Права ребенка
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Малых Ирина Витальевна

Права ребенка– это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.  Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_rebenka.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель:  закрепить знания обучающихся о правах и обязанностях граждан РФ.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о некоторых правах и обязанностях (право на      

жизнь, право на  имя, право на жилье, право на образование, право на  

          медицинское обслуживание, право на свою культуру).

  1. Развивать правовое  мировоззрение  и  нравственные  представления  

детей.

     3.  Развивать  умение  рассуждать,  сопоставлять,  делать  выводы.

     4.  Воспитывать чувство  уважения  к  другим  людям.

Словарная работа: декларация, конвенция, паспорт, свидетельство о рождении,

Оборудование:  мольберт, слово «ПРАВА» , детали  ромашек , схематическое  изображение  прав  детей  в  виде  символов , предметы в сундучке: свидетельство о рождении, паспорт,  домик,  букварь, тетрадь, ручка,  бинт, градусник, коробка из- под таблеток, флаг  России , картинки людей в народных костюмах, картинки – схемы  с  пословицами.

Предварительная работа: чтение сказок , беседа по теме « Ваше имя», знакомство с культурой разных народов, рассматривание иллюстраций с символами России и Санкт-Петербурга.

Ход занятия.

Воспитатель:  Сегодня мы с вами отправимся в необычную, волшебную страну.

По  извилистой  дорожке

Шли  по  миру  чьи – то  ножки.

Вдаль  смотря  широкими  глазами,

Шел  малыш  знакомиться  с  правами.

Рядом  мама  крепко  за  руку  держала,

В  путь – дорогу  умницу  свою  сопровождала.

Знать  должны  и  взрослые  и  дети

О  правах,  что  защищают  нас  на  свете.

 Воспитатель: Кто догадался в какую страну мы отправляемся? ( Ответы детей)

Воспитатель::  Правильно в страну Прав и Обязанностей.

Воспитатель:  Часто в жизни человека возникают ситуации, когда мы теряемся и не знаем, как поступить. На наших глазах обижают слабого, а мы не знаем, как ему помочь, и  как наказать обидчика, или, не разобравшись, наказываем невиновного. Но есть закон, с помощью которого мы можем разобраться в спорных ситуациях. Он называется "Декларация прав человека". Если точно соблюдать все, что записано в "Декларации прав человека" (а записано в ней то, как правильно должны вести себя люди друг с другом), то беспорядок и неразбериха прекратятся. Но не только у взрослых есть такой документ, но и у детей. И называется он « Конвенция о правах ребенка». Она состоит из многих статей, с некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

                           

Показ конвенции о правах ребенка.

  1. Право на имя.

Воспитатель: Первое право спрятано  в  моем  волшебном  сундучке (достается документ  «Свидетельство  о  рождении»)  и  обращаясь  к  детям:

- Кто знает, что  это  за  документ?

- О  каком  праве  говорит  этот  документ?  (Право  на  имя).

- Да  вы  совершенно  правы  имя  дается  человеку  и  отличает  его  от  других  людей. (Обращаясь  к  взрослым)  А  какой  документ  подтверждает  это  право  у  взрослых?  (Тоже  свидетельство  о  рождении  и  в 14  лет  человеку  выдается  паспорт).

- Кто  из  вас, дети,  может  нам  рассказать,  кто  вам  дал  имя  и  что  оно  означает? (ответы 2-3 человек).

- А  что  еще , кроме  имени , есть  у  человека? (Фамилия  и  отчество)

- Кто  вам  дает  фамилию  и  отчество? (Семья, отчество  дается  ребенку  по  отцу).

- Давайте  представимся  по  Фамилии,  Имени,  Отчеству   (дети говорят  свои Ф.И.О.).

– Замечательно. А ваши имена тоже не простые. Каждое имя что-то обозначает:

  • Анастасия- воскресшая
  • Валерия –сильная
  • Александр – защитник
  • Софья – мудрая
  • Глеб – предоставленный Богу, глыба
  • Василий – царственный
  • Георгий – земледелец
  • Ольга – святая, мудрая
  • Анна – симпатичная
  • Максим – величайший
  • Богдан – Богом данный
  • Вика – победа
  • Дарина – даренная
  • Кирилл – господин, владыка
  • Иван – дар Бога
  • Варвара –чужестранка
  • Никита – победитель
  • Даша – подарок
  • Елизавета –почитающая Бога
  • Денис – принадлежащий Богу веселья
  • Евгения – благородная
  • Дмитрий – земледелец
  • Олеся – защитница людей
  • Яна – богом данная
  • Ярослава- солнечная слава
  • Татьяна – повелительница
  • Люба – любимая
  • Юлия - пушистая            

- Есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться  друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами. Но не только у нас, но и у сказочных героев есть имена. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется…..

                                       Игра « Назови героя по имени»

•        Незнайка (он ничего не знает);

•        Корова Бурёнка (коричневая, бурая);

•        Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)

•        Бычок – Смоляной бочок (у бычка бок в смоле);

•        Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного

           цвета);

•        Дюймовочка (девочка очень маленького роста);

•        Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);

•        Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).

.         Красная шапочка ( девочка в красной шапочке)

.         Мальчик с пальчик

Воспитатель: А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

•        Девочка белая как снег (Белоснежка);

•        Девочка с синими глазами (Синеглазка);

•        Очень тихий человек (Тихоня);

•        Девочка с золотыми волосами (Златовласка);

•        Мальчик, который много знает (Знайка);

•        Человек, который всё время ворчит (Ворчун);

•        Девочка из снега (Снегурочка);

•        Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).

-         Девочка , убирающая золу ( Золушка)

.         Девочка, размер с дюйм ( Дюймовочка)

Воспитатель: Из  нашего  разговора мы  выяснили,  что  право  на  имя  есть  и  у  взрослых  и  у  детей.

На  мольберт  прикрепляется  лепесток  ромашки  с  надписью  «Право на имя».

2.Право на жильё

Воспитатель: Волшебный  сундучок  приготовил  вам   еще один  предмет  (достаю  домик).

Воспитатель:  Почему  домик?  О  каком   праве  он  хочет  сказать?  (Право  на  жилье  и  его  неприкосновенность). У животных тоже есть право на жилье. И сейчас я загадаю вам загадки . а вы попробуйте отгадать кто и где живет.

Загадки.

Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи,

Что живу я на сосне в уютном маленьком... (дупле)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко, не пролезет даже кошка.

                                                     (Скворечник)

В лесу у пня суета, беготня.

Работяги-муравьи строить дом себе пришли.

Вы, ребята, не зевайте.

Их жилище называйте.

                                                    (Муравейник)

Воспитатель: У сказочных героев тоже есть право на жилье, но в некоторых сказках это право нарушалось. Давайте вспомним, в каких.

Игра « Выбери сказку, в которой были нарушены жилищные права»

Воспитатель:  Молодцы , ребята!!!! А чтобы не получилось такого . как в этих сказках, какие правила нужно соблюдать?  (Нельзя  открывать  дверь,  если  дома  нет  родителей,  нельзя  разговаривать  с  незнакомыми  людьми,…).

Воспитатель:  Каждая  семья  должна  чувствовать  себя  дома  в   полной  безопасности,   уважать  свой  дом,  ценить  уют. Вспомните, пожалуйста, какие пословицы о доме вы знаете?

•        Мой  дом – моя  крепость.

•        В  гостях  хорошо,  а  дома  лучше.

•        Не  красна  изба  углами,  а  красна  пирогами.

•        Семья  крепка,  если  над  ней  крыша  одна.

•        Не  дом  хозяина  красит,  а  человек  дом.

Воспитатель: Но у каждого члена семьи в доме есть свои обязанности. Скажите, какие обязанности есть у вас?

На  мольберт  прикрепляется  лепесток  ромашки  с надписью  «Право на жилье».

3.Право на медицинское обслуживание

Воспитатель: Сундучок  приготовил  что – то  еще (достаю  бинт  и  градусник).  Какому  праву  эти  предметы  дают  подсказку?  (Право  на  медицинское  обслуживание,  охрану  здоровья).

- Что означает это право? (когда заболеешь, идёшь к врачу, чтобы врач назначил лечение)

-А когда вы болеете, что вы должны делать? (лечиться – терпеливо принимать лекарства, которые назначил врач, даже если не хочется)

-Правильно. Это ваша обязанность.

-А какие ещё обязанности вы должны соблюдать? (воспитанно вести себя у врача, уважать труд взрослых, оберегать своё здоровье)

- Здоровье – главная  ценность   человека.  Что помогает человеку быть здоровым? (чистый воздух и вода, полезная, здоровая еда, занятия спортом и зарядкой)

-Давайте и мы с вами сделаем упражнение, которое поможет нам в укреплении здоровья.

Физминутка

« Это тоже я могу»

Кто, скажите может ,дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму – Это тоже я могу!

Вправо – влево разведу – Это тоже я могу!

И как птица полечу – Это тоже я могу!

Головою поверчу – Это тоже я могу!

А потом присяду. Встану и нисколько не устану – Это тоже я могу!

Я попрыгаю немного – Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу – Это тоже я могу!

Если надо побегу – Это тоже я могу!!!

Все на свете можем мы!!!

Воспитатель:  В  какой  сказке  говориться  об  этом  праве? («Айболит»,  «Мойдодыр»).

Воспитатель: Ребята, Айболит прислал нам вот такие загадки. Я буду вам их зачитывать, а вы должны ответить, да или нет.

Я сосульку полижу

И снежком закушу,

Дайте дети мне ответ:

Это правда или нет?

******************

Буду кушать апельсины

В них так много витаминов.

Дайте дети мне ответ:

Это правда или нет?

******************

Вот Барбос, бродячий пес,

Я схвачу его за хвост.

Дайте дети мне ответ:

Это правда или нет?

******************

На зеленый свет друзья

Вместе с мамой пойду я.

Дайте дети мне ответ:

Это правда или нет?

Лепесток на мольберт с надписью « Право на медицинское обслуживание»

4.Право на образование

Воспитатель:  Я  достаю  из  нашего  сундучка  тетрадь  и  букварь.  О  каком  праве  говорят  нам  эти  предметы?  (Право  на  образование).

-Как вы понимаете это право? (пойдём учиться в школу, чтобы получать новые знания).

-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)

-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)

-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)

- Дети,  а  в  какой  сказке  герой  не  воспользовался   правом  на  образование?  (Буратино).

- (Обращаясь  к  взрослым):   Наши  дети  скоро  воспользуются  правом  на  образование,  они  пойдут  в  школу  и  будут  бесплатно  учиться.  А  взрослые  имеют  право  на  образование?

Игра

« Обведи предметы, которые необходимы тебе в школе»

На  мольберт  прикрепляется  лепесток  с  надписью « Право на образование»

5.Право на свою культуру

Воспитатель: Загляну еще раз в сундучок,  что  же  он  спрятал  еще  от  нас? (Достаю  флаг  России, куклу в национальном костюме.).

(Право  на  гражданство,  на  родной  язык  и  культуру).

- А там лежат куклы разных национальностей. Каждый человек имеет право говорить на своем языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. С  самого  рождения  ребенок  является  гражданином  своей  страны,  государства,  в  котором  он  живет. Давайте проверим , как вы знаете нашу страну.

   - Что обозначают цвета нашего флага?

   - Что обозначает герб нашей страны?

   - Назовите нашу столицу?

   - А кто является президентом нашего государства?

- Вы отлично справились с заданием. Вы показали себя настоящими патриотами своей страны – россиянами. А сейчас я прошу вас мне помочь.

Игра « Собери картинку»

Собрать пазл, в котором спрятан герой, у которого нарушено право на гражданство и свою культуру.

         

6.Право на жизнь.

Воспитатель: Самое главное право, которое есть у каждого человека, живущего на Земле – это право на жизнь.  Жизнь – это самое ценное, что есть у человека.                  

                 

Игра « Раскрась героя , у которого нарушено это право»

Воспитатель: Нам осталось собрать все лепесточки в цветок. Кто мне поможет?

 Воспитатель: Посмотрите  у  нас  получилась  вот  такая  красивая  ромашка.  Дети,  а  какое  право  вы  считаете  самым  главным?  Для  человека  важны  все  права  и  самое  главное их  надо соблюдать  и   не  нарушать.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Права  нам  каждому  даны

И  по  ним  мы  все  равны!

Воспитатель:  По – моему в нашем сундучке что –то осталось. Посмотрите, здесь приготовлены подарочки для вас. Давайте, скажем спасибо нашим гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...