ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
методическая разработка
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_agressiya.docx | 78.44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
срок реализации 1 год
Составитель: воспитатель ГБДОУ 15 Пушкинского района, СПб
Алексеева Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предоставляет возможность воспитателям с помощью игровых методов корректировать поведение детей с агрессией, что поможет ребенку более успешно социализироваться в обществе, использовать нормы поведения со сверстниками. С помощью дополнительной образовательной программы воспитатель сможет скорректировать агрессивное состояние и поведения ребенка средней группы.
Педагогическая основа лежит, прежде всего, в игровых технологиях.
Программа рассчитана на 1 год.
Образовательная область дополнительной образовательной программы:
Ориентируясь на общеобразовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., образовательная область, которое развивается в данной дополнительной программе «Дружба начинается с улыбки» «Социально – коммуникативное развитие».
Направление дополнительной образовательной программы:
Ориентируясь на образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., рассматривается одно из направлений «Социализация».
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
В наше время, людям не хватает эмоционального контакта, часто можно встретить агрессивного ребенка в саду начиная с самого маленького возраста. Но когда эта агрессия проявляется в младших группах детского сада, можно сказать, что ребенок еще не до конца ориентируется в социуме сверстников, что не до конца усвоил нормы и правила поведения в группе при общении со сверстниками. Но более в старшем возрасте, начиная со средней группы, ребенок уже может отталкиваться от своих знаний о правилах и нормах поведении. При частых агрессивных проявлениях к окружающим сверстникам, к предметам, к природе, необходимо строить работу с ребенком так, чтобы уже корректировать стороны агрессивного поведения. В качестве основных причин агрессии, можно выделить ряд проблем: демонстрация насилия по телевидению, экономически неблагополучная семья, недостаток воспитания, низкий уровень эмоционально-волевой сферы ребенка. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, многое еще не знают, ведут себя неадекватно, нарушают нормы. Данная программа знакомит детей с нормами и привалами общения, позволяет воспитателю сориентироваться в методах и приемах работы с детьми проявляющих агрессию, что очень важно в настоящее время. Не только обращать внимание на минусы, но и развивать то хорошее, что есть в ребенке.
Цель программы: оказание психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста по преодолению агрессивных форм поведения в условиях детского сада.
Задачи:
-раскрыть для ребенка сущность полярных понятий «добро и зло», и эмоции, которые им соответствуют;
-знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку
-знакомить детей с эмоциональными состояниями наблюдая за эмоциональными состояниями сверстника, соотнося их с определенной ситуацией
-формировать умение ориентироваться в своих эмоциональных проявлениях и управлять ими (снимать напряжение, избавляться от злости, разрешать конфликтные ситуации).
Принципы составления образовательной программы:
- принцип соблюдения интереса ребенка;
-принцип тесного взаимодействия;
-принцип на зону ближайшего развития;
-принцип целесообразности;
-принцип интегрированного подхода к деятельности.
Отличительная особенность данной программы от других существующих программ:
Данная дополнительная образовательная программа «Дружба начинается с улыбки» отличается тем, что психолого-педагогическая сопровождение детей, проявляющих агрессию, со среднего дошкольного возраста. В данной программе прописаны разнообразные формы, методы, приемы, которые может выбрать педагог в зависимости от интересов детей, своих возможностей и других предпосылок к работе. В данной программе предлагаются не только игры, но и тренинги, психогимнастика, чтение и обсуждение художественных произведений, дискуссии, просмотр и обсуждение мультфильмов. В Программу включен проект, который проводится в ноябре-декабре, во время учебного года представлены темы занятий, которые проводятся во второй половине дня.
Формы и режим занятий:
-имитационные игры;
-социально-поведенческий тренинг;
-психогимнастика;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр, анализ мультфильмов и дальнейшее моделирование ситуаций;
-дискуссии;
-обыгрывание проблемных ситуаций и пути решения выхода из них;
-примеры выражения своего эмоционального состояние и выражения их в музыке и рисунках.
Рекомендуется провести проект, направленный на коррекцию агрессивного поведения, после, необходимо продолжать формировать умения и закреплять уже пройденный материал в режимных моментах. Рекомендуется не менее двух раз в неделю, после проведенного проекта, работать над психоэмоциональным поведением детей.
Программа построена так, что затронуты все аспекты предупреждения агрессивного поведения ребенка:
- группа занятий, где дети знакомятся с эмоциональным состоянием человека и способами контроля ими. Взрослый создает ситуации, дети решают эти проблемные ситуации, помогая сказочным героем выйти из конфликта;
-группа занятий, которая направлена на доброжелательное поведение детей. Взрослый создает ситуации, выходя их которых, дети знакомятся с нормами поведения, получают необходимые знания управлять негативными эмоциями. Внимание акцентируется на том, что воспитатель обучает ребенка сочувствовать, сопереживать;
-группа занятий, которая направлена на формирование знаний у детей норм и правил поведения. Взрослый побуждает ребенка проявлять доброжелательность в повседневной жизни. В решении этой ситуации может помочь «Волшебная шкатулка», в которую после каждой НОД, в течение и после каждого дня, дети вместе с воспитателем могут класть жетончики «Хороших дел и поступков», а к вечеру подведя итоги, воспитатель и дети подсчитывают количество жетонов.
Режим занятий: во второй половине дня 20 минут 2 раза в месяц.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
-проявление доброжелательности и исчезновение тенденции к агрессивному поведению;
-преобладание положительных эмоций;
-способность сдерживать нежелательные эмоции или проявление способности сдерживать их и проявлять не причиняя боль другим;
-изменения характера детских рисунков.
Форма подведения итогов реализации образовательной программы:
-выставка детских рисунков;
-праздник «Дружба начинается с улыбки» с постановкой театрализованной деятельности;
-конкурс «Добрая книжка» (для детей и родителей).
УЧЕБНО-ТАМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
месяц | Перечень разделов, тем | Содержание |
сентябрь | «Наше настроение» «Хорошо ли быть злым?» | Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; формировать знания детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей. Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости. |
октябрь | «Учимся справляться с гневом» «Что делать, если ты злишься» | Цель: продолжать формировать знания детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими. Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. "Различаем добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций). |
ноябрь | «Давайте жить дружно» | Подготовка и реализация проекта. |
декабрь | «Давайте жить дружно» | Продолжение реализации проекта. |
январь | «Настроение Бабы-Яги» «Поговорим о доброте» | Цель: продолжать формировать знания детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний (веселый-грустный), формировать знания дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку. Цель: обобщить представления детей о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию, вызвать стремление совершать добрые поступки; учить передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, речи, рисунка, формировать позитивный образ своего «Я». |
февраль | «Ссора» «Как не быть упрямыми» | Цель: формировать знания детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении. Цель: формировать знания детей анализировать свое эмоциональное состояние; познакомить детей с правилами доброжелательного поведения; -формировать навыки саморегуляции поведения, контроля эмоций. |
март | «Знакомство с понятием физическая и душевная боль» «Знакомимся с чувствами других людей» | Цель: познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»; научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли; учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль. Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими; стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения. |
апрель | «Знакомимся с доброжелательностью» «Животные наши друзья» | Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении; развивать положительную самооценку. Цель: развивать у детей чувство доброты, сопереживания, стремление поддерживать других; формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга. |
май | «Добрые и злые поступки» «Дружба-неприязнь» | Цель: знакомить детей с понятием добрых и злых поступков, сопоставлять поступки героев сказок и поступков человека. Цель: формировать умение детей дифференцировать ощущения дружбы и неприязни, чувствовать эмоциональное состояние другого человека; закреплять знания правил доброжелательного поведения; развивать способность находить в реальной жизни ситуации, аналогичные по своему нравственному содержанию таким, о которых они читали в книжках. |
Условие проведение занятий внепроектной деятельности:
- Мотивационный этап (заинтересовать детей данной темой)
- Основной этап (Проведение упражнений, игр, тренингов, просмотр фильмов, прослушивание художественной литературы, проигрывание ситуаций и этюдов);
- Заключительный этап ( творческие задания – рисование, слушание песен, пение, конструирование, лепка)
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности (ОД) | Организованная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды | Взаимодействие с родителями |
1-я неделя | |||
НОД «Моё настроение» | Игры с крупами «Прячем ручки и игрушки», «Пересыпаем крупу» Игры с крупами «Разложи по тарелочкам» | Игры с Димой «Научи Диму играть дружно» - дети по своей инициативе берут Диму в свои игры, когда играют в с/р игру «Семья», рисуют, строят постройки из строительного материала и т.д. Игры с крупами «Прячем игрушки», «Пересыпаем крупу» | Оформление стенда на тему «Детская агрессия. Вербальная агрессия, приемы позволяющие устранить агрессию в детской речи» |
2-я неделя | |||
НОД «Добро и Зло» НОД по рисованию «Ковер доброго и злого волшебника» | Игры с водой «Переливание воды» Игры на музыкальных инструментах «Музыканты» Прослушивание аудиосказок К. Чуковского («Чудо-дерево», «Федорино горе») вместе с Димой | Игры с крупами «Разложи по мисочкам и стаканчикам» Игры с Димой – дети рисуют в подарок для Димы рисунки. Игры с водой «Озеро» | Подборка игр и упражнений для детей в домашних условиях, чтобы снять агрессию у ребенка. |
3-я неделя | |||
НОД по лепке «Пластилиновые картинки» | Игры с водой «Мытье посуды» Чтение художественной литературы «Хрюшка и Чушка» Т.Александровой и прослушивание песни «Сказки гуляют по свету» В.Толкуновой | Д/и «Кто что слышит?» Игры с крупами «Раскладываем по мисочкам и стаканчикам», «Накорми Диму» | Помощь в создании фотоальбома для персонажа Димы «Загляни сюда и вспомнишь, как тебе не злиться» |
4-я неделя | |||
Презентация для детей «Чему мы научили Диму и чему мы научились сами», прощание с персонажем Димой. | Игровая ситуация «Письмо для Димы из дома» и создание фотоальбома «Загляни сюда и вспомнишь, как тебе не злиться» | Игры с крупой и водой по выбору детей |
Содержание программы (тема) | Общее количество времени |
«Наше настроение» «Хорошо ли быть злым?» | 20 минут 20 минут |
«Учимся справляться с гневом» «Что делать, если ты злишься» | 20 минут 20 минут |
Проект «Давайте жить дружно» | |
Проект«Давайте жить дружно» | |
«Настроение Бабы-Яги» «Поговорим о доброте» | 20 минут 20 минут |
«Ссора» «Как не быть упрямыми» | 20 минут 20 минут |
«Знакомство с понятием физическая и душевная боль» «Учимся понимать чувства других людей» | 20 минут 20 минут |
«Учимся доброжелательности» «Животные наши друзья» | 20 минут 20 минут |
«Добрые и злые поступки» «Дружба-неприязнь» | 20 минут 20 минут |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
НАШЕ НАСТРОЕНИЕ
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у добрых и злых людей; показать в доступной форме изменчивость настроения; учить детей понимать настроение другого человека; познакомить со способами управления и регуляции настроения; диагностировать эмоциональное состояние детей.
1. В гости к детям приходят волшебники и благодарят за подаренные им рисунки.
Выставка детских рисунков и их анализ:
— Изображение какого волшебника вам больше всего понравилось: доброго или злого? Почему?
— Какие краски вы использовали для изображения злого волшебника?
— Какие краски вы использовали для изображения доброго волшебника?
Диагностика настроения детей
Взрослый отмечает, что волшебники тоже хотят поблагодарить детей и подарить им волшебные цветы (разного цвета: от белого до черного и — всех цветов спектра).
Дети могут сами выбрать цветок, который им нравится.
— А теперь поговорим о настроении. Настроение — это душевное состояние.
Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников:
— У доброго — настроение веселое, доброе, светлое, радостное, прекрасное.
— У злого — настроение мрачное, сердитое, угрюмое.
(Если дети затрудняются в характеристике эмоционального состояния сказочных персонажей, то взрослый сам знакомит детей с новыми для них словами.)
— А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого — плохое? (По выражению лица, мимике.)
2. Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка.
Упражнение «Волшебный мешочек»
В мешочек волшебнику предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Взрослый предлагает детям обсудить их собственное настроение.
3. Упражнение «Расскажи о своем настроении»
Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений. Сначала взрослый выясняет, знают ли дети основные характеристики настроения человека, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребенка. (Вводятся понятия: веселое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чем-нибудь, хочется плакать).
— При помощи каких слов вы можете рассказать о своем настроении?
— Какое у тебя сейчас настроение?
— Какого цвета твое настроение?
— С каким запахом можно сравнить твое настроение?
— На что похоже твое настроение?
(Плохая погода, холод, дождь, хмурое небо — агрессивные элементы, которые свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.)
Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый им предлагает все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.
Для образца взрослый может вспомнить ситуации из своей жизни, связанные с плохим настроением, и тоже поместить эти воспоминания в мешочек.
В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:
— Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как веселое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
— Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
— А от чего зависит настроение?
— Может ли меняться настроение?
Текст для слушания.
Нюша и Маша играют во дворе. Вдруг Нюша оборачивается:
— Маша, послушай, кажется, кто-то плачет.
Около подъезда стоит маленькая девочка и глотает слезы.
Нюша и Маша подбегают к малышке.
Нюша: Что случалось? Почему ты плачешь?
Маша: Скажи, как тебя зовут? Где твоя мама?
Девочка: Моя мама потерялась. Она только что была здесь, и вот — ее нет. А я — Оля.
Нюша: Не бойся, Оля, мама не может потеряться. Сейчас она придет за своей дочкой. Знаешь, мой брат Федя всегда сочиняет веселые стишки. Давайте и мы попробуем. Потанцуй вместе с нами. И не плачь! Ты уже большая девочка.
Девочки танцуют, а Нюша приговаривает:
— Ты не бойся и не плачь,
Миленькая Олечка.
Будем вместе маму ждать
И станцуем полечку.
Оля улыбнулась, слезы сразу высохли. А вот и Олина мама. Она спешит к дочке:
— Оля, ты здесь! Я же просила тебя постоять у булочной!
Спасибо, девочки, что побыли с моей малышкой. Как я вам благодарна!
Вопросы для беседы с детьми
— Что случилось с маленькой девочкой?
— Что чувствовала девочка, когда потерялась?
— Какими словами можно выразить ее настроение?
— Кто помог маленькой девочке?
— Изменилось ли ее настроение?
— Как Нюша и Маша помогли маленькой девочке?
— Оцените поступок девочки.
— Как можно успокоить человека, который плачет?
(Чтением или рассказом интересной истории, спокойной или веселой музыкой.)
— Как можно развеселить угрюмого, сердитого человека?
(Рассказать смешную историю, прочитать веселое стихотворение, предложить интересную, забавную игру и т.п.)
Взрослый заменяет фигурку, изображающую злого волшебника, «угрюмым волшебником».
— Посмотрите, дети, лицо у злого волшебника изменилось
— теперь оно угрюмое. Давайте попробуем его развеселить!
Взрослый предлагает игру «Жмурки».
По считалке дети выбирают «жмурку», потом раскручивают его в кругу, завязав глаза, под слова диалога:
— На чем стоишь?
— На мосту.
— Что продаешь?
— Квас.
— Ищи малышей, а не нас!
Сыграли кон, поменялся «жмурка», и детям предлагается еще одна вертушка: игроки раскручивают «жмурку» с завязанными глазами и приговаривают:
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал:
Подошел и лапкой — топ!
А у кошки шарик — лоп!
Дружно топнули, говоря «топ!»; дружно хлопнули в ладоши, говоря «лоп!» — разбежались! Лови, «жмурка»! Игра повторяется 2—3 раза. По ее окончании взрослый обращается сначала к тем детям, у кого, например, в начале занятия было грустное, печальное настроение:
— Стало ли вам немного веселей?
Взрослый определяет словесно общее настроение детей.
5. Рисование на тему «Мое настроение».
6. Заканчивается занятие пением «Песенки бременских музыкантов» (муз. Г. Гладкова):
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги.
Мы свое призванье не забудем!
Смех и радость мы приносим людям,
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Наш ковер — цветочная поляна,
Наши стены — сосны-великаны,
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою.
ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЗЛЫМ?
Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» — «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи; учить детей конструктивным способам снятия напряжения, связанного с чувством злости.
1. Взрослый предлагает детям показать свои рисунки с изображением настроения близких и попытаться объяснить, почему иногда бывает плохое настроение: из-за неприятностей на работе, дома; из-за непослушания детей; из-за плохого самочувствия.
Взрослый выясняет в ходе беседы, как дети помогают взрослым улучшить их самочувствие. В знак поощрения добрый волшебник дарит детям Цветик-семицветик.
2. Игра «Цветик-семицветик».
Для игры понадобятся цветик-семицветик, который можно сделать по-разному — главное, чтобы лепестки открывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток «облетит весь свет». По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток,
Через запад — на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей — ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы (но об этом детям не говорят). В конце игры взрослый предлагает обсудить, какие желания понравились всем детям и почему.
3. В игру вмешивается злой волшебник и превращает детей сначала в злых гиен, а затем — в разъяренную медведицу.
Гневная гиена
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я — страшная Гиена,
Я — гневная Гиена,
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
(М.И. Чистякова)
Выразительные движения; усиленная жестикуляция.
Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы.
(По окончании игры дети меняются ролями.)
Разъяренная медведица
На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был смешным и веселым. Почему бы с таким пушистым несмышленышем не поиграть? Вдруг послышалось какое-то громкое урчание, и мальчик увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик побежал к большому дереву, влез на него. Медведица не полезла на дерево за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно глядя на мальчика.
Вдруг где-то далеко заскулил медвежонок. Медведица оставила дерево и побежала выручать медвежонка теперь уже из настоящей беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом спустился и побежал домой.
Выразительные движения: ярость — сдвинутые брови, оттопыренные губы, сморщенный нос, рычание, тело дрожит, усиленная жестикуляция.
На помощь детям приходит добрый волшебник, который «расколдовывает» детей.
Беседа с детьми
— Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Мальчиком, убегающим от медведицы?
— Что вы чувствовали, когда были страшными гиенами,
злобными медведицами?
— Что вам хотелось сделать?
4. Упражнение «Придумывание историй».
Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может помочь решить проблему (помочь гиене и медведице стать добрыми). Ребенок может выбрать любого персонажа мультфильма, кинофильма, книги. Взрослый может напомнить сюжет фильма или книги, в котором его любимый герой оказался в затруднительном положении. Например, в сказке «Спящая красавица» на помощь принцессе, которую заколдовала злая фея, пришли сразу три добрых феи.
— Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
— Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене и разъяренной медведице стать добрыми.
— Придумайте интересную, волшебную историю.
По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:
— Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
5. Чтение отрывка из сказки «Заяц, лиса и петух» (диалог).
После чтения диалога:
— Кто с кем разговаривает? Из какой сказки эти герои?
— Что, зайчик, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы — ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.
— Пойдем, я твоему горю помогу.
— Нет, бык, не поможешь. Собака гнала — не выгнала, медведь гнал — не выгнал, и тебе не выгнать...
— Нет, выгоню!
Вопросы:
— Кто помог зайчику?
— Как помог петух зайчику?
— Кого вам в сказке жалко? Почему?
(Предложить детям обыграть данный отрывок.)
6. Волшебники предлагают детям игру «Кляксы».
Детям предлагаются цветные кляксы: у доброго волшебника в кляксах преобладают светлые, яркие цвета, а у злого — темные, грязные. Задача детей — увидеть с помощью рамки и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя.
7. В конце занятия дети со взрослыми слушают песню В. Шаинского «По секрету».
ЗНАКОМИМСЯ С УМЕНИЕМ СПРАВЛЯТЬСЯ С ГНЕВОМ
Цель: продолжать формировать умение детей различать эмоции злости и радости; упражнять в регуляции своего эмоционального состояния; познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
1. Взрослый предлагает детям организовать выставку «картин», которые у них получились с помощью цветных клякс, и просит рассказать о них волшебникам. Взрослый останавливается на ряде рисунков и предлагает тренинг эмоций (с помощью мимики и пантомимики).
2. Детям предлагается улыбнуться, как:
веселый ребенок;
солнышко;
добрая птица;
весенняя радуга.
Позлиться, как:
дракон;
чудовище;
Бармалей;
сердитый мальчик.
3. Детям предлагается поиграть в игру «Жужа».
Перед началом игры, объяснив ее правила, взрослый предлагает подумать:
— Почему девочку называли Жужей?
— Как звучит слово Жужа?
— С какими другими словами его можно сравнить? (Жужжать — визжать, кричать, злиться, сердиться.)
«Жужа»
«Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее, щекочут. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за «обидчиками» вокруг стула, стараясь хлестнуть их полотенцем по спинам.
Замечание: взрослый следит за формой выражения «дразнилок»: они не должны быть обидными, причинять душевную боль.
Беседа с детьми (Диагностика агрессивности)
— Вам приходилось в жизни злиться?
— Из-за чего вы злитесь?
— Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа: ударить, толкнуть, накричать — свидетельствуют об агрессивных тенденциях.)
— Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением.)
4. Добрый волшебник предлагает детям способы, помогающие «выпустить из себя злого дракона» и справиться со своими чувствами:
Потопать ногами
Взрослый должен объяснить детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам и мыслям, которые охватили человека.
«Надуть воздушный шарик злостью»
Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Завязав его, представить, как этот шарик исчезает в голубом небе.
Упражнение-тренинг.
Волшебник заколдовывает одного из детей и превращает его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
Жила-была маленькая девочка.
Маленькая девочка сердита была.
Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками).
При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
По окончании упражнения взрослый обращается к детям:
— Что чувствует сердитый ребенок? (Злость, гнев, обиду.)
— Что ему хочется сделать?
— Как можно избавиться от злости, не причинив боли, вреда окружающим людям? Всем детям взрослый предлагает потопать ногами или надуть воздушный шарик.
— Что вы сейчас чувствуете?
6. Взрослый предлагает детям нарисовать «Злость».
Детям предлагается контурное изображение «Злости». Их задача — с помощью цвета и выражения лица передать образ.
7. В конце занятия дети слушают или поют песню В. Шаинского «В мире много сказок»:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЫ ЗЛИШЬСЯ
Цель: продолжать знакомство детей со способами снятия напряжения. "Формировать умение различать добрые и злые чувства и поступки; закреплять способы саморегуляции поведения (снятие отрицательных эмоций).
1. Дети вместе с волшебниками рассматривают рисунки на тему «злость». Злой волшебник очень доволен детскими рисунками, ему нравятся краски, которые дети использовали для изображения злости, ее внешнего выражения (злое, недовольное лицо). В диалог с детьми вступает добрый волшебник:
— А вам нравится злость?
— Какого она цвета?
— На какую погоду она похожа?
— Как она «звучит»?
Взрослый предлагает послушать музыкальное произведение, соответствующее образу злости.
Для прослушивания детям можно предложить «Музыкальный момент» № 2 ми бемоль С. Рахманинова.
(В средней части сложные, грозные, бушующие интонации. Аккорды звучат зловеще, гневно, как яростные порывы ветра.)
По окончании прослушивания выясняют у детей:
— Какие чувства вы испытывали?
— Нравятся ли вам эти чувства?
— А вам приходилось вчера или сегодня злиться? Почему?
2. Закрепление знаний о способах саморегуляции своего состояния:
— Как мы можем помочь себе улучшить свое самочувствие, настроение?
— Потопать ногами.
— «Надуть шарик злостью».
— Рассмешить себя, глядя в зеркало.
— Послушать приятную, успокаивающую музыку, спеть веселую песенку.
Взрослый предлагает детям спеть песню В. Шаинского «Перепелка»:
Спой нам песню,
Перепелка, перепелочка.
Раз иголка, два иголка —
Будет елочка.
Раз дощечка, два дощечка —
Будет лесенка.
Раз словечко, два словечко —
Будет песенка.
Припев: Вместе весело шагать
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать —
Лучше хором, лучше хором !..
— Я хочу вас познакомить с девочкой Кейти, у которой однажды испортилось настроение, потому что пошел дождь. Чтение отрывков из книги Э. Крейри «Я злюсь». — СПб, 1995. (Чтение отдельных отрывков можно перенести на последующие занятия.)
Взрослый читает отрывки из книги и предлагает детям помочь Кейти изменить свое настроение.
Кейти проснулась и заволновалась. Сегодняшний день должен стать особенным. Она обняла своего пса Дота и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на настоящий пикник. Там они будут целый день играть и веселиться.
Кейти была уверена, что погода обязательно будет такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Кейти подбежала к окну. К своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные черные тучи. «О нет! — подумала Кейти. — Мы все равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас». И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы.
Отец мрачно смотрел в окно.
— Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? — спросила Кейти, волнуясь. — Тучи нас не остановят, ты им не позволишь нас остановить, да?
— Успокойся, Кейти, и посмотри за окно получше, — сказал отец.
Кейти побежала к окну и снова выглянула на улицу.
— О нет! — захныкала она. — Дождь! Я ненавижу этот дождь!
Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:
— Мы все равно поедем, так ведь?
— Нет, — ответил отец. — Мы не можем ехать в дождь.
— Ох, как я злюсь на этот дождь! И на тебя тоже! — кричала Кейти.
— Ты чувствуешь злость и разочарование из-за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые.
— Я не хочу строить никаких новых планов! Я буду дуться и злиться весь день!
— Дуться и злиться — это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить твое настроение?
— Не знаю, — ответила Кейти...
Взрослый: Как вы думаете, что может сделать Кейти?
(Выслушать ответы детей.)
Замесить тесто понарошку
— Я хочу замесить тесто, — заявила Кейти. — Можешь мне дать немного?
— Тесто готово, — ответил отец и расчистил стол. — Посмотрим, как тонко тебе его удастся раскатать.
Кейти шлепнула тесто на стол и стала расплющивать его ударами кулака.
— Не получается, — жаловалась она. — Я его бью, бью, а оно как было одним большим куском, так и осталось. От этого я только ещебольше злюсь. И на тучи, и на тесто.
— Хочешь хороший совет? — спросил отец.
- Да!
— Раздели тесто на четыре куска, подвинь их к углам стола и разминай каждый по отдельности. Так дело пойдет легче.
Кейти разделила тесто на куски и стала разминать его по углам. Вскоре она закончила и позвала отца:
— О, тебе удалось раскатать его почти во весь стол. Ну, и как ты себя теперь чувствуешь?
— Все еще немного злюсь, — ответила Кейти. — Надо попробовать еще что-нибудь.
Взрослый: Как вы думаете, что теперь сделает Кейти?
Высказать свои чувства
— Дот! Дот! — кричала Кейти, подзывая свою собаку. Дот огромными прыжками подбежал к ней. Кейти присела на пол, чтобы поговорить с ним.
Дот лизнул ее в лицо шершавым языком.
— Дот, — сказал Кейти, — я хочу рассказать тебе, что сейчас переживаю. Я ужасно злая. Злюсь на дождь. И на папу, потому что он не захотел поехать со мной в парк. Как ты думаешь, что мне делать?
— Гав! — рявкнул Дот.
— Ты думаешь, я должна рассказать папе, что чувствую?
— спросила она. Дот молча смотрел на нее. — Хорошо, я поговорю с ним.
Кейти побежала к отцу.
— Папа, я очень сердита ! Я сержусь на дождь. И на тебя тоже ! Я сержусь, потому что ты не поехал со мной в парк.
— Хм, — произнес отец. — Давай разберемся. Ты хочешь поехать в парк и теперь злишься оттого, что я не захотел поехать туда с тобой, так?
— Да, — коротко ответила Кейти, затем добавила: — Я хочу, чтобы мы с тобой веселились.
Попросить помощи
— Папа, если я злюсь, что можно сделать, чтобы подобреть?
— О, на этот вопрос трудно сразу ответить. Я думаю, тебе лучше спросить нескольких человек. Наша соседка миссис Беннет, да и тетя Лора сейчас, наверное, дома, и ты можешь с ними посоветоваться.
Кейти подумала немного и решила для начала позвонить по телефону тете.
— Тетя Лора, я очень зла сейчас. Мы с папой собирались поехать сегодня в парк, но с самого утра льет дождь. Не можешь ли ты посоветовать мне какое-нибудь средство от злости?
— Могу сказать тебе, что я делаю в таких случаях, — ответила тетя Лора. — Когда я злюсь дома, я принимаю приятную теплую ванну с пушистой мыльной пеной. Теплая вода смывает все мои дурные чувства. Если же я не дома, то просто представляю себе, как из меня выходит злость, и она действительно улетучивается!
— Как тебе это удается?
— Я мысленно надуваю своей злостью воздушный шарик, плотно завязываю его и отпускаю, а потом смотрю, как он улетает, пока не скроется вовсе.
— Спасибо, тетя Лора, это очень хороший совет.
— Как вы думаете, что теперь сделает Кейти?
Смыть дурные чувства
Кейти захотелось принять теплую ванну.
— Папа, можно я сейчас приму ванну?
— Конечно. Наполнить тебе ванну?
— Да, — сказала Кейти и побежала за пенным шампунем для ванны.
Она прыгнула в ванну. Пена доходила до самого подбородка. Всем своим телом Кейти ощущала, как теплая вода смывает с нее дурные чувства. Одевшись, она побежала к отцу. Тот спросил:
— Ну как, дочка, все еще чувствуешь злость?
— Нет. Способ сработал. Я уже не чувствую злости.
По ходу чтения дети знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния:
замесить тесто «понарошку»;
высказать свои чувства;
попросить помощи;
смыть дурные чувства.
— Для того, чтобы дети уловили разницу между чувствами и поступками, в конце каждой страницы текста необходимо спрашивать: «Что сейчас чувствует Кейти?» «Как она теперь поступит?», чтобы дети поняли, что давать волю рукам, оскорблять, обижать других, когда ты злишься — недопустимое поведение. Необходимо провести ряд тренингов.
4. Тренинг.
Детям предлагается послушать и обыграть следующую ситуацию:
«Юра пришел в детский сад с утра рассерженным, так как мама не купила ему игрушку. Увидев, что Коля и Миша строят игрушечный гараж для новой машины, он подошел к ним и сказал:
— Мне не нравится ваш гараж, не так нужно строить, — и ногой разрушил постройку».
— Как поступят Коля и Миша?
(Ситуация обыгрывается разными детьми.)
Вопросы детям:
— Что чувствовал Юра, когда пришел в детский сад?
— Что сделал Юра, когда увидел играющих ребят?
— Что чувствовали мальчики, после того как Юра разрушил их постройку?
— Правильно ли поступили мальчики?
Дети выбирают различные способы регуляции поведения в конфликтных ситуациях.
Раскрашивание рисунков.
Задание: раскрась так, чтобы получились мальчик, который рассердился на своего друга, и девочка, которая нашла утерянный бантик.
6. В конце занятия добрый волшебник предлагает станцевать польку «Старый добрый жук» (из кинофильма «Золушка»).
Повеселиться предлагают и злому волшебнику.
Все вместе танцуют и поют:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг!
Я твой друг,
И ты мой друг,
Старый добрый жук.
Ля-ля-ля...
Содержание проекта.
Проект по образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема проекта: «Как научить Диму не злиться?»
Продукт проекта: Фотоальбом для персонажа Димы «Загляни сюда и вспомнишь, как тебе не злиться»
Цель проекта: Снизить проявление агрессии в поведении детей
Задачи проекта:
1) Снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
2) Формировать эмоциональное осознание своего поведения;
3) Обучить детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний;
4) Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство сопереживания к игровому персонажу.
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Продолжительность проекта: 1 месяц
1-я неделя
Диагностика: наблюдение за поведением детей, с целью выявить, чем обусловлено проявление детской агрессии, навыки самоорганизации и саморегуляции действий.
2-я неделя
Предварительная работа: Просмотр серий «По дороге с облаками», «Подарок для Слона», «Клад» из мультфильма «Тигренок и его друзья»
I этап – Мотивационный
Содержание и формы работы Проблемная ситуация. Воспитатель обращает внимание детей на некоторые изменения в группе (опрокинута ваза с цветами, мусорная корзина перевернута и т.д.) «Ребята, вы не знаете, кто это мог сделать? Кажется, в нашей группе завелась своя Дюдюка, как вы думаете?» Ответы детей Бяка-Забияка «Никакая я не Дюдюка, разве Дюдюка смогла бы так хитро и весело всё придумать, это всё я Бяка-Забияка сделал! Нравиться вам?» Воспитатель «Ребята, как вам кажется, весело всё Бяка-Забияка придумал, такие поступки разве могут развеселить?» Ответы детей Бяка-Забияка «Я и другие веселые забавы знаю, вот например у Дюдюки подсмотрел, кто-то идет по улицы, а я ему банан под ноги кину, он не заметит и упадет.ахаха смешно, правда? Или игрушку отниму у кого-нибудь и буду сам играть, мне-то она нужнее, верно? А если кто мешать мне будет дам ему по лбу и делов то, вот это я понимаю жизнь, приятно! Воспитатель «Скажи Бяка-Забияка, а друзья то у тебя есть?» Бяка-Забияка «Друзья, а это кто?» Ответы детей Бяка-Забияка «Нет, даже не знаю почему, я вот с Зайкой играл, кто выше прыгнет, и он прыгнул выше, так я разозлился и за лапу укусил его, но он же сам виноват зачем так прыгает высоко, а еще вот недавно с белкой поссорился, потому что она жадина она со мной игрушкой делиться не захотела, ну ничего я ее за это хорошенько толкнул. И в голову не приходит, почему со мной никто дружить не хочет, а вы не знаете почему? Ответы детей Бяка-Забияка «Так значит всё дело во мне? А как же мне не злиться, как же не драться? Я не умею.» Воспитатель «Ребята, а давайте Бяку-Забияку научим жить дружно и справляться со своей злостью и сами поучимся?!» Бяка-Забияка «Правда, ещё никто никогда не помогал, это было бы здорово» Воспитатель «Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» Мы можем сделать уголок, который мы будем заполнять играми и материалами, для того чтобы нам справляться со своей злостью А давайте начнем с того, что придумаем тебе с ребятами новое имя, имя ведь оно сразу всё рассказывает о хозяине, а ты Бяка-Забияка может тебе, поэтому всегда и хочется вредить, злиться, задираться и пакости делать. (Дети вместе решили, что Бяку-Забияку будут звать теперь Димой) |
II этап – см.выше
III этап - творческий
Содержание и формы работы: |
Презентация для детей «Чему мы научили Диму и чему мы научились сами», прощание с персонажем Димой, вручение ему на память фотоальбома «Загляни сюда и вспомнишь, как тебе не злиться». |
НОД «Моё настроение»
Цель: познакомить детей с понятием «настроение» и его проявлением у людей.
Задачи:
1) Познакомить детей с понятием «настроение»,с его проявлениями и способами управления своим настроением;
2) Показать детям в доступной форме изменчивость настроения;
3) Развивать умение понимать настроение другого человека;
4) Воспитывать у детей эмпатию к другим людям.
Оборудование: ноутбук с колонками для показа презентации «Моё настроение»
Ход НОД
I часть
(Дети сидят полукругом, в группу заходит Дима, садится напротив детей, «повесил» голову и грустит)
Воспитатель: Здравствуй Дима, мы рады тебя видеть, мы тебя ждали, а что с тобой случилось, ты зашел и даже не поздоровался с нами и сейчас молчишь?
Дима: Потому что я очень рано встал, чтобы к вам приехать и я совсем не выспался, поэтому у меня сегодня совсем нет настроения, меня всё злит.
Воспитатель: Ребята, но мы же с вами сегодня тоже рано встали, чтобы прийти в детский сад, да? А какое у вас настроение?
Ответы детей
II часть
Воспитатель: Ребята, а ведь действительно настроение бывает у каждого разное, это наше состояние в данный момент времени, потому что ведь в течение дня оно может меняться. Давайте мы вместе с Димой сейчас узнаем побольше о нашем настроении.
(Воспитатель включает презентацию «Моё настроение»)
(Просматривают вместе с детьми 3 картинки детей с грустью, злобой и обидой)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое настроение у этой девочки? Почему? А какое настроение у этого мальчика? Почему?..
Воспитатель: Посмотрите ребята перед нами грустный смайл, потому что у всех этих детей грустное настроение. А еще у грустного настроения есть своя мелодия, давайте ее послушаем. (слушают мелодию) Какая была эта мелодия, что вы можете про нее рассказать?
Ответы детей
(Просматривают вместе с детьми 2 картинки детей с радостью на лице и смехом)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете какое настроение у этой девочки? Почему? А у этого мальчика? Почему?
Воспитатель: Посмотрите ребята перед нами веселый смайл, потому что у всех этих детей веселое настроение. У веселого настроения тоже есть своя мелодия, давайте ее послушаем (слушают мелодию). Какая была эта мелодия, что вы можете про нее рассказать?
Ответы детей
Физминутка (выполняют слова в соответствии с текстом)
Мы друг другу улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
В центр круга мы пойдем
И обратно повернем.
Можно дружно нам потопать
И конечно же похлопать.
Дима смотрит на последний слайд, где изображен смайл со знаком вопроса и спрашивает: Я понял что настроение бывает грустное и веселое, а вот этот смайл задумался и я тоже, а как же можно настроение поднять, чтобы когда мне было грустно, я бы мог себя развеселить. Научите меня ребята, как поднять своё настроение, развеселиться?
Ответы детей
III часть
Дима: Спасибо вам большое ребята, оказывается даже если у тебя грустное настроение, твой друг или ты сам можешь его поднять, чтобы появилось хорошее, веселое настроение.
Воспитатель: Ребята, каким бывает наше настроение, когда мы расстроены, обижены злы? Какая ему мелодия подходит?
- А когда мы радостные, шутим, смеемся, это какое настроение? Какая ему мелодия подходит?
- Молодцы, будем стараться, чтобы наше настроение сегодня было веселым!
НОД «Добро и Зло»
Цель: попытаться раскрыть сущность полярных понятий «добро» и «зло», показать, каким эмоциональным состояниям они соответствуют
Задачи:
1) Учить детей конструктивным способам снимать напряжение, связанное с чувством злости;
2) Познакомить детей с понятиями «добро» и «зло», каким эмоциональным состояниям они соответствуют;
3) Развивать умение дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомиме;
4) Воспитывать в детях желание помочь другому человеку.
Оборудование: ноутбук с колонками для показа презентации «Добро и зло», листы старой газеты, мусорная урна.
Ход НОД
I часть
(Ребята сидят полукругом, приходит Дима и садиться напротив)
Дима: Ребята, я пытался, но не получается у меня не злиться, я очень зол на ваши игрушки, они хотят, чтобы я какие-то правила соблюдал, помогал им убираться, а я лучше какую-нибудь гадость сделаю.
Воспитатель: Дима, раз уж ты остался у нас погостить, то жить мы будем дружно, а с твоей злостью мы тебе сейчас поможем справиться, никого при этом не обидев. Ребята возьмите в руки лист газеты и Дима тоже и теперь хорошенько скомкайте ее, мните, жмите, чтобы вся ваша злость осталась в ней, а теперь выкидываем эти комки в мусорное ведро.
Дима: Ооо кажется помогло, как то легче мне стало и не хочется никакую гадость делать, а вам ребята понравилось?
II часть
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами вместе с Димой узнаем, что такое добро и зло. К нам на своих коврах самолетах прилетели Злой и Добрый волшебники, давайте с ними знакомится.
(Показывает слайд 2)
Воспитатель: Как вы думаете это какой волшебник, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Вы угадали, это Злой волшебник. Он любит зло – всё плохое, жестокое и обидное (ссоры, драки, грусть, вражду, трусость, обиды, предательство). Поэтому он решил наколдовать побольше ЗЛА.
Воспитатель: Как вы думаете, а это какой волшебник, почему?
Ответы детей
Воспитатель: Вы угадали, это Добрый волшебник. Он любит Добро – всё положительное, хорошее, полезное (радость, взаимопомощь, отвага, забота, любовь,) И добрый волшебник решил наколдовать много доброты!
Дима: Интересно узнать, что же наколдовали эти волшебники!
Воспитатель: Сейчас увидим, смотрите первую картинку!
Рассматривание и обсуждение картинок:
Слайд 4 «Жадность»
Вопросы:
Почему девочка держит в руках так много игрушек?
Что думают про это её друзья?
Что бы вы сказали этой девочке, если бы встретились с ней?
Какой волшебник наколдовал эту картинку?
Слайд 5 «Помощь»
Вопросы:
Что делает бабушка?
А внук?
Какое у них настроение?
Какой волшебник наколдовал эту картинку?
Слайд 6 «Обида»
Вопросы:
Что случилось?
Почему девочка обижена?
Хорошо ли долго обижаться?
Как же быть?
Какой волшебник наколдовал эту картинку?
Физкультминутка
Давайте мы с вами превратимся в злых тигров и вместе порычим «ррррррр…», а теперь станем добрыми кисками и помурличим «мурррр, мурррр, мяууууу…»
Слайд 7 «Радость»
Вопросы:
Кого мы видим на этой картине?
Какое настроение у девочек? Как вы думаете почему?
Какой волшебник наколдовал эту картинку?
Слайд 8 «Злость»
Что собирается сделать мальчик?
Согласны ли вы с его поведением?
Как бы вы остановили его?...А может дать ему зеркальце, пусть посмотрит, каким некрасивым человеком становится злой человек?
Какой волшебник наколдовал эту картинку?
III часть
Воспитатель: Посмотрите, кто это?
Дети: Кот Леопольд.
Воспитатель: Кто же его наколдовал? (Добрый волшебник) Конечно, давайте послушаем песню про Доброту, которую споёт нам кот Леопольд.
Дима: Какая чудесная песня, ребята вам понравилась?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно поет кот Леопольд «…на драку глупо тратить силу, нам она нужна для добрых дел, … добрым жить на белом свете веселей!»
НОД по рисованию «Ковер доброго и злого волшебника»
Цель: формировать потребность видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать увиденному.
Задачи:
1) Учить выражать характер человека через цвет, ритм, декор;
2) Развивать воображение, творческие способности детей;
3) Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в творческой деятельности;
4) Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, отзывчивость к сказочным персонажам.
Оборудование: магнитофон и диск с музыкальными произведениями П.И.Чайковского «Вальс Цветов» из балета «Щелькунчик» и М.П. Мусоргский «Гном»
Ход НОД
I часть
Дима: Ребята, помните к нам прилетали два волшебник Добрый и Злой? (Да) Так вот они забыли свои ковры самолеты, я их сегодня утром увидел на подоконнике. Только я не могу понять, какой из них принадлежит Доброму волшебнику, а какой Злому? Почему?
Ответы детей
II часть
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам послушать музыку.
-Какой из музыкальных фрагментов больше подходит для ковра доброго волшебника, а какой – злого? (Звучит музыка).
– Почему первая музыка подходит для ковра доброго волшебника? (Веселая, радостная, яркая, торжественная)
А вторая музыка? (Громкая, грубая, печальная и тревожная)
Правильно, молодцы!
Дима: Представляете, Злой волшебник придумал какую-то зловещую смесь и обрызгал оба ковра. И от действия этой смеси ковры стали совершенно одинаковыми, их оказалось совершенно невозможно отличить. И теперь каждый мог ошибиться, сесть, например, на ковер злого волшебника и улететь в его темную страну.
Пальчиковая игра «Дом»
Стук, стук, постук,
Раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат. (стучим кулачками друг о друга)
Вот с такою крышей. (ладошки над головой)
Вот с такими стенами. (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами. (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью. (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком. (сцепили ручки)
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
Дима: Но мы же не хотим, чтобы из-за Злого волшебника, кто-то перепутал ковер? (Нет)
Воспитатель: Давайте попробуем помочь доброму волшебнику и его друзьям – раскрасим ковры так, что никто ни попал в темную страну.
Дети, подумайте , какими элементами можно расписать ковры.
- А теперь вы сами попробуйте расписать ковры –самолеты.
Ребята, посмотрите, как можно украсить ковры. Из каких элементов он состоит?
III часть
(Воспитатель вывешивает готовые работы и рассматривает их вместе с детьми)
Воспитатель: Ребята, какаие вы молодцы, посмотрите теперь сразу видно где ковры Доброго, а где ковры Злого волшебника!
Дима: Да, вы постарались просто отлично! Максим, а ты для какого волшебника свой ковер нарисовал? Почему? Арина, а ты для какого волшебника нарисовала свой ковер? Почему?
Настя, какой тебе ковер нравится больше всего? Почему? А тебе Даня?
Воспитатель: Молодцы! Теперь друзья доброго волшебника не ошибутся и не смогут сесть на ковер злого волшебника и не попадут в темную страну. Мы очень помогли доброму волшебнику и его друзьям.
НОД по лепке «Пластилиновые картинки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Задачи:
1)Учить детей выполнять работу в технике пластилинографии;
2) Снять психоэмоциональное напряжение с помощью втирания пластилина в бумагу.
3) Развивать воображение, аккуратность, усидчивость и мелкую моторику рук.
4) Воспитывать желание творить.
Материал: пластилин разных цветов и листы для каждого ребенка.
Ход НОД
I часть
Воспитатель: Ребята, давайте научим Диму еще одному очень приятному занятию, которое помогает избавиться от злости и вы все прекрасно умеете делать. Вы наверное уже догадались, о чем я говорю? (Лепить)
Дима: Лепить, а что это, а разве мне это поможет?
Воспитатель: Еще как поможет, сейчас сам во всем убедишься, какое это увлекательное занятие!
II часть
Воспитатель: Ребята, давайте сегодня с вами сделаем «Пластилиновые картинки» в подарок для Димы. Вы, согласны? (Да)
Воспитатель: А делать мы их будем так, я каждому раздаю лист бумаги, на котором появится ваша пластилиновая картинка. Сначала придумайте, что вы хотите сделать, а потом берите небольшие кусочки пластилина нужного цвета, например можно скатать желтый шар, прикрепить его к бумаге и сделать желтые колбаски и прикрепить рядом, что получилось? (солнышко)
А теперь фантазируйте сами и делайте свои пластилиновые картинки, а Дима будем внимательно смотреть!
(Дети делают пластилиновые картинки)
III часть
(Воспитатель вывешивает пластилиновые картинки и рассматривает вместе с детьми и Димой)
Дима: Да и вправду это очень увлекательно и интересное занятие, а сколько разных красивых работ появилось! Вика у тебя кто на картинке появился? А ты Никита кого слепил? Кирилл, кто это такой интересный на нас своими глазками смотрит?
Воспитатель: Какие вы молодцы, такие красивые работы у всех получились, пусть они украсят нашу раздевалку, а потом мы их подарим Диме.
Презентация для детей «Чему мы научили Диму и чему мы научились сами», прощание с персонажем Димой.
Цель: обобщить знания детей полученные в ходе проекта.
Воспитатель: Ребята, прежде чем прощаться с Димой, давайте вместе с ним вспомним, с чего всё начиналось, чем мы занимались, чему учили Диму, а также чему научились сами и что мы сделали в подарок для Димы о нашей дружбе на память!
(Просмотр презентации «Чему мы научили Диму и чему мы научились сами»)
Дима: Ребята, спасибо вам большое за всё, мне было с вами очень интересно, но мои друзья ждут мне пора возвращаться домой. До свидания!
Игры с крупами
«Прячем ручки»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: перловая крупа, два глубоких тазика или один, мелкие игрушки.
Ход игры:
Воспитатель насыпает перловую крупу в две глубоких тазика, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: "Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?"
Затем воспитатель прячет мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем предлагает деткам по очереди их найти. На следующих занятиях можно использовать другие крупы.
«Пересыпаем крупу»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: гречневая крупа, либо любая другая крупа, совочек, ложечка, стаканчик.
Ход игры:
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.
«Разложи по тарелочкам (мисочкам, стаканчикам)»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: фасоль и горох, тарелочки (мисочки, стаканчики).
Ход игры:
Воспитатель (затем и ребенок) перемешивает в мисочке немного фасоли и гороха. Затем просит ребенка разделить горох и фасоль и разложить по отдельным тарелочкам: "Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту. А Дима будет наблюдать, как у вас всё получается и учиться вместе с вами".
«Накорми Диму»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: перловая крупа, тарелочки, мисочки и ложечки разного размера, стаканчики.
Ход игры:
Персонаж Дима говорит, что очень проголодался и просит ребенка приготовить ему, что-нибудь на завтрак. Для этого воспитатель предлагает ребенку миски, стаканчики, ложечки и перловую крупу.
Игры со звуками
«Музыканты»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: музыкальные инструменты - барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошку, ложки, маракасы.
Ход игры:
Воспитатель вспоминает, как здорово они вместе играли на музыкальных инструментах для Димы, как было всем весело и предлагает снова стать музыкантами. Для этого раздает детям музыкальные инструменты и усаживает Диму на стульчик, чтобы слушать музыкальный концерт.
Д/и «Кто что слышит?»
Цель: развивать у детей слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку; эмоциональная разряда.
Игровые правила: Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издает.
Оборудование: Музыкальные инструменты – металлофон, дудочка, колокольчик, погремушка, ложки, молоточек, гармошка; книга, молния на кошельке и т.д.
Ход игры.
На столе у взрослого стоят различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, которую листают, играет дудочка, звучит металлофон, погремушка и др.
За ширмой Дима, который там играет, например, на дудочке. Дети, услышав звук, отгадывают, а тот, кто играл, выходит из-за ширмы с дудочкой в руках. Ребята убеждаются, что они не ошиблись. С другим инструментом будет играть другой ребенок, выбранный первым участником игры. Он, например, листает книгу. Дети отгадывают. Если затрудняются сразу ответить, взрослый просит повторить действие, а всех играющих слушать внимательнее. "Книгу листает, листики шуршат", - догадываются дети. Из-за ширмы выходит играющий и показывает, как он действовал.
Предметы остаются за ширмой, потому что звуки можно повторять несколько раз (только тише).
Игры с водой
«Переливание воды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сбросить отрицательные эмоции, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: три тазика наполненные водой, мисочки и ложечки разного размера, пластмассовый кувшин, стаканчики.
Ход игры:
Воспитатель приносит на стол три тазика с водой и подготавливает стаканчики, мисочки и ложечки разного размера для переливания. Предлагает детей научить Диму интересной игре, взять в руки миску или стаканчики и налить в нее воды с помощью ложечки. Можно переливать воду из одной посуды в другую. Затем воспитатель предлагает ребятам приготовить суп или компот и угостить Диму.
«Озеро»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: таз с водой, игрушки – рыбки или уточки, камушки, ракушки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает познакомить Диму с новой игрой, для этого приносит большой таз наполненный: вместе с детьми кладет в него сначала камушки, затем ракушки, теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д. Когда дети наиграются с мелкими игрушками, воспитатель предлагает их всех выловить и положить в мисочку. А таз наполняет рыбками и дает детям удочки, чтобы поймать их.
«Мытье посуды»
Цель: получение терапевтического эффекта, эмоциональная разрядка, сброс отрицательных эмоций, коррекция агрессивного поведения.
Оборудование: игрушечная посуда, губки, большой таз с мыльной водой и таз с чистой водой.
Ход игры:
Воспитатель предлагает Диме и детям помочь помыть детскую посуду, используя губку и мыльную воду: "Будем мыть посуду. Вот так потрем губкой тарелочку. Теперь сполоснем. Чистая стала посуда!"
Игровая ситуация «Письмо для Димы из дома» и создание фотоальбома «Загляни сюда и вспомнишь, как тебе не злиться»
Цель: вызвать у детей желание помочь игровому персонажу, настроить детей на скорое прощание с ним.
I часть (Игровая ситуация «Письмо для Димы из дома»)
Дима: Ребята, представляете, мне сегодня с утра пришло письмо из дома, вот смотрите (показывает детям конверт)!
Воспитатель: Как здорово! Ты его уже прочитал?
Дима: Нет, я хотел прочесть его вместе с вами, сейчас открою его. «Здравствуй Дима, пишем тебе мы Барбоскин, Тузик, Шарик и Рекс! Мы узнали, что ты очень изменился с тех пор, как уехал из дома. Говорят, что ребята из группы №6 и их воспитатель помогли тебе справиться с твоей злостью и научили добрым, интересным играм с водой, крупами, слушать добрые песни и играть на музыкальных инструментах. Впереди Новый год и мы хотели бы встретить его все вместе, так что ждём тебя, возвращайся домой. А своим новым друзьям из детского сада скажи большое спасибо за то, чему они тебя научили, и не забывай те упражнения и игры, которые помогают не злиться, мы надеемся, что ты научишь в них играть и нас! До встречи, твои друзья!»
Воспитатель: Ребята, правда здорово, что Димины друзья не забыли его и ждут на новый год?
Ответы детей
Воспитатель: Дима, а о чем ты задумался?
Дима: Я начал вспоминать, чему вы меня учили.
Воспитатель: Ребята давайте вспоминать вместе, кто что запомнил?
Ответы детей
Дима: Как здорово, сколько всего интересного мы с вами делали, но я боюсь, что когда я приеду домой, я забуду наши игры и не смогу научить в них играть своих друзей. Как же быть?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, а я как раз распечатала фотографии с нашими играми, может мы поможем Диме, и чтобы он не забыл игры сделаем для него фотоальбом, даже если он что-нибудь и забудет, он всегда сможет заглянуть в него, как вы считаете? (Да, поможем Диме)
II часть (создание фотоальбома «Загляни сюда и вспомнишь, как не злиться»)
Воспитатель: Чтобы наш альбом был красивым, я раздам каждому страничку из альбома, чтобы вы разукрасили ее, придумали красивую рамочку для фотографии, а потом будем приклеивать на каждую страничку по одной фотографии.
(Дети рисуют рамки для фотографий, затем каждый приклеивает одну фотографию в фотоальбом)
III часть
Воспитатель: Ребята и Дима давайте посмотрим, что у нас получилось! Вам нравиться? Дима, а тебе нравиться?
Дима: О таком чудесном подарке я даже не мечтал, я уже скорее хочу показать его своим друзья, каждая страничка у альбома такая красивая и на фотографии сразу понятно, что мы с вами делали! Спасибо вам большое!
Подборка игр и упражнений для детей в домашних условиях, чтобы снять агрессию у ребенка.
Упражнения, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности:
Топать ногами.
Втирать пластилин в картонку или бумагу.
Самое конструктивное - спортивные игры, бег.
Вода хорошо снимает агрессию.
Комкать и рвать бумагу.
Игры со старыми газетами или журналами
«Птицы летят»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: журнал или газета.
Ход игры:
Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их "полетом". Поиграйте вместе с ребенком в "летящих птиц": подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и поноситься по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.
При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте - объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.
«Бумажная битва»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: журнал или газета.
Ход игры:
Приготовьте "снаряды" - скомкайте страницы ненужных газет или журналов. Битва начинается: с криками: "Вот тебе!" бросайте друг в друга комки бумаги. В конце такой игры соберите "снаряды" в коробку или пакет.
«Бумажный листопад»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция агрессивного поведения, страхов.
Оборудование: журнал или газета.
Ход игры:
В этой игре можно порвать страницы газет и журналов на куски, а затем подбрасывать охапки бумаги вверх со словами: "Листья кружатся и падают!" В конце игры обязательно организуйте "уборку листьев".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста «Дружба начинается с улыбки»
Методы и приёмы :психогимнастические игры, коммуникативные игры этнические беседы , анализ ситуаций, решение этических задач, эмоционально-символические методы.Направления: социализация, познани...
Конспект интегрированной непосредственной организованной деятельности в образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе по теме: "Дружба начинается с улыбки"
Конспект занятия в области «Познавательное развитие» по теме: «Дружба начинается с улыбки»Подготовила: воспитательТетенева В.В.Программные задачи:Образовательные: формировать социально – коммуникативн...
Программа по социально - личностному развитию детей дошкольного возраста "Дружба начинается с улыбки"
Создание условий для формирования положительных взаимоотношений между сверстниками....
Конкурсно-игровая программа "Дружба начинается с улыбки" 9 июня
Конкурсно-игровая программа "Дружба начинается с улыбки" 9 июня...
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Тема: «Дружба начинается с улыбки"
Аннотация: методическая разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Дружба начинается с улыбки».Содержание методической разработки направлено на формирование ...
Игровая программа летнего досуга "Дружба начинается с улыбки"
Лето - замечательное время отдыха, развлечений и каникул. В детском саду лето - это пора летних праздников и развлечений на улице, на свежем воздухе. Это приятно и полезно. И в июле месяце есть ...
Дополнительная общеобразовательная программа социально- педагогической направленности "Дружба начинается с улыбки"
Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской...