Проект по теме: «Что такое экономика?»
проект (старшая группа)

Гукова Марина Викторовна

Актуальность прооекта обусловленна тем, что происходящее преобразование в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающих стран  - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika.docx438.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

Проект по теме: «Что такое экономика?»

http://www.vetka.by/wp-content/uploads/2012/08/vetkovski_raion_children_baby_018928.jpg

выполнила: Гукова М.В.

п. Тазовский

2019 г

Цели и задачи проекта

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия). Познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Перечень основных мероприятий

1. Изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать? »

5. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей

6. Проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Исполнители проекта

• воспитатели группы;

• заведующий детским садом;

• старший воспитатель;

• музыкальный руководитель;

• воспитатели групп;

Ожидаемый результат реализации проекта - дети, понимающие и ценящие окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважающие людей, умеющие хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознающие на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видящие красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведущие себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролирующие свои потребности в соответствии с возрастом.

Целевая группа проекта.Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОУ.

Актуальность

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности.

Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит в настоящее время особенно остро, т. к., с одной стороны, значительно возрастает информационный фон, в котором формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности, с другой стороны, очевидна не разработанность процесса формирования элементарных экономических знаний у дошкольников (содержания и технологий, которым предстоит жить и трудиться в XXI веке.

Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономическое образование ребенка-дошкольника должно быть направлено на удовлетворение его интересов и максимальную реализацию его возможностей (А. В. Запорожец, на развитие любознательности и умственной активности при сохранении радости детства.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.

Новизна материала

Новизна исследования, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

При составлении проекта опиралась на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Е. А. Курака, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Несмотря на значимость данной проблемы, педагогическая наука еще не предложила готовой программы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, поэтому был разработан проект «Экономика и дошкольник», который апробирован в порядке педагогического эксперимента. Апробация проекта “Что такое экономика?” позволяет осуществлять тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Содержание деятельности

Воспитатель осуществляет:

- разработку и реализацию проекта;

- программное обеспечение проектной деятельности;

- выполнение комплекса мер по реализации проекта:

- подбор игр;

- использует дидактические игры на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях и в свободной деятельности;

- подбирает советы и консультации для педагогов и родителей;

- составляет сборники словесно - дидактических игр и упражнений;

- изготавливает и приобретает атрибуты для сюжетно - ролевых игр;

- подбирает материал для проведения занятий.

Основные партнеры:

- старший воспитатель

- музыкальный руководитель

- воспитатели групп

Целевые группы проекта

Проект адресован детям старшего дошкольного возраста.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. Может быть направлен на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта в том, что он направлен на возможность широкой практики применения полученных детьми знаний.

Проект может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям, которые стремятся привлечь детей к развитию реального экономического мышления и интереса к экономическим знаниям.

Целевые группы, их интересы

Дети 5-7 лет - наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители - повышение уровня знаний по теме проекта.

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Педагоги - приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний;

- накопление практического материала;

- проявление интереса к проектной деятельности.

Механизм реализации проекта

Этапы проекта

Сроки этапов проекта

Задачи этапов проекта

I этап (подготовительный)

- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

- проведен теоретический анализ экономической и психолого - педагогической литературы.

- разработаны критерии, показатели и уровни оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

- спрогнозировать ожидаемые результаты и риски проекта.

- оптимизировать программно- методическое обеспечение УВП в группе.

II этап (основной)

 1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Проведение занятий для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

4. Спланированы и проведены экскурсии в банк, магазины.

5. Организованы и проведены сюжетно - ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовлены и проведены игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через:

- составление плана совместной работы;

- выступлений на педагогическом совете;

- консультации;

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через:

-консультации;

-родительское собрание;

- совместное с детьми изготовление товара для ярмарки;

- оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

Календарно – перспективное планирование

Мероприятие

Описание

Ответственный

1

Чтение и обсуждение рассказов. Пётр Кошель «История денег» Рассказы для детей

Занятие 1 «Что такое деньги?», «Первые деньги». «Какие еще были деньги»

Воспитатель

Занятие 2 «Что такое банк?». «Бумажные деньги». «Первые металлические деньги».

Воспитатель

Занятие 3 «Первые монеты на Руси». «Русский рубль». «Пятак - самозванец». «Первые монеты».

Воспитатель

Занятие 4 «Монеты раньше и теперь». «Фальшивые деньги». «Что такое инфляция?».

Воспитатель

2

Беседа

Дети и деньги

Воспитатель

3

Игры и развлечения

Сюжетно – ролевая игра «Менялы»

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Воспитатель

Сюжетно – ролевая игра «Банк»

Воспитатель

Развлечение «Волшебная мнетка»

Воспитатель

4

Демонстрация коллекции монет родителям

Родители, дети , воспитатель

III этап (заключительный)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».

5. Показательное занятие для воспитателей детского сада «Банк».

Материально - техническое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин»;

- магнитофон;

- аудиокассеты с музыкой;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно - печатные игры;

-пополнение игротеки настольно-печатными играми;

-сюжетно - ролевые игры «Банк», «Кафе»;

- видеокамеру для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности;

- видеомагнитофон.

Программно - методическое обеспечение

Имеется Необходимо приобрести

- программа «Радуга» Т. Н. Дороновой;

-программа «Дошкольник и. экономика» А. Д. Шатова

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр.

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

- библиотека методической литературы; - сборники игр и упражнений;

-обогатить библиотеку новинками методической литературы;

- комплекты по развернутому перспективному планированию по программе «Радуга»;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Календарный план по реализации проекта

Мероприятия

Описание

Ответственный

1

Диагностика знаний детей по экономике

Диагностика знаний детей по экономике

Воспитатели группы, старший воспитатель.

2

Анализ ресурсного обеспечения проекта

Анализ кадрового потенциала, подбор программ, методик

Старший воспитатель, воспитатель группы

3

Проектирование

Создание рабочей группы по реализации проекта в количестве 7 человек. Распределение членов группы (сетевой координатор, заместитель, члены рабочей группы)

Старший воспитатель, воспитатели группы

4

Повышение квалификации воспитателя

Самообразование, курсы повышения квалификации, в течение года.

Старший воспитатель, воспитатель

5

Мониторинг уровня развития

Обработка данных диагностики за два года.

Старший воспитатель, воспитатель

6

Приобретение

Дидактические, настольно - печатные игры; аудиокассеты; сюжетно - ролевые игры «Кафе», «Банк», «Овощной магазин».

Воспитатель

7

 Изготовление  

- дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки - передвижки для родителей.

Ожидаемые результаты

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Что такое экономика?» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Оценка результатов

В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию.

Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.

Критерии оценивания Показатели Индикаторы

Инструмент измерения

Уровень развития знаний детей по экономическому образованию. Количество детей с высоким уровнем развития

Средний уровень

Повышение знаний по экономическому образованию детей - дошкольников

Диагностические методики

Навыки педагогической культуры родителей Активность родителей в процессе обучения детей экономическим знаниям Повышение активности родителей в воспитании и развитии детей Отзывы, публикации, опросники

Кадровые потенциалы Компетентность педагогов Прохождение курсов повышения квалификации Свидетельство о повышении квалификации

Дальнейшие результаты проекта

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.

3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

Список литературы

Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163

Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95

Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М. :Владос, 2000. – с. 125

Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.