Отчет по самообразованию
материал (младшая группа)

Отчет по самообразованию на тему "Фольклор и дети"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор и дети20.71 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2019-2020 ГОДА

Тема: «ФОЛЬКЛОР И ДЕТИ»

Воспитатель:

Чемерис Е.Г.

   Я решила выбрать эту тему в связи с тем, что в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения богатого русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

   Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Интересно исследование Л. Н. Павловой, где, в частности, показаны роль и место фольклора в современной педагогике раннего детства. Отмечается, что фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей.

   Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами - в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

В процессе подготовки к работе по данной теме мной была проведена следующая работа: отобраны и изучены статьи из журналов, материалы из интернета, были отобраны подходящие по возрасту детям потешки, сказки, песни, народные игры.

Интересный материал был представлен в работе Сидорук Л.О. «Приобщение к истокам русской народной культуры». Автор статьи предлагает интересные формы работы по приобщению детей к русской народной культуре. В частности, используются познавательные «интерактивные» занятия. Понятие «интерактивный» трактуется автором статьи как дающий возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог. По форме проведения такие занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия». Задача таких занятий не только в том, чтобы передать информацию, но, прежде всего в том, чтобы вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое. Это, например, такие занятия, как «Путешествие в прошлое одежды, посуды, игрушки и т.п.; в ходе этих занятий как бы «разговаривают» друг с другом прошлое и настоящее, старинная вещь и современная, дети задают много вопросов, м сами же отвечают на них в увлекательных практических действиях. Очень результативным методическим приемом автор статьи считает внедрение особого персонажа: хозяюшки – эту роль берет на себя воспитатель (достаточно накинуть на себя расписной платок и вы – хозяюшка) или хозяина горницы – маленького человечка Жихарки (кукла-мальчик). Жихарка любит рассказывать о давнем прошлом, его рассказы вызывают доверие детей, но он плохо ориентируется в современной жизни, поэтому часто просит детей рассказать о современных вещах, праздниках, затем сравнивают прошлое и настоящее, делают выводы. Если во время занятия автором планируется продуктивная деятельность – воспитатель, нарядившись в народный костюм, выступает в роли Марьи-искусницы или Кузьмы-работника.

Опыт автора статьи показался мне очень интересным и полезным для использования в моей деятельности.

Интерес вызвала также статья воспитателя-логопеда Катковой М.А. «Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста». По мнению автора статьи, овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления у ребенка речи. Правильным произношением звуков речи ребенок овладевает постепенно. Звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Овладение речью – сложный, многосторонний, психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, дыхание и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими. Важен образец взрослых. Автор статьи в своей работе начала использовать малые формы русского народного фольклора. Он использовался на занятиях, во время режимных моментов. Автор статьи убедилась в том, что не менее эффективными средствами воздействия, чем артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, являются малые формы фольклора (загадки, считалки, чистоговорки, сказки и др.).

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами художественные средства вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения, делая речь детей более выразительной, яркой.

Моя работа по самообразованию была нацелена на то, чтобы дети ещё с дошкольного возраста приучались к народной культуре, красоте русского слова. Ведь, как сказал великий классик М. Горький: «Начало искусства слова – в фольклоре». Для меня очень важно донести до ребенка красоту русского народного слова, уважительное отношение к старинным праздникам и традициям, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Первое знакомство ребенка с народной поэзией я начинаю с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.

    При исполнении народного произведения я старалась обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, мною устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

    Отбирая произведения фольклора для занятий с детьми, я старалась учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека.

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Здесь мне очень помогают такие малые формы фольклора как потешки. Я подбираю и выразительно рассказываю потешку, которая помогает установить контакт с ребенком, вызывает у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю.

    Вместе с потешками мы причесываемся, одеваемся на прогулку, кушаем и играем. Делаем гимнастику с малышами, приговаривая потешки, - так веселее!

    Я использую потешки и в пальчиковых играх с детьми. Давно известно, что пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить раньше, чем те малыши, которые в эти игры не играют.

    С помощью потешек дети легче и лучше запоминают животных, их повадки, внешний вид. При этом хорошо тренируется память.

    Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать. Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Мной  была создана картотеки: потешек ко всем режимным моментам, русских народных игр, дидактических игр по русским народным сказкам, утренней гимнастики на материале фольклора. Была создана аудиотека русских народных сказок, колыбельных, потешек, которые дети с удовольствием слушают.

Ведется также работа с родителями. На информационном стенде размещаются тексты потешек для детей раннего возраста, интересная информация о народных праздниках. Были оформлены консультации для родителей на темы: «Влияние русского фольклора на развитие речи детей», «Роль фольклорных произведений в развитии младших дошкольников», «Воспитание девочки через славянские традиции».

     Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

        Результатом моей работы явилось то, что улучшилась память детей, расширился кругозор, увеличился словарный запас, они с большой охотой приходят в детский сад, легче прошли адаптационный период, неговорящие дети стали разговаривать. Следует сказать и о том, что, вводя в свою работу потешки, пестушки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа, что, в свою очередь, воспитывает и патриотические чувства ребенка.

    В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

Мной планируется и дальше работать по данной теме, т.к. обращение к фольклору дает положительный результат, благотворно влияет на развитие детей.

В дальнейшем мной планируется:

  • Изучить новинки методической литературы;
  • Создать уголок ряженья;
  • Пополнить книжный уголок;
  • Познакомить детей с предметами русского быта и их значением;
  • Продолжить работу с родителями по активному использованию фольклора в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...