Дидактическое пособие " Круги Луллия!
методическая разработка (средняя группа)

Киселёва Светлана Николаевна

Цель:развивают познавательную активность; развивают представления о сенсорных эталонах; обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_krugi_luliya.docx367.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23

городского округа-город Камышин

Дидактическое пособие

для детей дошкольного возраста

Круги  Луллия

Камышин  2020 г

                                         

Назначение

Дидактическое пособие предназначено для осуществления познавательного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет, а так же может быть использован родителями, студентами педагогических ВУЗов и колледжей, логопедов. Многофункциональность пособия заключается в том, что его можно использовать в различных видах детской деятельности и в зависимости от поставленных задач может использоваться в разных возрастных группах.

Актуальность

         

 Круги  Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, для использования в дошкольных учреждениях. Свое название пособие получило в честь имени своего создателя - Раймунда  Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век).

   На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. Изменения, происходящие в настоящее время в системе  образования выдвигают новые требования, среди которых главным является развитие у детей способностей; это  обусловлено социально – потребностью    в людях   активных,   знающих  и  умеющих   решать  различные  жизненные  ситуации, предвидеть,  предполагать,  прогнозировать - такие проблемы способны решать только творчески  одаренные люди; обеспечение  современного  качества  образования  на  основе  сохранения  его  фундаментальности  и  соответствия  актуальным  и  перспективным  потребностям  личности,  общества  и  государства, обеспечение государственно  поддержки    для  одаренных  детей;

В основе  современных концепций воспитания и образования решаются задачи по воспитанию активной творческой личности; Круги  Луллия можно использовать  при организации индивидуальной работа или организуя работу с детьми в малых     группах (подгруппах)в игровой деятельности вне занятий (НОД) в качестве игровых упражнений и заданий в самостоятельной деятельности детей. Универсальность игрового материала состоит в том, что используя лишь несколько колец можно получить разные варианты игры. Дети легко осваивают это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Оборудование

необходимое для проведения любой игры может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования.

Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДОУ.  Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности

Описание пособия

Данное пособия  сделано из пластика и 3 кругов размером ( 0,6м / 0,6м ) Круги разделены на  8 секторов .Дидактическое пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На круги раскладываются  магнитные карточки с картинками, объединенными определенной темой. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются сектора с картинками. 

Цель  : содействовать расширению представлений по формированию у детей понятия

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют способность решать проблемные ситуации;

- игровые обучающие ситуации;

- самостоятельная игровая деятельность детей.

         Задачи:

    - формируют понятие "признак", знакомит с именами признаков.

     - учит восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и    парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами.

    - развивают навыки фантастического преобразования объектов;

- формируют способность увидеть суть проблемы;

- развивают познавательную активность;

- развивают представления о сенсорных эталонах;

- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;

- формируют способность решать проблемные ситуации;

                         

                Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас.

Ход игры: Например:

  • Танкисту нужен ... (танк).
  • Летчику нужен ... (самолет).
  • Моряку нужен ... (корабль).
  • Солдату нужен ... (автомат).
  • Пограничнику нужна ... (собака).
  • Десантнику  нужен  ( парашют)

Дидактическая игра «Кому что?»

Цель: Расширять словарь по теме. Упражнять в употреблении имен существительных родительного падежа множественного числа.

Ход игры:

Педагог рассказывает детям, что у людей разных военных профессий головные уборы разные. Дети рассматривают картинки, сравнивают головные уборы, называют их. Педагог предлагает детям  показать стрелкой правильный ответ.

Например:

  • Бескозырки с ленточками у кого? ... (У моряков.)
  • Шлемы? ... (У летчиков, у танкистов.)
  • Фуражки? ... (У пограничников.)
  • Каски? ... (У солдат.)

                   

Загадки о военных профессиях

И на суше, и на море

Он всегда стоит в дозоре

И страну не подведет-

Нарушитель не пройдет!

(Пограничник)

Его на месте не найти-

Всегда в дороге он, в пути.

     На совесть выполнит заданье-

Доставит груз без опозданья.

(Шофер)

Заменит робота-машину-

Сам обезвредит бомбу, мину.

Совсем не должен ошибаться,

Чтоб в живых потом остаться.

(Сапер)

Полосатая рубашка. Вьются ленты за фуражкой.  Он готов с волною спорить, ведь его стихия- море (Моряк)

В бой- с целехонькою пушкой,

Наилучшею подружкой,

Нужен точный глазомер,

Чтоб верный был прицел.

(Артиллерист)

И на фронте, и в тылу

День и ночь ведут борьбу:

Жизни раненым спасают,

В строй вернуться помогают.

(Военные врачи, медсестры)

Уважения достоин

Смелый и отважный воин:

Трудно в тыл врага пробраться,

Незамеченным остаться,

Все запомнить, разузнать

Утром в штабе рассказать.

(Разведчик)

Конспект занятия  «Наша Армия».


Задачи:

1. Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества. Познакомить детей с военной техникой.

2. Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости за свою армию. Воспитывать желание быть похожими на сильных российских воинов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам послушать стихотворение О. Выготской.

Наша армия родная

И отважна и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Оттого мы любим с детства

Этот праздник в феврале.

Слава армии Российской –

Самой мирной на земле.

Восп.: А что такое Отечество?

Дети: Это Родина.

Воспитатель.: Правильно. А еще Родина значит родная как папа и мама. Родина - место, где мы родились, страна в которой мы живем.

Воспитатель: Кого мы называем защитниками отечества?

Дети: Воинов Российской армии, солдат, офицеров.

Воспитатель: Наша страна большая и её необходимо защищать со всех сторон: и на земле, и на море, и в воздухе. 

-Дети, но сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужна армия в мирное время (армия должна быть готова, чтобы отразить нападение врагов)

Ребята вот как вы думаете, один солдат может защитить Отечество?

Дети: нет, нужно много солдат.

Воспитатель.: Совершенно верно, не зря сказано: - Один, в  поле не воин. А когда много солдат – это армия. У каждого народа, в каждой стране есть своя армия. В России тоже есть армия, и она не раз защищала свой народ от захватчиков.

воспитатель предлагает рассмотреть картинки с военной техникой.

Воспитатель.: Что на картинках?

Дети: корабль, подводная лодка, самолет, вертолет, танк, ракеты.

Воспитатель.: А одним словом это называется «Военная техника». А как назвать солдат работающих на этой технике?

Дети: На кораблях и подводных лодках – Моряки. Они защищают море.

На танке – танкист, защищают землю.

Воспитатель.: правильно, а еще есть Пограничники, которые защищают границы нашей страны, ракетчики, летчики – защищают небо. А все вместе это называется родом войск.

А давайте станем летчиками и полетаем на самолете.

Физкультминутка «Самолеты».

Самолеты загудели,

(вращение перед грудью согнутые в локтях руками)

Самолеты полетели.

(руки в стороны)

На поляну тихо сели,

(присели, руки к коленям)

Да и снова полетели.

(руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны).

Воспитатель.: Вот скоро вырастут наши мальчишки и пойдут служить в армию. Станут солдатами Российской Армии. А чтобы стать солдатами нужно быть?

Дети: Сильными, смелыми, ловкими, умелыми.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришло письмо от курсантов военного училища, адресованное нашей старшей группе (показ. конверт)

-Кто такие курсанты (учащиеся военных училищ)

Чтение письма. (см. конверт: Здравствуйте дорогие ребята! Мы бы хотели поинтересоваться, что вы знаете о празднике" День Защитника Отечества".

Мы вам высылаем задания, и если вы их выполните, то мы будем горды тем, что у нас подрастает достойная смена. Курсанты.)

-Вот мы сегодня с вами и узнаем о Российской Армии, её войсках и порадуем своими знаниями курсантов.

Задание1(значит. из конверта)

"Кто в каких войсках служит".

1)Кто во флоте служит,

С синим морем дружит.

Воды наши сторожит,

Морской дружбой дорожит. (Картинка моряка)

- В каких войсках служат моряки? (ВМФ)

2)Кто в танке сидит,

В смотровую щель глядит.

Из пушки стреляет,

Родину защищает. (Картинка танкиста)

- В каких войсках служат танкисты? (Танковых)

3)Кто охраняет наши границы,

Кто никаких врагов не боится.

Никогда в беде не унывает,

С песней веселой в марше шагает. (Картинка пограничника)

- В каких войсках служат пограничники? (Пограничных)

- А какие еще военные профессии вы знаете? (Летчики, десантники, артиллеристы. ракетчики, связисты)

Задание2 (значит. из конверта)

Игра "На земле, на море, в небе". 

Правила: на ватманах изображено небо, море, земля и есть картинки с различной военной техникой. Дети должны разместить военную технику по видам (Положить на соответствующее поле картинку).

Итог игры- военная техника бывает: воздушная, морская, наземная.

Воспитатель знакомит детей еще и с военными космическими войсками (Картинка ракеты).

Задание 3: Блиц турнир "Да или нет". (Использ. сигнальные карточки)

- Наша армия сильна? (да)

- Защищает мир она? (да)

- Мальчишки в армию пойдут? (да)

- Девочек со собой возьмут? (нет)

- Стоит летчик на границе? (нет)

- Он летает выше птицы? (да)

- Мы скоро праздник отмечаем? (да)

- Мам, девчонок поздравляем? (нет)

- Мир важней всего на свете? (да)

- Знают это даже дети? (да) 

Задание 4: Аппликация «Медаль».

Подведение итога.

- Что нового вы узнали на занятии?

- Что было интересным для вас?

- Про какие рода войск вы сегодня узнали?

Дети перечисляют.

Воспитатель.: вы замечательно справились со своим заданием, а вы знаете, что ваши папы тоже защитниками Отечества, они служили в армии.

Дидактическая игра «Что нужно танкисту »

Цель: Закрепить знания детей о военной профессии  танкист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают  картинку с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь, фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной профессии танкисту . Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет танкисту).

Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»

Цель: развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.
Ход игры:
Ведущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. 
Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.

                Дидактическая игра   «Кто чем занимается»


Цель: Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты) и т.д.

Дидактическая игра «Профессии»

Цель: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. 
Ход игры: Воспитатель задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

Дидактическая игра  «Что нужно для работы»

Цель:  развитие мышления, внимания .Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.

Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.

Дидактическая игра «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Ход игры: Воспитатель расставляет карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а воспитатель  убираете одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Конспект занятия  по математике« К нам в гости пришла Маша»

                                          

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Продолжать учить называть дни недели. Соотносить цифры с количеством предметов. Формировать умение решать логические задачи. Воспитательные: Воспитывать навык культуры поведения

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое мышление.

Демонстрационный материал: Куклы Маша, геометрические фигуры,.

 Раздаточный материал: Геометрические фигуры,

 Ход занятия

Часть 1

Воспитатель: - Дети сегодня к нам на занятие пришла очень интересная гостья. Узнаем и увидим мы и её, только когда отгадаем загадку.

Слушайте внимательно:

Сидит в корзинке девочка

 У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несет ее домой.

 Воспитатель: - Из какой сказки гостья, ребята?

Ответы детей: - Маша и Медведь.

 Воспитатель: - Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и она. Маша мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и она решили приди к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но есть у Маши и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?

Ответы детей: - Да.

 Воспитатель: - У Маши есть конверты, в котором написаны задания. Берем конверт, открываем и читаем:

У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрическую фигуру которая похожая на предметы, которые я буду называть, например, тарелка , какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик).

- Какие геометрические фигуры выложил Дима?

 - Какие фигуры выложил Максим, Ваня?

 - Сколько всего фигур?

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

Часть 2

 - А теперь возьмем второй конверт у Маши. Открываем его, и тут написано, что Маша совсем не знает названия дней недели , поможем ей?

 - Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.

 - Сегодня у нас третий день недели. (Третий день недели среда,). А какой будет завтра день недели? А вчера какой был день недели?

 Воспитатель: - Очень хорошо, ребята. Маше очень понравились ваши ответы.

Часть 3

 Воспитатель: - Возьмем еще конверт у Маши?

 Открываю: Маша приглашает вас поиграть. Она встретила оленя в лесу и он научил ее интересной игре. Мы её тоже знаем.

У оленя дом большой

Он глядит в своё окошко

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится: «Стук-стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой!»

 «Заяц, заяц, забегай! Лапу мне давай»

На каждую фразу стиха выполняется своё движение:

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Заяц (ладони к голове, как уши зайца)

 по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

 В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

 «Стук-стук Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо) Охотник злой!» (сердитое лицо)

 «Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)

Лапу мне давай!» (подать руку)

 Воспитатель: - Хорошо отдохнули.

 Часть 4

Можно у Маши взять еще конвертик, да?

Читаю: Поиграйте в игру «Врединка».

Игра «Врединка». Дети встают в круг вос-ль называет слова (прилагательные, наречия, существительные), а дети называют антонимы слов. Я вам буду называть слова, а вы будите говорить наоборот (слова антонимы).

Большой – маленький День – ночь Короткий – длинный т.д.

 - Все верно назвали. Молодцы.

Часть 5

 - Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем?

 Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).

 - Что сделала  Ксюша ?

 - Что сделала Юля?

 - Что сделал Максим?

 - Сколько палочек использовали для домика Маши?

- Сколько палочек использовал  Ваня  для домика Медведя?

 Какие красивые домики у вас получились.

 Часть 6

 Анализ занятия:

Воспитатель: - Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?

Что мы делали сегодня на занятии? (играли в игру «Врединка», строили домики из счетных палочек, считали дни недели, ходили по лабиринту. Все вы сегодня молодцы, справились с заданием и помогли Маше понять, как надо делать задания.

                    Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах  предметов с геометрическими фигурами.

Ход игры: В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

Дидактическая игра «Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Ход игры: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное»

Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

                   Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Ход игры:  Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.). 

 Результативность

За период работы  с пособием у детей наблюдалась положительная динамика  уровня развития  памяти, мышления, связанной речи. Играя,  ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. Использование  дидактического пособия  помогает организовать работу разнообразнее и поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения.  Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Любознательный и активный. Имеющий первичное представление о мире и природе.  Овладевший необходимыми умениями и  навыками.

Сведения о разработчиках:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 23

городского округа-город Камышин

(МБДОУ Дс № 23)

403876, Россия, Волгоградская область, город Камышин, 5 микрорайон, дом 75, тел (884457)5-65-41,5-64-39

Электронная почта : dou23kam@yandex.ru

Сайт учреждения :  http://detsad23-kam.ru

 

                          Киселёва  Светлана  Николаевна   воспитатель,

                          Писарева  Людмила  Ивановна      воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Круги Луллия"

Задачи, которые решаются с помощью данного пособия:-учить выстраивать сюжетную линию в рисунке,- развивать образное мышление,-формировать способность решать проблемные ситуации,-формировать умение тво...

Дидактическое пособие "Круги Луллия"

цель: Способствовать гендерному развитию детей, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу. Воспитывать уважительное отношение к сверсникам своего и противоположного по...

Презентация "Дидактическое пособие Круги Луллия"

Актуальность: Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректиров...

Дидактическое пособие "Круги Луллия"

Цель: формирование у детей понятий, связанных с признаками объектов и изменением их значений, через дидактическую игру....

Мастер класс по созданию дидактического пособия "Круги Луллия"

В настоящее время, одна из главных задач  детского сада – формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны, как считает А.В.Запорожец – это общепринятые обра...

дидактическое пособие "Круги Луллия"

одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие  вносит элемент игры в зан...

Дидактическое пособие «Круги Луллия «Расскажи сказку» для детей младшего дошкольного возраста

Свое название изобретение - "Круги Луллия" получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую ...