Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья

Вагнер Екатерина Андреевна

Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в Р.Ф.  Анализируетсявопрос моделирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья как инструмента сопровождения данной категории детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_obrazovatelnomu_marshrutu_-_kopiya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

УДК__                                                                                                       Л.В. Дьякова

 И.А. Николаева

Е.А. Торгашева

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 54 «Малыш», г. Осинники

L.V. Dyakova

 I.A. Nikolaevа

E.A. Torgasheva

Munitsipal'noye Avtonomnoye Doshkol'noye Obrazovatel'noye Uchrezhdeniye «Tsentr razvitiya rebenka – Detskiy sad № 54 «Malysh», g. Osinniki

 

E-mail: lyuba.dyakova.1975@mail.ru

irochka.nikolaeva83@mail.ru

katya.torgasheva.95@mail.ru

Индивидуальный образовательный маршрут для детей с ограниченными возможностями здоровья

Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya

Статья посвящена проблеме организации инклюзивного образования в Р.Ф.  Анализируется вопрос моделирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья как инструмента сопровождения данной категории детей.  

The article is devoted to the problem of the organization of inclusive education in RF The article analyzes the issue of modeling an individual educational route for a child with disabilities as a tool to accompany this category of children.

Ключевые слова: инклюзивное образование, индивидуальный образовательный маршрут, дети с ограниченными возможностями здоровья,

коррекционно-развивающая работа.

Key words: inclusive education, individual educational route, children with disabilities, corrective development work.

В настоящее время набирает популярность проблема инклюзивного образования, что обусловлено признанием ценности человеческого многообразия и доступности обучения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» ставит перед образовательными организациями задачу внедрения, развития и поддержки инклюзивных практик, обеспечения доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация Федеральных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями цель – индивидуализация процесса обучения ребенка с особенными потребностями. Можно считать, что взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей в вопросах, обучения, воспитания, развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на этапах дошкольного детства позволяет существенно повысить эффективность образовательного воздействия.  [2]

Особенности психологического и физического  развития детей, имеющих ограничения здоровья, препятствуют освоению ими общеобразовательных программ в обычных условиях ДОУ, им требуется создание специальных условий. Многочисленные вторичные нарушения, вызванные первичным дефектом, значительно осложняют достижение детьми с особенными потребностями планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В тоже время, благодаря гибкой системе, педагоги и специалисты дошкольного учреждения, на своем профессиональном уровне, организуют такое инклюзивное пространство для каждого ребенка с проблемами развития, которое создаст условия (постоянную поддержку и сопровождение самого ребенка и его семьи), позволяющие наиболее эффективно ему использовать и реализовать свои ресурсы. В связи с этим для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается и реализуется адаптированная основная образовательная программа, рекомендуемая ПМПК. Каждый ребенок осваивает ее в своем темпе и имеет специфические способы овладения учебным материалом. Индивидуальные различия детей предусматривают также разработку и создание собственной образовательной траектории, которая реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута.

В данной работе мы рассматриваем значимость и алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута, как проявление инклюзивной компетентности, в индивидуальной работе с детьми с особенными потребностями.

Инклюзия (с англ. inclusion) –добавление, включение, прибавление, присоединение. Термин «инклюзия» был  введен в 1994 г.  под эгидой ЮНЕСКО в городе Саламанка.  [1]

Инклюзивное образование – подразумевает совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающее равный доступ обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную помощь в развитии посредством обеспечения специальных условий.  [1]

Индивидуальный образовательный маршрут - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Таким образом, можно считать, что  целью разработки индивидуального образовательного маршрута является создание оптимальных условий для всестороннего развития ребенка:  физического, эмоционального, социального, речевого, интеллектуального, формирование его личностных качеств; коррекцию его нарушенных функций. [2,4] Индивидуальный образовательный маршрут является средством эффективного усвоения ребенком основной общеобразовательной программы. Образовательный маршрут это индивидуальный путь обучения и преодоления трудностей, а после и реализации личностного потенциала ребенка.

Исходя из цели образовательного маршрута,  ставятся следующие задачи  для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

  • компенсация предшествующего воспитания и обучения, восполнение и повышение уровня развития ребенка;
  • индивидуальная работа по восполнению пробелов в   освоенных знаниях, умениях и навыков;
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической поддержки;
  • коррекционно-развивающая работа  в развитии познавательной деятельности и речи;
  • целенаправленная подготовка к восприятию элементов учебного материала. [3,4]

Единого метода создания образовательного маршрута  в настоящий момент нет. Невозможно запланировать маршрут на весь период дошкольного детства сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс динамики  в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя скорректировать направление  педагогического процесса. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, должен отражать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, т. е. носить пролонгированный характер. Ведь основная цель   образовательного маршрута: создание в детском саду условий, способствующих успешной социализации дошкольника, его социально – личностному развитию, которое непрерывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. 

Существует следующий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями:

  1. Производится сбор первичной информации: изучение данных о развитии ребенка; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка; специфика проявления особенностей развития, возрастных особенностей; выявление реальных трудностей;
  2. Обязательный этап – это соглашение родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ (без согласования с родителями работа не проводится);
  3. Сбор диагностических данных на ребенка: выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития;
  4. Разработка индивидуального образовательного маршрута: с учетом заключений в результате углубленной диагностики специалистами ДОУ на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем;
  5. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута: индивидуальные и групповые занятия с воспитателем и со специалистами ДОУ: психологом, логопедом, дефектологом. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ;
  6. Составление рекомендаций для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями и особенностями развития ребенка. [7]

Таким образом организация инклюзивного образования заключается в удовлетворении особых потребностей ребенка, с учётом его   индивидуальных возможностей и способностей. Грамотно организованное моделирование индивидуального образовательного маршрута, основано на целостности и системности подхода, взаимодействие всех участников педагогического процесса. Наиболее эффективное направление в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, это тесное взаимодействие всех специалистов ДОУ и активное психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на помощь ребенку в личностном, социальном, физическом, интеллектуальном развитии. Из этого следует, что  грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут – это последовательный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, гарантирующего достижение поставленной цели.

Список литературы:

  1. Левитская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России / А.А.левитская // социальная педагогика: деловой журнал для социальных работников и педагогов. – 2009. - № 1
  2. Малофеев Н.Н. специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.Н.Малофеев. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Психолого –педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта // Автор –составитель Малофеев Н.Н. – М., 2007.
  4. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: Методическое пособие / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М. РУДН, 2010.
  5. Шинкарева Е.Ю. Права детей в сфере образования: в помощь родителям детей, имеющих особенности в физическом и психическом развитии. – Томск: Дельтаплан, 2007.
  6. О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации от 16 апреля 2001 г. № 29/ 1524- 6.
  7. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми –инвалидами. Исх. № АФ -150/06 от 18 апреля 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тема:правила дорожного движения)

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тема:правила дорожного движения)...

Организация индивидуального маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творче...

Карта индивидуального образовательного маршрута на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В карте индивидуального маршрута заполняем разделы: "Диагностический этап", «Выявленные трудности и их причины», затем определяем цели и результаты,  определяем с...

«Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья».

laquo;Индивидуально-типические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья»....

Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для учета индивидуальных особенностей и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья."

Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...

Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья "В гостях у сказки"

Подробный конспект индивидуального дефектолого - коррекционного занятия для ребенка подготовительного к школе возраста...