Самообразование
материал

Наталья Викторовна Ярига

Тема: Использование мнемотехники для развития связной речи старших  дошкольников.

Цель: Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста  средствами  мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mnemotehniki_.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

2015-2016уч.г.

План работы по самообразованию

Воспитателя:  Ярига Натальи Викторовны          группа №7 «Медузки»

Тема: Использование мнемотехники для развития связной речи старших      

            дошкольников.

Цель: Развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста  

           средствами  мнемотехники.

Литература:

1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с  

     помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. испр. –  

     СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.

    Ефименкова Л.Н. – М., 1985

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии

    связной речи.  Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4.

4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении

    рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое  

    пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.  

5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов.      

    Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10

6. Чернова Т.  Учебно-методическое пособие (дидактическая игра с

    использованием мнемотаблиц) 2015.

7.  Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память.  Широких Т. Д. Ребёнок в

     детском саду. 2004. №2.

8.  Шорыгина, Т.А. Стихи и сказки о родной природе.  Шорыгина, Т.А.

     Москва, 2005.

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы

Заучивание стихов по ПДД

07.09 – 18.09

Мнемодорожки

Помочь детям в запоминании ПДД. Развитие мышления, памяти, связной речи.

«Кто спрятался от нас?»

19.10 – 23.10

Опорные сигналы

С помощью опорных сигналов познакомить детей с характерными особенностями строения и образа жизни зверей. Развитие связной речи – умения давать обоснованные ответы на поставленные вопросы.

«Осень»

26.10 – 30.10

С опорой на схему

Продолжать учить детей составлять описательный рассказ по мнемосхемам. Развитие мышления, памяти, связной речи.

«Башни Кремля»

09.11 – 13.11

Конструирование с элементами мнемотехники.

Закрепить представления детей о Кремле как старинной крепости. Закрепить умение строить по чертежу-схеме. С помощью мнемотаблицы познакомится со стихотворением Ф.Глинки «Город чудный, город дивный..»

«Поет зима – аукает…» С. Есенин

30.11 – 11.12

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его. Добиваться хорошего запоминания стихотворения. Учить детей читать выразительно.

«Все профессии важны»

25.01 – 29.01

Составление рассказа по мнемотаблице.

Развитие связной речи. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о профессиях. Продолжать работу над выразительностью речи. Прививать интерес к разным профессиям.

«Как собака выиграла самый красивый хвост»

01.02 – 05.02

Сочинение сказки по мнемотаблице

Совершенствовать умение детей составлять сказку по мнемотаблице. Развивать монологическую и диалогическую  форму речи. Воспитывать интерес к усному народному творчеству.

«Весна идет»

29.02 – 04.03

Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Продолжать учить понимать и запоминать стихи. Развитие памяти, речи.

«Театрализованные игры»

21.03 – 25.03

Дидактическая игра с использованием мнемотехники.

Учить детей разыгрывать сказки, используя разные виды моделирования. Побуждать детей сочинять сказку с помощью моделей.

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

28.03 – 01.04

Дидактическая игра с использованием мнемотаблиц.

Обогащение словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления.

«Звезды»

11.04 – 15.04

Отгадывание загадки по мнемотаблице.

Учить детей отгадывать загадку по мнемотаблице. Развивать мышление, внимание, память, речь.

«Здоровье»

16.05 – 20.05

Мнемотаблицы.

Закрепление культурно-гигенических навыков.

«Игра

Что? Где? Когда?»

23.05 – 27.05

Рассказывание по серии сюжетных картинок и мнемотаблиц.

Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Продолжать учить использовать мнемотаблицы для рассказывания стихов и описательных рассказов. Учить детей играть в речевые игры.

Вывод:  

     Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. 

     Применяя такой план с воспитанниками, наметилась положительная динамика с улучшением связной речи. Многие ребят  стали лучше понимать структуру высказывания: начальную часть, серединку и концовку. Они легко усваивают  зрительную информацию, а также сохраняют её и восстанавливают в памяти, правильно связывают сюжет и ее части. Они могут передать готовый рассказ без содействия взрослых и научились самостоятельно составлять мнемотаблицы, рассказывать  по ним описательные рассказы, повествования. Появился интерес к заучиванию стихов и потешек, отгадыванию загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...