Педагогический проект "Крошки - матрёшки".
проект (старшая группа)

Сформировать у детей интерес к матрёшкам, как одному из видов декоративно - прикладного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Крошки - матрёшки"31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Педагогический проект «Крошки – матрёшки».

Старшая группа

Время проведения: 3 -7 апреля 2017г.

Выполнила воспитатель:

Мацала Е.П.

Санкт-Петербург

2016 год

Проблема и актуальность проекта

Матрёшка – наиболее известный и любимый всеми российский сувенир, явление мирового масштаба. Матрёшка стала как бы формулой культурного явления, которое само по себе полна смысла и замечательна своей уникальностью. Современная и иностранная кукла не несёт в себе духовного смысла и нравственного развития для ребёнка. Как, например популярные  куклы с модельной внешностью и узкой талией, навязывая ребёнку единый эталон красоты, а так же куклы  с фиолетовыми и зелёными  лицами и волосами, звериными ушами и перепончатыми руками, бессмысленные, агрессивные, закладывают  в ребенке неправильное отношение к семье, какой должна быть будущая мама,  небрежное отношение, плохой вкус. Отношение ребёнка к традициям русского народа  начинают формироваться в семье от самых близких людей, к сожалению, современные родители мало уделяют внимания этой проблеме. Сегодня трудно представить себе, что каких-нибудь сто лет назад, матрёшки вообще не существовало.  Но, главное, это куколка  - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мало – мало меньше. Матрёшка – настоящая русская красавица.  Матрёшка совершенствует знание дошкольника о форме, величине, воспитывает эстетический вкус. Формирует коммуникативные навыки. Матрёшку ребёнок может вертеть, трогать, можно придумывать занимательные истории. Сформирование мелкой моторики способствует успешному развитию речи. Поскольку речевой центр и центр, отвечают за координацию движения пальцев, находятся в  коре головного мозга рядом и оказывают друг на друга взаимное влияние. Очень важно познакомить детей в дошкольном возрасте, с матрешкой. Окружающие предметы, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Это поможет современным родителям в воспитании ребёнка, начиная  с детства развивать у детей  интерес, где родился, традиции, уважение к народному художественному творчеству. Мы решили познакомить детей с русской матрёшкой более подробно, так как она   является символом России и семьи и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

Цель проекта: Сформировать у детей интерес к матрёшке, как одному из видов декоративно-прикладного  искусства и приобщение детей к национальной русской культуре.

Задачи:

*Познакомить с матрёшкой Полхов - Майдана, Семёновской, Загорской, сравнить с другими игрушками, формировать у детей умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида.                                                                      

* Познакомить с материалом «деревянной болванкой», структурой её поверхности,  с особенностями узора и способами выполнения по мотивам Полхов – Майдана.

* Выполнять музыкально – ритмичные движения с предметами под русские народные мелодии, развивать навык исполнения несложных песен

* Широко использовать все виды фольклора при ознакомлении детей с матрёшкой.

* Активизировать словарь детей за счёт слов: Матрёна, Полхов – Майдан, роспись, болванка, ремесленник.

* Приобщить родителей к  совместной деятельности  в разных видах детской деятельности  по теме проекта.

Участники:  дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный  руководитель.

Тип проекта:  познавательно-исследовательский, игровой, групповой

Продолжительность: краткосрочный  (1неделя)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Расширятся представления детей о русских матрёшках.
  • Познакомятся с особенностями и способами выполнения узора по мотивам Полхов – Майдана.
  •  Приобретут умение ладить друг с другом, участвуя в совместных народных играх, песнях, хороводах.
  •  Проявят эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения. Приобретут  умение наблюдать  и анализировать с помощью взрослого результаты своего труда, радоваться  результату.

На уровне педагогов:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  •  Повышение уровня ответственности педагогов за формирование у детей, интереса к народному художественному творчеству.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития патриотического, нравственного воспитания детей.

На уровне родителей воспитанников:  

  •  Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей интереса к народному художественному творчеству, к традициям, обычаям русского народа, истории родной культуры.

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Этапы реализации проекта «Весёлая карусель»

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап - подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта.

Изучение знаний родителей и детей по данной теме;                                                                                                                                            пополнение знаний воспитателя об истории и особенностях выполнение узора матрешки Полхов - Майдана,   планирование работы выбор форм и методов.                                                              

Выявление проблемы, формировка цели, задач.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к русской народной культуре».

Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте

2 этап проектиро-вочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно - развивающий среды, подборка основных методических материалов по данной теме.

Подбор методической литературы, иллюстрации. Разработать конспекты бесед с детьми.

Сфотографировать детей во время проекта в разных видах деятельности. Подобрать русские народные игры. Подобрать: сказки, песни, потешки, скороговорки, загадки. Деятельность родителей: содействие педагогам в совместных мероприятиях

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов.

  •  Продукт проекта
  •  Семейные посиделки «Хоровод матрёшек»
  • Создание альбома «Сказки, песенки, стихи, загадки о матрёшках»

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы 

Круглый стол «Народная игрушка как важный фактор художественно-эстетического развития ребёнка».              Обсуждение результатов работы, хода действий каждого, выявление причин успехов и неудач

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

  • Итоги и презентация работы Дискуссия

План мероприятий по реализации проекта

«Крошки матрёшки»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Рассматривание и сравнение: матрёшки (семёновская, загорская, полхов-майдановская игрушка, иллюстраций к сказкам

Беседа: «История возникновения матрёшки», «Какие разные матрёшки».

Рассказ воспитателя: «Матрёшка-символ семьи»

Знакомство со свойствами и качествами дерева.

Познавательно-исследовательская деятельность: опыты с деревом

Мастер- класс: «Роспись матрёшки»

Презентация: «Матрёшка – куколка с секретом».

Социально-коммуникативная

Настольно – печатные игры «Сложи картинку», «Лото» «Гусек», «Бирюльки».  

Игра-драматизация: по русской народной сказке  «Гуси-лебеди».

Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «Семья ремесленников – матрёшечников», «Экскурсия по музею русской народной игрушки», «Магазин народных игрушек»

Этическая беседа: «Моя любимая мама».

Д\и: «Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Угадай по звуку», «Узнай по описанию»

Знакомство с трудом взрослых: токарь

Речевое развитие

Рассматривание иллюстраций с изображением работы мастеров – матрёшечников

Составление описательного рассказа о матрёшке.

Чтение и беседа о прочитанном: сказки «Мужик и медведь», «У страха глаза велики», «Гуси-лебеди», «Золотое веретено»,  «Семилетка», «Крылатый, мохнатый  да масленый»»

Самостоятельный пересказ детьми сказок: «У страха глаза велики», «Золотое веретено»

Стихи: Т. Лисенкова «Матрёшка», В. Приходько «Подарили мне матрёшку…», С Маршак «Весёлый счёт», В. Берестов «Сели мы на карусели…», В. Моисеев «Матрёшка»

Потешки: «Матрёшкины потешки»

Заклички: «Весна, весна красна!», «Жаворонки, прилетели».  

Скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «От топота копыт»

Небылицы: «Лыко мужиком подпоясано», «Катя- Катя - Катюша…», «Это, братцы, да не чудо ли?»

Загадки: Волшебный сундучок (загадки о весне, о матрёшках).

Физическое развитие

Комплекс упражнений: «Идем в гости к матрёшкам»

Русские подвижные игры: «Палочка – выручалочка», «Ручеёк», «Плетень», «Ловишки на одной ноге», «Жмурки», «Гори-гори ясно»

Пальчиковая гимнастика: «Курочка», «Солнышко».

Художественно-эстетическое

Рисование: «Матрёшка» (роспись по мотивам Полхов - Майдана)

Аппликация: «Матрёшки в хороводе»

 Музыка: разучивание песенок Сл. Л. Некрасовой Муз. Ю. Слонова «Веселые матрёшки», русская народная «Толстая матрёшка», «Русский хоровод», «Танец матрёшек».

Конструктивная деятельность: «Строим деревянный дом»,

сюжет: «У матрёшки новоселье»

Работа с родителями

Анкетирование родителей: целью с изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Крошки матрёшки», «Приобщение детей к русской народной культуре»

Посещение с детьми Этнографического, Русского музея

Консультация «Воспитание детей в национальных традициях важность, значимость в развитии ребенка»

  • Круглый стол «Народная игрушка как важный фактор художественно-эстетического развития ребёнка»  
  • Создание альбома: «Сказки, песенки, стихи, загадки о матрёшках»
  • Семейные посиделки «Хоровод матрёшек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию полхов – майданской росписью «Весёлые матрёшки» (из педагогического опыта)

Задачи.- учить самостоятельно составлять композицию для своего узора, подбирая нужный цвет и элементы росписи- развивать у детей эстетическое восприятие, умение выделять специфику росписи, её характер...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Русская матрёшка»

целе направленон ознакомление детей с русской матрешкой...

Педагогический проект на тему «Матрёшка»

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества  - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития ег...

Педагогический проект "Народная игрушка - матрёшка"

Проект для детей первой младшей группы....

Педагогический проект "Русская матрёшка"

Педагогический проект "Русская матрёшка" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Знакомит детей с русскими народными промыслами....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...

Конспекты НОД в старшей группе (Педагогический проект «Русская матрёшка»)

Исследовательская работа в образовательной деятельности, помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о т...