Презентация "Психологические особенности дошкольников"
презентация

Бочкарёва Елена Александровна

Дошкольное детство является периодом  развития ребёнка от 3 до7 лет.
В это время закладываются  основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов  деятельности.  Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные  усложнения переходят  в качественные. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности дошкольников

Слайд 4

Социальная ситуация развития. Изменяется место ребенка в системе отношений (он уже не является центром всей семьи), развивается способность к идентификации с людьми. Ребенок начинает осознавать, что он имеет индивидуальное имя, приобретает интерес к телесной конструкции человека. Идентификация позволяет человеку эмоционально, символически «присваивать» чувства другого, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого. Это даёт ребёнку развиваться, рефлексировать и соответствовать социальным ожиданиям общества.

Слайд 5

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что современный ребенок, как правило большую часть времени проводит в развлекающих его играх. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. Игровое действие носит знаковый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко формируется знаковая функция сознания ребенка. В игровой деятельности дошкольник не только замещает предметы, но и берет на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребенку впервые открываются отношения, существующие между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Слайд 6

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируется психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности у детей психических процессов. «Игра - это высшая ступень человеческого развития в детском возрасте, ибо игра есть свободное выражение внутреннего…Источники всего доброго, духовного, человечного находятся в игре и исходят из нее». Ф. Фребель

Слайд 7

Умственное развитие дошкольников Расширение круга общения требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Развитие реч и идёт в нескольких направлениях: Совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми Становится основой перестройки психических процессов Особенности развития речи в дошкольном возрасте: появляются связные формы речи, возрастает её выразительность; ребенок постигает законы языка в процессе действий со словом; ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения, рассказы. речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

Слайд 8

Восприятие Развитие восприятия включает дальнейшее усвоение общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. Усвоение сенсорных эталонов происходит главным образом в процессе рисования, конструирования, аппликации, игры ит.д. В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее: восприятие превращается в особую познавательную деятельность; зрительное восприятие становится одним из ведущих; воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов), поэтому мы в младшей группе на занятиях “путешествуем” в красную, зеленую, синюю страну, соотносим предметы с силуэтами; совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность умений, поэтому необходимо учить ребенка ориентироваться во времени суток, во временах года, предмет “над”, “за”, “под”.

Слайд 9

Мышление На основе наглядно – действенного мышления начинает складываться наглядно-образное мышление. Дети дошкольники становятся способными к классификации, обобщению, синтезу и анализу. Формируется знаковая функция сознания, ребёнок овладевает употреблением предметов и изображений в качестве знаков – заместителей других предметов т.е. логическое мышление. Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими.

Слайд 10

Внимание На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. В этом возрасте: значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов (игры на внимание с проговариванием); внимание становится опосредованным; внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания. (это активное, целенаправленное сосредоточие сознания не требующее волевых усилий вследствие высокого энтузиазма к деятельности, ).

Слайд 11

Память. Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная . Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда он сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Он постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

Слайд 12

Воображение . Воображение становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов. Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркивал Л.С.Выготский, «эти два процесса развиваются взаимосвязанно». Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.

Слайд 13

Развитие мотивационной сферы. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов . Появление соподчинения мотивов – это начало становления личности. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из многих, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль “ограничителей”. Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это, в первую очередь, исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных клятв и заверений подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Слайд 14

Развитие самосознания. Самосознание формируется к концу дошкольного детства благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначального чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”) и рациональной оценки чужого поведения.

Слайд 15

Итогом развития ребенка в период дошкольного возраста становится изменение его личности в целом, развитие самосознания. Основное новообразование и достижения в психическом развитии позволяют ребенку осмыслить себя в деятельности: какой Я? Происходит становление процесса дифференциации самооценки себя как личности и как действующего субъекта, т.е. появляются общая и частная самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательные особенности дошкольников"

Реферат содержит информацию о возрастных двигательных особенностях детей дошкольного возраста....

Возрастные особенности дошкольников в РЭМП.

Родителям на заметку о том, какие математические навыки должны буть у ребенка дошкольного возраста....

Исследование основных мотивационных особенностей дошкольников

Мотивы поведения ребёнка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как ребёнок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момен...

Психологические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи

АЛЬМАНАХ ЛУЧШИХ НАУЧНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ-ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГРУПП. Выпуск 2. – М.: МОСУ, 2005. – С.18-24. Дельфин Е.В. Учитель-логопед.Психологические особенности д...

Психологические особенности дошкольника

             В дошкольном возрасте происходит сильное изменение в физических возможностях ребенка, значительное развитие его моторной, когнитивной и рече...