Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды
материал

Аналитическая справка о результате личного участия педагога   в создании развивающей предметно-пространственной среды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analitichekaya_spravka_1.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая справка

о результате личного участия педагога

 в создании развивающей предметно-пространственной среды

       

Образовательная среда дошкольного учреждения - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в дошкольном учреждении, состояние его психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Группа на 2016 – 2017 и 2017 - 2018 учебный год – вторая младшая группа и средняя группа, возраст с 3 до 4 лет и с 4 – 5 лет. Дети посещали группу два года. С момента посещения группы, состав детей менялся. На 2016 – 2017 учебный год списочный состав группы 21 воспитанник, из них 13 мальчиков и 8 девочек, на 2017 – 2018 списочный состав группы 22 воспитанника, из них 15 мальчиков и 7 девочек. На момент поступления в группу самому младшему было 3 года 1 месяц, а самому старшему – 3 года 9 месяцев.

Дети посещали группу компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья. Все дети имеют III группу здоровья, имея в совокупности ряд серьезных патологий развития и других заболеваний.

Предметно-пространственная среда в группах и других специальных помещениях ДОУ соответствует возрасту воспитанников, а так же их индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия. Пространство групп оснащено средствами обучения и воспитания, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием в свободном доступе для детей.

Развивающая среда обеспечивает личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей и взрослых, где дети эмоционально проявляют себя, выражают осознанно-правильное отношение к окружающему, реализуют себя как личность.

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада.

Воспитатель сделала условия нахождение детей в группе безопасными: вся мебель в группе, кроме обеденных столов и стульев закреплена, на выступающих углах мебели стоят заглушки, паласы закреплены при помощи мебели (чтобы ребенок не спотыкался), имеется игровое пространство, в котором минимум мебели, чтобы сократить и предотвратить травмы детей.

Воспитатель в начале учебного года проводит ряд бесед по технике безопасности, как с детьми, так и с родителями. Детям объясняются правила поведения в группе, проводятся беседы по пожарной безопасности (как правильно вести себя при пожарной эвакуации, данная ситуация проигрывается с детьми), по антитеррористической безопасности, по правилам дорожного движения, о том как вести себя на площадке во время прогулки с игровым оборудованием расположенным на участке.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Педагог организовала различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.). Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей: конструктор вносится в группу при работе над темой «Город», но если дети утратили интерес к этой игрушке, то она убирается и вносится снова через некоторое время. Воспитанники посещают группу два года, соответственно, игровой материал первого года и второго года отличается. По окончании первого года посещения группы игрушки, которые уже не соответствуют возрасту, убираются, на смену им приходит игровой материал соответствующий возрасту, имеется игровой и учебный материал опережающего развития. Таким образом, поддерживается интерес детей, и развивающая среда группы является вариативной. Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. В группе имеется свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Реализация образовательных программ дошкольного образования

         Группа воспитанников имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом музыкальный зал, физкультурный зал, бассейн, кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда, массажный, медицинский.

        В группе оборудован физкультурный уголок, оснащенный спортивным инвентарем, дорожками здоровья для укрепления свода стопы.

        Группа имеет огражденный прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием.

         В помещении группы младшего и среднего возраста создаются следующие зоны предметно-развивающей среды, соответствующие пяти образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие:  мини-библиотека, игровая зона, уголок ряженья. Игровой материал в зонах развития, подобранный воспитателем, обеспечивает детям возможность освоения различных социальных ролей, норм и ценностей, принятых в обществе; способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества; служит формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; учитывает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Мини-библиотека представляет собой стеллаж с полками-витринами для книг и иллюстраций к сказкам, потешкам, произведениям. Все книги и иллюстрации обновляются 1-2 раза в месяц в соответствии с планом учебно-воспитательной деятельности.  

В уголке ряженья имеются костюмы и предметы, которые дают детям возможность разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг.

Игровая зона позволяет создать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными, атрибутами для игр в «Магазин», «Больницу», «Семью» и др..

Познавательное развитие: зона для проведения образовательной области, центр конструирования, уголок экспериментирования. Материал подобран с учетом необходимости формирования элементарных математических представлений; развития познавательно-исследовательской деятельности; формирования первичных представлений о себе, других людях, Родине; ознакомления с миром природы; развития навыков и умений конструктивной деятельности. Столы в зоне размещены в соответствии с нормами «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», (СанПиН 2.4.1.3049-13) – высота столов и стульев соответствует росту детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, центр конструирования, мини-библиотека, уголок сенсорного развития. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как в совместной деятельности с детьми, так и в свободной деятельности детей, в индивидуальной работе с детьми.        

В центре конструирования дети могут создавать различные сооружения, манипулировать с разного вида конструкторами, материалами, взаимодействуют друг с другом, заниматься строительством, дети осваивают очень многие вещи.

В уголке экспериментирования есть материалы для  экспериментирования с песком и водой (различные емкости, воронки, формочки, природный материал).

Речевое развитие: мини-библиотека, уголок ряженья, игровая зона. При построении развивающей предметно-пространственной среды воспитателем всегда учитываются особенности развития каждого ребенка. Развивающая среда способствует обогащению активного словаря, обеспечивает возможность знакомства с художественной литературой, создает условия для развития речевого творчества детей, способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Художественно-эстетическое развитие: зона для проведения образовательной деятельности, центр искусства и творчества.

Целью центра творчества являются формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-эстетических способностей, активности, самостоятельности. В этом центре дети проводят обычно много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина. В центре есть трафареты, раскраски (по сезонам и по лексической теме недели), папка с детскими рисунками, карандаши, краски, пластилин, клей, цветная бумага, ножницы.

Физическое развитие: уголок физического развития. Материал, подобранный воспитателем подобран с учетом необходимости формирования начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитания культурно-гигиенических навыков, формирования потребности в двигательной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда группы и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Игры, пособия, мебель в группе полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности. Пособия и игры, находящиеся в тех или иных уголках (центрах), относящихся к тем или иным основным образовательным областям, но эти же игры, пособия могут относиться и к другим образовательным областям. Например: в образовательной области «речевое развитие» используются наборы картинок для группировки и обобщения, сюжетные картинки разного формата, все эти пособия могут использоваться и в образовательной области познавательное развитие.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную и исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда является вариативной.

Учет возрастных особенностей детей

Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. В пространстве группы воспитателем созданы зоны по интересам, в которых дети могут заниматься разными видами деятельности. Для мальчиков и для девочек подобран соответствующий игровой материал соответственно. Например, для девочек: различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр куклы, коляски, кроватка с постельными принадлежностями, одежда для кукол, утюги, тазики, набор различных пеленок, оборудована парикмахерская и кухня, имеется зона столовой, где девочки сервируют стол и многое другое; для мальчиков: оборудован уголок транспорта, где в наличии и большие и маленькие модельные машинки, представленный транспорт разного вида, имеется наклонная плоскость по которой мальчики скатывают машинки, также для игры мальчиков и не только организована зона конструирования, эта зона находятся рядом с зоной транспорта, это сделано для того, организовать игру (с помощью воспитателя выстраивается из конструктора гараж, или воротики, или тоннель, (где мальчики катают машинки, для них очень интересно прокатывать машинку в тоннель, причем разного размера машинки, какие-то проходят, какие-то нет, т.е. появляется экспериментирование), для мальчиков также имеются игрушечные инструменты (молоток, пила, гаички, шурупчики) и др..

Воспитателем при построении развивающей среды всегда учитываются возрастные особенности детей. На каждом возрастном этапе правильно подобран игровой материал. В группе дети находятся два года, с 3 до 4 лет, и с 4 до 5 лет.

К 3 -4 годам у детей проявляется интерес  к разнообразному содержанию сюжетно-ролевых игр на основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий прочитанных книг, мультфильмов, картинок. Используют в играх разные игрушки, предметов-заместителей, атрибутов одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл милиционера).

К 4- 5 годам дети осваивают новые способы ролевого поведения: способности строить сюжеты с большим количеством персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу развития сюжета не одну, а несколько ролей. Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры.

Педагогом учитывается специфика детской сюжетной игры. В группе представлены: игрушки, имитирующие реальные предметы (орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия, например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль); разного рода куклы, фигурки людей и животных; игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника; игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок).

К 3 -4 годам у детей развивается умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, размер, форму); выделять в предмете несколько признаков: его назначение, части, материал; различать «правильные» и «неправильные» предметы (ведерко с донышком и без донышка, варежка с пальчиком и без пальчика). При помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности, начинать действовать по сигналу, действовать по образцу и в соответствии с игровой задачей, понимать несложные схемы (вести игровой персонаж по игровому полю, согласно направлению стрелок «Умные тропинки»), замещать реальные предметы геометрическими фигурами.

К 4-5 годам у детей развивается умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей. Освоение правил игр в настольно-печатные игры: объединяться со сверстниками, действовать по очереди, по простой схеме и т.п. В совместной с воспитателем игре пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось правильно — картинка составлена»). Самостоятельно замечать неполное соответствие полученного результата требованиям. Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Воспитателем все дидактические игры и игры с готовым содержанием и правилами подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении, других категорий детей

Компенсирующая направленность деятельности дошкольного образовательного учреждения обеспечивается интеграцией в основную образовательную программу дошкольного образования программ, различных компенсирующих мероприятий, направленных на коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общий объем образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и/ или психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ежедневно в группах проводится утренняя гимнастика с элементами дыхательной гимнастики, а так же в течение дня адаптационный и регулирующий гимнастические комплексы, гимнастика для глаз.

В процессе непрерывной образовательной деятельности организуется фронтальная, подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья по всем образовательным областям образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

В группе в соответствии с графиком занятий и режимом дня для детей воспитателем по назначению врача  проводятся групповые, а при необходимости индивидуальные занятия с элементами лечебных физкультурных комплексов (коррекция осанки, дыхательная гимнастика и др.). Для данного рода занятий в группе создан уголок физического развития, все пособия из уголка доступны детям, помимо занятий дети могут самостоятельно выкладывать массажную дорожку и ходить по ней, сняв тапочки, в доступности «воротики», обручи, колючие массажные мячики, пособия для дыхания «бабочки».

У каждого ребенка имеется свой индивидуальный маршрут развития. В него входят следующие виды деятельности: предметная деятельность, игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов;- рассматривание картинок, двигательная активность.

Воспитателем ведется работа по коррекции слуха, зрения и развития речи в индивидуальном порядке. Для данной работы в группе имеется картотека игр: игры на развитие слуха, игры на развитие речи, игры на развитие зрения, «Логопедические пятиминутки», «Пальчиковая гимнастика», «Подвижные игры» и др.

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе.

Аналитическая справкао результате личного участия педагога Дубровиной Наталии Игоревны в создании развивающей предметно-пространственной среды вподготовительной группе № 1Государственного бюджетного д...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды.

План составления аналитической справки о результате личного участия педагога  в создании развивающей  предметно-пространственной среды....

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.

Аналитическая справка о результате личного участия педагога Марченковой Елены Геннадьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в старшей и подготовительной группе ГБДОУ № 29.Группа ...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе

Аналитическая справкао результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе...