Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
консультация
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_instrumenty.docx | 27.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование шумовых инструментов Карла Орфа в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Картотека игр с музыкальными инструментами для развития творческих способностей детей дошкольного возраста. (из опыта работы)
Введение.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Обучение игре на музыкальных инструментах будет способствовать развитию ребенка, если:
1. Обучение проводится по слуху и приносит детям радость;
2. В процесс обучения активно включается взрослый;
3. Игра на музыкальных инструментах находит применение в самостоятельной деятельности детей.
В процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах решаются следующие задачи:
В области знаний:
· расширение музыкального кругозора детей;
· формирование музыкальных способностей: чувства ритма,
звуковысотного и тембрового слуха.
· развитие творческой активности;
· приобщение к инструментальной музыке и самостоятельному,
осмысленному музицированию;
· ознакомление детей с названиями инструментов;
· определение характера звучания инструментов;
· освоение приемов игры на них.
В области умений:
· владеть простейшими приемами игры на разных инструментах;
· развивать чувство ансамбля, слаженность звучания в оркестре;
· играть индивидуально простейшие песенки, попевки;
· уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре;
· уметь подбирать по слуху хорошо знакомые песенки;
Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах осуществляется через разные формы работы:
· фронтальные и подгрупповые занятия;
· тематические занятия;
· развлечения, праздники;
· театрализованные игры с музыкальным сопровождением;
· музыкально- дидактические игры;
· индивидуальная работа с детьми;
· создание музыкальных зон в группах.
Для знакомства с музыкальными инструментами мною был изготовлен лэпбук «Музыкальные инструменты». Интерактивная пособие для детей старшего дошкольного возраста, может использоваться для групповой, подгупповой и индивидуальной работы с детьми по музыкальному воспитанию.
Содержание лэпбука:
- Мини-книжки: «Вместе с нами поиграй-ка!», «Что такое оркестр?», «Книжка загадок».
- Книжки-раскладушки: «Кузнечик и скрипочка», «Барабан для зайчонка», « Как Зебра Полоскина полюбила пианино».
- Музыкально-дидактические игры: «Определи по звуку» (с диском), «Собери пазлы», лото «Найди свою тень».
- Шнуровки для развития мелкой моторики «Мультяшные зверята».
- Демонстрационный материал «Музыка и живопись».
Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми. Все музыкально-дидактические игры должны быть подобраны по возрастам. Для их использования должны быть эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, кубики, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.
Применение музыкально- дидактических игр на занятиях дает возможность провести их наиболее содержательно.
Игры для развития чувства ритма: «К нам гости пришли», «Наше путешествие», «Выполни задание», "Ну-ка, повтори!" и др.
Игры для развития тембрового слуха: «На чем играю», "Угадай инструмент", "Догадайся, что звучит".
Игры для развития звуковысотного слуха: «Музыкальное лото». "Большая и маленькая птичка", "Слушаем внимательно", "Музыкальные загадки".
Игры для развития памяти и гармонического слуха: "Сколько нас играет?", "Волшебный волчок", "Какой инструмент у Кати?".
Картотека музыкально-дидактических игр для развития творческой активности детей дошкольного возраста.
Здравствуй, музыкант!
Задачи: закрепить названия музыкальных инструментов и приемы игры на них, развивать фантазию и воображение детей
Ход игры: Дети выстраиваются в шеренгу, к ним лицом встаёт музыкант. Ведущий за спиной музыканта показывает картинку определённого музыкального инструмента – дети имитируют игру на нём. Музыкант должен угадать по действиям музыкальный инструмент.
Здравствуй, добрый музыкант!
Посмотри на наш талант.
Да смотри, не зевай –
Инструмент наш угадай!
Дети по очереди имитируют игру на музыкальном инструменте – музыкант угадывает инструмент.
Вариант 1: педагог показывает, дети угадывают инструмент,
вариант2: педагог показывает карточку с изображением инструмента детям, в это время водящий стоит спиной, затем все дети показывают жестами инструмент, водящий пытается отгадать.
вариант 3: водящий сам придумывает, какой инструмент показать, тот кто отгадал, становится водящим.
«Беседа».
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, памяти, проявлению творческого начала
Ход игры: Педагог произвольно играет на одном инструменте, дети отвечают, играя на своих инструментах.
Вариант 1: педагог «беседует» с одним ребенком.
Вариант2: двое детей «беседуют» друг с другом.
Вариант3: предложить участникам "тему для беседы", (мама учит сына, 2 друга веселятся, девочка жалуется бабушке), при этом детям предлагается выбрать инструмент, наиболее подходящий для данной ситуации.
«Игра с бубном».
Задачи: закреплять навыки игры на инструменте, развивать чувство ритма, развивать артикуляционный аппарат и речь детей, способствовать проявлению фантазии, творчества
Ход игры: Вариант 1: Дети встают по кругу. передают по кругу бубен, проговаривая слова:
Ты катись, веселый бубен, быстро-быстро по рукам.
у кого остановился, тот сейчас станцует нам.
Тот, у кого в руках оказался бубен, выходит в центр, играет на бубне.
Вариант 2. передавать бубен по кругу, проговаривая стихотворение, при этом сочетать удар в бубен ( на сильную долю), и передачу бубна соседу ( на слабую долю)
Пере-звоны, пере-клики,
Пере-стуки, пере-бряк!
Бубен, бубен, пре-великий
Ты шутник и весельчак! (Э.Огнецвет). По окончании стихотворения, ребенок, оказавшийся последним, играет на бубне.
вариант 3:. Проиграть на бубнах и прочитать стих цепочкой, то есть один ребенок произносит только одну строчку или слово.
Веселый Оркестр
Задачи: Способствовать формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивать самостоятельную музыкальную деятельность;
Ход игры: Вариант1:Все встают по кругу в руках у каждого муз. инструмент. Играют и поют:
Эх, раз, еще раз. Вот как весело у нас.
Эх, раз, еще раз, поиграем мы сейчас.
По окончание куплета – кладут инструмент перед собой. Далее под соответствующую музыку движутся по кругу (марш, подскоки, бег, медведи, зайцы, лиса) Музыка останавливается - берут инструмент, перед которым остановились.
Вариант 2: Инструменты лежат на стульях или на полу по кругу, дети идут по кругу, проговаривая текст стихотворения, по окончании берут инструмент, лежащий перед ними, вместе играют.
"Музыкальный магазинчик".
Задачи: Развивать музыкальные способности детей. Продолжать учить детей пластичности и умению выразительно передавать движения в образе.
Воспитывать в детях умение и необходимость общаться друг с другом.
Ход игры: Дети (покупатели) выбирают себе карточку с изображением муз. инструмента. Продавец ( взрослый или ребенок) садится у стола, на котором за ширмой лежат муз.инструменты. Дети говорят хором: `Продавец открывай и мелодию сыграй!`
Продавец за ширмой играет любую мелодию на любом инструменте. Тот, у кого оказалась карточка с этим инструментом, говорит :
`Это мой!` Продавец спрашивает : `А какой?`
Покупатель показывает карточку, называя : ` Это бубен, вот какой!`
Если покупатель не ошибается, продавец отвечает: ` Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! На нем весело сыграй!`
Ребенок импровизирует, играет на этом инструменте., забирает его себе или кладет на стол. Игра продолжается с новым `продавцом`. Если муз.инструмент и карточка определены неправильно, продавец говорит: ` Инструмент не продается, в магазине остается!`
Вариант 2: после слов `Карточку мне отдавай, бубен себе забирай! на нем весело сыграй!` Все играющие и продавец становятся вокруг ребенка, купившего инструмент и поют любую знакомую песню и прихлопывают в ладоши. Ребенок импровизирует, подыгрывает на инструменте.
«Дирижер».
Задачи: воспитывать внимание, реакцию, чувство ответственности.
Ход игры: У детей в руках инструменты. Ребенок-дирижер размахивает руками, дети играют, как только «дирижер» опускает руки, дети перестают играть.
Вариант.2: "Дирижер" показывает разным инструментам и группам в разное время, исполнители, внимательно смотрят, стараясь повторить.
«Игра в кругу»
Задачи: способствовать развитию слухового внимания, выдержки
Ход игры: Дети сидят на стульях (или на полу) по кругу. В руках у них музыкальные инструменты. Каждый ребенок играет на своем инструменте один раз, потом следующий т.д. Паузы между исполнением быть не должно.
Вариант 2: играть с закрытыми глазами. Ребенок должен ударить в свой инструмент после того, как услышит звучание инструмента соседа. Инструменты должны чередоваться, например: у первого ребенка бубен, у следующего маракасы, дальше колокольчик, рубель, металлофон, дудочка.
Сказки-шумелки.
Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:
1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.
5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.
6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.
Рекомендации:
- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.
- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.
- Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте. Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.
- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.
Заключение.
Систематическая и планомерная работа в этом направлении, а также использование музыкально-дидактических игр эффективно помогает развивать музыкальные способности и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. На основе использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной художественной деятельности"
Воспитатель создаёт развивающую среду, в которой ребёнок себя реализует, т.е. начинает действовать. Использование д.м.и. в самостоятельной деятельности даёт возможность ребёнку для самовыражения, проя...
Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
Цель: обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,учить различать их тембровую окраску;формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов...
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа"
Проект по теме "Коми народные музыкальные инструменты как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре коми народа" для детей подготовительной группы....
картотека по музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХАИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХАИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕМБРОВОГОСЛУХАИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА МУЗЫКИ...
Программа дополнительного образования По музыкальному развитию (обучение детей игре на детских музыкальных инструментах) «Гусельки» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет
Примерная программа по музыкальному развитию....
Мастер класс для воспитателей : «СОРСИ, как интегрированный инструмент физического развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер класса: повышение педагогической компетентности педагогов в области применения новой инновонационной технологии СОРСИ, как интегрированного инструмента физического развития детей старшего ...
Консультация для воспитателей «Использование детских музыкальных инструментов для развития творчества детей дошкольного возраста в самостоятельной музыкальной деятельности»
Самостоятельная музыкальная деятельность детей в ДО...