Роль сюжетно-ролевой игры в социально-коммуникативном развитии ребенка в средней группе .(из опыта работы)
статья (средняя группа)

Ибрагимова Татьяна Олеговна
Из опыта работы ,освещен вопрос о роли сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста. В частности, о влиянии сюжетно-ролевых игр на социально-коммуникативное развитие детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_s-rigr.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сюжетно-ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков дошкольников на примере детей 4-5 лет.

Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Наиболее доступным видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Именно исключительное сочетание объективного развивающего значения игры и субъективного ощущения внутренней свободы ребенка в ней заставляет отводить важное место игре в педагогическом процессе детского сада.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею — «умеют играть».

Каким же образом передается ребенку игра? Оказывается, ребенок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей — от младших дошкольников, овладевающих «азами» игры, до детей предподросткового возраста, умеющих «хорошо играть». В такой разновозрастной группе сюжетная игра «живет» во всей ее целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном им уровне, проникаясь в целом «духом игры» (так что в таких ситуациях не возникает никакой специальной задачи «побуждения» детей к игре). Постепенно дети накапливают игровой опыт — и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями» игры, передающими ее в такой непосредственной форме другому поколению младших детей.

Целью моего  опыта была актуализация роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности и в социально-коммуникативном развитии детей. Актуальность выбранной темы обусловлена прежде всего тем, что именно в игре происходят такие важные для дошкольника процессы, как становление ребенка как личности, формирование учебной и трудовой деятельности и многие другие.

При изучении данного вопроса , было поставлено несколько задач.

1.Создание предметно-развивающей среды для усвоения основ сюжетно-ролевой игры.

2.Развитие игры как деятельности(развитие темы, сюжета).

3.Создания благоприятной психо-эмоциональной обстановки, дружелюбного общения между детьми группы.

4.Формирование всесторонне развитой личности, развивать  духовно и физически посредством сюжетно-ролевой игры.

На сегодняшний день сложилась ситуация, что игра все больше уступает место образовательным процессам у дошкольников. Это вызвано прежде всего тем, что при наличии огромного спектра образовательных услуг и желании родителей подготовить ребенка к обучению в школе, процессу игры остается меньше и времени и внимания.

Однако, необходимо помнить и учитывать тот факт, что сюжетно-ролевые игры помогают детям эмоционально вжиться в социальный мир, пережить различные жизненные ситуации, свободно научиться выражать свои чувства и желания.

Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. К сюжетно-ролевым играм  организация была начата с расширения предметно-развивающей среды группы. Была создана сюжетно-ролевая игра с необходимым инвентарем и атрибутами «Гипермаркет», пополнена атрибутами сюжетно-ролевая игра «Салон красоты».

Подготовка к использованию новых сюжетно-ролевых игр состояла из нескольких этапов. Предварительное знакомство с профессиями, обыгрывание  и драматизация сказок, работа с родителями, наблюдение, тематические беседы- это все помогло организовать процесс сюжетно-ролевой игры как способа развития социально-коммуникативных навыков детей. Дети с удовольствием принимали на себя предложенные роли,  стали более активными и эмоционально раскрепощенными. К концу года  без трудностей следовали выбранному сюжету, развивали его , проявляли инициативу в игре.

Необходимо отметить роль взрослого(воспитателя) в процессе игры. Непосредственное участие педагога стимулирует детей к самостоятельному и совместному созданию игровой обстановки с учетом выбранного сюжета и темы. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете различные события, бытовые ситуации, развивает фантазию детей.

Использование изобразительной деятельности в организации сюжетно-ролевой игры несет развивающий характер. Вместе с детьми были изготовлены такие атрибуты, как театральные маски, билеты, бумажные денежные знаки для игры «Супермаркет».

На основании проделанной работы, можно сделать вывод о том,

что   сюжетно-ролевые игры в качестве ведущего педагогического средства

способствуют эффективности процесса социализации  дошкольников. Причем,

 эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится

возможным при создании продуманной предметно-игровой среды и, когда сюжеты игр моделируют жизненные ситуации. Дети стали более раскрепощенными, общительными, увеличился их активный словарный запас. Они с удовольствием включаются в процесс игровой деятельности, выражают свои мысли, чувства  и желания. Поставленные задачи были достигнуты в желаемом объеме. Несмотря на это, я планирую продолжить работу по организации сюжетно-ролевых игр соответственно возрасту воспитанников ,их интересам и потребностям. Для достижения оптимального результата в сюжетно –ролевой игре необходимо учитывать и индивидуальные особенности детей, их интересы , знания , умения и навыки.

Литература:

  1. З.М. Богуславская Е.О. Смирнова, «Для детей младшего дошкольного возраста», Книга для воспитателя детского сада, М.: "Просвещение", 1991.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003
  3. 3.  Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд.  М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."

Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...

Доклад к педсовету "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей в средней группе"

Доклад к педсовету на тему"Развитие социально- коммуникативных навыков у детей в средней группе."Подготовила воспитатель Сучкова И.Е.Так как я являюсь воспитателем детей средней группы , то ...

«Инновационные технологии в проведении сюжетно-ролевой игры «Мини-маркет» с детьми средней группы» (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы по развитию и обогащению сюжетно-ролевой игры "Мини-маркет"...

«Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения. Данный материал презентует опыт работы воспи...

Статья: Современные технологии развития художественной деятельности средней группы (из опыта работы воспитателя)

Создание условий для развития творческих способностей детей;Формирование знаний, способы действия, позволяющие ребенку реализовывать свой творческий замысел;Вовлекание родителей в совместную творческу...

Выступление на педагогическом совете "Логоритмика как эффективное средство развития речи детей средней группы" (из опыта работы)

В последнее время проблема развития речи детей дошкольного возраста становится особенно значимой. Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нерв...