Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольника с ОВЗ «Страна добрых отношений»
учебно-методический материал

Абукова Ирина Геннадьевна

Описание практики работы с родителями детей с ОВЗ в ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практика сотрудничества с семьей обучающегося дошкольника с ОВЗ «Страна добрых отношений»

              Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации предусматривает тесное взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ с семьями детей с ОВЗ, поскольку именно семья является основополагающим фактором успешного воспитания детей с отклонениями в развитии.

В соответствии с ФГОС ДО основная задача в работе с родителями - «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Концепция семейного воспитания ребёнка с отклонениями в развитии выделяет основную идею работы с семьёй – достижение гармоничной жизни семьи с нестандартным ребёнком, максимальное развитие потенциальных возможностей ребёнка и каждого члена семьи и успешной их интеграции в общество. Поэтому родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая, по преодолению их отчуждённости в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

Результаты работы с детьми ОВЗ в детском саду во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.

В нашем детском саду мы для себя выделили проблему.

Проблема: отсутствие эффективной системы взаимодействия и сотрудничества с родителями  детей с ОВЗ для реализации Программы ДОУ. Выбор наиболее эффективных форм работы с родителями детей с ОВЗ.

Цель: обеспечение единства деятельности ДОУ и семьи в ходе решения задач реализации Программы ДОУ, развитие активной позиции родителей как участников коррекционно-педагогического процесса.

Задачи:

1. Повышение родительского статуса, преодоление у родителей психологического стресса, связанного с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности и культуры родителей. Формирование у родителей представлений о содержании работы по социальному развитию и воспитанию детей.

3. Профилактика возможных психологических затруднений у родителей. Коррекция системы семейных взаимоотношений.

4. Вовлечение семей в процесс социализации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Важную роль в процессе становления открытости играют родители. Взаимодействие педагогов с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Важно привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. В основу совместной деятельности заложены принципы взаимодействия ДОУ с родителями:

  • открытость дошкольного учреждения;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  •  уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равная ответственность родителей и педагогов;
  • взаимопомощь;
  •  доверительное отношение;
  •  систематичность.

Направления деятельности по реализации практики:

I Организационно-управленческое

1. Разработка и создание пакета нормативно-правового обеспечения психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

В ДОУ сформирован пакет документов в области обеспечения прав детей-инвалидов на доступное дошкольное образование и меры социальной поддержки. Разработаны и утверждены приказом заведующего Положения о моделях инклюзивного образования, Положение о ПМПк ДОУ. Изданы приказы об определении педагогов на осуществление образования детей с ОВЗ.

2. Ведение банка данных о семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно по договору с поликлиникой проводится выявление детей с ОВЗ, ведётся банк данных, который позволяет начать взаимодействие с этими семьями.

3. Мониторинг потребностей родителей в дошкольных образовательных услугах.

По итогам мониторинга родителям, воспитывающих ребёнка с ОВЗ, предлагается анкетирование с целью выявления их запросов на образовательные услуги.

4. Исследование семей детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Социальным паспортом семьи (анкетирование).

Взаимодействие с семьёй начинается с изучения семьи ребенка с целью определения уровня педагогической культуры и потенциальных возможностей родителей по выявлению следующих показателей:

1) общие сведения о семье,

2) психолого-педагогические сведения о семье,

3) воспитательные возможности семьи,

4) уровень педагогической культуры родителей,

5) социально-психологический климат в семье,

6) типы семейного воспитания,

7) запросы родителей в области психолого-педагогического просвещения.

Комплексное обследование семьи каждого ребенка осуществляется разными методами: собеседование с родителями, воспитателем и ребенком; собственные наблюдения за произвольными и непроизвольными реакциями поведения родителей и детей, использование диагностических методик и др.

Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с ней, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношение ребенка с родителями.

5. Посещение семей на дому для выявления необходимых условий развития детей.

Детей – инвалидов, обучающихся на дому, посещают воспитатели, логопед, педагог-психолог. С родителями согласуется режим коррекционной работы. Семья непосредственно принимает участие в коррекционной работе. Педагоги постоянно информируют родителей по интересующим их вопросам.

6.Индивидуальные беседы с родителями для выявления их проблем в обучении и воспитании и определения модели инклюзивного образования. Заключение договоров.

В ходе индивидуальных бесед важно определить готовность родителей сотрудничать с ДОУ. В ходе бесед подчеркивается важность инклюзивного образования, активного участия родителя и ребенка в интеграционных процессах.

II Медико-психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

1.Диагностическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Диагностика уровня развития детей проводится воспитателем, логопедом, педагогом – психологом, инструктором, музыкальным руководителем.

- Результаты диагностики оформляются.

- На ПМПК определяются направления взаимодействия и сопровождения семьи и ребенка.

- Информирование родителей о результатах мониторинга. Планируются реабилитационные мероприятия.

- Консультирование родителей по их запросам.

 

2. Методическое и педагогическое сопровождение семей и педагогов

Просвещение с целью повышения компетентности всех участников образовательного процесса. Используются разнообразные формы работы:

- Консультации: Индивидуальное консультирование по запросу родителей, «ЗОЖ в работе с дошкольниками», «Утренняя зарядка – залог здоровья детей», «7 полезных привычек для правильной осанки», «Захватив с собою мяч», «Значение режима дня для здоровья», «Двигательное творчество детей на музыкальных занятиях», «Оснащение музыкального уголка», «Музыкально – дидактические игры своими руками», «Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками», «Советы логопеда родителям не говорящих детей с ОВЗ», «Роль книги в речевом развитии детей», «Здоровье в ладошках», «Советы психолога для родителей детей с ОВЗ», «АРТ терапия в работе с детьми ОВЗ», «Правила воспитания детей с ОВЗ», «Психотехнические приемы саморегуляции», «Тревожные дети», «Рекомендации по работе с детьми ОВЗ для педагогов», «Чтот такое синдром Дауна», «Адаптация детей к ДОУ», «Детские страхи», «Роль родителей в детской игре», «Права ребенка в семье», «Индивидуальная программа реабилитации ребенка инвалида» и др.

Консультации могут оформляться в виде наглядной информации, памяток.

- Семинар – практикум: «Использование предметов в игровых музыкальных играх», «Психологическое здоровье дошкольника», «Дети особой заботы», «Профилактика профессионального выгорания родителей, воспитывающих детей с ОВЗ», «Профилактика плоскостопия»  и др.

- Родительские собрания, где раскрываются интересующие родителей вопросы, раскрываются особенности развития детей, происходит знакомство с планом работы, с предстоящими мероприятиями.

- Участие родителей в педагогической деятельности в ДОУ. Родители присутствуют в качестве тьютора во время работы с детьми – инвалидами на занятиях в группах, на занятиях педагога-психолога, логопеда, музыкальных занятиях, занятиях физической культурой.

Организуются совместные мероприятия с детьми и родителями специалистами, воспитателями «Дружная семья» - совместное мероприятие с детьми, родителями, инструктором, логопедом, педагогом - психологом, воспитателем; «Весеннее путешествие» - логопедическое мероприятие с детьми и родителями.

Ежегодно организуется «День дублера» - такая форма работы позволяет родителям погрузиться в воспитательно – образовательную среду, с иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала ДОУ. Попробовать проявить себя в роли педагогов – это формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников ДОУ. Такая форма работы способствует партнерскому взаимоотношению с семьями воспитанников.

Праздники «Осенний балл», «День матери», «Новогодний утренник», спортивные мероприятия «Осенний кросс», «Открытие Новогодней елки».

Ежегодно организуются выставки «Осенняя мастерская», «Новый год у ворот», «Моя мама кулинар», «Символ года» и др. Творческие мастерские «Украшение приемных по сезону», «Конструируем с ТИКО», «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». Конкурсы «Символ года», «Папа может», «Я и мамочка моЯ», «Искорка» - детский творческий конкурс.

Реализации проектов: «Мир творчества», «Конструируем с ТИКО», «Гибкие сказки», «Наш помощник – язычок», «Театр рядом с нами», «Капитошки учатся играть», «Разноцветный мир», «Учимся играя», «Мы живем в прекрасном крае!» с непосредственным привлечением родителей в реализацию проектов.

Игровая деятельность: «Час игры», дидактические игры, пальчиковые игры, игры с песком, крупой и водой, подвижные игры – родители принимают участие в игровой деятельности со своим ребенком, учатся взаимодействовать с другими детьми.

Данные мероприятия способствуют вовлечению родителей в образовательный процесс, родители имеют возможность на примере увидеть и попробовать формы, методы, средства, приемы организации занятий и мероприятий с детьми, познакомиться с организацией предметно-пространственной развивающей средой. Педагоги обучают родителей приемам коррекционного взаимодействия с ребенком. Родители получают навыки практического формирования умений и навыков в образовании детей. Родители получают возможность общения с педагогами и другими детьми.

- Курсовая подготовка педагогов, работающих с детьми ОВЗ. Участие педагогов в методических днях, днях открытых дверей по данному направлению. Просмотр обучающих вебинаров.

3. Психологическое и социальное сопровождение семей

Обязательное информирование семей о развитии ребенка. Знакомство с результатами диагностики. Консультирование родителей.

Информирование родителей о результатах адаптации и интеграции ребенка в социальную среду. В целях предотвращения неприятия детей с ОВЗ со стороны нормально развивающихся  детей  и  их  родителей  разрабатывается  система воспитательной  работы  по  развитию  толерантности,  сочувствия  к  особым детям.

Мероприятия: участие в акции три ППП «Пижамная вечеринка» - социализация ребенка с ОВЗ в среду воспитанников.

Ежегодно планируются мероприятия ко дню толерантности – беседы, выставки, праздники, мероприятия с детьми и родителями.

Просмотр презентаций, мультфильмов по данному направлению.

Результаты практики

В результате работы с родителями детей дошкольного возраста с ОВЗ по данной практике мы получили следующие результаты:

  • По результатам диагностики (сравнивать этап прихода в ДОУ и после двух лет работы) родители меньше испытывают психологиское напряжение при воспитании ребенка с ОВЗ. Сравнивают достижения ребенка не с другими детьми, а его собственными. Более уверенно чувствуют себя на мероприятиях с участием других родителей и детей.
  • В результате выстроенной работы родители понимают значимость и важность организуемых мероприятий и коррекционной работы, принимают непосредственное участие в разработке мероприятий и их реализации. Родители могут видеть достижения своего ребенка, его возможности и трудности. Родители получают возможность непосредственно участвовать в организуемых мероприятиях, получать ответы на интересующие их вопросы. Что говорит о повышении педагогической и психологической компетентности и культуре родителей. Формированию у родителей представлений о содержании коррекционной  работы.
  • Педагоги больше узнают о детях и их семьях, могут оценить достижения каждого ребенка на определенном этапе развития. Используют разнообразные формы организации коррекционной работы.
  • Семьи вовлечены в процесс социализации и интеграции ребенка с ОВЗ.

Инструменты измерения результатов практики:

- В своей работе мы используем пособие В.В. Ткачевой «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (диагностика и консультирование).

(Приложение)

Основные методы изучения:

- наблюдение;

- беседы;

- изучение документации;

- анализ продуктов их деятельности;

Проблемы, трудности в реализации практики:

- на первом этапе реализации практики включенность родителей менее 50%;

- родителям на первом этапе реализации практики трудно определиться с направлениями работы, они очень сильно опекают ребенка, выполняют работу не с ним, а за него. Боятся, что ребенка обидят, не отходят от него.

Практические советы:

- знакомить родителей со спецификой работы детского сада;

- объяснять и доказывать важность и значимость участия родителей в жизни группы, ДОУ;

- вовлекать родителей на разнообразные мероприятия, они должны видеть деятельность детей, видеть результаты, успехи своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности....

Путешествие в страну добрых отношений

Проект для детей старшего дошкольного возраста.Цель проекта: Формировать у детей положительное отношение ко всем людям; развивать социальные чувства, социальные действия, взаимопомощь; способство...

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»...

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Проект взаимодействия с родителями ДОУ«Путешествие в страну добрых отношений»Старшая группа...

"Страна добрых отношений" практика работы с детьми и родителями

Описание практики "Страна добрых отношений". Рассказывается о работе в ДОУ с детьми и родителями. Описаны формы, средства взаимодействия с родителями воспитанников. Сделаны выводы....

Описание практики сотрудничества с семьей обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ инвалидностью в рамках родительского клуба «Гармония» в группе компенсирующей направленности.

Цел        Целью создания клуба является установление сотрудничества воспитателей группы, узких специалистов дошкольного учреждения и родителей (законных представителей) воспитанни...