НОД «Верность родной земле
план-конспект занятия (старшая группа)

Седых Татьяна Павловна

Активное занятие, совместно воспитанники с родителями, по "Социокультурным Истокам". Занятие поможет сформировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx213.44 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 по «Социокультурным Истокам», в старшей группе (5 – 6 лет) (совместно родители и дети).

Категория: «Вера»

Тема: «Верность родной земле (часть I)»

Вид НОД: активное занятие (совместно родители и дети).

Цель: формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.  

Задачи:

1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».

2. Развивать умение слушать друг друга, приходить к согласию и аргументировать свой выбор.

3. Развивать мотивацию на общение в группе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная,  игровая, познавательная.

Предварительная работа: просмотр презентации «Богатыри Земли Русской», чтение Былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», беседа «Богатыри - первые защитники Земли Русской»; раскрашивание богатырских доспехов; конструктивно – строительная игра «Богатырская застава»; рассуждение по пословицам,; работа по книге 1 части   книги 1 «Верность родной земле».

Материалы к занятию: 

  • картина В. Васнецов «Три богатыря», аудиозапись А.П. Бородин фрагмент «Богатырская симфония»;
  • картинки с изображением: Соловей - разбойник, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный Тугарин Змей;
  • камень со стрелками; мягкий конструктор;
  • карточки «Качества богатыря», карточки для выполнения задания «Что может пригодиться в бою богатырю»;
  • заготовка щит (круг), цветная бумага, ножницы, клей, клеёнка, образец; квадрат бумаги для оригами, схема «Шлем», меч на каждого ребёнка.
  • талисман «Листок дуба».

Ход занятия:

  1. Подготовительный этап

Дети с родителями входят и встают полукругом.

Карта России со стихами:

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину,

Я рассказывать начну….

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Звучит фрагмент «Богатырской симфонии».

Воспитатель:  Давным – давно, когда еще было мало больших городов и сел, не было наезженных дорог, а были только дремучие леса, бескрайние степи, по берегам рек стояли избушки. В них жили наши предки – Русичи. Народы, которые жили по соседству с нашими предками, часто нападали на землю Русичей, жгли их дома, грабили, брали в плен жителей. Для защиты от вражеских набегов ставились заставы. Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которые назывались …….. (богатырями).

  1. Основной этап.

Воспитатель:  А какие они были эти богатыри? (Сильные, крепкие воины, борцы, герои, они были отважные, бесстрашные, храбрые).

Воспитатель: А каких богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец,  Добрыня Никитич).

Выставляется картина  В. Васнецов «Богатыри»

 Звучит музыка Э. Грига.

Воспитатель: Правильно, это самые известные русские богатыри.

Воспитатель: А какая цель была у богатырей? (цель у богатырей одна – защищать свою землю, стоять на страже Родины).

Воспитатель:  С кем боролись герои - богатыри? (Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеевичем).

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Воспитатель: Тогда мы  вам предлагаем стать богатырями.

Физминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три! (встают)

Мы теперь богатыри! (руки в стороны)

Ноги крепко мы поставим (ноги вместе, напряжены)

Мы ладонь к глазам приставим (далее по тексту)

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо-оглядимся величаво,

И налево надо тоже поглядеть из – под ладошек,

И направо и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Воспитатель: Мы теперь богатыри и нам нужно собираться в нелёгкий и опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения. Не испугаетесь?

Воспитатель: Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба  и родители помогут нам преодолеть все преграды. Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю? (Дорогу).

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:

                                               Прямо пойдешь,

                                               Заставу  построишь!

                                               Направо пойдешь,

  Честь и славу найдешь!

                                                Налево пойдешь,

                                                Снаряженья найдешь!

Воспитатель: Какую дорогу мы выберем?

Да! Задача не из легких, ведь богатырю и честь нужна, и слава, и снаряженья, и на заставе бы надо побывать.

Я предлагаю вам пойти по всем трем дорогам.  Мы богатыри, а заставы у нас нет. Давайте сначала мы пойдём  прямо на заставу к богатырям.

Игровое упражнение «Построй заставу (крепость)».

По команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети с родителями вместе возвращаются назад.

Воспитатель: Молодцы! Такую крепость построили, теперь нам не страшен ни Змей Горыныч, ни Соловей Разбойник, ни Тугарин Змей!

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей, ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

Воспитатель: Перед вами лежат слова. Вы должны вместе с детьми выбрать те качества, которые необходимы защитнику Отечества, и объяснить свой выбор.

  • Находчивость.
  • Смелость.
  • Любовь к Родине.
  • Верность родной земле.
  • Вера в правое дело.

Воспитатель: Правильно, без всех этих качеств защитники не смогут справиться с врагами. Важно быть сильным духом, смелым в защите слабых, верным своей Родине.

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит налево. Без чего богатырь не сможет победить врага? (без доспехов)

Воспитатель: Посмотрите на картинки, подумайте и выберите те доспехи, которые могут пригодиться в бою богатырю и обоснуйте свой ответ (для чего нужна кольчуга, шлем на голове, меч, лук со стрелами, щит?).

Родители вместе с детьми отбирают картинки и обосновывают свой ответ.

Воспитатель: Мы с вами богатыри? Заставу мы построили, знания свои показали, а вот снаряжением не припаслись. Мы предлагаем вам сделать  доспехи. А какие угадайте:

  1. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
  2. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит)
  3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Родители совместно с детьми изготавливают

Щит (аппликация)

Шлем (оригами)

Воспитатель: Молодцы!  Вы справились с заданием. Дарим вам каждому меч. Вот теперь вы настоящие богатыри.

Воспитатель:  В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Дети с родителями  встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут      

Вот таков!              руки вверх).

Корень да его –

Вот так глубок!    (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его – Вот так широки, (развести руки в стороны) 

Ветки да его – Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага.

Раздать всем по листику дуба

Воспитатель: Нам пора возвращаться в группу. Для того, чтобы нам вернуться обратно, нужно перейти через речку, да не просто так, а по мостику.

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад, скажите пожалуйста, что вам понравилось больше всего? Ответы детей….

 

Воспитатель:  В заключение мне хочется сказать, сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников нашей Родины. Впереди у них еще много испытаний, с которыми они обязательно справятся.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/44/724/44724057_1244183517_SHlem_samuraya.gif

http://maam.ru/upload/blogs/detsad-1392715915.jpg                        https://gallery.forum-grad.ru/files/1/4/9/9/6/bogatir4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на тему: "Верность родной земле"

по программе "Социокультурные истоки"....

Верность родной земле

В данной статье рассмотрены проблемы первоначального освоения духовно-нравственной категории "Вера"...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»

Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

конспект занятия "Верность родной земле"

по социокультурной программе...

Отчет по книге "Верность родной земли" по социокультурным истокам

Описание материала при ознакомлении с дошкольниками....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...