Конспект по познавательному развитию" Колобок-Невидимка"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Опыты и эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolobok_2.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Колобок - невидимка»

Цель: создание условий для опытно – исследовательской и экспериментальной деятельности детей посредством реализации принципа со-конструкции.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания об агрегатных свойствах воды (лед);
  • расширить знания детей о свойствах муки, воздуха, соли, сахара;
  • продолжать формировать у детей умение предвидеть последствия своих действий;
  • совершенствовать умение детей самостоятельно делать выводы, проводить опыты самостоятельно или с минимальной помощью взрослого;
  • учить соблюдать правила безопасности вовремя опытно – экспериментальной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к опытно - исследовательской деятельности и экспериментированию;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать речь;
  • развивать воображение, память, логическое мышление;
  • развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к сверстникам, способность учитывать их мнение;
  • воспитывать нравственные качества личности ребенка – желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Социально – коммуникативное развитие
  • Физическое развитие

Использованные технологии:

  • Здоровьесберегающие.
  • ИКТ.

Предварительная работа:

Проведение опытов с воздухом, водой, мукой, солью, сахаром и бумагой, д/и «Найди новый цвет».

Материал: карта-схема, микроскопы – 2 штуки, письмо, лед, чайник, варежка, имитация поля с колосками (или картинка), крупа, кофемолка, деревянная ступка, соль и перец, сахар, воздушный шарик, сито, схемы – помощники по изучению свойств соли и сахара, краска гуашь, кастрюля или миска для смешивания ингредиентов, заготовка теста разного цвета, элементы украшения для колобка.

Музыкальное сопровождение: плач, голос Колобка.

Ход:

Дети входят в зал /группу, встают полукругом лицом к гостям.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам пришли гости! Давайте поприветствуем их и друг друга!

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Дети присаживаются на свои места. Слышен плач.

Воспитатель: ой, ребята, что это? (озирается) кто – то плачет.

Раздается голос.

Голос: Здравствуйте, ребята… Это я плачу. Невидимка…. Когда-то я был сказочным персонажем, но меня заколдовала злая фея. Сказала, что расколдоваться я смогу только если выполню все задания, которые она для меня подготовила.

Воспитатель: вот это ситуация…. Ребята, что вы думаете по этому поводу? (предложения детей – помочь) Мы поможем тебе, Невидимка!

Голос: Спасибо, ребята! У меня есть подсказка от феи! Но я ее так и не разгадал.

Подкидывает сверток. Воспитатель с детьми разворачивает его, на нем изображена карта страны Экспериментов. И записка:

Чтобы расколдовать Невидмку надо отыскать:
- живую водицу,
- пресный порошок,
- соленый порошок,

- сладкий порошок,
Но это еще не все: только лишь заклинание подскажет вам, как снять чары.

Воспитатель: ребята, похоже, нам пора отправляться в путешествие в страну Экспериментов. Вы готовы? Что нам для этого необходимо взять с собой? (Предположения детей – знания!)

Но здесь есть предупреждение! В стране Экспериментов совершенно нет воздуха!

- А что такое  воздух?

- Воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.

- Как же нам поймать воздух, чтобы взять его с собой? У нас есть банка без крышки, сумка, полиэтиленовый пакет.   (Предположения детей.)

Дети набирают с собой по пакетику воздуха, закручивают его или закрывают пакет с помощью зажимов.

Воспитатель: отлично, теперь нам ничего не страшно! На карте указано, что нужно обернуться вокруг себя один раз и пройти по ребристому мостику (проделывают).

Воспитатель: ребята, первое, что нам нужно, это живая водица. А что мы с вами знаем о воде? Вода – это жидкость, не имеет собственной формы, нет цвета, вкуса, запаха.

- Но я вижу только осколки ледяного айсберга, а где же вода?

(Выслушать предложения детей, как превратить лед в воду: нагреть – выбирают способ – свеча, чайник, положить в теплое место и др.)

Воспитатель: отлично, воду мы добыли. Перельем ее в баночку и возьмем с собой.

- Теперь нам надо найти пресный порошок. Посмотрим,  куда показывает стрелка на карте. Ребята, перед нами только поле…никакого порошка (озирается).

(Дети замечают рассыпанную крупу: гречку, овсянку или др, высказывают предположение о том, как можно получить порошок, разбирают понятие «пресный»; находят способ получения порошка – муки из крупы – с помощью кофемолки, ступки, исследуют порошок. Приходят к выводу, что это мука. Какая она? Белая, пушистая, воздушная, легкая, сыпучая, сухая, рассыпчатая.

Воспитатель:   Добыли мы пресный порошок. Насыпаем в баночку, берем с собой. Ребята, на карте нарисован ураган… Но здесь нет ветра…

(Дети замечают перемешанные соль и перец, сахар и перец)

Воспитатель: так вот, что случилось! Нам нужен белый соленый порошок и белый сладкий порошок.  Как вы думаете что это? (соль, сахар).  Но они перемешаны с черной пылью…. Что же делать? (Дети делятся на 2 группы)

(Предположения детей, выбрать вариант: просеять через сито, с помощью наэлектризованного воздушного шарика. По окончанию эксперимента детям предлагается с помощью схем-помощников изучить свойства соли и сахара по подгруппам:

Первая группа детей изучает и дает характеристику соли (белого цвета, соленая, сыпучая, без запаха)

Перед вами стаканчик с солью, посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?

Дети: Белая.

Воспитатель: А теперь попробуйте соль на вкус, какая она?

Дети: Соленая.

Воспитатель: А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая

Давайте рассмотрим через микроскоп. На что похожа соль? (похожа на зернышки и кристаллики).

Вторая группа детей изучает и дает характеристику сахару (белого цвета, сладкий, сыпучий, без запаха)

Перед вами стаканчик с сахаром, посмотрите внимательно на сахар и скажите, какого она цвета?

Дети: Белый.

Воспитатель: А теперь попробуйте сахар на вкус, какой он?

Дети: сладкий

Воспитатель: А теперь понюхайте сахар, имеет ли она запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика сахар, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?

Дети: сахар сыплется, значит, он сыпучий

Давайте рассмотрим через микроскоп. На что похож сахар? (похож на зернышки и кристаллики).

Воспитатель:   мы добыли соленый   и сладкий порошок!

(Пересыпаем в баночку при помощи ложки)

Что же дальше… (дети напоминают про заклинание).

На карте обозначение о получении письма  

Воспитатель: ой, что это?

(Вертит его, дает возможность детям догадаться, что его нужно развернуть, читают надпись.)

Чтобы расколдовать Невидимку, надо смешать ингредиенты по схеме, но она потеряла свой цвет на солнце. Вам нужно его восстановить.

(Дети должны вспомнить про невидимые чернила из лимонного сока – нужно нагреть записку – выбирают способ: батарея, варежка, утюг – с помощью воспитателя!)

Воспитатель: а вот и схема!

(Нарисованы – 1 стакан воды + 1 стакан муки + 0,5 столовой ложки  соли + 0,5 стакана сахара и оранжевая краска.)

Воспитатель: давайте посмотрим, все ли ингредиенты у нас есть?

(Проверяют, выясняют, что не хватает оранжевой краски.)

Воспитатель: ребята, у нас как раз закончилась оранжевая краска…. Есть синяя, желтая, красная, белая и черная…

(Дети догадываются, что нужно смешать желтую и красную краску – смешивают.)

Воспитатель: здорово! Теперь осталось лишь смешать все ингредиенты.

(Воспитатель подводит детей к выводу о том, что из этих же ингредиентов делают тесто – т.е его нужно замесить; замешивают тесто – получается Колобок)

Воспитатель предлагает заранее заготовленные кусочки теста разного цвета   и элементы для декорирования колобков. (Воспитатель и   дети лепят колобки,  вставляют глазки и ротик) (обратить внимание на эмоции колобков (веселый, грустный и т.д.)

Голос Колобка: спасибо, ребята! Теперь я вспомнил! Я – Колобок! И все опыты ваши я тоже запомнил! В следующий раз сам себя расколдую!  

Воспитатель: пожалуйста, Колобок! Мы рады были тебе помочь! Ребята, а нам пора!

(Кружимся один раз вокруг себя и возвращаемся по ребристой дорожке в исходную часть группы.)

Воспитатель: ребята, давайте вспомним, где мы сегодня были? (В стране Экспериментов.)

Какое доброе дело сделали? (Помогли расколдовать Колобка.)

Что мы для это сделали? (Уточнить, какие эксперименты проводились, как и что получилось.)

Ребята, вы молодцы! Спасибо вам за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Волшебный магнит Конспект НОД познавательное развитие, познавательно-исследовательская деятельность.

Данный материал будет полезен не только воспитателям старших групп, но  и родителям, а также работникам  групп дополнительного образования....

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП НОД 19. Младшая группа. Вид деятельности – познавательно - исследовательская Форма организации – игры с правилами

Конспект НОД. Познавательное развитие. ФЭМП  НОД 19. Младшая группа.Вид деятельности – познавательно - исследовательскаяФорма организации – игры с правилами...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) «Уголь - «чёрное золото» земли Назаровской» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель:    дети включены в поисково-познавательную деятельность через опытно-экспериментальную работу; имеют представление об угле, как «черном золоте» земли Назаровской (его ...

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность «Дерево и его свойства» в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка»

Конспект ООД «Познавательное развитие» познавательно-исследовательская деятельность«Дерево и его свойства»в старшей группе комбинированной направленности №6«Ромашка...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность. Тема: "Удивительная бумага"

Конспект НОД Познавательное развитие. Познавательно - исследовательская деятельность.  Тема: "Удивительная бумага" подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)...