Эмоционально- речевое развитие младше - средних дошкольников; виды, формы, принципы, используемые в педагогическом процессе с детьми.
консультация (младшая группа)

Зимина Светлана Анатольевна

Эмоционально- речевое развитие младше - средних дошкольников; виды, формы, принципы,  используемые в педагогическом процессе с детьми.

 

Одним из основных принципов является  воспитывающий характер обучения.

Развитие речи у детей формирует не только,  нравственные различные качества, такие как  добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе,  но и приучать их к дисциплине, общественным нормам поведения.

Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса.

Основой обучения детей в младше - среднем возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Это способствует прочному усвоению речевого материала, развивает познавательную деятельность детей.

Коммуникативно - деятельный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач – от однословных ответов до развёрнутых высказываний, умения детей взаимодействовать с окружающими.

Основными задачами, решаемые по развитию речи является:

1. Развитие словаря - происходит за счёт обогащения количественного накопления слов, неизвестных детям, уточнения значений слов, активизации словаря (перевода лексики из пассивного словаря - активный.).

2. Формирование грамматического строя речи - решается в процессе  многосторонней речевой практики детей  (это различные упражнения, закрепляющие поминание и употребление доступных для детей грамматических конструкций, на согласование различных частей речи, построение простых предложений и. т. д.).

3. Развитие связной речи - необходимо формировать у детей умение понимать обращённую речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы.

Например:  Тема «Домашние животные».

1. Активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о ближайшем окружении (кошка, кот, котёнок, усы, лапы, мордочка, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый.

2. Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные) – кошка.

3. Различать на слух и называть слова начинающиеся на определённый звук (гласный в начале или в  конце слова).

4. Совершенствовать отчётливое произношение слов, словосочетаний, работа над дикцией.

5. Овладение практическими нормами речи детьми.

Педагогу необходимо всегда прислушиваться к речи ребёнка. Всегда ли он правильно говорит, употребляет предлоги (на, за, под, в, к, перед, над, от) и согласовывает с ними существительные. Например: Бабочка летит к стулу. Если дети путают уменьшительно- ласкательные суффиксы можно использовать такие игры как: «Большой - маленький».

Например: Чашка- чашечка; Ложка- ложечка. Ласкательные слова:  Лисонька, заинька и т. д. « Исправь ошибку»  Ребёнок должен понять,  что хотел сказать педагог и исправить ошибку.

 Например: Цветок цветёт в полянке.

«Третий лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и обьяснить почему.

Чистоговорки,  скороговорки, стихи  нужны для автоматизации звуков.

Например:  Ла-Ла-Ла- доченька спала.

Используя в своей речи  потешки, пословицы, поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонацию.

Например:  При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С помощью потешек, песенок, пестушек хорошо развивается фонематический слух: - Курочка- тароторочка.

По двору ходит цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает.

Сказки, литературные произведения, иллюстрации в воспитании эмоционально- речевого развития детей играют важную роль, обогащают его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, усвоение морально - нравственных  норм в обществе.

Например: Рассказывать сказку надо неоднократно, для того чтобы дети  лучше вслушивались в звучание самой речи, запоминали отдельные понравившиеся выражения.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить т е.

-Заинтересовать видом театра с помощью,  которых им будут показывать сказку (Настольный театр, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр на кавролине,  театр резиновой игрушки). В младше - среднем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, лисичек,  мышек.  Сказки, стихи, небылицы  помогают думать, рассуждать, логически мыслить, отвечать на вопросы героев.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают детям разобраться в последовательности событий. В начале педагог с помощью  вопросов направляет внимание детей на процесс развёртывания действия,  затем дети  сами учатся выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению знаний известных ребёнку слов и усвоению новых, постепенно дети овладевают навыками диалогической речи.

Например: Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит их рассмотреть, затем читает рассказ, после чего даёт каждому ребёнку по картинке. Повторяет  рассказ, дети должны показать соответствующую карточку .

Пересказ художественных текстов.

- Этот вид работы можно проводить, только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. До начала  чтения рассказа педагог объясняет  смысл  трудных слов. Прочитав  рассказ, педагог задаёт вопросы. После этого просит детей пересказать прочитанное.

1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.

2. Можно составить план рассказа.

3. Можно организовать  пересказ  по «цепочке»  один ребёнок начинает, а следующий продолжает.

4. Педагог пересказывает, ребёнок вставляет слово или предложение.

Примерный текст пересказа:

«Как Саша первый раз увидел самолёт».

- Была весна, таял снег,  текли ручейки.  Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху по воде что- то загудело.  Саша подумал, что летит птица.

Вот она уже над головой.  Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:

-Какое было время года?

-Что пускал по воде Саша?

-Что загудело в воздухе?

-Что Саша спутал с птицами?

2.  Подобрать определение к словам:

-Весна ( ранняя, поздняя, тёплая).

- Самолёт (большой, красивый, серебряный).

-Лодочки ( бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить  значение сложного слова (самолёт).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является подружка Оля.

5. Закончи предложение,  поставь в недостающее по смыслу слово  в нужном числе:

Была весна, таял (снег), текли (ручейки) и. т. д.

Также хорошо использовать для развития речи детей- рассказы- описания.

«Кошка».

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На  мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда  идёт за добычей.  Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

В работе с детьми хорошо использовать игры сдвижением, которые прекрасно сочетаются с речью. 

Например:

 1. «Массаж ладоней» - стимулирующие воздействие массажных мячей, изменяет функциональное состояние коры головного мозга, улучшая её работу. Упражнение со словами:

-Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно - так у птиц заведено. (Ребёнок катает мячик между ладоней , одна сверху, другая снизу).

2. Игры с пальчиками (Используем любые пальчиковые игры см. картотеку). Снимают напряжение мышц шеи и плеч, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

3. Артикуляционная гимнастика - делает мимику выразительной, задаёт ритм массажных движений. (см. упражнения по звукопроизношению, артикуляционную гимнастику «Тру-ля-ля», «Песенка язычка».

Виды детской деятельности, формы педагога с детьми:

- Свободное  общение на разные темы.

- Сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, дразнилок, придумывание сценариев для театральных иго - инсценировок.

-Коммуникативные игры - на знакомство детей друг с другом, развитие эмпатии, навыков взаимодействия и. т. д.

- Проектная деятельность.

-Игры-фантазии, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, народные игры, хороводные игры, игры с диалогом, викторины, путешествие по сказкам, режиссерские игры, придумывание этюдов.

 

 

 

Художественная литература:

1. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

6.Т.Е.Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».СПБ. «:Детство-Пресс»,2012

7.Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПБ.: «Детство-Пресс»Н.В.Нищева,2013

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эмоционально- речевое развитие младше - средних дошкольников; виды, формы, принципы,  используемые в педагогическом процессе с детьми.

Одним из основных принципов является  воспитывающий характер обучения.

Развитие речи у детей формирует не только,  нравственные различные качества, такие как  добросовестность, усидчивость, способность работать в коллективе,  но и приучать их к дисциплине, общественным нормам поведения.

Принцип доступности обучения определяет поступательный характер педагогического процесса.

Основой обучения детей в младше - среднем возрасте является принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Это способствует прочному усвоению речевого материала, развивает познавательную деятельность детей.

Коммуникативно - деятельный подход к развитию речи учитывает постепенное усложнение речевых задач – от однословных ответов до развёрнутых высказываний, умения детей взаимодействовать с окружающими.

Основными задачами, решаемые по развитию речи является:

1. Развитие словаря - происходит за счёт обогащения количественного накопления слов, неизвестных детям, уточнения значений слов, активизации словаря (перевода лексики из пассивного словаря - активный.).

2. Формирование грамматического строя речи - решается в процессе  многосторонней речевой практики детей  (это различные упражнения, закрепляющие поминание и употребление доступных для детей грамматических конструкций, на согласование различных частей речи, построение простых предложений и. т. д.).

3. Развитие связной речи - необходимо формировать у детей умение понимать обращённую речь, вступать в диалог со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы.

Например:  Тема «Домашние животные».

1. Активизировать словарь на основе углублённых знаний детей о ближайшем окружении (кошка, кот, котёнок, усы, лапы, мордочка, хвост, уши, шерсть, царапать, лакать, облизывать, гладить, ходить, бегать, мяукать, мурлыкать, шипеть, ловить, пушистый, гладкий, мягкий, красивый, ласковый.

2. Употреблять существительные с обобщающим значением (домашние животные) – кошка.

3. Различать на слух и называть слова начинающиеся на определённый звук (гласный в начале или в  конце слова).

4. Совершенствовать отчётливое произношение слов, словосочетаний, работа над дикцией.

5. Овладение практическими нормами речи детьми.

Педагогу необходимо всегда прислушиваться к речи ребёнка. Всегда ли он правильно говорит, употребляет предлоги (на, за, под, в, к, перед, над, от) и согласовывает с ними существительные. Например: Бабочка летит к стулу. Если дети путают уменьшительно- ласкательные суффиксы можно использовать такие игры как: «Большой - маленький».

Например: Чашка- чашечка; Ложка- ложечка. Ласкательные слова:  Лисонька, заинька и т. д. « Исправь ошибку»  Ребёнок должен понять,  что хотел сказать педагог и исправить ошибку.

 Например: Цветок цветёт в полянке.

«Третий лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и обьяснить почему.

Чистоговорки,  скороговорки, стихи  нужны для автоматизации звуков.

Например:  Ла-Ла-Ла- доченька спала.

Используя в своей речи  потешки, пословицы, поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонацию.

Например:  При формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов. С помощью потешек, песенок, пестушек хорошо развивается фонематический слух: - Курочка- тароторочка.

По двору ходит цыпляток водит, хохолок раздувает, малых деток потешает.

Сказки, литературные произведения, иллюстрации в воспитании эмоционально- речевого развития детей играют важную роль, обогащают его духовный мир, уважение к прошлому своего народа, усвоение морально - нравственных  норм в обществе.

Например: Рассказывать сказку надо неоднократно, для того чтобы дети  лучше вслушивались в звучание самой речи, запоминали отдельные понравившиеся выражения.

Для того чтобы дети слушали внимательно, надо их подготовить т е.

-Заинтересовать видом театра с помощью,  которых им будут показывать сказку (Настольный театр, перчаточный театр, пальчиковый театр, театр на кавролине,  театр резиновой игрушки). В младше - среднем возрасте прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, лисичек,  мышек.  Сказки, стихи, небылицы  помогают думать, рассуждать, логически мыслить, отвечать на вопросы героев.

Рассказы по серии сюжетных картинок.

Имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают детям разобраться в последовательности событий. В начале педагог с помощью  вопросов направляет внимание детей на процесс развёртывания действия,  затем дети  сами учатся выделять основные моменты в содержании рассказа.

Составление рассказов по картинкам способствуют уточнению знаний известных ребёнку слов и усвоению новых, постепенно дети овладевают навыками диалогической речи.

Например: Педагог раскладывает на столе серию сюжетных картинок и просит их рассмотреть, затем читает рассказ, после чего даёт каждому ребёнку по картинке. Повторяет  рассказ, дети должны показать соответствующую карточку .

Пересказ художественных текстов.

- Этот вид работы можно проводить, только тогда, когда у ребёнка есть фразовая речь. До начала  чтения рассказа педагог объясняет  смысл  трудных слов. Прочитав  рассказ, педагог задаёт вопросы. После этого просит детей пересказать прочитанное.

1. Если ребёнок пересказывает с большими паузами, то педагог задаёт наводящие вопросы.

2. Можно составить план рассказа.

3. Можно организовать  пересказ  по «цепочке»  один ребёнок начинает, а следующий продолжает.

4. Педагог пересказывает, ребёнок вставляет слово или предложение.

Примерный текст пересказа:

«Как Саша первый раз увидел самолёт».

- Была весна, таял снег,  текли ручейки.  Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху по воде что- то загудело.  Саша подумал, что летит птица.

Вот она уже над головой.  Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:

-Какое было время года?

-Что пускал по воде Саша?

-Что загудело в воздухе?

-Что Саша спутал с птицами?

2.  Подобрать определение к словам:

-Весна ( ранняя, поздняя, тёплая).

- Самолёт (большой, красивый, серебряный).

-Лодочки ( бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить  значение сложного слова (самолёт).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является подружка Оля.

5. Закончи предложение,  поставь в недостающее по смыслу слово  в нужном числе:

Была весна, таял (снег), текли (ручейки) и. т. д.

Также хорошо использовать для развития речи детей- рассказы- описания.

«Кошка».

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На  мордочке у неё большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадётся мягко, осторожно, когда  идёт за добычей.  Кошка – домашнее животное, живёт рядом с человеком, ловит мышей, крыс.

В работе с детьми хорошо использовать игры сдвижением, которые прекрасно сочетаются с речью.  

Например:

 1. «Массаж ладоней» - стимулирующие воздействие массажных мячей, изменяет функциональное состояние коры головного мозга, улучшая её работу. Упражнение со словами:

-Ты яичко покатай, но из рук не выпускай:

Очень хрупкое оно - так у птиц заведено. (Ребёнок катает мячик между ладоней , одна сверху, другая снизу).

2. Игры с пальчиками (Используем любые пальчиковые игры см. картотеку). Снимают напряжение мышц шеи и плеч, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.

3. Артикуляционная гимнастика - делает мимику выразительной, задаёт ритм массажных движений. (см. упражнения по звукопроизношению, артикуляционную гимнастику «Тру-ля-ля», «Песенка язычка».

Виды детской деятельности, формы педагога с детьми:

- Свободное  общение на разные темы.

- Сочинение сказок, рассказов, стихов, загадок, дразнилок, придумывание сценариев для театральных иго - инсценировок.

-Коммуникативные игры - на знакомство детей друг с другом, развитие эмпатии, навыков взаимодействия и. т. д.

- Проектная деятельность.

-Игры-фантазии, дидактические игры, подвижные игры, словесные игры, народные игры, хороводные игры, игры с диалогом, викторины, путешествие по сказкам, режиссерские игры, придумывание этюдов.

Художественная литература:

1. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

6.Т.Е.Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников».СПБ. «:Детство-Пресс»,2012

7.Картотеки подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики. СПБ.: «Детство-Пресс»Н.В.Нищева,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».   ...

ДОКЛАД" Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "

"Речевое развитие младших дошкольников средствами малых форм фольклора "  ...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....