«Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»
учебно-методический материал

Зайцева Мария Евгеньевна

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по самообразованию.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством организации дидактических игр»

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

         И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для обогащения и накопления навыков мелкой моторике у  детей в ходе предметно – игровой деятельности через  использования игр с дидактическим материалом.

 ЗАДАЧИ:

-Изучить  и проанализировать научную литературу по проблеме развития мелкой моторике у детей 2-3лет.

- Подобрать и систематизировать материал по развитию мелкой моторике у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством организации дидактических игр».

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 

Систематизация  материала  по  развитию  мелкой моторике  у  детей  2-4  лет  средствами  игровой  деятельности    в  соответствии  с возрастными и индивидуальными возможностями.  

Сформированные  представления  у  детей  2-4 летнего  возраста  о разновидностях дидактических игр по мелкой моторике и основных приемах игры в них.  

Сотрудничество ДОО  и  семьи  по проблеме  формирования  и  развития мелкой моторике у детей 2 -4 лет.

Объекты в работе по самообразованию:

  - Дети 2-4 лет;

  - Семьи детей  посещающих детский сад;

 - Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

 -  Игровой метод (дидактические игры);

 -  Наглядный  метод  (рассматривание  дидактических  пособий, предметов);

  - Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:  

- групповая;  

 - подгрупповая;  

- индивидуальная;

Формы работы с родителями:

- сотрудничество через консультации,

- родительское собрание,

- беседы,

- совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

Этапы работы:

- Теоретический этап

- Практический этап

- Заключительный этап


 Перспективный план по самообразованию на 2018- 2019 учебного года.

Действия педагога

Сроки

Результат

Теоретический этап

1.

Подбор методической литературы для изучения

Сентябрь

Подобрать методическую литературу для изучения.

2.

 Познакомиться с интернет

ресурсами; изучение методической литературы;

изучение статей в журналах:

«Воспитатель ДОУ»,

«Дошкольное воспитание»,

«Ребенок в детском саду»,

«Обруч» и т.д.

Октябрь

 Изучение методической литературы по теме:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

5. Кольцова М.М «Развитие моторики»

6.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Практический этап

3.

Сбор материала для  педагогической  копилки.

в течение года

Папка –копилка,  сайт воспитателя.
1. Создание картотеки пальчиковых игр

2. Создание картотеки игр для развития мелкой моторике.

3. Картотека шаблонов для рисования пальчиками.

4.

Работа с детьми:

совместная и самостоятельная деятельность детей в группе.

Октябрь – Май

1.Проведение диагностики детей по методу Кольцовой.

2.  Использование дидактических игр в течение дня в разных режимных моментах:

А) Игра «Где, чей хвост?»

Б) Игра «Божьи коровки»

В) Игра-трафарет «Транспорт»

Г) Рисуем пальчиками

Д) Игра «Пальчиковая дорожка»

Е) Игры с прищепками

Ж) Игра «Пальчиковый твистер»

З) Соревнования с «играми-моталочками»

И) Разыгрывание пальчикового театра по сказкам: «Курочка-ряба», «Колобок», «Репка»

3.Применение пальчиковых игр во всех занятиях по всем областям

4.Открытое занятие

5. Тематические комплекты по мелкой моторике + счет+ цвета+ развитие речи

, 5.

Работа с родителями:

1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи мелкой моторике (по результатам диагностики)

2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы

3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род. собрание, сотрудничество, конкурсы.

Октябрь – Май

1.Родительское собрание по проблеме, знакомство родителей с результатом диагностики, анкетирование родителей по данной тематике.

2. Консультация «35 игр для развития мелкой моторике»

3. Конкурс «Волшебство из фетра» (изготовление пальчиковых дорожек)

4. Мастер – класс для родителей по развитию мелкой моторике.

5. Изготовление родителями игр- моталочек и кукол для пальчикового театра.

6.Совместное изготовление лэпбуков: «Цвета» и «Математика для малышей»

Рефлексия

7.

Самореализация:

посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района;

посещение педсоветов, семинаров, конференций.

Самоанализ и самооценка занятия  в своей группе;

проведение открытых мероприятий.

Публикация в журнале по обобщению опыта

Октябрь – Май.

1)Посещение открытых занятий на уровне своего детского сада, на уровне городского метод объединения.

2)Просмотр открытых занятий и вебинаров в сети интернет:

https://youtu.be/YvjLhUXvRwo 

https://youtu.be/ixxxTyZy0Sk 

https://youtu.be/TZmzJAANgng 

https://youtu.be/rTp4CoAneeM 

https://youtu.be/zs0Sf-L3AqE 

3)Участие в медианарах,  вебинарах, семинарах по проблеме формирования элементарных математических представлений.

4)Показ открытого занятия (по плану детского сада)

5.Выступление на педсовете «Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей 2-4 лет»

6.Отчёт по теме самообразования.

Отчет по теме самообразования пишется самостоятельно, так как мы не знаем, что из предложенного нами действительно будет реализовано вами.

3. Публикация в газете местного значения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»

В данном масте-классе педагоги познакомятся с нетрадиционной техникой работы с пластилином....

Презентация «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Данная презентация - это приложение к мастер-классу «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста»....

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ как средство развития мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Техники и приемырисования пластилином на картоне: 1.Примазывание.2.Скатывание.3.Надавливание.4.Размазывание.5.Лепка из «колбасок».6.Лепка с использованием природных материалов.7.Рельефный рисунок...

«Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста посредством тестопластики»

Дети с ОВЗ имеют множество отставаний в развитии: не сформирована речь, память, мышление. Отстают и в эмоциональном уровне. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точне...

Кружок "Развитие мелкой моторики рук детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством методики Су-Джоку" 1 младшая

Программа «Су - Джоку» направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук, речевой активности у детей с 2 лет, с целью общего укрепления организма, улучшения психоэмоционального состо...