инициативность
материал

О способах поддержки детской инициативы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основным целевым ориентиром, вне зависимости от исторического периода или нормативных установок государства, остается процесс развития ребенка в различных сферах деятельности. Одним из важных факторов, влияющих на этот процесс остается инициатива ребенка. Значение слова «инициатива», по словарю Ушакова, раскрывается следующим образом: «инициатива, ы, ж. [от латин. initium – начало] (книжн.). 1. Почин, побуждение к началу какого-нибудь дела. По собственной инициативе.

Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность.

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативы была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Под «инициативой» мы понимаем внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящую роль в каких – либо действиях. Инициативность характеризует себя как черту детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.

Существуют четыре основные сферы инициативы:

1.творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

2.инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

3.коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

4.познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения)

Определив содержание и сферы детской инициативы уместно перейти к рассмотрению направлений и способов ее поддержки.

Инициативный ребенок стремиться к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связанна с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Исследования психологов доказывают, что в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

Рассмотрев основные виды деятельности дошкольника, нами выделены следующие направления и способы поддержки детской инициативы:

выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);

приобщение к … (труду, социальным, нравственным нормам и т. д.);

похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);

положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);

поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого (не схожего с предложенным образцом результата, задумки) подхода ребенка и т. д.);

проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;

косвенная (недирективная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т. д.);

создание ситуаций (общения, игровых, успеха, проблемных и т. д.);

личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);

отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);

неоднократное повторение действия через различные виды деятельности (возможность овладения детьми с разными ведущими видами деятельности);

создание предметно-пространственной среды (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для экспериментирования и других видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);

обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).

- Акцентируем внимание на том, что поддержка направлений и способов детской инициативы может реализовываться как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

  1. Образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
  2. .     Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
  3. - формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
  4. - создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
  5. - предвосхищающая положительная оценка « Ты очень  творческий  ребенок, у тебя все получится!»

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

!!! В требованиях ФГОС уделено большое внимание познавательно – исследовательской деятельности и экспериментированию детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования подчеркивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью, которой является детское экспериментирование.

 Для реализации поставленной цели,  необходимо решить следующие задачи.

Создание в группах условий, способствующих проявлению самостоятельности, познавательной активности каждого ребенка.

1. В первую очередь создать развивающею предметно – пространственною среды, которая обеспечит игровую, познавательную, исследовательскую активность детей, экспериментирование с доступным материалом.

. Виды деятельности:

- игры эксперименты – знакомство с первичными представлениями о свойствах воды, воздуха, песка и предметов

- моделирование – имитация листопада, весеннюю капель;

- опыты;

- фиксация результатов – журнал ведения результатов опытов (заполняется воспитателем значками)

В экологическом уголке необходимо  разместить материалы для ознакомления детей с миром природы. Это дидактический и демонстрационный материал. Коллекции шишек, сеням и плодов растений, муляжи овощей и фруктов, животных разных природных зон. Календари природы и погоды, где дети самостоятельно отражают результаты своих экспериментов и наблюдений. В уголке должны быть комнатные растения, за которыми наблюдают и ухаживают сами дети старшие, а младшие оказывают воспитателю посильную помощь в уходе за растениями группы. Дети здесь и экспериментируют с растениями, которые приносят с участка – это веточки деревьев, цветы.

В своей работе необходимо использовать разнообразное оборудование, приборы и материалы для исследования: колбы, пробирки, мензурки, штативы, микроскоп, лупы, магниты, песок, глина, земля, камни, шишки, уголь и т.д. Предметы окружающего мира: глобус, физические карты, календари, настольные часы, песочные часы с различным временным отрезком. Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группах. В любое время ребенок может действовать с ними.

Здесь должны находиться картотеки опытов и экспериментов, соответствующие возрасту детей в группе. Подобрать  детскую познавательную литературу:

- энциклопедии

- познавательные книги

- дидактические игры;

- демонстрационный материал.

На прогулочных участках групп должны быть оборудованные уголки для экспериментирования с ветром, солнцем, снегом, температурой.

Весной высаживается огород с различными овощами, за которыми дети ухаживают совместно с воспитателями.

. На участке старших ребят должна быть размещена метеостанция. Где дети экспериментируют с воздухом, отслеживают изменение направления ветра, температуры и фиксируют уровень выпада осадков.

Чтобы дети не потеряли интереса к исследованию и экспериментированию, у нас должны быть для них в запасе новые игры, упражнения, загадки и занятия. Например, старшие дошкольники могут заниматься макетированием.

 Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Макеты могут быть: напольными, настольными, настенными и др. макет представляет собой результат конструктивно – творческой, познавательно – исследовательской деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста»

Опыт работы " Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении у детей дошкольного возраста" основан на педагогической технологии О.М.Ельцовой "Организация полноценной речевой деятельно...

Положение об инициативной группе ДОУ

Инициативная группа является одной из форм взаимодействия педагогов ДОУ, объединяющихся для осуществления творческой педагогической деятельности при реализации ведущих годовых задач....

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности

Для старшего дошкольного  возраста  характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям  реализации общеобра...

Формирование самостоятельности, инициативности, ответственности у детей или как воспитать успешного ребёнка.

Статья о том, как не загубить самостоятельность детей в раннем детстве, данную им от  природы, а помочь её развить, создав необходимые условия, и реализовать. И, как следствие этого, появление ин...

Картотеки для формирования инициативности и самостоятельности

Данное пособие поможет воспитать у ребенка такие волевые качества как инициативность и самостоятельность. А так же развить эмоционально волевую сферу ребенка...

Детская индивидуальность и инициативность

Консультация для родителей по поддержке детской индивидуальности и инициативности...