Познавательно-творческий проект "Матрёшка"
проект (средняя группа)

Войцеховская Марина Павловна

Познавательно-творческий проект "Матрёшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka_proekt.docx50.4 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект

«Матрёшка»

Паспорт проекта

Тип проекта:
- познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, преподаватель художественно-эстетического цикла, музыкальный руководитель.

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.

2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).

3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).

4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.

6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей.

7. Обогащать словарь детей.

8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Актуальность проекта:

Матрешка – это символ художественных промыслов нашей страны. Но мы мало знаем, откуда и как появилась матрешка. Появление матрешек удивляет, заинтересовывает – что же таится внутри и какая она, самая маленькая куколка! Главный секрет открыт - начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже, сколько матрешек и которая по порядку и т. д. Нашу работу мы посвятим изучению возникновения матрешки и её использованию.

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

1. Планирование работы.

2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).

Методы и приёмы:

1. Опрос.

2. Беседа: «Матрешка - национальное культурное наследие России».

2 этап. Основной

Цель:

1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.

3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.

4.  Познакомиться с этапами создания матрешек.

5. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки – путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

6. Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательное развитие 1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».

2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».

3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).

4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».

5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».

7. НОД «Эти разные матрешки»

6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.

 

Социально-коммуникативное развитие

1. Рассматривание изображений разных матрешек.

2. Чтение стихов и загадок о кукле.

3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.

4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».

5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».

6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек», «Веселые матрешки» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.»

Тема: «Изготовление открыток - вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на праздник).»

Музыка

 1. Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки».

2. Хоровод матрёшек (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

 Дидактические игры:

  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».
  1. Пальчиковые игры «Мы матрешки…)

Работа с родителями:

  1. Консультация «Русская матрешка».
  2. Выставка творчества «Семейная матрешка».

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

1. Оформление методических пособий.

2. Конспект НОД «У Матрёшки именины».

3. Выставка: «Семейная матрешка».

4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.    

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства

Совместная НОД детей среднего возраста, музыкального руководителя и преподавателя художественно-эстетического цикла на тему:

«У Матрёшки – именины»

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, через углубленное знакомство с традиционной русской народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:

  • Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой и её историей возникновения.
    Пробуждать интерес к народной культуре.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
    Развивать интерес детей к народному творчеству и воспитывать любовь к нему.
  • Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
  • Повышать интерес детей к изготовлению и оформлению матрёшек.
  • Закрепить знания детей о видах русской росписи
  • Воспитывать трудолюбие и уважение к человеческому труду

Материалы и оборудование:  Костюм для Хозяюшки (русский сарафан), костюмы матрёшек для девочек, 4 нарисованные матрёшки (для коллективной работы), материалы для аппликации (клей, кисти клеевые, цветные заготовки – цветочки, салфетки), жетончики 4 цветов (жёлтые, красные, синие, оранжевые), экран, проектор, отрывок из мультипликационного фильма «История матрёшки»,образцы матрёшек для музея, дидактическая игра «Собери матрёшку», матрёшка, состоящая из 8 штук, музыкальные инструменты (ложки), презентация «Виды русских матрёшек», аудиозапись «Мы - матрёшки», «Матрёшка», песня «Весенний привет» муз. И сл. Л. Самохваловой. «Хоровод мы-матрёшечки» муз.народная,сл.А. Ануфриевой

Ход.

(В зал входит Хозяюшка с сундучком).

Хозяюшка:

Я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.

Вынимаю напоказ. 

И веду о нем рассказ.

Что же в этом сундучке? 

(Показывает сундучок и загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская.

Дети: Матрёшка

(Достаёт из сундучка маленькую матрёшку.)

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?

Дети: Для того, чтобы играть.

-Дети, а что вы знаете о  матрёшке?

Дети: Она сделана из дерева и т. д.

Хозяюшка:

Сто лет назад известный мастер игрушку чудную создал,

Игрушка - кукла расписная, а как назвать её не знал.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? Ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

А мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка, как русский сувенир

Шагает по планете и радует весь мир.

- Назвали ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. 9 апреля Матрёна отмечает именины. Давайте и мы поздравим нашу матрёшку с именинами, поиграем с ней и подарим ей маленькие подарки.

-Эта матрёшка очень любит стихи. Порадуйте её прочитайте для неё стихотворение.

(Дети читают стихи)

1 ребёнок:

Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.

2 ребёнок:

Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.

(Достаёт вторую матрёшку)

Хозяюшка:

-А эта матрёшка приглашает нас в музей.

(Дети проходят в музей)

-Много мастеров трудится над изготовлением матрёшек. Поэтому все они получаются такие разные. Иногда её делают объёмной, большой и маленькой, а иногда нарисованной или из разных материалов. Вот посмотрите.

(Рассматривают и обсуждают понравившиеся экспонаты)

(Хозяюшка достаёт третью матрёшку)

Хозяюшка:

-Эта матрёшка очень хочет, чтобы вы запомнили, как она появилась на свет. А поможет вам в этом мультфильм.

(Дети проходят в зону просмотра начинается мультфильм

про матрёшку. Хозяюшка комментирует)

-  Давным-давно это было, более 100 лет назад.  Жил да был в России один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.

-Мастер выбирает материал для куклы – берёзу, липу. Ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. И только убедившись в качестве дерева, приступает к работе.

-Художник наносит рисунок и начинает расписывать матрёшку.

-Вот какая веселая получилась куколка.

Хозяюшка:

- Вот так, дети, родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей. Её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан цветами, ягодами, другими узорами. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

(Просмотр презентации, с проговариванием росписей на матрёшках:

Полхов-Майданская, Хохломская, Гжельская и др.)

(Хозяюшка  достаёт четвёртую матрёшку)

Хозяюшка: - Эта матрёшка любит петь песенки

Все матрешки петь хотят,
И без музыки грустят.
Громче, музыка, играй,
Эй, матрешки, запевай!

Песня о весне

( на проигрыш дети подыгрывают на музыкальных инструментах)

(Хозяюшка  достаёт пятую матрёшку)

Хозяюшка: - Эта матрёшка очень любит играть, да веселиться. Давайте и мы поиграем. 

Игра «Собери матрёшку»

(Хозяюшка  достаёт шестую матрёшку)

Хозяюшка: - Эта матрёшка любит танцевать.

Наши девочки – матрёшки,
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите,
Как танцуете,  нам покажите.

Танец с ложками

(Хозяюшка достаёт седьмую матрёшку)

Хозяюшка: - А эта матрёшка расстроена немножко. Она большая рукодельница, но вот беда, не успела она украсить сарафанчики для своих подружек. Может вы её поможете?

Дети: Да.

Ну тогда, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Хозяюшка: - Мы с вами очутились в художественной мастерской. Поднимите рукава. Подготовим пальчики для работы.

(Дети делают пальчиковую гимнастику)

Мы Матрешки, вот такие крошки, (пальчики собраны в кулачки)
А у нас, а у нас розовые щечки.     (показ на щёчки)
Мы Матрешки, вот такие крошки, (пальчики собраны в кулачки)
А у нас, а у нас чистые ладошки.    (показ на ладошки)
Мы Матрешки, вот такие крошки, (пальчики собраны в кулачки)
А у нас, а у нас модные прически.  (поглаживание по волосам)
Мы Матрешки, вот такие крошки, (пальчики собраны в кулачки)
А у нас, а у нас пестрые платочки.  (быстрые движения пальцами)
Мы Матрешки, вот такие крошки, (пальчики собраны в кулачки)
А у нас, а у нас красные сапожки.  (указательный и средний пальчики идут по ладошке)

Хозяюшка:- Дети, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте украсим фартуки матрешек.

(Дети выбирают себе жетончик  любого цвета и делятся на группы.

Дети  с жёлтыми   жетончиками украшают матрёшку в желтом платке,

с красными жетончиками – матрёшку в красном платке,

с синими - в синем платке, с оранжевым – в оранжевом платке)

(Под музыку дети  выполняют аппликацию)

Хозяюшка: - Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились.

Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем – топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться! 
Вместе с нами весь народ!

Хоровод «Мы – матрёшечки»

(Хозяюшка достаёт восьмую матрёшку)

Хозяюшка: - А эта матрёшка очень любит делать подарки. И сегодня, на память о матрёшкиных именинах, она вам приготовила сюрприз.

(Хозяюшка показывает в  матрёшке  угощение – конфеты)

Играть с матрёшкой любят дети
И открывать её секреты.
Таит она так много тайн
И их всегда раскроет нам.

Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Мы будем с ней всегда играть
И встречи с чудом снова ждать! 

Хозяюшка: - Дети, вам понравилась встреча с матрёшками? Что вы запомнили? Что было интересно делать?

(Хозяюшка подводит итог деятельности, угощает детей и прощается.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...