для музыкального зала окрашены  в светлые тона с коэффициентом отражения  0,6-0,8.
  • Освещение музыкального зала ДОУ – естественное. Величина  коэффициента естественного освещения (КЕО) не менее  1,5%.
  •  Шторы на окнах не должны  снижать уровень естественного освещения.
  •  Цветы на окнах не должны снижать уровень освещения.
  • Осветительная аппаратура должна обеспечивать равномерный свет.  Уровень освещения не менее 150 л.к.  
  • Лампы накаливания должны иметь защитную арматуру (светильники).  Все источники освещения должны находиться в исправном состоянии.
  • Чистоту оконных стекол производить не реже 2 раз в год.
  • В качестве нагревательных приборов могут использоваться радиаторы, трубчатые нагревательные  элементы. Температура поверхности  обогревательных приборов не более  + 80  градусов С.
  • Обогревательные   элементы должны   быть ограждены  съемными решетками.
  • Влажность воздуха  40- 60 %.
  • Проветривание  сквозное  и угловое  по 10 минут  через  1,5 часа. Проветривание проводится в отсутствии детей  и заканчивается за 30 минут до прихода детей.
  • Температура воздуха в музыкальном зале + 20 градусов С.
  • Перед  каждым занятием необходима влажная уборка помещения.
  •  Мебель согласно возрасту детей. Высота стульчиков в среднем 260-300 мм.

                               Нормативно-правовая база

    Основанием для разработки данного паспорта являются следующие нормативно-законодательные документы:

Название документа

1.

Федеральный  закон  Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.

Семейный кодекс РФ

3.

Трудовой кодекс

4.

Порядок организации и образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№ 1014

5.

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”

6.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)

7.

Концепция дошкольного воспитания

8.

СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

9.

Письмо МО РФ от 14.03.2000г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»

10.

Устав дошкольного учреждения  

11.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

12.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04. 2014г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических и руководящих работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

 Основные цели и задачи деятельности музыкального зала

Музыкальный зал является центром детского сада по осуществлению

музыкально-эстетического развития детей.

Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели

всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников:

- воспитание интереса к музыке, развитие музыкальной восприимчивости,

музыкального слуха, которые помогают ребенку острее почувствовать и осмыслить содержание услышанных произведений;

- обогащение музыкальных впечатлений детей;

- знакомство детей с музыкальными понятиями, обучение простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, искренности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;

- развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей, формирование певческого голоса ;

- обучение элементарным певческим и двигательным навыкам;

- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

- формирование  самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.

 

           

Длительность занятий составляет:

  • 1 группа раннего возраста- 10 минут
  • 2 группа раннего возраста- 10 минут
  •  младшая   группа - 15 минут
  • Средняя  группа  - 20 минут
  • Старшая группа  - 25 минут

Учебно - методический комплекс музыкального зала

 

  1. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Группа раннего возраста (от 2 до 3лет).- Волгоград: Учитель, 2019.-191 с
  2. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Младшая группа (от 3 до 4лет).- Волгоград: Учитель, 2019.-239 с
  3. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа (от 4 до 5лет).- Волгоград: Учитель, 2019.- 335 с
  4. Арсенина Е.Н. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа (от 5 до 6 лет).- Волгоград: Учитель, 2019.-348 с
  5. ВераксаН.Е., Комарова М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования.- 4- е изд., перераб.- М., мозаика- синтез, 2017.- 352с
  6. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду для занятий с детьми 2-7 лет.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.-96с
  7. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду. Младшая группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2016.- 160с
  8. Зацепина М.Б., Жукова Г.Е. Музыкальное воспитание в детском саду. Средняя  группа.- М.: Мозаика- Синтез, 2017.- 192с
  9. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду.- М.: Мозаика- Синтез, 2005.- 136с
  10. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2002.-176с
  11. Картушина М.Ю. Праздники в детском саду. Младший дошкольный возраст.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.- 64с
  12. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет.- М. ТЦ Сфера, 2004.- 96с
  13. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет.- М. ТЦ Сфера, 2004.- 99с
  14. Антипина Е.А. Осенние праздники в детском саду. Выпуск 3. – М.: ТЦ Сфера, 2010.- 40с
  15. Подшибякина С.Ю. Хоровод круглый год.-Волгоград: Учитель, 2004.-112с
  16. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебное пособие: - 2-е издание., доп.- СПб.: Издательство «Музыкальная политра», 2008.-56с

 

 Наглядно-дидактический материал

  • Портреты русских , зарубежных композиторов 
  • Иллюстрации музыкальных инструментов, симфонического оркестра
  • Иллюстрации по жанрам музыки (песня, танец, марш)
  • Иллюстрации по видам музыкального искусства (опера, балет)
  • Занимательные задания в интеллектуальном развитии дошкольников.

Оборудование музыкального зала

Фортепиано  - 1 шт.

Баян – 1 шт.

Усилитель звука «Dialog» - 1шт.

Мультимедиа – 1шт.

Экран – 1шт.

Стульчики детские «Хохлома» -  42 шт.

Стулья взрослые 19 шт

Тумба 2-х дверная 1 шт

Стол воспитательский 1шт

Стол высокий 1шт

Стол низкий 1 шт

Шкаф с стеклянными дверями 1 шт

Столик журнальный  - 1шт.

 Ковер – 2 шт. 

Светильники-10шт.

Карнизы 7 шт

Тюль белая 3 шт

Тюль зеленая 7 шт

Ламбрикен 3 шт

Елка 1 шт

Музыкальные инструменты

Ударные:

Барабан маленький – 1шт.

Бубен – 1 шт.

Колокольчики  - 4шт.

Колотушки «Божьи коровки» с бусинами – 5шт.

Маракасы маленькие – 5шт.

Маракасы большие 5 шт

Металлофон  – 1шт.  

 

 

Погремушки пластик- шт.  

 

 

Духовые:

Свистулька пластик  - 1 шт.

 

   

Костюмы взрослые

Осень

Царь

Баба Яга  

Дед Мороз (шуба, шапка, варежки, борода)

Снегурочка (платье из серебристой парчи, шапочка)

 Клоун– 1 шт. (комбинезоны, обувь, парики, носы)

 Костюм Ледт Баг 1 шт

 

 

Костюмы детские

Шапочки животных

Шапочки овощей

 Розовые  юбки 3 шт

Голубые юбки 4 шт

Галстуки 3 шт

Юбки фатин 6 шт

Бантики фатин 12 шт

Костюм Буратино 1 шт

Узбекский костюм 4 шт

Тебутейки узбекские 4 шт

Шляпки клоуна 7 шт

Шапка Шахиризады 1шт

Шапка джина 1 шт

Платья туркменские 8 шт

Камзель туркменский мальчик 1 шт

Костюм Неваляшки 4 шт

Накидки белые 10 шт

Комплекты повара 6 шт

Шапки санты 9шт

Колпак именинника 1 шт

 

          Перспектива развития музыкального зала

На 2020-2021учебный год

-учебно-дидактическое обеспечение

1.Сделать картотеку музыкально-дидактических игр по возрасту.

2.Приобрести металлофоны, набор перкуссии

3.Приобрести новые костюмы для взрослых

-учебно-методическое обеспечение

1. Приобрести информационный стенд «Музыкальная страна»

2. Баннер «А песни тоже воевали»

3. Пополнить серию консультаций для родителей и воспитателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

паспорт музыкального зала

Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творче...

паспорт музыкального зала

паспорт музыкального зала. Паспорт музыкального залаМузыкальный зал функционирует с 1979 года, с открытия детского сада.Направление кабинета:Целенаправленное формирование личности ребёнка путём в...

Паспорт музыкального зала.

Паспорт музыкального зала....

Паспорт музыкального зала

Все о музыкальном зале...

Паспорт музыкального зала

Презентация по составлению "Паспорта музыкального зала" поможет музыкальным руководителям соориетироваться  в составлении данногол документа, не упустив важные моменты и просто сэкономить время. ...

Паспорт музыкального зала

Пример составления паспорта музыкального зала и кабинета музыкального руководителя...

Паспорт музыкального зала

Оснащение музыкального зала...