Буклет .Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.
материал

Степанова Жанна Николаевна

Опыты/экспериментирование;Коллекционирование/классификация;Путешествие по карте;Путешествие по реке времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурно смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Н.А. Короткова предлагает стимулировать познавательную деятельность ребенка с помощью культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.

Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию:

  • опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
  • коллекционирование (классификационная работа);
  • путешествие по карте;
  •  путешествие «по реке времени».

   

— опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе ,состав и свойства почвы, условия жизни растений, движение воздуха(ветер),движение воды, состояния и превращения вещества, металлы(рудные полезные ископаемые) и свойства магнита ,свет и цвет в природе(как сделать радугу),оптические эффекты: микро и макромир);

— коллекционирование (классификация) — освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе: времена года(сезоны),мир растений, мир животных, виды минералов(камни),виды местности( природные ландшафты), о видах рукотворных предметов -строительных сооружений, виды спорта, транспорта, профессий);

— путешествие по карте — освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира,  поверхности Земли и стороны света , северных землях и их обитателях ,об океанах и их обитателях(подводном мире) и родной стране);

— путешествие по «реке времени» — освоение временных отношений (представления об историческом времени — от прошлого к настоящему, на примерах материальной цивилизации: история жилища и бытоустройства, история сухопутного транспорта ,история моей семьи, история огня(освещение и тепло),история мореплавания и воздухоплавания, история письменности(книгопечатание).

В рамки этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром, то есть любую тематику.

Задав эти культурно-смысловые контексты как системообразующие, наполним их примерными тематическими содержаниями, круг которых вполне традиционен, отобран для дошкольников в отечественной и мировой педагогике (практически все дошкольные образовательные программы в этом отношении весьма сходны). Это темы, связанные с представлениями о живой и неживой природе, о социальных явлениях, рукотворном мире, а также некоторые основы географических и исторических представлений.

В каждый культурно-смысловой контекст «вписываются» определенные темы, которые именно через этот контекст могут быть наиболее полно, в доступной и увлекательной форме, раскрыты для детей.

Темы ,связанные с неживой природой и частично рукотворным миром (изобретения человека) наиболее целесообразно задавать в контексте "ОПЫТЫ" (где ребенок может поэкспериментировать со свойствами вещества, механизмами, приборами, инструментами).

Темы, связанные с живой природой, явлениями социальной жизни, целесообразно давать в контексте "КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ" (классификация), где связи и отношения явлений устанавливаются как на уровне практической коллекции- классификации, так и на уровне образно-символического ,иллюстрированного материала.

Темы, связанные с элементарными географическими представлениями: о сторонах света, об океанах и континентах и их обитателях и т.д., наиболее целесообразно вводить через контекст "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ".

Темы, связанные с историческим временем, где в рамках прошлого-настоящего располагаются вещи с их назначением(история материальной цивилизации) и люди с целями и характером их деятельности, событиями, с ними происходящими, целесообразно вводить через контекст "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ВРЕМЕНИ".

Путешествие по карте и по «реке времени» не преследуют цели снабдить детей детальными географическими и историческими сведениями. Главное здесь — создать в воображении ребенка целостные, живые образы разных уголков Земли через яркие символы-«метки» (типичные природные ландшафты и их обитатели, люди и их занятия), а также целостные образы истории человечества через символы-«метки» материальной цивилизации.

Познавательно-исследовательская деятельность может быть на занятии обрамлена и поддержана другими видами культурной практики:

1) чтение художественного произведения, вводящего в культурно-смысловой контекст и в конкретную тему, затем познавательно- исследовательская деятельность;

 2)  познавательно-исследовательская деятельность , затем сюжетная игра по мотивам путешествий по карте и по «реке времени» (моделирование освоенных представлений в целостной воображаемой ситуации).     Воспитатель может планировать занятия, руководствуясь  раскладкой содержания по культурно-смысловым контекстам.                                                                               

                                                                                            Предметный материал занятий, стимулирующий самостоятельное   исследование.  

Культурно-смысловой контекст

Предметный "след" занятия

Опыты/ экспериментирование

Наборы для опытов, постепенное, по мере проведения занятий, пополнение их количества.

Коллекционирование/

классификация

Классификационные таблицы и реальные коллекции, созданные на занятии и «открытые» для предметных и иллюстрированных материалов.

Путешествие по карте

Физическая карта полушарий с намеченными на ней во время занятий маршрутами и «метками» частей света, «открытая» для дополнения  в процессе  дальнейших занятий.

Путешествие по

"реке времени"

Панно «река времени», заполняемое на занятии иллюстрациями – «метками» исторических эпох, «открытое» для дополнения в процессе  дальнейших занятий.

МБДОУ «Д/с «Иванушка»

Город Абакан, Хакасия

Культурно-смысловые контексты для познавательно исследовательской деятельности.

Составлено на материалах издания:

Короткова Н. А.

Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

                                           

воспитательC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0299125.wmf

Степанова

Жанна Николаевна.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской деятельности

При организации занятий познавательного цикла необходимо  учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и, кроме того, надо упаковать ра...

Буклет "Познавательно-исследовательская деятельность с детьми"

Детское экспериментирование –   стержень   любого  процесса детского творчества...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Семинар-практикум «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «...