Проект "Откуда хлеб пришел"
проект (старшая, подготовительная группа)

Кониченко Мария Ивановна

В материале содержится подробный паспорт и содержание проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._otkuda_hleb_prishel.docx30.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Информационная карта проекта

Тема проекта: Откуда хлеб пришел?

Тип проекта: информационно – исследовательский; по содержанию: «ребенок и рукотворный мир»; детско-взрослый –где ребенок исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (5-6 лет); коллективный,  долгосрочный.

Проблема: что мы знаем о хлебе и для чего он нужен людям?

 Цель-результат: совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, откуда приходит хлеб на наш стол, умеют донести ее до сверстников; постигают смысл изречений «хлеб – всему голова»,«хлеб – это жизнь»; знакомятся с производством хлеба на собственном опыте; дети приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно продуктивной деятельности: изготовлении книжек-малышек,

разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о хлебе, в рисунках, поделках.

Материал: плакат, различные хлебобулочные изделия, иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения. 

Задачи.

  • для детей

Найти  ответы на вопросы: что мы знаем, что мы хотим знать,    где мы можем это узнать;

  •  формировать представление о труде, как ценности общества, о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе);
  •  закрепить знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле; 
  •  знакомить с пословицами и поговорками о хлебе;
  •  расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и    изготовлении хлеба; подвести детей к выводу о том, что получение хлеба – это результат труда людей разных профессий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб; 
  • дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси;
  • расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий;
  •  развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, при проведении игровой деятельности, через наблюдение и экспериментирование;
  • обогащать опыт слушания литературных произведений за счет книг по теме проекта;
  •  развивать эмоциональную сферу ребенка, развивать у детей интерес и желание рисовать, лепить на предложенную тему;;
  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление
  •  приучать детей уважать чужой труд, воспитывать у них трудолюбие и терпение

 

  • Для педагогов:

 

  • развивать интерес и самостоятельность детей в умении включаться в  помощь взрослым при приготовлении теста и выпечки хлебобулочных изделий;
  • формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством экспериментальной деятельности «Мы - пекари», поддерживать детское любопытство, развивать умение включаться в коллективное исследование и обсуждение
  • побуждать детей при оформлении карт проекта к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов;  
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами при совместной продуктивной деятельности (замешивание тесто);
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей во время всего проекта;
  • приучать и себя и детей доводить начатое и порученное дело до конца;
  • обогащать свой кругозор и кругозор детей.
  • Для родителей:
  • продолжать приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателями;
  • воспитывать у детей привычку культурного поведения в магазине и за столом;
  • воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей , которые выращивают хлеб;
  • Подборка и оформление рецептов домашней выпечки. подобрать и выучить 2 – 3 пословицы о хлебе. Организовать в группе чаепитие с печеньем и булочками, домашней выпечкой. Побеседовать с детьми о том, что даёт село городу, а город селу.  Привлечь ребёнка к изготовлению хлебобулочных изделий дома совместно    с взрослым. Предложить родителям сходить с детьми в хлебный отдел продуктового магазина, рассмотреть обилие хлебобулочных изделий, обратить внимание на запах свежего хлеба. Родителям предложить ребенку рассказать о том, как хлеб пришел на наш стол

Форма проведения итогового мероприятия проекта. Совместный с родителями досуг на тему «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Продукты проекта::1.  коллаж «Что можно приготовить из муки?», 2.Рисунки «Колоски», 3. Аппликация «Букеты из колосков и листьев», 4.Лепка »Хлебное поле».4.Ручной труд «Сельскохозяйственная техника»

 1. Книга с пословицами и поговорками о хлебе, 2.коллекции злаков и изделий из них; 3.  Книга-рассказ об экскурсии из фотографий; 4. Книжки – малышки о процессе изготовления хлеба или хлебо-булочных изделий; 5. Выпеченные хлебобулочные изделия.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • для детей:
  • Дети усвоили знания о том, что получение  хлеба – это результат труда людей разных профессий, узнали о том, как люди выращивают хлеб и о том, как выращивали раньше. В связи с эти м дети будут бережно относиться к хлебу, беречь и любить хлеб, уважать людей сельскохозяйственного труда.
  • У детей сформировано представление о разнообразии злаковых культур.
  • Для педагогов:
  • обогащение развивающей среды продуктами проекта, картой проекта, алгоритмами «Как к нам хлеб на стол попал», картинками и иллюстрациями, муляжами из соленого теста хлебобулочных изделий;
  • приобретение опыта по планированию и реализации проектов.
  • Для родителей:
  • позитивный опыт сближения с детьми через взаимодействие с ними;
  • приобщение детей к труду.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Перед завтраком воспитатель обращает внимание детей на столы, и просит сказать, чего же не хватает на накрытых столах (хлеба). Перед детьми ставится вопрос: где взять хлеб? Дети предлагают разные варианты – в магазине, в ларьке. Воспитатель уточняет, а

где же можно взять хлеб в нашем детском саду (на кухне). Педагог приносит хлеб.

хлебобулочными изделиями, предлагает рассмотреть их.

- Ребята, а как вы думаете, откуда появился хлеб?

- Из магазина, сделали из муки.

- А что такое хлеб?

- Хлеб надо есть, из семечек вырастили.

- Из каких семечек?

- Из хлебных.

- А что вы еще можете рассказать о хлебе?

- Хлеб продают в магазине. Он вкусный. Его делают на хлебозаводе.

-  Кто знает пословицы, поговорки, стихи о хлебе?

(рассказывают то, что знают)

В ходе беседы выясняется, что дети не имеют достаточной информации, о том, откуда к нам пришел хлеб.

- А как вы думаете, ребята, где можно узнать все о хлебе? (сходить на завод, где делают хлеб, у продавца). А у кого еще можно получить информацию? (спросить у родителей).

Педагог показывает карточки-алгоритмы получения информации.(Подумать, спросить у взрослого, узнать из книг, из компьютера, посмотреть телевизор, понаблюдать,

поэкспериментировать)

 Воспитатель предлагает детям собрать информацию о хлебе и попросить помощи у взрослых.

2 этап. Сбор информации.

Дети с помощью родителей изготовляют книжки-малышки о хлебе, разыскивают пословицы, поговорки о хлебе, учат стихи, рисуют.

Организация экскурсии

Экскурсия в этнографический музей, где детям экскурсовод рассказывает об истории появления хлеба, о технологии выращивания зерна в старину и сейчас;

.По возвращении в детский сад ребята рассказали, что им понравилось больше всего. Затем обмениваются впечатлениями: рисуют, составляют пословицы, придумывают стихи, загадки, составляют алгоритм технологии хлеба, оформляя все это на карте проекта. Составляют книгу-рассказ об экскурсии (с помощью фотографий) Затем дети с удовольствием просматривают мультфильм «О девочке, которая наступила на хлеб» по сказке Г.-Х.. Андерсена. Рассказывают о блокадном хлебе.

 3 этап. Деятельностный. 

Беседы, чтение, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, экологические игры, продуктивная деятельность, составление коллекций, экскурсии, игры, опыты и эксперименты.

Экспериментирование.

«Поможем Красной Шапочке испечь пирожки для бабушки»

• В группу к детям приходит грустная Красная Шапочка. В руках у нее

пустая корзинка. Воспитатель и дети интересуются, почему она

грустит. Красная Шапочка: У меня заболела бабушка, мама все время

печет ей пирожки, а я отношу. А сегодня мама ушла на работу и не

смогла испечь пирожки. А я не знаю, где можно взять пирожки.

• Воспитатель: А ты помогала маме печь пирожки?

• Красная Шапочка: Нет, я не знаю как печь пирожки, я просто смотрела.

• Воспитатель: Ребята, а мы можем с вами помочь Красной Шапочке?

Как мы можем помочь?

•  мы можем напечь пирожков.

• Воспитатель: А кто умеет делать пирожки? Воспитатель просит детей выложить карточки с продуктами, которые нам понадобятся для приготовления теста.

• Дети подбирают карточки (мука, молоко, дрожжи, яйца, сахар, соль, масло сливочное, растительное).

Затем воспитатель показывает на карточках алгоритм замешивания теста, каждую операцию проговаривает вместе с детьми:

 1 – наливаем молоко,

2  – насыпаем сахар и соль

3  – наливаем ложку сливочного масла

 4 – добавляем яйца

 5 - насыпаем дрожжи (1 чайную ложку)

6 – просеиваем муку через сито и добавляем (1 стакан)

7 – духовка (выпекаем)

• После этого предлагает детям, следуя этому алгоритму, замесить

тесто.

• Красная Шапочка помогает кому-нибудь из ребят. Тесто замесили.

• Воспитатель показываем карточку («Экспериментирование») и спрашивает, что же ребята делали. (экспериментировали), показывает следующую карточку(«наблюдение») – дети отвечают (будем наблюдать за тестом)

• После того, как тесто подошло, дети делали пирожки: разминали кусочек тесто, закладывали начинку и защипывали края. 

- Что же нужно делать дальше?

-  Положить на противень и отнести на кухню.

• Когда дети принесли пирожки на кухню, повар объяснила им, что пирожкам надо постоять в теплом помещении, чтобы подняться, а потом ставить в духовку.

• После того, как пирожки были готовы, дети отдали их Красной Шапочке.

• Воспитатель: (обращаясь к Красной шапочке) А теперь ты умеешь

печь пирожки? Помогли тебе ребята?

• Красная Шапочка благодарит ребят за помощь. Говорит, что они

очень помогли ей, прощается и уходит.

4. этап. Итоговый.  Совместный с родителями досуг на тему «Не красна изба углами, а красна пирогами»

с презентацией своих знаний  и презентацией хлебо-булочного изделия, выпеченного дома с родителями.

Используемая литература:

• Митяев А.В. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка», М., 1990

• Алмазов Б.А. «Наш хлеб» - Л., 1985

• Владимиров А.В. «Земля на зернышке стоит» - М., 1984.

• Осипов Н.Ф. «Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу», М., 1997

• Дацкевич В.П. «От зерна до каравая» М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи на тему: « Откуда хлеб пришел».

      I.            Чтение стихотворения А. Балина «Хлеб»      II....

Презентация " Откуда хлеб пришел?"

Презентация к конспекту И.А. Морозова Ознакомление с окружающим миром 5-6 лет....

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи ОНР по лексической теме: «Откуда хлеб пришел?»

Уточнение и закрепление представление детей о выращивании хлеба, развитии связной речи....

Проект "Откуда хлеб пришел"

Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращив...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на тему "Откуда хлеб пришел""

Задачи занятия:-уточнять знания детей о хлеборобах, хлебе и его пути к нашему столу;-продолжать обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи;-воспитывать бережное отно...

Презентация "Как хлеб на стол попал"(приложение к конспекту занятия "Откуда хлеб пришел")

Презентация состоит из 18 слайдов, последовательно рассказывающих о долгом пути хлеба от поля до нашего стола....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....