Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"
консультация

Латушкина Елена Николаевна

Консультация для воспитателей, как организовать минмузей в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

       РАССМОТРЕНО

       педагогическим  советом

       Протокол  №1

       от               2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ «Детский сад  п.Пробуждение»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

______________Е.А.Полинская

Приказ №               от                    2018г.

Рабочая программа

по музею «Чудо - дерево»

в дошкольной группе №7 с 5.6. до 7лет

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида п. Пробуждение»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

на 2018-2019 учебный год

                                                                           Воспитатели:

Латушкина Е.Н.

Гебель О.А.

  2018г.

Пояснительная   записка

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

  • музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Формы деятельности:

  • фондовая;
  • поисковая;
  • научная;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с природой. Дать представление о пользе деревьев для человека. Воспитывать бережное отношение к живому, развивать любознательность.

Оформление мини-музея:

Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате. Например, коллекции листьев и семян деревьев (гербарий) располагаются на средней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр и творчества. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о деревьях, деревянных изделиях.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: «Чудо-дерево»

Профиль мини-музея: познавательный

Цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея)

Задачи

  • Дать представления о многообразии видов деревьев
  • Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей
  • Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Разделы и экспонаты: В мини-музее представлены разные предметы, связанные с миром деревьев – спилы, семена, кора деревьев; деревянная посуда, игрушки, украшения; предметы самоделки; альбомы и другое.

Площадь, занятая под экспозицию: мини-музей выделен отдельный уголок в группе.

Руководители мини-музея: Латушкина Е.Н., Гебель О.А. воспитатели подготовительной группы

Разделы мини-музея, особенности использования:

«Спилы и семена», «Деревянная посуда», «Деревянные игрушки».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для изготовления поделок игр, для ручного труда и изодеятельности. Экспонаты могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

 «Библиотека»

Здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о деревьях, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека»

Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В МИНИ – МУЗЕЕ

Месяц

Содержание

Участники

Сентябрь

Знакомство: с музеем; с названием музея; экспонатами музея.

Дети, воспитатели,

Октябрь

Познакомить с деревьями, их разнообразием. Беседа на тему: «Деревья нашего края»

Дети, воспитатели,

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций на тему «Что делают из дерева»

Дети, воспитатели,

Декабрь

Оформление альбома «Загадки и пословиц о дереве». Чтение художественной литературы.

Дети, воспитатели,

Январь

Игра-загадка «Кто, что, из чего и чем?»

Дети, воспитатели,

Февраль

Игра-занятие «Откуда берётся бумага?»

Дети, воспитатели,

Март

Познакомить детей с материалом: дерево (Городец). Учить детей аккуратно играть с деревянной игрушкой.

Дети, воспитатели,

Апрель

Лаборатория Почемучек. «Чей листок, семена. Какое дерево старше.»

Дети, воспитатели,

Май

Экскурсия по мини-музею

Дети, воспитатели,

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

              Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов и презентаций, научно-познавательных фильмов о деревьях.

  • Проведение экскурсий для других групп детского сада.
  • Написание книжек-малышек или большой книги о деревьях.

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить образовательную деятельность по разным видам деятельности.

Художественная литература.

Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым,

Е. Чарушиным.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.: Линка-Пресс, 2008. 256 с.
  2. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2, февраль 2013 г.
  3. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 3, март 2013 г.
  4. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 4, апрель 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"

Тематическая неделя "Игра и игрушка" 2012 г. Консультация для воспитателей "Мини- музей в детском саду"...

Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"

Консультация для педагогов "Мини-музеи в детском саду"...

Консультация «МИНИ – МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ. МИНИ – МУЗЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Цель: Обогащение воспитательно-образовательного  пространства новыми формами работы  с детьми и их родителями. Задачи:     ·...

Консультация для родителей "Мини-музей в детском саду."

Мини-музей даёт возможность формировать, обогащать представления детей об окружающем мире, расширять кругозор, поддерживать интерес к коллекционированию, развивать любознательность и творческие способ...