Комплексный план поддержки сюжетно-ролевой игры «Кафе»
методическая разработка (старшая группа)

Сюжетно-ролевая игра "Кафе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevye_igry_-_kopiya.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный план поддержки сюжетно-ролевой игры «Кафе»

по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Задачи:

- Обогащать и систематизировать представления детей о труде и профессиях людей, побуждать к отражению в играх различных сторон действительности (труд взрослых в кафе, их взаимоотношения).

- Создавать условия для развития длительных игр, обучая детей объединению нескольких сюжетов и игровых линий, способствовать становлению взаимоотношений между действующими лицами во много - ролевой игре.

- Создавать вместе с детьми предметно - игровую среду для самостоятельных игр, побуждать детей к созданию атрибутов для сюжета игры.

I. Обогащение жизненного опыта детей

Чтение/рассматривание иллюстраций/общение: «Горшочек каши» Братья Гримм, «Кем быть?» В. Маяковский, «А что у вас?» С. Михалков,русские народные сказки: «Каша из топора», «Крылатый мохнатый да масленый», «Как курочка хлеб испекла», «Легкий хлеб», «Лиса и журавль», рассказ «Три калача и одна баранка» Л. Толстой, «Федорино горе» К. И. Чуковский, «Мишкина каша» Н. Носов,стихи: «В кафе Мороженое» Л. Фирсова- Сапронова, «Повар» О. Емельянова, «Маленький повар» Н. Чернова, «Повар» Л. Разумова «А повар – белоснежная гора» Р. Рождественский, «Дайте повару продукты» С. Чертков, «Повар готовил обед» О,Григорьев, «Белый фартук и колпак»,стихи про официанта: «Он в ресторане встретит вас», «Я меню вам предлагаю», «Официант спешит - и вот», «В кафе вас ждет официант».

Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов: «Приключение Буратино» - харчевня «Три пескаря»», «Вини Пух идет в гости», «Малыш и Карлсон», «Карлсон, который живет на крыше», «Каша из топора»», «Волшебная кухня» сборник мультфильмов про еду, «Как обезьянки обедали», «Рататуй».

Просмотр презентаций о кафе, о меню, о детском кафе, о работе кафе: «Детское кафе», «Кто работает в кафе» (знакомство с профессиями: официант, шеф - повар и его помощники повара, бармен, посудомойка, уборщица, менеджер по закупке продуктов, управляющий, администратор зала и их структурой работы).

Просмотр видеоролика «Аниматор развлекает детей в кафе».

Беседы: «Что такое кафе, для чего оно нужно?», «В кафе могут работать и девочки и мальчики», «Что и из каких продуктов можно приготовить?», «Какие бывают кафе?», «Что такое меню?», «Правила безопасности при работе с электроприборами», «Правила работы с острыми предметами – ножи, шпажки», «Опасные предметы» К. Ю. Белая «Основы безопасности дошкольника», «Правила поведения в кафе».

Рассматривание картинок из серий рассказы по картинкам «Кем быть?», «Посуда», «Продукты питания» и «Профессии», из серии мир в картинках «Бытовая техника», карточки для развития ребенка «Профессии и ремесла», комплект карточек с фактами и заданиями серии «Вундеркинд с пеленок» «Профессии».

Просмотр иллюстраций –интернет ресурсы: «Администратор встречает посетителей», «Интерьер кафе», «Официант готовит стол», «Официант принимает заказ», «Официант с подносом подходит к столику», «Повара во время работы»», «Гости кафе беседуют за столом и пробуют блюда», «Бармен готовит напитки», «Дети развлекаются с аниматором», «Дети в игровом уголке кафе», «Музыканты играют музыку», «Интерьер кухни», «Уборщица наводит порядок», «Посудомойка складывает посуду», «Женщина разговаривает с администратором кафе», «Стеллажи с продуктами», «Стеллажи с кухонной утварью», «Стеллажи с посудой и столовыми приборами», «На стенах демонстрация блюд и меню», «Витрины с выпечкой и десертами», «Вывески с названием кафе».

Рассматривание репродукций художников/общение: «Вечерние кафе» Ю. Г. Иванов, «Кафе» Константин Разумов, «За завтраком» З. Е. Серебрякова, «Купчиха за чаем» Б. Кустодиев, «Повар» Цериз Теодор, «Кафе» Саша Маурер, «Ленинградское кафе» Л. В. Гервиц.

Экскурсия на кухню МДОУ.

Опытно-экспериментальная деятельность: чудеса на кухне – эксперименты с продуктами питания.

Выпечка печенья, вафель.

Обучение трудовым приемам: пользоваться мерным стаканчиком и ложкой, рецептом, кухонными приборами, весами, скалкой, подносом, сервировать стол, красиво складывать салфетки, делать сок, чай, бутерброды разные, выпекать печенье, замешивать песочное тесто, подбирать продукты для блюд, делать заказ и использовать для этого меню, встречать и обслуживать гостей, вести презентацию кафе (рассказывать об организации развлекательных мероприятиях в кафе и меню).

Обучение работе ножом и правилам пользования ножом.

Обучение работе соковыжималкой и правилам пользования соковыжималкой.

Обучение работе с духовкой и правилам пользования духовкой.

Обучение работе с микроволновкой и правилам пользования

микроволновой печью.

Моделирование: «Взаимодействие сотрудников кафе».

Взаимодействие с родителями:

- Посещение кафе.

- Фотографии из семейного архива «Как я ходил в кафе».

- Фотографии из семейного архива «Мои кулинарные шедевры».

- Мастер класс «Фруктовые канапе» проводит мама (законный представитель) ребенка для детей в группе.

- Мастер класс «Вкусные и полезные бутерброды для детей» проводит мама (законный представитель) ребенка для детей в группе.

II. Обогащение игрового опыта

Решение занимательных задач на развитие мышления: игра с творческими заданиями по ФЭМП «Маленькие повара», «Расставим посуду», «У куклы день рождение», лабиринт «Волшебные горшочки», «На кухне у бабушки», «Что за чем?», «Закончи выражение», «Я большая» Н. В. Нищева «Формирование математических представлений у дошкольников с ОНР»; «Логические таблицы», «Считай- ка – овощи».

Маршрутные игры (игры - ходилки): «Шеф - повар», «кафе Мороженное», по сказке «Федорино горе».

Тематические игры: пазлы «Все работы хороши»;игра-лабиринт: «Помоги поварам подобрать продукты для приготовления блюд», «Вини Пух и горшочек меда», «Семья за столом – кто что ест», «Фрукты - сок» соединить фрукт со стаканом соответствующего сока.

Настольно-печатные игры: «Все профессии важны», «Играем в профессии»,лото: «Кем быть?», «Кому, что нужно для работы».

Дидактические игры: «Что чем едят», «Накрываем на стол», «За столом» – учить правильно сервировать стол.

Развивающие игры: «Вкусняшка» - сервируем блюдо, развивающие игры на магнитах: «Собери торт», «Магнитная фантазия - Поваренок», игры на липучках: «Пицца» - узнай из чего делают пиццу, «Юный кулинар», «Школа юного повара»- учимся готовить/состав блюда, поэтапное приготовление; «Я шеф – повар» развивающая игра с картинками- рецептами.

Игры в уголке «ряженья».

Коммуникативные игры на знакомство с работниками кафе, создание положительных эмоций,развитие эмпатии: «Я приготовлю тебе…», «Здравствуйте», «Комплименты», «Калейдоскоп имен», «Вежливые слова», «Пресс конференция»; на развитие умения действовать сообща в команде «Я хочу с тобой дружить», «Только вместе», «Поменяйтесь местами»; на развитие внимания, выдержки,согласованности действий: «Можно - нельзя», «Запрещенное движение».

Игры-фантазирования: «Однажды в кафе» (на основе начала рассказа, придуманного воспитателем).

Создание ситуаций игрового взаимодействия с детьми (совместные партнерские сюжетно-ролевые игры):

– Ребята, представьте, так хочется встретиться с родными и друзьями. А если в квартире мало места и на улице сыро, ветрено или холодно, да и мама устала с работы, то где мы можем пообщаться с родными и друзьями и весело и приятно провести время? Можно отправиться в кафе. Ведь в кафе можно отметить любое событие или праздник. Хотите открыть кафе и придумать свои варианты блюд?

Пример:

Воспитатель в роли администратора:

– Добрый день, добро пожаловать, мы рады вас видеть в нашем кафе. У вас заказан столик? Где бы вы хотели присесть? Могу предложить вам великолепное место в центре зала или уютный столик возле окна. Хорошо, ваш столик у окна, присаживайтесь. Наше кафе одно из лучших в городе, мы можем организовать праздничное мероприятие, например, день рождение, у нас отличный аниматор, надеюсь вам у нас понравиться. Пожалуйста, меню, я приглашу официанта, приятного вам времени. Извините, у нас сегодня много посетителей (проблемная ситуация, могу я пригласить за ваш столик пару гостей? Вы не против, спасибо. Как провели время? До свидания, будем рады вас видеть еще.

Кто бы хотел побывать в роли администратора? … (поддержка самостоятельной игры детей).

Воспитатель в роли управляющего:

– Здравствуйте, все в порядке, все на рабочем месте, все продукты закуплены, много ли гостей, что по плану на сегодня? (обращается к администратору). В 17.00. выпускной «До свидания детский сад». Зал подготовлен? Хорошо. Столы накрыты, зал украшен разноцветными шарами. Аниматор подготовил развлекательную программу. Детское меню готово. Повара стараются, молодцы. На кухне порядок. Официанты готовы. Мы одна команда, я в вас уверен, надеюсь, праздник пройдет замечательно, и гости будут довольны и будут посещать наше кафе. Всем удачи, хорошего дня. За работу!

Кто бы хотел побывать в роли управляющего? … (поддержка самостоятельной игры детей).

Воспитатель в роли официанта:

– Добрый день (утро, вечер, меня зовут Юлия, я буду вашим официантом. Вы готовы сделать заказ. Какую пиццу, какой чай, какое мороженое, вы желаете? Хорошо.Ваш заказ: пицца «Детская», два чая фруктовых, два круассана с шоколадной начинкой и два мороженое пломбир с карамельным сиропом, спасибо. Пока блюдо готовят, может принести напитки, какой сок? Апельсиновый, хорошо. Пожалуйста, ваш сок. (Официант сообщает заказ повару). Пожалуйста, ваша пицца. Приятного аппетита. Ой, что за шум, разбили бокал (проблемная ситуация). Не беспокойтесь, я вызову уборщицу. Все в порядке. Могу ли я забрать ваши тарелки. Вы хотите расплатиться, пожалуйста, ваш чек. До свидания, спасибо, приходите к нам еще, приятного вам дня.

Кто хочет попробовать взять заказ у следующего посетителя? … (поддержка самостоятельной игры детей).

Воспитатель в роли менеджера по закупке продуктов

– Мне надо закупить продукты. Для этого я узнаю у шеф-повара, что нужно и позвоню поставщику и закажу продукты (обращается к повару, записывает). Постараюсь сделать заказ по выгодной цене, более экономно (звонит, договаривается). Готово. Теперь надо получить продукты, проверить их качество и заплатить за них. Эти огурцы вялые, а у йогурта заканчивается срок годности (проблемная ситуация). Пожалуйста, замените товар. Все продукты закуплены и проверены (обращается к повару). Их надо убрать на стеллажи и в камеры хранения.

Кто хочет попробовать себя в роли менеджера по закупке продуктов? (поддержка самостоятельной игры детей).

Воспитатель в роли шеф - повара:

–Поступил заказ: два фруктовых салата с йогуртом. Мне надо организовать помощников - поваров и проконтролировать качество приготовления блюда. Для приготовления возьмите два яблока, банан, грушу, два мандарина, два киви, две столовые ложки йогурта и тертый шоколад. Фрукты нарезать кубиками, шоколад натереть на мелкой терке. Фрукты перемешать с йогуртом, наполнить креманки и посыпать тертым шоколадом. Мандарины очень кислые (проблемная ситуация). Не беда, легко можно заменить сладкими апельсинами. А гость знает, что в блюде будет апельсин (проблемная ситуация). Срочно поставить гостя в известность. Официант, сообщите гостю и принесите извинения. Повара приступайте к приготовлению.

Кто хочет придумать свои блюда? (поддержка самостоятельной игры детей)

Воспитатель в роли повара:

– Да шеф, мне надо приготовить блюдо - фруктовый салат. Я постараюсь выполнить работу быстро, аккуратно и вкусно. Вначале я подготовлю свое рабочее место, надену колпак и халат, возьму необходимые продукты, посуду и инструменты. Помою фрукты. Все готово.Приступаю к приготовлению блюда: очищаю фрукты от кожуры, удаляю косточки и беленькие сеточки, нарезаю фрукты. Ой, что-то нож плохо режет. Надо срочно наточить (проблемная ситуация). Все в порядке. Продолжаю работать. Все фрукты нарезаны мелкими кубиками, кладу в креманку, добавляю йогурт, натираю шоколад в стружку на мелкой терке и посыпаю сверху чуть-чуть. Блюдо готово. Отдаю блюдо в зал (обращается к официанту).

Кто хочет приготовить вкусные блюда? (поддержка самостоятельной игры детей)

III. Создание развивающей предметно-игровой среды

Создание алгоритмов по ситуациям игры, рабочих листов, пооперационных карт. Алгоритм сервировки стола. Алгоритм приготовления блюд. Рецепты в инфографике. Меню.

Внесение и презентация воспитателем бытовой техники, электроприборов.

Совместное с детьми создание памяток: «Правила безопасности при работе с бытовой техникой», «Правила безопасности при работе ножом».

Создание схем построек/объемное конструирование из модулей: «Кафе», «Стеллажи для посуды, продуктов» и др.

Конструирование из конструкторов «Лего», «Тико»: «Мебель».

Совместные с воспитателем и самостоятельные подбор и создание игровых атрибутов (интерьер кафе, вывеска, посуда, одежда, бытовая техника, скатерти, полотенца, салфетки, салфетницы, продукты, блюда, меню, спец. одежда и т. п. ; изготовление салфетниц из бросового материала, «Салфетка» рисование - нанесение рисунка на ткань техника Эбру, «Выпечка» лепка из соленого теста, «Мебель для кафе игрушек» оклеивание бумагой спичечных коробков, угощение для кукол, кошельки-оригами, денежные купюры).

Создание журнала: «Вкусно и полезно».

Создание книги «Книга отзывов и предложений».

Взаимодействие с родителями:

- Совместное изготовление и подбор атрибутов к игре (скатерти, одежда для работников кафе, продукты и т. д.).

- Изготовление меню, подборка листов и картинок.

IV. Активизирующее общение педагога с детьми

Не планируется заранее, может возникать, если сюжет зашел в тупик и есть необходимость перевода игры к более сложным формам:

Например, активизирующее общение по ходу игры: «Много ли у вас гостей? Есть свободный столик? Мы хотим отметить день рождение» (администратору) «Что вам сегодня заказали? Много ли заказов? Что вы можете предложить? Я хочу сделать заказ» (официанту,

«Какое задание вы дали поварам? Какое блюдо сегодня пользуется спросом?» (шеф- повару). «Какие блюда вы сейчас готовите?» (повара). «Какие продукты нужны?» (шеф - повару) И т. д.

Или по окончании игры, например, интервью с работниками кафе: «Как прошел ваш трудовой день? Случались ли в вашей работе непредвиденные ситуации? Как вы с ними справились? Удалось ли вам угодить гостям - посетителям? Все гости остались довольны?» «Всех посетителей успели обслужить и накормить?» И т. д.

«Расскажите, гости, вы остались довольны обслуживанием? Какое блюдо вам понравилось больше всего и почему? Кто был самым вежливым? Хотели бы вы посетить кафе еще раз? Вы бы посоветовали это кафе своим знакомым? Давайте запишем в книгу «Отзывов и предложений», что вам понравилось больше всего, что бы вы изменили в нашем кафе?»

Библиографический список:

1) https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksnyi-plan-poderzhki-syuzhetno-rolevoi-igry-kafe-starshii-doshkolnyi-vozrast.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Педагогическая поддержка сюжетно-ролевой игры в ДОУ в контексте ФГОС ДО"

Презентация отражающая основные принципы педагогической поддержки ребенка в сюжетно-ролевой игре в контексте ФГОСДО. Будет интересна воспитателям-методистам ДОУ, а также студентам обучающимся на ...

Проект поддержки сюжетно-ролевой игры для детей старшей группы "Путешественники"

Обоснование темы на основе психологических особенностей детей выбранной возрастной группы, особенностей детских интересов и субкультуры..Задачи развития детской игры как деятельности.Примерное содержа...

СПОСОБЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «СУПЕРМАРКЕТ» ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Проектное задание по курсу “Проектирование образовательной деятельности в контексте ФГОС ДО» (социально-коммуникативное развитие ). Для себя, как для педагога старшей группы, я поставила профессиональ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Педагогическая поддержка сюжетно – ролевой игры детей дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, с...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Проект «Комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевой игры»

Цель проекта: формирование у младших дошкольников игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру детей в небольших игровых объединениях. ...