Проект "Радужный месяц"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Перепелкина  Елена Валентиновна

Как сделать холодную  зиму детей  яркой и красочной и вернуться в лето с яркими красками и солнечными деньками.

Поэтому и был выбран проект « Радужная неделя».Я думаю что благодаря проекту наша группа наполнится яркими красками и у детей поднимется настроение. Потому что цвет очень влияет на настроение и поведение ребенка. Одни цвета успокаивают, другие - возбуждают. Одни вызывают улыбку , другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, о его тревогах и переживаниях. Поэтому я решила взять этот проект и рассказать о значении и влиянии цвета, научить различать оттенки и распознавать цвета в окружающем ребенка мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduzhnyy_mesyats.docx45.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №26 «Колосок»

города Мичуринска Тамбовской области

Педагогический проект

«Радужный месяц»

Автор проекта:

Перепелкина Елена Валентиновна,воспитатель

2020 год

ВВЕДЕНИЕ

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. Наша жизнь наполнена цветом. И ребёнок устанавливает связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомство с цветом помогает ему полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдение, мышление, обогащает речь.

ПРОБЛЕМА:

 Как сделать холодную  зиму детей  яркой и красочной и вернуться в лето с яркими красками и солнечными деньками.

Поэтому и был выбран проект « Радужная неделя».Я думаю что благодаря проекту наша группа наполнится яркими красками и у детей поднимется настроение. Потому что цвет очень влияет на настроение и поведение ребенка. Одни цвета успокаивают, другие - возбуждают. Одни вызывают улыбку , другие – пугают. Цвета могут рассказать о характере ребенка, о его тревогах и переживаниях. Поэтому я решила взять этот проект и рассказать о значении и влиянии цвета, научить различать оттенки и распознавать цвета в окружающем ребенка мире.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Актуальность проекта  обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта, согласно которому одним  из  ведущих приоритетов  в  образовании  является  коммуникативная  направленность педагогического процесса.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету,

группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

НОВИЗНА ПРОЕКТА:

Новизна проекта заключается в использовании дидактических игр, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для усвоения сенсорных эталонов цвета, закрепление всех цветов и умение находить предметы заданного цвета вокруг себя. Закрепить знание дней недели и их последовательность

ЗАДАЧИ:

1.Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их.

2.Находить предметы заданного цвета в окружающем мире.

3.Упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цветам.

4.Развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете.

5..Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментальной деятельности.

6.Развивать речь и словарный запас детей и активизировать процесс познания детьми окружающего мира.

7.Развивать память, мышление и воображение детей.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Коммуникативно-личностное развитие:

  • Включение ребенка в общение и совместную со сверстниками и взрослыми деятельность по литературному произведению.
  • Самостоятельность и инициативность ребенка в организации игровой среды.
  • Повысится интерес к сенсорной культуре, и  желание принимать участие в совместной деятельности.

Познавательное развитие:

  • Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
  • Формирование умения применять разные средства для достижения результата .
  • У детей сформируются представления о сенсорных эталонах цвета (семи цветах спектра)
  • Возрастает интерес к исследовательской деятельности.

Речевое развитие:

  • Формирование интереса к литературным произведениям: сказкам, рассказам, басням.
  • Пополнение  словарного запаса

Художественно-эстетическое развитие:

.

  • Развитие творческих способностей в процессе создания необходимые атрибутов к сказкам, творческим играм.
  • Стимулирование выразительных образов, проявление собственного отношения, передачу разных эмоциональных состояний, чувств средствами художественной деятельности

Физическое развитие:

  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие  координации движений.
  • Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I ЭТАП – подготовительный (декабрь 2019 г)

Направлен на  создание условий организации проекта:  формулировка цели, определение задач, методическая база, составление плана с детьми, подготовка родителей,

II ЭТАП – практический (3,4 неделя января и 1 неделя февраля  2020 г.),

Совместная деятельность педагогов и детей. Реализация проэкта. Инсценированние литературных произведений, своего сочинительства. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

III ЭТАП – презентационный (2 неделя февраля  2020 г) .Презентация проекта.Оформление коллективной работы «Наша радуга».

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Содержание деятельности детей

Содержание деятельности педагогов

Взаимодействие  с родителями

Развитие аналитического восприятия цвета.

Анализ теоретического материала, создание информационной базы

Знакомство с проблемой проекта;

Вхождение в игровую ситуацию (проблему)

Ввод детей в игровую (проблемную) ситуацию

Уточнение задач;

Формулирование проблемы и задач вместе с педагогом;

Формулирование проблемы, цели, задач;

Подготовка необходимых для реализации проекта условий

Предложение путей решения проблемы;

Определение продукта проекта

Уточнение задач проекта

Создание условий для реализации проекта

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Познавательное развитие

Обогащение, закрепление познавательного материала по проекту;детское экперементирование(опыты,наблюдения)

Речевое развитие

Чтение сказок, стихотворений, рассказов. Отгадывание загадок, речевые игры, беседы.

Социально-коммуникативное развитие

Организации сюжетно-ролевых игр, дидактических игр,обсуждений, бесед. по теме проекта.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование по теме проекта,создание аппликаций

II ЭТАП  - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Дата

Содержание деятельности детей

Содержание деятельности родителей

Содержание деятельности педагогов

3 неделя января

I.Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные картинки», "Найди и назови все красное".
  • Подвижные игры: «Красная карусель».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: « За малиной», «Сорви яблочко».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания:»Шарик»

II. Познавательная деятельность:

  • ФЭМП: «Посчитай красные  игрушки», «Маленькие и большие мячики»

III. Беседы.

  • «Что бывает красным?».
  • «Пожарная  безопасность».

IV.Решение проблемной ситуации.

  • « Что будет, если не станет красного цвета?»

V. Коммуникация.

  • Чтение сказки Н.В.Нищевой: "Красная сказка".
  • Прочтение стихотворения С. Михалкова «Если свет зажёгся красный, Значит двигаться опасно» -ПДД.
  • Отгадывание «красных» загадок.

VI. Художественно- эстетическая деятельность.

  • Лепка: «Роза – царица цветов».

VII. Музыка.

  • Прослушивание муз. произведения «Песенка Красной Шапочки».

  • Консультация «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.
  • Буклет «Подборка игр на развитие цветовое восприятия».
  • Участие родителей в изготовлении коллекции цвета
    -
  • Подготовка одежды для детей и атрибутов красного цвета по просьбе воспитателя.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами красного цвета.
  • Консультация в родительский уголок «Значение красного цвета».

Выявление сложившихся условий (вводный педагогический анализ).

  • Изучение методической литературы.
  • Подготовка оборудования и материалов
  • Оснащение предметно - развивающей среды.
  • Ознакомление детей и родителей с темой проекта.
  • Объявление о реализации проекта.
  • Беседы с детьми о цвете.
  • Обозначение дня недели определенным цветом.
  • Чтение художественной литературы.
  • Проведение дидактических игр.
  • Проведение подвижных игр.
  • Разучивание стихотворений про дни недели и цвет.
  • Папки- передвижки для родителей «Цвет и его влияние».
  • Проведение наблюдений занятий, опытов, игр по теме. Участие детей в совместной игровой, практической деятельности.

4 неделя января

Ров     I. Игровая  деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Желтый», "Найди и назови все желтое", «Найди желтый цвет на одежде друга», « Найди свой домик».
  • Подвижные игры: «Кольцеброс» , «Ручеек».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Одуванчик»
  • Упражнение на развитие крупной и мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики», «Апельсин».
  • «Построим башенки»

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «Кому нужен желтый цвет?».
  • ФЭМП: дидактическая игра «Сложи узор» , «Сосчитай кружочки, квадраты, треугольники».

III. Эксперементальная деятельность.

  • Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – желтый + красный = оранжевый

IV. Коммуникация.

  • Рассказывание-игра "Желтая сказка".
  • Заучивание четверостишья  «Солнечный зайчик».
  • Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Т. Маршалова
  • Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет»
  • Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?».
  • Отгадывание «желтых» загадок.

V. Музыка

  • Прослушивание муз.произведения «Оранжевая песенка».

VI. Художественно- эстетическая деятельность.Рисование.

«Солнышко»

  • Консультация «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.
  • Буклет «Подборка игр на развитие цветовое восприятия».
  • Участие родителей в изготовлении коллекции цвета
    -
  • Подготовка одежды для детей и атрибутов красного цвета по просьбе воспитателя.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами желтого(оранжевого) цвета.
  • Консультация в родительский уголок «Значение  желтого цвета».

1  неделя февраля

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», "Найди и назови все зеленое"
  • Пазлы: «Зеленая лягушка».
  • Подвижные игры: «На полянку мы пойдем».
  • Упражнения на дыхание: «Зеленый шарик»
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево» , «В лесок».

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «В мире зеленого цвета»
  • ФЭМП: « Все листочки посчитаем, самый маленький найдем», «Найди свой домик».

III. Беседы.

  • «Любимое комнатное растение».

IV. Трудовая деятельность:

  • Труд в уголке природы.

V. Коммуникация.

  • Творческое рассказывание:  "Зеленой" сказки  Н.В.Нищевой с элементами театрализации.
  • Просмотр презентаций: «Зелёная планета».
  • Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.
  • Отгадывание «зеленых» загадок.
  • Конструктивная игра «Зеленый  городок».

VI. Художественное творчество

  • Лепка: «Зеленое деревце украсим игрушками»

VII. Музыка.

  • Прослушивание муз. Произведения «Колыбельная мамы огуречика» ( из м/ф «Приключения Огуречика»)

  • Консультация «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.
  • Буклет «Подборка игр на развитие цветовое восприятия».
  • Участие родителей в изготовлении коллекции цвета
    -
  • Подготовка одежды для детей и атрибутов зеленого  цвета по просьбе воспитателя.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами зеленого цвета

  • Консультация в родительский уголок «Значение  зеленого цвета».

2  неделя февраля

I. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий», "Найди и назови все голубое",  «Блоки Дьенеша».
  • Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Иди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Ветерок и кораблик»

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «Волшебница Вода».
  • ФЭМП: «В какой руке сколько?», «Каждую геометрическую фигуру  на свое место».

III. Беседы:

  • « Где можно встретить воду», «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»

IV. Эксперементальная деятельность:

  • Опыты с водой «Цветная вода».
  • V. Коммуникация.
  • Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета?»
  • Чтение рассказа Мацук  М. «Сказки про краски».
  • Отгадывание «синих» загадок;

VI. Художественное творчество

  • Рисование «Вьюга».

VII. Музыка.

  • Прослушивание фонограммы «Шум моря».

  • «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.
  • Буклет «Подборка игр на развитие цветовое восприятия».
  • Участие родителей в изготовлении коллекции цвета
    -
  • Подготовка одежды для детей и атрибутов голубого и синего  цвета по просьбе воспитателя.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами голубого и синего цвета.
  • Консультация в родительский уголок «Значение голубого и синего цвета»

3 неделя февраля


I. Игровая деятельность:

  • Дидактическая игры «Давайте познакомимся -Я Фиолетовый», « Я найду     цвета везде».
  • Подвижная игра «Разноцветный мячик».
  • Сенсорная дидактическая игра «Разложи кубики по цветам»
  • Упражнения на развитие речевого дыхания: «Шторм в стакане».
  • Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Пальчиковый Твистер»

II. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира: «В мире фиолетового цвета».
  • ФЭМП: пазлы « Цифры»

III. Беседы:

  • «Съедобный фиолетовый», «Красивый фиолетовый».

IV. Эксперементальная деятельность:

  • Опыты с краской «Волшебная кисточка» – экспериментирование с красками – синий + красный = фиолетовый.

V. Коммуникация.

  • Чтение и обсуждение сказки Н.В.Нищевой «Фиолетовая сказка».
  • Отгадывание «фиолетовых» загадок.
  • Заучивание через мнемонический прием цвета радуги и их последовательность «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

VI. Музыка.

  • Прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».

  • «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.
  • Буклет «Подборка игр на развитие цветовое восприятия».
  • Участие родителей в изготовлении коллекции фиолетового цвета
    -
  • Подготовка одежды для детей и атрибутов цвета по просьбе воспитателя.
  • Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами   фиолетового цвета.
  • Консультация в родительский уголок «Значение фиолетового цвета»
  • Изготовление подделок и рисунков фиолетового цвета

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

Метод проектной деятельности я использовала в работе средней группы от 4-5 лет,предоставляя каждому ребенку свободу выбора в реализации проекта и используя индивидуальный подход, отталкиваясь от интересов и способностей детей.

При реализации проекта я использовала такие методы и направления:

  • Игровая деятельность: ( дидактические, настольные, подвижные  и др. игры)
  • Наглядный метод (мультфильмы, презентации, картины художников, иллюстрации).
  • Словесные методы (сказки, загадки).
  •  Практические методы (изготовление поделок, упражнения на дыхание, упражнения для мелкой моторики).
  • Детское экспериментирование: (опыты, наблюдения).
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, изготовление поделок и пр.).
  • Трудовая деятельность (работа в уголке природы –  уход за растениями).

III ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Содержание деятельности детей

Содержание деятельности педагогов

Взаимодействие  с родителями

-Чтение сказки «Цветик-семицветик»

-Чтение сказки «Сказка про то, как краски рисовали»

-Просмотр мультфильма В. Катаев«Цветик-семицветик»

-Рисование красками коллективной композиции «Мы рисуем радугу!»

Игры с мячами «Мой веселый, звонкий мяч!»

-Подготовка оборудования и материалов.

- Оснащение предметно-развивающей среды.

-Составление конспекта тематического занятия по художественно-эстетической деятельности.

-Разработка игр по теме.

-Участие родителей в изготовлении коллекции цвета

-Подготовка одежды для детей и атрибутов красного цвета по просьбе воспитателя.

- Привлечение родителей к обогащению предметно-развивающей среды предметами красного цвета

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА:

1.У детей сформировались представления о сенсорных эталонах цвета (семи цветах спектра)

2.Повысился интерес к сенсорной культуре, и  желание принимать участие в совместной деятельности.

3.Дети правильно различают и называют все семь цветов радуги.

4.Пополнился словарный запас.

5.Все участники проекта удовлетворены достигнутыми результатами;

6.Как у детей, так и у родителей и педагогов наблюдается высокий эмоциональный подъём.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дало большие возможности для развития детей. Тематические недели помогли организовать информацию оптимальным способом. У детей появилась возможность не только закрепить и расширить знания и умения по конкретной теме, но и реализовать их в течении недели во всех видах деятельности.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

-Творческие работы учащихся в течении всего радужного месяца.

-Коллективная работа «Наша радуга».

- Консультация «Влияние цвета на эмоциональное состояние ребенка.

ВЫВОД

В процессе реализации проекта для  усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении всего  месяца  у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

- Проведение педагогической диагностики на каждом этапе проекта.

- Самостоятельность и инициативность ребенка в организации игровой среды

РИСКИ

  • Несоответствие содержания планирования потребностям и интересам дошкольников может повлечь нежелание заниматься предложенной деятельностью
  • не принятие идеи проекта детьми, родителями.

МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ РИСКОВ

  • Корректировка планирования деятельности в соответствии с возможностями и интересами дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988.
  2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. Москва. «ВАКО». 2008.
  3. Иванова О. Васильева И. Выразительные возможности цвета. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
  4. Нищева Н.В. Разноцветные сказки . СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  5. Глушанок Т.Г. , Волкова Л.Н. «Тайны здоровья детей», СПб.: 1994.
  6. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
  7. Шевчук И. Изучаем цвета. ООО Издательство.: Эксмо, 2007.
  8. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 144 с.
  9. 1. Веракса Н.Е. , ВераксаА.Н. . Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Консультация для родителей подготовительной группы "Весна месяц - за месяцем".

данная консультация направленна  на оказание педагогической  помощи родителям...

Комплексное планирование на октябрь месяц в младшей группе по СОД Тема месяца «Осень золотая»

Образовательные задачи:    •        Расширять представления  детей  об осени, о сезонных изменениях: день укорачивается, становится холоднее...

Тематический план непрерывно образовательной работы на СЕНТЯБРЬ месяц - Тема месяца: ОСЕНЬ

Тематический план непрерывно образовательной работы на   СЕНТЯБРЬ месяцТема месяца:  ОСЕНЬ...

Тематический план непрерывно образовательной работы на ОКТЯБРЬ месяц Тема месяца: ОСЕНЬ

Тематический план непрерывно образовательной работы на   ОКТЯБРЬ месяцТема месяца:  ОСЕНЬ...

Консультация для родителей подготовительной группы"Весна-месяц за месяцем"

Цель:Создание условий оказания педагогической помощи родителям по формированию у детей представлений о весКонсультация для родителей подготовительной группы "Весна месяц - за месяцем".Тема:...

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»

Планирование воспитательно-образовательной работы  в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема:  «Мои любимые игрушки&raq...