Семинар-практикум "Формирование предпосылок к экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста"
статья

Ольга Сергеевна Орапаева

интересно!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_ekonomika.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.

Малыш очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности.

Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеющих экономическую основу. На то имеются реальные жизненные ситуации. Например, может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в наведении порядка в доме. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т. д. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий - труд и деньги - обнаруживается уже в четырех-пятилетнем возрасте. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.

Задача педагогов и родителей - помочь дошкольнику адаптироваться к современной действительности, стать социально полноценной личностью, правильно понимать и оценивать те явления окружающей жизни, которые невольно вторгаются в его жизнь.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать экономическое сознание детей, экономическое мышление;

  • Пробуждать здоровый интерес к деньгам;

  • Познакомить с элементарными экономическими понятиями;

  • Учить решать простейшие экономические задачи;

  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения;

  • Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей 5-7 лет;

  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результата труда людей).

С вышеперечисленными целями используем формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

Планируемые результаты освоения экономического развития:

- овладение такими экономическими понятиями как «цена», «товар», «реклама», «семейный бюджет», «потребности», «экономия» и т.д. и используют их в речи;

-осознание взаимосвязи понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

-получение представления о труде людей разных профессий, они проявляют интерес и уважение к их профессиональной деятельности и ее результатам;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности при решении игровых проблемных ситуаций.

Особое внимание уделялось работе с родителями. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Были выработаны некоторые направления совместной деятельности детского сада и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников (например, папки-передвижки – где родители могли прочесть ту или иную информацию, тематические памятки и т.д.).

Опыт показывает, что только совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к формированию экономического мышления.

Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Исходя из вышеперечисленного и побывав на региональном семинаре, который состоялся в прошлом году в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 62 «Золотая рыбка» г.Балаково Саратовской области прошел – практикум «Формирование предпосылок к экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста», в работе которого приняли участие педагоги из 9 районов Саратовской области.
  В рамках семинара нас познакомили с опытом работы:

  - «Семейная экономика: модель семейного бюджета»
  - «Бережливость и рачительность - составляющие понятия экономики  детей старшего дошкольного возраста»
  - «Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки»
  - «Экономическое развитие: взаимодействие участников образовательных отношений».

     Изучив подобный опыт коллег на различных сайтах в сети интернет, мы решили опробовать программу в нашем саду «Азы финансовой культуры для дошкольников». Программа разработана с целью формирования финансовой грамотности у детей 5-7 лет. Под эту программу подготовлена серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников»: «Читаем и обсуждаем», «Рассуждаем и решаем», «Играем вместе», «Мини-спектакли», «Говорим с детьми о финансах», «Методические рекомендации». По данной программе мы в своей группе начали работать с января месяца 2020 года.

 К каждому занятию мы подготавливаем ключевой вопрос, который должен мотивировать детей, настроить их на активную деятельность, вызвать живой интерес и удивление. Этот ключевой вопрос предваряет начало каждой беседы с детьми. Детям даем возможность подумать над ним, высказать свои предположения, обсудить каждое из них, сделать нужные выводы.

На прошедших занятиях мы затронули такие темы как: «Труд – основа жизни», «Работать и зарабатывать», «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Как придумали деньги», «Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся». Детям данные темы показались очень интересные, они высказывали свои мнения и делились историями из жизни. Новые выражения «про финансы» мы применяли в играх, тех или иных ситуациях.

Разнообразие методов и форм работы с детьми делает их обучение  легким, приятным и несложным, обеспечивает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что способствует эффективному формированию разумного финансового поведения ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экономического воспитания в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье представлена деятельность, направленная на развитие реального экономического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Конспект НОД по экономическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое денег»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений об истории возникновения денег, их предназначении....

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Буклет по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Сказочный путь к экономическому воспитанию"

Буклет по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Сказочный путь к экономическому воспитанию"Важная роль в экономическом воспитании детей отвод...

Родительское собрание для родителей (законных представителей) по теме: «Развитие предпосылок научно-технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструктора «Фанкластик»

Цель: повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в процессе активного обсуждения данной темы, практическое использование конструктора «Фанкластик&r...