Дополнительная общеобразовательная программа "Королевство шахмат"
рабочая программа (старшая группа)

Тухтасинова Шолпан  Гельмухановна

Рабочая программа по шахматам для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korolevstvo_shahmat.docx122.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»

(МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»)

ПРИНЯТА                                                                УТВЕРЖДЕНО

Решением педагогического совета                                        Заведующий МАДОУ

МАДОУ «Детский сад «Березка»                                        «Детский сад «Березка»

г. .Белоярский»                                                        _________А.В. Дмитриева

Протокол №1от 30.08.2019г.                                        Приказ №201 от 30.08.2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

познавательной направленности

«Королевство шахмат»

                                                                                                                                                                                                     

Воспитатель: Тухтасинова Ш.Г.

Белоярский

2019 года

1

Целевой раздел

1.1

Пояснительная записка:

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

4

1.3

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.4

Планируемые результаты освоения Программы

5

2

Содержательный раздел

5

2.1

Особенности построения образовательной деятельности

6

2.2

Объем образовательной программы

8

2.3

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников

13

3

Организационный раздел

14

3.1

Программно-методическое обеспечение

14

3.2

Материально-техническое обеспечение

15

4

Приложения

16

Приложение 1. Дополнительная литература

         

Приложение 2. Календарно-тематическое планирование

         

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Королевство шахмат» является программой познавательной направленности, реализуется в МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития личности ребенка. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, таких как логическое мышление, восприятие, внимание, воображение, память.

Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (для организации шахматных занятий в старших и подготовительных группах) на основе пособий В. Г. Гришина «Малыши играют в шахматы», «Удивительные приключения в Шахматной стране».

  • Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016); так же на основе закона № 273 - ФЗ «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 (ред. от 27.08.2015): «Об утверждении СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (вместе с «СанПиН 2.4.1.3049-13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...");
  • «Концепцией развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры до 2020года»

Новизна и практическая значимость программы:

В поэтапном освоении детьми предлагаемого курса, что даёт им возможность с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям.

-Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого ребенка, таким образом, данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью детей на занятии.

В авторской системе диагностирования результатов обучения и воспитания, дающей возможность определить уровень эффективности и результативности освоения учебного материала, а также уровень достижений обучающихся. Данная система способствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребёнку, а также выявлению и дальнейшему развитию талантливых детей.

- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям старших возрастов.

 Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития ребенка – дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления игры в шахматы.

Задачи программы:

а) образовательные:

Формировать устойчивый интерес малышей к игре в шахматы.

Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий.

Познакомить  с  правилами  поведения  партнеров  во  время  шахматной  игры,  учить

детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.

Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.

Обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии.

Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.

Учить ориентироваться на плоскости, обогащать детскую фантазию  

б) развивающие:

Развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи.

Развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. Способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника.

Приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач.

Формировать мотивацию к познанию и творчеству.

 в) воспитательные:

 Воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

1.3 Принципы и подходы к формированию программы:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

  • Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

  • Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

  • Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Отличительные особенности программы.

Дополнительная образовательная программа познавательной направленности «Королевство шахмат» для детей старшего дошкольного возраста опирается на ряд нетрадиционных методов и приемов обучения:

  • широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;  применение нестандартных дидактических заданий и игр;
  • детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

  • преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

  • выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

  • разработка конкретных блоков игровых положений для каждой дидактической игры;
  • неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – любил повторять А. Франс. Поэтому, в программе, широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны старшим дошкольникам.

Возрастная категория воспитанников: 5 - 7 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Программа реализуется в ходе дополнительной образовательной деятельности и предусматривает 60 шахматных занятий в год. Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН 2.4.1.3049-13. и составляет 30 минут  и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

Основные формы и средства обучения:

  • Дидактические игры и задания;
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
  • Практическая игра;
  • Теоретические занятия, шахматные игры;
  • Шахматные турниры.

1.4 Планируемые результаты освоения детьми программы

  • имеет представления об истории возникновения шахматной игры,
  • знает, как правильно расположить шахматную доску;
  • знает и называет все шахматные фигуры;
  • умеет правильно расположить шахматные фигуры на шахматной доске;
  • может выполнить самостоятельно действия с некоторыми шахматными  фигурами (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем).

  • знает историю возникновения шахматной игры,
  • знает имена отечественных чемпионов мира по шахматам;

  • знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен «шах»;

  • знает и может найти схему, где в шахматной партии «королю» объявлен «мат»;

  • владеет навыками самостоятельных действий с шахматными фигурами;
  • умеет в шахматной партии «королю» объявить «шах»;
  • умеет в шахматной партии «королю» объявить «мат»;
  • владеет навыками участия в шахматных турнирах.

Ожидаемые результаты в ходе реализации программы: 

Дети, прошедшие полный курс программы «Королевство шахмат», помимо развития навыков шахматной игры, делают значительный шаг в развитии личностных качеств:

а) рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

б) приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

в) освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

г) умение проявлять настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;

д) конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

2.Содержательный раздел

2.1 Особенности построения образовательной деятельности

Обучение шахматам проводится в форме специально организованной игровой деятельности в соответствии с годовым календарным учебным графиком дополнительных образовательных услуг (таблица 1), режимом занятий дополнительных образовательных услуг (таблица 2),учебным планом (таблица3),учетом рекомендации «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»  (СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 15 мая 2013 г. № 26),(с изменениями на 27.08.2015 №41), утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ.

Таблица 1

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МАДОУ

«Детский сад «Березка» г. Белоярский»

______________ А. В. Дмитриева

Приказ от «19» сентября 2019 года № 218

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА» Г. БЕЛОЯРСКИЙ» НА 2019 - 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Диагностический период

с 02.09.2019 по 13.09.2019

с 27.04.2020 г. по 08.05.2020

Учебный период

с 01.11.2019 по 24.12.2019

с 09.01.2020 по 28.02.2020

с 10.03.2020 по 24.04.2020

с 12.05.2020 по 29.05.2020

Каникулярный период

с 25.12.2019 по 08.01.2020

с 29.02.2020 по 09.03.2020

Итого (рабочих дней /  недель)

151 рабочих дней / 30 недель 1 день

Таблица 2

Режим занятий дополнительных образовательных услуг в МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» на 2019 – 2020 учебного года

«Королевство шахмат» (обучение игре в шахматы)

День недели

Время проведения

Длительность занятия

Среда

16.00-16.30

30 минут

Пятница

16.00-16.30

30 минут

Таблица 3

Учебно-тематический план работы на год по обучению детей игре в шахматы

Раздел, тема

Всего  часов

1

Диагностика ЗУН детей

30

2

Шахматное королевство

30

3

Легенда о Радже и мудреце

30

4

В стране шахматных чудес

30

5

Мудрец

30

6

Волшебная доска

30

7

Удивительные приключения

шахматной доски

30

8

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и переулки»

30

9

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и переулки»

30

10

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и переулки»

30

11

Шахматная доска.

«Проспекты, улицы и переулки»

30

12

Шахматные фигуры

30

13

Начальное положение

30

14

Так много их, но мы

уже их знаем

30

15-16

Ладья

60

17-18

Слон

60

19-20

Ладья против слона

60

21-22

Ферзь

60

23-24

Ферзь против ладьи и слона

60

25-26

Конь

60

27-28

Конь против ферзя ладьи и слона

60

29-30

Пешка «Ни шагу назад!». Пешка.

60

31-32

Пешка против ферзя ладьи и

слона

60

33-34

Король

60

35-36-

Король «Волшебный квадрат»

30

37

Интеллектуальный турнир

30

38-39

Шах

60

40

Двойной шах с выигрышем фигуры,

лучший шах

30

41

Мат

30

42-43-44

Мат в один ход

90

45

Что такое связка

30

46

Ничья

30

47

Рокировка

90

48

Непобедимый

30

49

Волшебный мир комбинации

60

50

Реши этюд отгадай задачу

30

51

Итальянская партия

30

52

Сицилийская защита

30

53

Принятый ферзевый гамбит

30

54

Показательная партия «Морфии и

консультанты»

30

55

Решение шахматных задач и этюдов

30

56-57

И король жаждет боя

60

58

Решение шахматных задач

30

59

Повторение пройденного. Подготовка к турниру

30

60

Шахматный турнир на личное первенство

30

Общее количество занятий 60

2.2 Объем образовательной нагрузки

Программа рассчитана  на 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц в групповой форме обучения продолжительность одного занятия 30 минут. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

 

2.3 Содержание изучаемого курса

Шахматы – не только народная игра в России, но и в определенной степени интеллект российского государства. Поэтому инновационные технологии обучения детей шахматной игре, нацеленные на развитие, несомненно входят в число передовых технологий.

Занятия шахматами необходимо начинать с дошкольного возраста, так как в процессе обучения игре в шахматы у дошкольников развиваются мыслительные операции: анализ, сравнение, логическое мышление; творческие способности и познавательные процессы: восприятие, память, внимание.

Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.

Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятиях возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.

Особое внимание следует уделить шахматным играм и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.

Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

Календарно – тематическое планирование

  Месяц/недели

Тема

Программные задачи

Методические приемы

Сентябрь

1 неделя

В стране шахматных чудес.

Вызвать заинтересованность детей к игре в шахматы.

Чтение сказки, беседа.

2 неделя

Мудрец

Познакомить с историей возникновения игры

Игра, сказка, беседа.

3 неделя

Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.

Познакомить с правилами расположения полей на шахматной доске.

Игровые упражнения.

4 неделя

Проспекты, улицы и переулки волшебной доски.

Познакомить с правилами расположения полей на шахматной доске.

Игровые упражнения.

5 неделя

Ни шагу назад.

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.

Игры, вопросы воспитателя, беседа.

6 неделя

Ни шагу назад.

Ввести понятие о значении пешки на шахматной доске.

Игры, вопросы воспитателя, беседа.

7 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить знания детей о действиях пешек и их взаимодействии в игре.

Приветствие, игра, эстафета.

8 неделя

Прямолинейная бесхитростная фигура

Познакомить детей с ладьей.

Игра, беседа.

Октябрь

1 неделя

Прямолинейная бесхитростная фигура

Познакомить детей с ладьей.

Игра, беседа.

2 неделя

Маленькое войско

Закрепить знания детей о действиях пешек и ладей и их взаимодействии в игре.

Игровые упражнения

3 неделя

Вежливые слоны.

Ввести понятие о значении и действиях слонов в игре

Игровые упражнения, беседа.

4 неделя

Тяжелые и легкие фигуры.

Закрепить знания о взаимодействии изученных фигур.

Игровые упражнения, беседа.

5 неделя

Шахматная шкатулка

Формировать знания детей по шахматной атрибутике. Совершенствовать умения игры пешкой, ладьей и слоном.

Практическая работа на демонстрационной доске, рассказ воспитателя, вопросы, практическая работа, игровое упражнение.

6 неделя

Шахматный турнир

Познакомить с правилами игры для коня.

Совершенствовать умения играть ладьей, слоном и ферзем.

Продолжать развивать процесс запоминания.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

7 неделя

Могучая фигура

Ввести понятия о ферзе.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы

8 неделя

Надежный товарищ

Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами

. Игра, упражнения

Ноябрь

.

.

1 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игра, вопросы воспитателя.

2 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматный

турнир

3 неделя

Надежный товарищ

Закрепить знания детей о взаимодействии ферзя с другими фигурами.

Игра, упражнения.

4 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игра, вопросы воспитателя.

5 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматный

турнир

6 неделя

Прыг, скок и вбок.

Ввести понятие о значении и действиях коней в игре.

Игровые упражнения, чтение сказки, беседа.

7 неделя

Поход на три поля.

Закрепить знания об особенностях коня и его взаимодействии с другими фигурами и пешками..

Развивать логическое мышление.

Игровые упражнения,

Практическая работа в парах, вопросы воспитателя.

Декабрь

1 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игровые упражнения, вопросы воспитателя.

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игра, практическая работа, рассказ воспитателя, вопросы.

2 неделя

И король жаждет боя.

Познакомить детей с главной шахматной фигурой – королём.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки.

3 неделя

Шах и мат.

Закрепить знания детей о взаимодействии короля с другими фигурами и пешками.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

4 неделя

Шахматная шкатулка.

Закрепить полученные знания.

Игровые упражнения, вопросы воспитателя

Шахматный турнир.

Закрепление полученных знаний.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

Январь

1 неделя

Как ладья похудела.

Познакомить детей с правилами рокировки.

Игровые упражнения, эстафета, чтение сказки, беседа.

2 неделя

Короткая или длинная?

Закрепить знания детей об особенностях проведения рокировки.

Игра, чтение сказки, практическая работа.

3 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, вопросы воспитателя.

4 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игры, шахматный турнир.

5 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

( шахматная викторина).

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, шахматная викторина.

Февраль

1 неделя

В гостях хорошо, а дома лучше.

Закрепить знания детей об особенностях поведения коня на шахматной доске.

Игра, чтение сказки, упражнение, шахматные партии.

2 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепить полученные знания.

Игры, эстафета, вопросы воспитателя.

3 неделя

Шахматный турнир

Закрепить полученные знания.

Игры, эстафета, практические упражнения.

4 неделя

Здоровые телом-сильные духом

Ввести понятие о прямой зависимости теоретической шахматной подготовки от физкультуры и спорта.

Игра, чтение сказки, шахматные партии.

5 неделя

Шахматная эстафета

Закрепление полученных знаний.

Игра, эстафета, загадки.

. 6 неделя

Реши этюд, отгадай задачу-сыщешь удачу

Научить детей рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, сохранившимися на доске.

Игры, практические упражнения.

7 неделя

Реши этюд,

отгадай задачу-

сыщешь удачу

( продолжение)

Закрепление полученных знаний.

Игры, эстафета, решение шахматных задач, задачки – невелички.

8 неделя

Реши этюд, отгадай задачу-сыщешь удачу

( продолжение

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические упражнения.

Март

1 неделя

Волшебный квадрат

Ввести понятие об элементарных комбинациях.

Игры, чтение сказки, практические упражнения.

2 неделя

Кто бы не начинал- ничья: я уничтожаю Пешку.

Развивать наблюдательность, память, умение анализировать позицию на шахматной доске.

Игры, практические упражнения.

3 неделя

Квадрат пешки

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игры, практические упражнения.

4 неделя

Правило квадрата.

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игра, эстафета, объяснение.

5 неделя

Без поддержки короля

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Загадка, игра.

6 неделя

 Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Игра, вопросы воспитателя.

7 неделя неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

Закрепление полученных знаний.

Игры, шахматная викторина.

8 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические действия.

Апрель

1 неделя

Волшебный мир шахматного королевства

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Загадки, решение задач, игры в парах.

2 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Игры, вопросы воспитателя.

3 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

(шахматная викторина).

Закрепление полученных знаний.

Игра, шахматная викторина.

4 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Игры, практические действия.

5 неделя

И снова в гости.

Закрепление полученных знаний.

Игра, рассказывание сказки, шахматная физкультура, игры в парах.

6 неделя

Шахматная эстафета

Закрепление полученных знаний.

Игра, вопросы воспитателя.

7 неделя

Ответь как в сказке, сам, без подсказки

(шахматная викторина).

Закрепление полученных знаний.

Игры, эстафета, викторина.

8 неделя

Шахматный турнир

Закрепление полученных знаний.

Приветствие, игра, награждение.

Май

1 неделя

Шахматные чудеса

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игры, задачки – шутки.

2 неделя

Шахматная шкатулка

Закрепление полученных знаний.

Шахматная физкультура, вопросы, игры в парах.

2.4 Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа с родителями  осуществляется по четырем направлениям:

  • -информационно – аналитическое;
  • досуговое;
  •  познавательное;
  • -наглядно – информационное.

 Формы работы с семьей:

  • родительские собрания (общие и групповые),
  • конференции,
  • консультации,
  • беседы;  
  • дни открытых дверей;
  • папки - передвижки;
  • совместный досуг.

 

Методы и приемы работы с родителями: анкетирование, использование компьютерных технологий (презентации, оформление сайта ДОУ, отзывы родителей на сайте), оформление объявлений, индивидуальные беседы с родителями, практические советы и рекомендации по интересующей проблеме.

Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

3. Организационный раздел

3.1 Программно-методическое обеспечение.

Соотношение в использовании методов

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, а также на разных этапах обучения.

Основные формы и средства обучения:

  • Теоретические занятия.
  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

  • При знакомстве с шахматными фигурами.
  • При изучении шахматной доски.
  • При обучении правилам игры;
  • При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля. При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно. На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций,предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения, Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

3.1.Программно-методическое обеспечение

Автор

Наименование

Год издания

Гришин В.Г.

1.Методическое пособие. Книга для воспитателя

 детского сада

Просвещение,2011

2.Малыши играют в шахматы

Просвещение,2003

Сухин И.В.

3.Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет

Изд. «Новая школа»,2003

4.Шахматы, первый год, или «Учусь и учу»: Пособие для учителя

 Обнинск:Духовное возрождение,2003

5.Шахматы для самых маленьких.

6.Необыкновенные шахматные приключения

 М.: Астрель, АСТ, 2000.

М.: Педагогика, 1991.

7.Удивительные приключения в Шахматной стране

М.: Поматур, 2000

3.2 Материально - техническое обеспечение

Дидактические игры

«Волшебный мешок»

«Угадай фигуру»

«Расставь фигуры»

«Игра на уничтожение»

Наглядные пособия

Альбомы

Портреты выдающихся шахматистов

Тренировочные диаграммы

Иллюстрации

Демонстрационное

Настенная магнитная доска

Настольные шахматы

Комплект напольных шахмат

Шахматный стол

Шахматные часы

Электронное

Интерактивная панель «Колибри»

Компьютер

Мультимедийный проектор и экран

Приложение 1

Литература в помощь воспитателю

  1. Весела И., Веселый. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

  1. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:ГЦОЛИФК, 19

  1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  2. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  3. Кастор Харриет Играем в шахматы. - М. «Махаон» 1998

  1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для детей детей дошкольного возраста.
  2. А.Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. - Москва «Дом ХХI» 2006

  1. Севостьянова Е.О.«Хочу все знать» (развитие интеллекта детей 5-7 лет). - М. ТЦ
  2. «Сфера» 2006
  3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа,
  4. 1994.

  1. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992

  1. Сухин  И.  Шахматы,  первый  год,  или  Учусь  и  учу:  Пособие  для  учителя  –
  2. Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  3. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

  1. Тихомирова Л.Ф.«Развитие логического мышления детей» «Академия развития» Ярославль1998

  1. Тарабарина Т.И.«И учеба, и игра: математика» «Академия развития» Ярославль
  2. 2006

Дидактические шахматные сказки

 

 

1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

3. Сухин И. От сказки – к шахматам.

4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.

6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.

7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2

8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
  2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  3. Добрыня, посол князя Владимира (былина)
  4. Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
  5. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  6. Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
  7. Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
  8. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
  9. Остер Г. Полезная девчонка.
  10. Пермяк Е. Вечный Король.
  11. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  12. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
  13. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. 14. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихи о шахматах

 

1. Берестов В. В шахматном павильоне.

2. Берестов В. Игра.

 3. Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.

4. Ильин Е. Средневековая легенда.

5. Квитко Л. Турнир.

6. Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.

7. Сухин И. Волшебная игра.

Приложение 2

Календарное тематическое планирование 1 год обучения

Дата

Тема

Цель

Содержание

Средства

п/п

обучения/

материал

Сентябрь

1

Диагностика ЗУН

Уточнение уровня

Выполнение тестовых

Шахматная доска и

освоения программного

заданий.

шахматные поля,

материала.

комплекты

шахматных фигур

2

Шахматное

Введение в предмет

Беседы о шахматах.

ИКТ

королевство

3

Легенда о Радже

Познакомить с историей

Просмотр презентации

Комплект шахмат,

и мудреце

шахмат. Заинтересовать

«Легенда о радже и

демонстрационная

детей через

мудреце». Знакомство

доска, ИКТ,

увлекательные и

с рисованными

рисованные

достоверные факты.

персонажами:

персонажи.

Вызвать интерес к игре.

Клеточкой, Леной и

Алешей

4

В стране

Формирование первоначальных

Слушание сказки «В

Гришин В.Г

шахматных чудес

представлений о понятиях:

стране шахматных

Малыши играют в

пешка, фигура; развитие

чудес», беседа

шахматы; с.13-15

слухового и зрительного

по содержанию;

восприятия, мыслительных

Д/и «Узнай и назови»,

операций анализа и синтеза

рисование по сказке.

5

Мудрец

Развитие умения различать

Слушание легенды

Комплект шахмат,

пешки и фигуры.

«Мудрец» Беседа по

демонстрационная

Формирование первоначальных

содержанию;

доска, полотняный

представлений о начальном

Д/и «Волшебный

мешочек.

положении, понятиях: ход,

мешочек»,  «Что

Гришин В.Г

партнер, последовательности

изменилось?»

Малыши играют в

ходов; развитие тонкой

шахматы; с.17-22

моторики, воображения.

Октябрь

6

Волшебная

Знакомство с шахматной

Слушание сказки

Гришин В.Г

доска

доской: её формой, белыми и

«Волшебная доска»

Малыши играют в

черными полями. Чередованием

выполнение

шахматы; с. 23-25.

белых и черных полей на

практических

Листы в клетку

шахматной доске. Закрепить

заданий

16Х16 см, карандаш

умение пользоваться линейкой

предусмотренных

Сухин И.Г. с.9.

и карандашом, ориентироваться

содержанием;

на тетрадном листе. Развитие

Шахматные задачи-

тонкой моторики, счетных

шутки.

навыков

7

Удивительные

Заинтересовать детей

Просмотр сказки

Сухин И.Г. с.6-

приключения

через увлекательные

«Удивительные

9;ИКТ,

шахматной доски

Вызвать интерес к игре.

приключения

шахматной доски» с

опорой на

иллюстративный

материал учебника.

Чтение- инсценировка

дидактической сказки

«Котята-хвастунишки»

Д/и" Да и нет".

8

Шахматная доска.

Формирование представлений о

Закрепление

Шахматная доска и

«Проспекты,

шахматной доске, шахматных

изученного ранее:

шахматные поля,

улицы и переулки

полях,правильном

Д/и «Да и нет». Работа

учебник, карандаши.

волшебной

расположении доски м/у

над новым материалом:

Сухин И.Г. с.10-

партнерами;

Расположение доски

12;Учебник Ч.1 с.7-10

9

Шахматная доска.

Формирование представлений о

Формирование

Шахматная доска и

«Проспекты,

горизонталях, вертикалях

понятий

шахматные поля,

улицы и переулки»

понятии «Горизонтальная

«горизонталь»,

учебник,

Горизонтали и

линия». Развитие внимания,

«вертикаль»;

карандаши.

вертикали

мелкой моторики

Д/и «Поиграем-

Сухин И.Г. с.10-

угадаем»,

12;Учебник Ч.1

«Горизонтально-

с.11-14.

вертикальная игра»,

вып- ие задания .с.12

10

Шахматная доска.

Формирование представлений о

Формирование

Шахматная доска с

«Проспекты,

диагоналях, центре поля;

понятий Д/и

комплектом фигур

улицы и переулки»

развитие внимания, логического

«Диагональ»,

(6), учебник,

мышления, пространственных

«Горизонтально-

карандаши.

представлений

вертикально-

Сухин И.Г. с.10-

диагональная

12;Учебник Ч.1

игра», мини-викторина.

с.14-15.

Ноябрь

11

Шахматная доска.

Отработка практических

Упражнение в

Шахматная доска с

«Проспекты,

навыков ориентировки на

нахождении заданных

комплектом фигур,

улицы и переулки»

шахматной доске.

вертикалей, диагоналей

магниты. карандаш,

и горизонталей,

листы бумаги в

с использованием

клетку.

буквенно-цифровых

обозначений. Д/И

«Адреса», «Лабиринт»

12

Шахматные

Знакомство с шахматными

Чтение сказки

Шахматная доска

фигуры

фигурами. Развитие

«Чудесные фигуры»

Комплекты

произвольного внимания,

Знакомство с

шахматных фигур

логического мышления.

шахматными

по количеству детей.

Воспитание культуры

фигурами: белые и

Учебник Ч.1

поведения во время игры.

черные. Ладья, слон,

с.18 -19.

ферзь, конь, пешка,

ИКТ – слайд

король. Д/и

учебник с.19

«Угадайка», «Возьми и

назови»,  «Запретная

фигура»

13

Начальное

Познакомить детей с

Слушание и

Шахматная доска

положение

расстановкой фигур перед

инсценировка

Комплекты

шахматной партией. Связью

стихотворения о

шахматных фигур

между горизонталями,

начальном

по количеству

вертикалями, диагоналями

положении шахматных

детей.

и начальным положением

фигур. Дидактические

Слайд с.21,

фигур. Правилами: "Ферзь

задания и игры

шапочки с

любит свой цвет".

«Волшебный мешочек»

изображением

, «Угадайка»,

шахматных фигур,

«Секретная фигура»,

фрагмент

«Угадай», «Что

шахматной доски

общего?», «Большая и

маленькая»

14

Так много их, но

Закрепление знаний о

Логическая минутка,

Шахматная доска

мы уже их знаем

правильном расположении

Просмотр ММП

Комплекты

доски м/у партнерами,

«Книга шахматной

шахматных фигур

расстановкой фигур перед

мудрости», решение

по количеству

игрой; развитие интереса к игре,

предложенных в ней

детей, ИКТ

памяти, внимания творческих

задач. Игра-

способностей.

соревнование

«Расставь фигуры»

Декабрь

15

Ладья

Знакомство с шахматной

Чтение дидактической

Шахматная доска и

фигурой «Ладья», местом

сказки «Как ладья

шахматные поля,

ладьи в начальном положении,

похудела» Рассказ о

комплекты

ходами. Развитие внимания

месте ладьи в

шахматных фигур

начальном положении.

по кол-ву детей

Ход ладьи. Взятие.

Учебник Ч.1

Дидактические

с.22 -25.

задания и игры

«Лабиринт»,

«Перехитри

часовых», «Один в

поле воин»,

«Кратчайший путь».

16

Ладья

Продолжить знакомить

Чтение сказки

Шахматная доска и

детей с шахматной фигурой –

«Простая,

шахматные поля,

ладья. Показать позиции

бесхитростная фигура»

комплекты

фигуры, различные ходы.

Ответы на вопросы

шахматных фигур

Развивать воображение,

«Шахматной

по кол-ву детей

сообразительность, быстроту

шкатулки»

Учебник Ч.1

реакции, мелкую моторику рук.

Дидактические игры,

с.26 -29.

«Игра на

уничтожение», «Найди

фигуру»,

«Ограничение

подвижности». «Захват

контрольного поля».

17

Слон

Формирование представлений о

Чтение сказки «Совсем

Шахматная доска и

шахматной фигуре «слон»,

этот слон на слона не

шахматные поля,

Месте слона в начальном

похож».

комплекты

положении. Ходом слона,

Дидактические задания

шахматных фигур

взятием. Разноцветные и

«Лабиринт»,

по кол-ву детей.

одноцветные слоны. Понятием

«Перехитри

Учебник Ч.1

Легкая и тяжелая фигуры.

часовых», «Один в

с.30 -33.

поле воин»,

18

Слон

Закрепление представлений о

Отгадывание загадки о

Шахматная доска и

шахматной фигуре «слон»,

слоне. Ответы на

шахматные поля,

Отработка практических

вопросы «Шахматной

комплекты

навыков.

шкатулки».

шахматных фигур

Дидактические задания

по кол-ву детей.

«Лабиринт»,

Учебник Ч.1

«Перехитри часовых»,

с.33 -36.

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

Дидактические игры

«Чудесный мешочек»

Январь

19

Ладья против

Отработка практических

Дидактические задания

Учебник.

слона

навыков игры ладьей.

«Перехитри часовых»,

Демонстрационная

Развитие внимания,

«Атака неприятельской

доска с набором

логического мышления,

фигуры», «Двойной

шахматных фигур

смекалки, мелкой моторики.

удар», «Взятие».

Учебник Ч.1

с.37 -42.

20

Ладья против

Отработка практических

«Защита», «Выиграй

Учебник.

слона

навыков игры ладьей.

фигуру».

Демонстрационная

Развитие внимания,

Дидактические

доска с набором

логического мышления,

игры, «Игра на

шахматных фигур

смекалки, мелкой моторики.

уничтожение» (ладья

Учебник Ч.1

против слона, две

с.42-45.

ладьи против слона

21

Ферзь

Знакомство с шахматной

Чтение дидактической

Шахматная доска и

фигурой «Ферзь», Местом

сказки «Могучая

шахматные поля,

ферзя в начальном положении.

фигура», беседа по

комплекты

Ходами ферзя, взятием.

содержанию;

шахматных фигур

Введение понятия «Ферзь –

Дидактические игры

по кол-ву детей

тяжелая фигура»

«Захват контрольного

Учебник Ч.1

поля», «Защита

с.46 -50.

контрольного поля».

22

Ферзь

Закрепление знаний о

«Игра на

Шахматная доска и

шахматной фигуре

уничтожение»

шахматные поля,

«Ферзь», Месте ферзя в

(ферзь против ферзя),

комплекты

начальном положении.

«Ограничение

шахматных фигур

Ходами ферзя, взятием;

подвижности»

по кол-ву детей

Отработка практических

Учебник Ч.1

навыков

с.46 -52.

Февраль

23

Ферзь против

Закрепление знаний и

«Атака неприятельской

Шахматная доска и

ладьи и слона

отработка практических

фигуры», «Взятие»,

шахматные поля,

навыков игры ферзем.

«Перехитри часовых»,

комплекты

«Игра на

шахматных фигур

уничтожение»

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.53 -58.

24

Ферзь против

Закрепление знаний и

Логическая минутка.

Шахматная доска и

ладьи и слона

отработка практических

Д/и «Захват

шахматные поля,

навыков игры ферзем.

контрольного поля»,

комплекты

«Ограничение

шахматных фигур

подвижности»

по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.53 -58.

25

Конь

Знакомство с шахматной

Чтение сказки «Прыг,

Шахматная доска и

фигурой «Конь», местом

скок и вбок». Рассказ и

шахматные поля,

коня в начальном положении,

показ сложности ходов

комплекты

ходами. Развитие внимания.,

коня Ход коня, взятие.

шахматных фигур

умения отстаивать свою

Конь – легкая фигура.

по кол-ву детей

позицию

Дидактические задания

Учебник Ч.1

«Лабиринт»,

с.62 - 64.

«Перехитри часовых»,

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

26

Конь

Продолжать знакомить с

Задания: «Захват

Шахматная доска и

шахматной фигурой «Конь»

контрольного поля»,

шахматные поля,

Развивать ловкость и смекалку,

«Игра на

комплекты

25.02-01.03

ориентировку в пространстве,

уничтожение» (конь

шахматных фигур

способность думать, мыслить,

против коня, два коня

по кол-ву детей

анализировать. Активизировать

против одного, один

Учебник Ч.1

словарь.

конь против двух, два

с.65 - 68.

коня против двух),

«Ограничение

подвижности».

Д/и «Секретная

фигура»

Март

27

Конь против ферзя,

Продолжить знакомить

Д/и «Волшебный

Шахматная доска и

ладьи, слона

детей с шахматной фигурой –

мешочек» Задания

шахматные поля,

конь. Показать позиции

«Перехитри часовых»,

комплекты

фигуры, различные ходы.

«Сними часовых»,

шахматных фигур

Развивать воображение,

«Атака неприятельской

по кол-ву детей

сообразительность, быстроту

фигуры», «Двойной

Учебник Ч.1

реакции.

удар»,

с.69 – 73.

28

Конь против ферзя,

Продолжить знакомить

Решение шахматных

Шахматная доска и

ладьи,

детей с шахматной фигурой –

задач: «Взятие»,

шахматные поля,

слона

конь. Показать позиции

«Выиграй фигуру».

комплекты

фигуры, различные ходы.

«Захват контрольного

шахматных фигур

Развивать воображение,

поля», «Защита

по кол-ву детей

сообразительность, быстроту

контрольного поля»,

Учебник Ч.1

реакции.

«Игра на ничтожение»

с.73-77.

«Ограничение

подвижности».

29

Пешка «Ни шагу

Знакомство с местом пешки в

Чтение дидактической

Шахматная доска и

назад!»

начальном положении;

сказки «Детский сад

шахматные поля,

понятиями: ладейная, коневая,

«Чудесная Пешка»»

комплекты

слоновая, ферзевая, королевская

Рассказ о пешке.

шахматных фигур

пешка. Ход пешки, взятие.

Дидактические задания

по кол-ву детей

Взятие на проходе.

«Лабиринт», «Один в

Учебник Ч.2

Превращение пешки.

поле воин». Д/и

с.3-5.

«Волшебный

мешочек».

30

Пешка

Продолжать знакомить детей с

Дидактические задания

Шахматная доска и

пешкой. Научить «сражаться

«Перехитри часовых»,

шахматные поля,

пешками». Поощрять

«Сними часовых»,

комплекты шахматных

стремление высказывать свое

«Атака неприятельской

фигур по кол-ву детей

мнение.

фигуры», «Двойной

Учебник Ч.2

удар», «Взятие»,

с.6 - 8.

«Защита», «Выиграй

фигуру».

Дидактические

игры «Захват

контрольного поля»

Апрель

31

Пешка против

Продолжать знакомить

Дидактические игры

Шахматная доска и

ферзя, ладьи,

детей с пешкой. Отрабатывать

«Игра на

шахматные поля,

слона, коня

умение «сражаться пешками».

уничтожение» (пешка

комплекты

Приобщать детей в ходе

против пешки, две

шахматных фигур

решения занимательных

пешки против одной,

по кол-ву детей

задач к элементарной

одна пешка против

Учебник Ч.2

творческой деятельности.

двух, две пешки

с.9 -16.

Поощрять стремление

против двух,

высказывать свое мнение.

32

Пешка против

Продолжать знакомить

«Двойной удар»

ферзя, ладьи,

детей с пешкой. Отрабатывать

«Ограничение

слона, коня

умение «сражаться пешками».

подвижности»,

Приобщать детей в ходе

«Защита», Перехитри

решения занимательных

часовых». Рисование

задач к элементарной

творческой деятельности.

Поощрять стремление

высказывать свое мнение.

33

Король

Показать, как ходит король.

Рассказ о месте короля

Шахматная доска и

Разучить правило «Королей не

в начальном

шахматные поля,

уничтожают» и что оно

положении. Ход

комплекты

означает. Развивать внимание,

короля, взятие. Короля

шахматных фигур

способность работать по

не бьют, но и под бой

по кол-ву детей

правилам, умение мыслить,

его ставить нельзя.

Учебник Ч.2

находить правильное решение,

Дидактические

с.17 – 22.

отстаивать своё мнение.

задания: «Один в поле

Костюмы для

воин», «Кратчайший

инсценировки.

путь». Чтение и

инсценировка сказки

«Лена, Оля и Баба

Яга».

34

Король

Показать, как ходит

Рассказ о месте короля

Шахматная доска и

король. Разучить правило

в начальном

шахматные поля,

«Королей не уничтожают»

положении. Ход

комплекты

и что оно означает.

короля, взятие. Короля

шахматных фигур

Развивать внимание,

не бьют, но и под бой

по кол-ву детей

способность работать по

его ставить нельзя.

Учебник Ч.2

правилам, умение

Дидактические

с.17 – 22.

мыслить, находить

задания: «Один в поле

Костюмы для

правильное решение,

воин», «Кратчайший

инсценировки.

отстаивать своё мнение.

путь». Чтение и

инсценировка сказки

«Лена, Оля и Баба

Яга».

35

Король

Формирование

Рассказ о волшебном

Шахматная доска и

«Волшебный

представлений о

квадрате, который

шахматные поля,

квадрат»

волшебном квадрате,

король

комплекты

который король

использует в игре.

шахматных фигур

использует в игре.

«Двойной удар»,

по кол-ву детей

Развивать способность

«Взятие».

Учебник Ч.2

думать, мыслить,

Дидактические игры

с.23 – 28.

рассуждать и

«Захват контрольного

анализировать.

поля», «Защита

Активизировать словарь.

контрольного поля»,

«Ограничение

подвижности».

Май

36

Король

Формирование представлений о

Рассказ о волшебном

Демонстрационный

«Волшебный

волшебном квадрате, который

квадрате, который

материал, шарады,

квадрат»

король использует в игре.

король использует в

ребусы,

Развивать способность думать,

игре. «Двойной удар»,

головоломки,

мыслить, рассуждать и

«Взятие».

занимательный м-ал

анализировать. Активизировать

Дидактические игры

И.Г.Сухина

словарь.

«Захват контрольного

поля», «Защита

контрольного поля»,

«Ограничение

подвижности».

37

Интеллектуальный

Развитие познавательной

Выполнение игровых

Шахматная доска и

шахматный

активности, воображения,

заданий.

шахматные поля,

турнир

сообразительности, логическое

комплекты

и образное мышление,

шахматных фигур,

тактильные ощущения,

магнитная доска 2

внимание, память.

шт., комплекты

шахмат,

интерактивные

задания «Лабиринт»,

«Кратчайший путь»,

медали, эмблемы

наголову (команда

черных и команда

белых)

38

Досуг «Шахматное

Закрепить первоначальные

Выполнение игровых

королевство»

знания детей о шахматах,

заданий

шахматных  фигурах ;

развивать сообразительность,

находчивость ; активизировать

мыслительную деятельность;

прививать интерес к шахматной

игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности по шахматам

       Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Шахматы»

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования«Шахматы»...

Дополнительная общеобразовательная программа "Малыши играют в шахматы"

 Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобре...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа по шахматам для детей 5-6 лет

Цель программы – привлечения к шахматной игре детей с раннего возраста, как средству интеллектуального  развития ребенка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Шахматы".

Существует зависимость между уровнем знаний и умственным развитием ребёнка. Однако уровень умственного развития определяется не только объёмом усвоенных знаний, но и умением владеть определёнными умст...

Дополнительная общеобразовательная программа "Шахматы" для детей 5 - 7 лет

laquo;Шахматы»Дополнительная общеобразовательная программадля детей 5 - 7 лет...