Путешествие по произведениям Л.В. Лапцуй 2019
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект занятия

«Путешествие по произведениям Л. В. Лапцуй» 28.02.20.

Оксана Георгиевна Рогалева
 

Цель: Расширение представлений о жизни и творчестве известного писателя Л. В. Лапцуй.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о писателе, его произведениях Л. В. Лапцуй.

2. Развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений.

3. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

Предварительная работа: Чтение детям произведений Л. В. Лапцуй , разучивание наизусть отрывков из стихотворений.

Оборудование: Книги Л. В. Лапцуй, иллюстрации к его произведениям. Портрет Л. В. Лапцуй , атрибуты к загадкам.

Ход ЗАНЯТИЯ

I слайд Ӈани' торова! Здравствуйте ребята, посмотрите на наш чудесный экран. Кто изображён на портрете?

Ответ детей- (Л. В. Лапцуй.)

Воспитатель: Правильно! Это ненецкий  детский писатель Л. В. Лапцуй.

Он родился в нашем  Ямальском районе близ посёлка Новый-Порт  и своим днём рождения выбрал 28 февраля 1932г., то есть является нашим земляком.Cегодня ему бы исполнилось 88 лет. Вы знаете его книги? Наверняка их знают ваши мамы, папы, и даже бабушки и дедушки. И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну рассказов и стихов Л. В. Лапцуй. Мы с вами будим вспоминать произведения этого замечательного писателя. Я хочу вам прочесть его стихотворение:

                                                       Л. Лапцуя  «Приезжай»

                                                  Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна.

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух.

В тундре – век двадцатый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолет,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живет мой маленький народ,

Жар гостеприимства сохраняя,

Обогрет ты будешь без огня!

 

А на чём мы отправимся в это путешествие как вы думаете, вам придётся угадать.

Олень от них убегает – а они не отстают (Нарты)

(Дети отгадывают загадку, все садимся на нарты и отправляемся в путешествие).

  II слайдВоспитатель: Вот мы и приехали на первую нашу остановку "Музей- квартира Л. В. Лапцуй. После смерти писателя музей основала его жена писательница языковед Сусой Елена Григорьевна, которая посвятила своему мужу книгу “Л.В. Лапцуй. Страницы жизни и творчества”. В  столице нашей малой Родины город Салехард был открыт музей-квартира в 1994г. Здесь писатель творил свои произведения на ненецком и русском языках.

Видео о “музее-квартире” Л.В. Лапцуй. (2 мин)

"Мы ждём, друзья!

И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите чум – вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга."

 Суровому очарованию Ямала и душевной теплоте его жителей посвящено творчество Л.В. Лапцуя. Лирические произведения о жизни тундровиков и освоении местных богатств стали шагом вперёд для ненецкой литературы. Самобытный национальный поэт родился в Новопортовской тундре в стойбище возле озера Ярото в семье оленевода. При рождении получил имя Вэсако - в переводе с ненецкого «мудрый старец». Узнать подробнее о жизни и литературном наследии писателя можно в «Музее-квартире Л.В. Лапцуя» в Салехарде. Посреди рукописей, фотографий и фамильных реликвий проходят лекции, встречи с писателями Севера и другими творческими людьми.

 

III слайдВоспитатель: - Ребята вот мы и побывали на станции квартира музей Лапцуя! Тогда поехали дальше! Остановка “Нарьяна Нгэрм”. Как вы думаете как переводится “Нарьяна Нгэрм”- это красный север. Так называется газета на ненецком языке, где молодой писатель познакомился со своим наставником Иваном Григорьевичем Истоминым и в последующем написал про него автобиографическую поэму “Ири” (поэма о мальчике инвалиде). Своё творчество Лапцуй начал работая в этой газете редактором.

        "Давайте c вами попробуем угадать произведения Л. В. Лапцуй :

  1. Хов, хов, хонёёв,

Едэйков хонёёв

Хов, хов, тутнов,

Нисярэй тутнов.

Спи, мой маленький сынок.

Скоро папа придёт

И добычу принесёт. (поэма “Едэйко”)

"Едэйко" автобиографическая повесть о мальчике, она о радостях и трудностях , о крепкой дружбе и любви маленьких северян к своему суровому и прекрасному краю.

  1. В начале книги “Едэйко” Л.В. Лапцуй обращается к детям. Давайте с вами ребята заучим его обращение:

Яни ӈацекы’’

Инзелехэрӈада”!

Нумда пэвсюмб’

Хад’ тотрев’,

Мерця’ тотрев’

Ӈэдалариӈгув.

Тюр’ е’’эйӈэ

Паднабцькоми

Харн” ня” амаӈгудм’,

Мань мэтаӈадм’.

Пишу книгу, но мне кажется,

Будто на оленях мчусь,

Словно метель,

Словно ветер,

Мчусь на оленях.

IV слайдВоспитатель:

Физ. минутка.

Нявакоця санарӈа,

Cэракоця санарӈа.

Тарем', тарем' санарӈа.

Нявакоця, пэдаран' хань",

Сэракоця, пэдаран' хань",

Тарем’, тарем’ пэдаран’ хань”.

Нявакоця, тяха’ иле”.

Сэракоця тяха’ иле”.

Мань сит ӈэдангудм’,

Тарем’, тарем’ ӈэдангудм’.

 

V слайдВоспитатель: - Я предлагаю отправиться нам дальше! А следующей остановкой будет “Детство Лапцуя”. Я вам предлагаю поиграть в ненецкую игру, которую в детстве играл мальчик Лёня (Леонид Лапцуй).

  • Игра называется “Прыжки через нарты” (необходимо разделиться на две команды).  
  • Игра “Тыранийко”.

VI слайд Воспитатель: Ребята давайте отправимся на следующую нашу остановку “Ненецкие загадки” отгадаем с вами загадки о севере.

Хоть и идёт, следа её не видно. (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет. (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт. (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах. (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется. (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке. (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт. Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу. (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят. (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут. (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище. (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет. (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут. (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет. (Снег).

Молодцы вы справились с заданием!

VII слайд Воспитатель: И  я вам предлагаю посетить нашу последнюю станцию “Найди отгадку на ощупь”

(ведущий читает загадку, дети – ищут отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком)

  1.  Пять остяков в одном чуме живут (Рукавицы)
  2.  Когда пришла когда ушла не видно и следа (лодка)
  3.  Решётчатый дом в воде сидит Рыба в дом войдёт а из дома не выйдет (сетка для рыбной ловли.
  4. Маленькая лошадка тащит воз сена (чайник)
  5. У старухи нос рябой (наперсток)
  6. Без корня растёт (камень)
  7. По земле бежит, без ног а поторопиться – без крыльев взлетит.

 

VIII слайд Воспитатель:Что ж, и нам пора возвращаться. Дорогие дети, понравилось ли вам наше путешествие? Давайте скажем хором: Раз, два, три, четыре, пять В детском садике мы опять. Давайте с вами подведём итоги, с кем мы с вами сегодня познакомились? Понравилось занятие. Что больше всего запомнилось. Было ли трудно? Спасибо за внимание! Лакамбой!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestv_laptsuy_28_02_20.docx23.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Путешествие по произведениям Л. В. Лапцуй» 28.02.20.

Оксана Георгиевна Рогалева

Цель: Расширение представлений о жизни и творчестве известного писателя Л. В. Лапцуй.

Задачи:

1. Обобщить знания детей о писателе, его произведениях Л. В. Лапцуй.

2. Развивать творческие способности детей, воображение, связную и выразительную речь на материале произведений.

3. Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.

Предварительная работа: Чтение детям произведений Л. В. Лапцуй , разучивание наизусть отрывков из стихотворений.

Оборудование: Книги Л. В. Лапцуй, иллюстрации к его произведениям. Портрет Л. В. Лапцуй , атрибуты к загадкам.

Ход ЗАНЯТИЯ

I слайд Ӈани' торова! Здравствуйте ребята, посмотрите на наш чудесный экран. Кто изображён на портрете?

Ответ детей- (Л. В. Лапцуй.)

Воспитатель: Правильно! Это ненецкий  детский писатель Л. В. Лапцуй.

Он родился в нашем  Ямальском районе близ посёлка Новый-Порт  и своим днём рождения выбрал 28 февраля 1932г., то есть является нашим земляком.Cегодня ему бы исполнилось 88 лет. Вы знаете его книги? Наверняка их знают ваши мамы, папы, и даже бабушки и дедушки. И сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в страну рассказов и стихов Л. В. Лапцуй. Мы с вами будим вспоминать произведения этого замечательного писателя. Я хочу вам прочесть его стихотворение:

                                                       Л. Лапцуя  «Приезжай»

                                                  Ты не видел тундры? Приезжай!

Если встретит холодом она,

Если вьюга зарычит, страшна,

Словно моря Карского волна.

Не пугайся, словно горностай,

Не кидайся в снежные бугры

Неумелым лыжником с горы.

Ясным взором посмотри вокруг,

Полной грудью свежести вдохни,

Бодростью наполнится твой дух.

В тундре – век двадцатый, наши дни.

Сядешь в нарты, что летят стрелой,

Или в сизокрылый самолет,

В тундре, под Полярною звездой,

Где живет мой маленький народ,

Жар гостеприимства сохраняя,

Обогрет ты будешь без огня!

А на чём мы отправимся в это путешествие как вы думаете, вам придётся угадать.

Олень от них убегает – а они не отстают (Нарты)

(Дети отгадывают загадку, все садимся на нарты и отправляемся в путешествие).

  II слайдВоспитатель: Вот мы и приехали на первую нашу остановку "Музей- квартира Л. В. Лапцуй. После смерти писателя музей основала его жена писательница языковед Сусой Елена Григорьевна, которая посвятила своему мужу книгу “Л.В. Лапцуй. Страницы жизни и творчества”. В  столице нашей малой Родины город Салехард был открыт музей-квартира в 1994г. Здесь писатель творил свои произведения на ненецком и русском языках.

Видео о “музее-квартире” Л.В. Лапцуй. (2 мин)

"Мы ждём, друзья!

И вовсе не беда,

Коль встретит вас неласковая вьюга.

В любой зайдите чум – вас ждёт всегда

Гостеприимство и забота друга."

 Суровому очарованию Ямала и душевной теплоте его жителей посвящено творчество Л.В. Лапцуя. Лирические произведения о жизни тундровиков и освоении местных богатств стали шагом вперёд для ненецкой литературы. Самобытный национальный поэт родился в Новопортовской тундре в стойбище возле озера Ярото в семье оленевода. При рождении получил имя Вэсако - в переводе с ненецкого «мудрый старец». Узнать подробнее о жизни и литературном наследии писателя можно в «Музее-квартире Л.В. Лапцуя» в Салехарде. Посреди рукописей, фотографий и фамильных реликвий проходят лекции, встречи с писателями Севера и другими творческими людьми.

III слайдВоспитатель: - Ребята вот мы и побывали на станции квартира музей Лапцуя! Тогда поехали дальше! Остановка “Нарьяна Нгэрм”. Как вы думаете как переводится “Нарьяна Нгэрм”- это красный север. Так называется газета на ненецком языке, где молодой писатель познакомился со своим наставником Иваном Григорьевичем Истоминым и в последующем написал про него автобиографическую поэму “Ири” (поэма о мальчике инвалиде). Своё творчество Лапцуй начал работая в этой газете редактором.

        "Давайте c вами попробуем угадать произведения Л. В. Лапцуй :

  1. Хов, хов, хонёёв,

Едэйков хонёёв

Хов, хов, тутнов,

Нисярэй тутнов.

Спи, мой маленький сынок.

Скоро папа придёт

И добычу принесёт. (поэма “Едэйко”)

"Едэйко" автобиографическая повесть о мальчике, она о радостях и трудностях , о крепкой дружбе и любви маленьких северян к своему суровому и прекрасному краю.

  1. В начале книги “Едэйко” Л.В. Лапцуй обращается к детям. Давайте с вами ребята заучим его обращение:

Яни ӈацекы’’

Инзелехэрӈада”!

Нумда пэвсюмб’

Хад’ тотрев’,

Мерця’ тотрев’

Ӈэдалариӈгув.

Тюр’ е’’эйӈэ

Паднабцькоми

Харн” ня” амаӈгудм’,

Мань мэтаӈадм’.

Пишу книгу, но мне кажется,

Будто на оленях мчусь,

Словно метель,

Словно ветер,

Мчусь на оленях.

IV слайдВоспитатель: 

Физ. минутка.

Нявакоця санарӈа,

Cэракоця санарӈа.

Тарем', тарем' санарӈа.

Нявакоця, пэдаран' хань",

Сэракоця, пэдаран' хань",

Тарем’, тарем’ пэдаран’ хань”.

Нявакоця, тяха’ иле”.

Сэракоця тяха’ иле”.

Мань сит ӈэдангудм’,

Тарем’, тарем’ ӈэдангудм’.

V слайдВоспитатель: - Я предлагаю отправиться нам дальше! А следующей остановкой будет “Детство Лапцуя”. Я вам предлагаю поиграть в ненецкую игру, которую в детстве играл мальчик Лёня (Леонид Лапцуй).

  • Игра называется “Прыжки через нарты” (необходимо разделиться на две команды).  
  • Игра “Тыранийко”.

VI слайд Воспитатель: Ребята давайте отправимся на следующую нашу остановку “Ненецкие загадки” отгадаем с вами загадки о севере.

Хоть и идёт, следа её не видно. (Лодка).

Летом худеет, зимой жиреет. (Земля со снегом и без снега).

Когда ложится, надолго ложится, когда встаёт, надолго встаёт. (Лёд и вода).

Носит она саблю в шерстяных ножнах. (Лисица).

От дверей своего дома незамеченным уходит, после его ухода дым появляется. (Выстрел).

Полгода стоит на одной ножке. (Ягода).

На просторах тундры без корня растёт. Лишайник).

Один мужчина уснул на берегу. (Олений хвостик).

Черные мужчины по двое сидят. (Оленьи копыта).

Двое мужчин бегут, а перегнать друг друга не могут. (Головки нарт).

Трое сошлись в одном стойбище. (Хорей и его наконечники).

Бежит, бежит, но не вытечет. (Вода реки).

В огне не горит и в воде не тонет. (Лёд).

Свои бесчисленные тысячи собрать не могут. (Солнце, луна, звёзды).

С неба летит – пляшет. Все, что есть в тундре, – прячет. А в чум попадет – плачет. (Снег).

Молодцы вы справились с заданием!

VII слайд Воспитатель: И  я вам предлагаю посетить нашу последнюю станцию “Найди отгадку на ощупь”

(ведущий читает загадку, дети – ищут отгадку на ощупь в большой коробке, накрытой красивым платком)

  1.  Пять остяков в одном чуме живут (Рукавицы)
  2.  Когда пришла когда ушла не видно и следа (лодка)
  3.  Решётчатый дом в воде сидит Рыба в дом войдёт а из дома не выйдет (сетка для рыбной ловли.
  4. Маленькая лошадка тащит воз сена (чайник)
  5. У старухи нос рябой (наперсток)
  6. Без корня растёт (камень)
  7. По земле бежит, без ног а поторопиться – без крыльев взлетит.

VIII слайд Воспитатель:Что ж, и нам пора возвращаться. Дорогие дети, понравилось ли вам наше путешествие? Давайте скажем хором: Раз, два, три, четыре, пять В детском садике мы опять. Давайте с вами подведём итоги, с кем мы с вами сегодня познакомились? Понравилось занятие. Что больше всего запомнилось. Было ли трудно? Спасибо за внимание! Лакамбой!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для дошкольников "Путешествие по произведениям С.Я Маршака"

Обобщить знания детей о писателе С.Я.Маршаке, его произведениях.                   Развивать умения отга...

Открытое интегрированное занятие для детей 5-6 лет. Тема:" Путешествие по произведениям С.Я.Маршака.

Проблема:Сегодня как никогда перед дошкольными учреждениями стоит проблема формирования у ребёнка интереса к книге. Современные дети отдаляются от книги предпочитая компьютеры и телевизоры.Цель:Вызват...

«Путешествие по произведениям К.Чуковского». Развлечение для детей 6-7 лет и их родителей

Цель: сoздание положительного эмoционального настроя у детей и взрослых; закрепление материала по oзнакомлению дошкольников с железной дорогой и ее профессиями. Задачи: Развивать спoрт...

Путешествия по произведениям С.Я. Маршака

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...

Путешествие по произведениям С.Я. Маршака

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественно...

Театрализованное представление "Путешествие по произведениям С.Я. Маршака"

Театрализованное представление "Путешествие по произведениям С.Я. Маршака". Для детей старшего возраста и детей первого класса....

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...