«Путешествие по шахматной стране»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гилёва Инна Геннадиевна

Информационная карта организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта организованной образовательной деятельности

Педагог: Гилева Инна Геннадиевна 

Образовательная область: познавательное развитие раздел физическое развитие

Интеграция с образовательными областями социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-речевое развитие, физическое развитие

Тема «Путешествие по шахматной стране»

Возрастная группа старшая №5

Общая характеристика группы: Ребенок в возраст 5-6 лет способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

В этом возрасте ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Воспитанники способны договариваться между собой, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

У ребенка 5-6 лет развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. Проявляет ответственность за начатое дело.

В этом возрасте ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Длительность ООД …25 минут…………….../ соот. требованиям САНПиНа

Актуальность выбранной темы: формирование патриотических чувств к своей стране, ее прошлому и настоящему, является неотемлемой частью дошкольного воспитания, проходит закрепление имеющихся знаний и навыков.

Соответствие ООД с рабочей программой:

Цель ООД: повторение шахматных понятий (горизонталь, вертикаль, диагональ), формирование у воспитанников понимания игровой стоимости шахматных фигур.

Задачи:

- образовательные: закрепить и обобщить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр; познакомить с ценностью фигур; закрепление знаний о правилах движения шахматных фигур; закрепление умений и навыков работы с робопчёлами.

- развивающие: развивать у детей смекалку и воображение, внимание, память,

ориентирование на плоскости; развивать логическое мышление, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

- воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству; прививать интерес и желание к игре в шахматы.

Направление познавательное развитие: физическое развитие шахматы

Тип ООД итоговое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников

Дети демонстрируют полученные ранее знания: имеют представления о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение; приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре; освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения). Дети отвечают полным ответом, умеют слушать товарищей.

Форма проведения ООД: игровая, фронтальная, групповая.

Методы и приемы: словесный, игровой, практический.

Применяемые современные педагогические технологии: игровые, икт (информационно-коммуникационные технологии).

Предварительная работа: чтение отрывков из книги И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране», работа с игровой компьютерной обучающей программой «Динозавры учат шахматам».

Материалы и оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, мультимедийная доска, компьютер, робопчёлы, шапочки – фигуры на каждого ребёнка, сундучок с медальками.

Количество участников 14 человек

Время реализации 25 минут

Место реализации игровая комната группы.

Этап

(хронометраж)

Содержание

Слайд

1

Организационный

2 минуты

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте, улыбнемся друг другу, поделимся своим хорошим настроением.

 

1 слайд

2

Мотивационный

3 минуты

В: - Ребята, сегодня в сончас охранник принёс срочную телеграмму (показывает телеграмму).

- Как вы думаете откуда она (ответы детей).

- Давайте я зачитаю, что в ней написано.

В королевстве чёрно-белом.

Кто-то хитрый, кто-то вредный.

Всё измазал белым мелом —

Чёрный конь отныне бледный!

Побелевший чёрный слон

Затрубил тревожно,

Из дворца раздался стон:

- Как это возможно!?

Сам король в ужасном в гневе,

Аж попрятались ладьи,

Пишет королю другому.

Он претензии свои:

«Что за происки, сосед!

Мы не в ссоре вроде.

Что же делаете вы?

 Белый цвет не в моде!»

Король другой прислал ответ:

«Ты, Король, не в моде сам!!!»

И вины за нами нет! Всё!

Привет твоим усам!»

Оба маются в тоске:

Ведь с тех пор у них вражда.

И друг другу каждый рад

Хоть разок поставить мат!

В: - Ребята вы догадались, о каких королях идёт речь (ответы детей)

- По сей день шахматные короли не могут пойти на перемирие и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры!

- Готовы к перевоплощению!

-Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами! Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь.

-Повторяйте за мной волшебные слова:

Турли, турли, труфеля-

За победу короля!

Турли, турли, мармелад-

А врагу объявим мат!

-Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста!

Д: Белый король (Никита Е.):

Я белый король,

Я сильнее, чем черный!

Я в стратегии военной

Чуть ли не ученый!

Д: Черный король (Никита Г.):

А я черный король

Хвастунов не терплю, признаться!

Так что, Белый, изволь,

Впредь не зазнаваться!

В: -Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто из вас сильнейший воевода. Займите свои места рядом с шахматным войском своего цвета.

   Короли — главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что забывают о том, что победа зависит от целого шахматного войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире.

1 слайд

3

Основной закрепление

 15 минут

В: -Конкурс объявляется открытым!

№1 Шахматная доска

В: -Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы.

В: -Вопрос белым:

о чем идет речь?

 На квадратиках доски

Короли свели полки.

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков.
 

В: -Вопрос черным: 

о чем идет речь?

64 близнеца

На два лица:

Половина белых,

Половина чёрных.

В: - Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная доска, на которой будет виден исход сражения.

№2 Расположение фигур

В: -Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур. Наведем порядок в королевском строю. Короли, как главнокомандующие, обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них: правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, получает 1 пешку. 1,2,3 — начали!

(конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры)

Взаимопроверка:

В: -Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

В: -Ребята какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя? (ферзь любит свой цвет)

№3 «Блиц опрос»

В: -за каждый правильный ответ даётся: 1 пешка- а как вы помните каждая фигура имеет свою цену и в конце нашего турнира, мы подсчитаем очки каждой команды.

Вопрос белым:1. Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).

Вопрос чёрным: 2. Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)

Вопрос белым: 3. Что следует за чёрным полем? (белое поле)

Вопрос чёрным: 4. Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)

Вопрос белым: 5. Сколько белых полей в центре? (два). А чёрных? (два)

Вопрос чёрным: 6. Есть ли в центре рядом два поля одинакового цвета? (нет)

В: -А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут сноровку свою наглядно:

В зарядке будут состязаться.

Раз и два, и три, четыре –

Ставим ноги мы по шире. (ноги на ширине плеч)

Руки врозь, наклон вперёд, (руки на пояс, наклоны)

Вправо, влево. Вот народ! (круг от плеча обеими руками одновременно)

Засиделся, застоялся –

В шахматы так заигрался (руки вытянуты перед собой, приседания)

- Пешка здесь и пешка там, (правую руку в сторону, потом левую)

Ни за что их не отдам! (ритмичные хлопки)

За коня слона, ладью? (шаги на месте)

Хорошо, подумаю! (наклоны головы влево, вправо)

Раз нагнулись, встали – два: (наклон вперед — пальцами рук коснуться пола)

Отдохнула голова. (поворот головой влево, вправо)

Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся)

И по шахматным дорогам!

В: - Отлично справляются с заданиями обе команды!

№4 Шахматные фигуры

В: - Ребята, перед вами шахматная доска с нашими помощниками робо-пчёлами. Сейчас я загадаю вам загадки, о шахматных фигурах поочерёдно каждой команде. Отгадав о какой фигуре идёт речь, команда должна с помощью робо – пчелы, показать путь (ход) этой фигуры и привести её домой на своё место на шахматной доске. За правильное выполнение задания команда получает пешку.

Вопрос белым:

В начале игры углы сторожат.

От мощи тяжёлой их в войске дрожат.

Фигура эта так упряма,

Что из угла идёт лишь прямо. (ладья) 

Вопрос чёрным:

А вот фигура не проста,

Грива есть, но нет хвоста.

Ход похож на уголок

 - 3 клетки прямо, клетка в бок. (конь) 

 Вопрос белым:

Фигура важная и сильная.

Всегда в наряде стильном.

Захочет, так пойдёт по вертикали.

Ну, а захочет — по горизонтали.

Его ходы не просто угадать —

И по диагонали может пошагать (ферзь) 

Вопрос чёрным:

Когда свой первый ход свершают,

То через клеточку шагают,

Потом по клеточке одной

Едят врагов лишь по косой. (пешка) 

В: -А сейчас вопрос, который стоит –  три пешки, вопрос обеим командам. Слушайте внимательно.

Этот воин очень смелый,

Чуть ладью вчера не съел он.

По диагонали строго ходит,

Порядок на доске наводит. (слон) 

В: - Ребята можем ли мы с помощью робо – пчёл, показать, как ходит слон? (ответы детей).

В: -Правильно не можем, потому что слон ходит по диагонали, а пчёлы двигаются только вправо, влево, вперёд, назад и делают разворот. Правильно, молодцы.

В: - Вашими совместными усилиями: команды – чёрного и белого короля – довели все фигуры в свои домики. Теперь шахматные фигуры, расставлены по своим местам. Поздравляю вас!

В: - Ребята, скажите мне пожалуйста:

 Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? (Обоснуйте свой ответ) 

-В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут повоевать. И одержать победу.

Слайды 2-13

4

Заключительный

Рефлексия

5 минут

Рефлексия.

В: - Пришло время, подвести итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд, перед этим вспомним, сколько стоит каждая из фигур.

№5 Стоимость шахматных фигур

- Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне правильные числа.

У каждой фигуры своя есть цена.

Вот посмотри на Коня и Слона.

Запомни! У каждого стоимость …(три)

В игре их смелее, смелее бери!

Не бойся же и на Ладью наступать,

Добудешь, и сразу получится… (пять)

А у Ферзя большая цена:

Сколько он стоит во все времена? (девять)

Пешка-малышка стоит… (один)

А поле пройдёт, и она – господин!

- Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (записываем на доске результат)

В: - На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это удовольствие от конкурсов и игры, которые вы получили.

 В: - Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено, пора и нам возвращаться. Снимите головные уборы.

В: - Повторяйте за мной волшебные слова.

Турли,турли, труфеля

Помогли мы королям!

Турли, турли, мармелад

Возвращаемся назад!

В: - С возвращением вас!

Если зря не зазнаваться, (рассказывает Маша)

Каждый день тренироваться,

Думать, размышлять, играть -

Сильным шахматистом можно стать!

В: - Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание.

Сюрпризный момент: Шкатулка с шахматными медальками на память.

В: - Ребята посмотрите, что я обнаружила за шахматной доской….

- Это шкатулка, давайте посмотрим, что там(открываем).

- Посмотрите это подарок из шахматного королевства…Шахматные медальки, нам на память.

В: -Ещё у меня есть смайлики (личики с разными эмоциями), выберете один и прикрепите на доску.

14 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карнавал для детей подготовительной группы и родителей "Путешествие в волшебную шахматную страну"

Шахматы – это логическая игра, которая может заинтересовать интеллектуально развитых людей с математическим складом ума. Игра, основанная на просчитывании ходов, подчиненных правилам игры. Для т...

Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»

Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....

ДОСУГ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ШАХМАТНУЮ СТРАНУ»

Досуг "Путешествие в шахматную страну" в логогруппе смешанной дошкольной компенсирующей направленности...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Конспект "Путешествие в шахматную страну"

Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет с...

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в Шахматную страну. Знакомство с Ладьей»

Конспект занятия по шахматам для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну шахмат. Знакомство с ладьей»Цель: ознакомление детей с шахматной фигурой – ладья, с правилами х...

Конспект занятия " Путешествие в шахматную страну"

Закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре....