Творческий отчет по теме "Познай себя" (валеологическое воспитание)
материал

Кузнецова Елена Викторовна

Обобщение педагогического опыта по теме "Познай себя" (валеологическое воспитание)

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное

    образовательное учреждение детский сад

               общеразвивающего вида № 9

с приоритетным осуществлением деятельности

              по физическому развитию детей

                       г. Советская Гавань

Обобщение педагогического опыта

                                                         Тема: «Познай себя»                 (валеологическое воспитание)

Воспитатель: Кузнецова Е. В. первая квалификационная категория  

                     

                       2014 год


Содержание

  1. Информация об опыте.                                                        Стр. 3
  2. Технология опыта.                                                               Стр. 5
  3. Результативность опыта.                                                     Стр. 11
  4. Список использованной литературы.                                 Стр. 12
  5. Приложения:

Приложение № 1. Перспективные планы по ЗОЖ.

Приложение № 2. Проекты.

Приложение № 3. Конспекты НОД.

Приложение № 4. Комплекс утренней гимнастики.

Приложение № 5. Конспекты оздоровительных занятий.

Приложение № 6. Результаты анкетирования родителей.

Приложение № 7. Конспекты родительских собраний.

Приложение № 8. Конспект мастер-класса «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Приложение № 9. Результаты диагностики по теме «Познай себя».

Приложение № 10. Таблицы по заболеваемости и функционированию.

                 

                Обобщение педагогического опыта

Тема: Познай себя (валеологическое воспитание).

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье  –  важнейшая работа воспитателя.           От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                                           В. Сухомлинский                                                                                                                                                              

Информация об опыте.

Кто из нас не мечтает быть здоровым? Но как сохранить и чем измерить этот драгоценный, но, увы, убывающий дар природы? Многие ученые отмечают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. От степени устойчивости организма и зависит его здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом своей собственной судьбы и судьбы своей страны.

Когда детям впервые задаешь вопрос «Что самое дорогое и ценное в жизни человека?», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете, дети?» Все дружно говорят: «Да». «А чем вас лечат?» - «Лекарствами». «А можно быть здоровыми без лекарств?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Такие ответы не являются их убеждением. Ценности, названные ими, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, прикладываем все усилия для их накопления.

Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Воспитание здорового ребёнка является приоритетной задачей современного дошкольного образования. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. Однако данные физического состояния детей свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

По мнению ученых, необходима сконцентрированность на детском периоде жизни, т.к. именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Валеология – относительно молодая наука. Термин «валеология» в 1980 году предложил российский ученый И. И. Брехман, который одним из первых заострил внимание на необходимости разработки основ новой науки о здоровье.

Термин «валеология» - производное от латинского valeo – «здоровье» или «быть здоровым». Вскоре термин стал общепринятым, а валеология как наука и как учебная дисциплина получает все более широкое признание в мире.

Валеология – наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения. Как учебная дисциплина – это совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни.

Применительно к дошкольному образованию  валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и другое.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять  ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и укреплять свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно.

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».  Данное определение крайне сложно применить к здоровью граждан России, живущих в условиях экономической нестабильности и социального напряжения. Современным условиям более адекватно сформулированное профессором С. М. Громбахом определение здоровья как «степени приближения» к полному здоровью, которая позволяет человеку успешно выполнять социальные функции.

Поэтому любое общеобразовательное учреждение (и в первую очередь детский сад) должно стать «школой здорового стиля жизни» детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

В последнее время как часть общей культуры выделяется валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую воспитательно-образовательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Технология опыта.

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей, формирование навыков и привычек здорового образа жизни является актуальной. XX век дал людям не только блага цивилизации, но и уменьшил объем двигательной активности, дал химическое загрязнение и другие негативные явления. Экологическая и социальная напряженность в стране привели к резкому увеличению роста заболеваемости, увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Рост болезней настоятельно требует воспитания у детей, начиная с дошкольного возраста, основ здорового образа жизни.  Важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, сохранять, развивать, приумножать то, что дано самой природой. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

В 2011 году ко мне в группу пришли дети, у большинства которых диагноз ЧБ (часто болеющие). Также наблюдалось повышение общей заболеваемости, связанное с заболеваниями ОРВИ, ОРЗ. Все дети со 2 группой здоровья.

В связи с этим мною была определена тема по самообразованию: «Познай себя» (валеологическое воспитание).

Цель: Формирование валеологических знаний детей дошкольного возраста, уровня развития культурно-гигиенических навыков, валеологической культуры (осознанного отношения к своему здоровью, организму).

Задачи:

  • формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни;
  • формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как важнейшей ценности;
  • формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья;
  • воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями;
  • воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек;
  • формировать у родителей ответственность за собственное здоровье и здоровье своих детей, мотивировать на здоровый образ жизни.

Поставив перед собой цели и задачи, занялась подбором материала, поисками различных оздоровительных технологий (дыхательная гимнастика, упражнения для глаз, шеи, ушей, релаксации, дидактические игры, опыты, стихи и загадки), подготовкой наглядного и демонстрационного материала.

Затем начала работу над созданием в группе полноценной и современной пространственно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников – различные центры развития: зона сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, уголок творчества и др. Центры развития обеспечивают эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, развитие творческого потенциала и самостоятельности. При внесении дополнений и преобразований в центрах учитываю интересы и потребности детей дошкольного возраста, их возрастные, индивидуальные и полоролевые особенности.

Пополнила в группе центр двигательной активности, оснащенный атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик. Также оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры, пособия по валеологии, необходимую литературу. Создала уголок уединения, где ребенок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой, посмотреть альбом с фотографиями родителей и детей группы.

Укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению путем четко продуманной системы работы, включающей физкультурно-оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

С целью выяснения уровня валеологической культуры и определения содержания, форм и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. Диагностика знаний уровня детей по данной теме подтвердила, что дошкольники недостаточно знают о строении своего тела, о своих внутренних органах, у них недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья.

Исходя из результатов диагностики, был разработан перспективный план по формированию валеологических знаний у дошкольников.

Приложение № 1. Перспективные планы по ЗОЖ.

У малышей валеологическое образование осуществляется посредством бесед «Наша спинка», «Наши ручки», «Наш носик», дидактических игр «Оденем куклу на прогулку», «Научим Хрюшу умываться», «Узнай и назови овощи», «Кукла заболела». Особое значение в валеологическом образовании у малышей приобретает использование пиктограмм, алгоритмов одевания и умывания, схем. Использование алгоритмов и схем способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия.

Чтобы помочь ребенку лучше узнать себя, свой организм, научиться бережно относиться к себе, своему здоровью и здоровью других людей, знать и использовать возможности своего организма, создать устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья, решила использовать проектную деятельность. В средней группе был разработан проект «Познай себя», в старшей – «Я и мое тело», в подготовительной – «Быть здоровыми хотим».

Приложение № 2. Проекты.

В ходе работы над проектами рассматривали с детьми плакаты, иллюстрации о строении тела человека, книги из серии «Я – человек», альбом «Если малыш поранился». На познавательных НОД дети знакомились с человеческим организмом, с основами первой помощи при травмах, безопасности поведения, детям прививались навыки гигиены и профилактики здоровья. Тематика НОД разная: «Кто я: мальчик или девочка?», «Из чего я сделан?», «Как работают наши органы», «Почему полезно заниматься физкультурой», «Полезная пища», «Чистота и здоровье», «Здоровье – главное богатство» и др. Познавательные НОД разнообразны по форме: беседы, дидактические игры, самостоятельные исследования, игровые познавательные программы, развлечения и т.п.

Например, на познавательном НОД «Знакомимся со своим телом» дети знакомятся со строением тела человека. Дети рассматривают плакат «Тело человека», находят части тела на плакате. С помощью игры «Мое тело» закрепляют названия частей тела. Из вырезанных частей тела (голова, туловище, руки, ноги) собирают и наклеивают изображение всего человека, дорисовывают детали (глаза, нос, рот, уши, волосы). Рассматривают работы (чем похожи и чем отличаются получившиеся человечки), картинки с изображением женщин, мужчин, детей и сравнивают этих людей. Затем в гости приходят куклы Здрасик и Фырка, дети рассматривают и сравнивают их, объясняют им правила гигиены.

На познавательном НОД «Мои верные помощники» у детей формируются элементарные представления о роли органов чувств в жизни человека. В процессе беседы дети отгадывают загадки, слушают стихотворения об органах чувств. С помощью экспериментов «Чудесный мешочек», «Услышь меня», «Отгадай по запаху» выясняют, зачем человеку глаза, уши, нос, обсуждают вопросы гигиены этих органов.

Для обобщения имеющихся у детей представлений о сохранении здоровья провела игру по валеологии «Что? Где? Когда?» и КВН «Мы здоровью скажем «Да!». Дети делились на две команды и выполняли разные задания: отвечали на вопросы, выбирали полезные продукты, отгадывали предметы личной гигиены и др.

Приложение № 3. Конспекты НОД.

Большое внимание уделяю дидактическим играм. Их можно использовать во всех формах работы: как в НОД, так и в совместной и свободной деятельности. На упражнение органов слуха и развитие слухового внимания использую игры «Угадай, кто позвал», «Определи по звуку». Игры «Зрительный диктант», «Выполни задание» закрепляют знания детей об особенностях зрения, развивают глазомер. Для закрепления частей тела и их функций использую игры «Кто больше знает о себе», «Мое тело». Игры «Определи на ощупь», «Чудесный мешочек» развивают тактильные ощущения. Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены».

Включение фольклора как элемента НОД оживляет процесс обучения, делает его доступным. В качестве фольклорного материала использую потешки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды. Чисто умываемся, друг другу улыбаемся», «Здоровье дороже денег», «В здоровом теле – здоровый дух», «Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг», «Две ноги, две руки, а голова одна, и та мыслей всяких полна (человек)», «По пять на каждой руке, по пять на каждой ноге (пальцы)», «Орган главный, ум дает, кто его нам назовет? (мозг)».  Также использую стихотворения, рассказы, сказки валеологического направления. Если произведение формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, я обязательно использую его в работе. Например: А. Барто «Девочка чумазая», «Я расту», Е. Пермяк «Про нос и язык», К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», В. Тувим «Спор овощей» и др.

Были организованы экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, прачку детского сада, во Дворец Спорта.

Работа над проектом помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка систем и органов.

Неизменно в режиме дня присутствует утренняя гимнастика, прогулки, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, эмоциональные разрядки, релаксация, спортивные досуги, развлечения, праздники, подвижные игры.

В комплекс утренней гимнастики включаю кинезиологические и дыхательные упражнения. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий головного мозга, развивают способности, память, внимание, речь, мышление. Дыхательная гимнастика повышает общий жизненный тонус, сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма заболеваниям дыхательной системы; развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает лимфо- и кровообращения в легких, а также деятельность сердечно-сосудистой системы.

Приложение № 4. Комплекс утренней гимнастики.

В различных формах организации педагогического процесса использую музыкально-ритмические композиции. Движение под музыку является для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Ритмические композиции использую на утренней гимнастике, на вечерах досуга, в НОД по развитию речи, изобразительной деятельности, физической культуре и т.д. Например, в НОД с высокой умственной активностью и малой подвижностью использую игровые, танцевальные композиции в качестве физминуток: «Танцуйте сидя», «Мы попрыгаем», «Вместе с нами» и др. В НОД природоведческого содержания – творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы: «Упражнение с осенними листьями», «Дети и природа» и т.д. Для утренней гимнастики подбираю композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) движениями: «Веселые путешественники», «Любитель-рыболов», «Чебурашка», «Белые кораблики», «Антошка» и др.

Немаловажную роль в укреплении здоровья детей играет закаливание. Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

В своей группе я использую такие методы закаливания, как ежедневные прогулки на свежем воздухе, водные процедуры («обширное» умывание), воздушные ванны, ходьба босиком, ходьба по корригирующим дорожкам, сон без маек, физические упражнения после сна.

Такая организация закаливания не требует специальных условий, времени. При этом закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы дополняют значимость режимных моментов еще и закаливающей функцией. А главное, систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.

Для сохранения и укрепления здоровья детей в подготовительной группе был введен «час здоровья». Он проводится один раз в неделю во вторую половину дня. Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету: «Точка, точка, запятая…», «Новые приключения Буратино», «Такие разные насекомые», «Доктор Айболит», «Кораблик», «Снежная королева», «Кошкин дом», «Медведь и Великий колдун» и др.

В каждом занятии представлены различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз. В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями, психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Важнейшая роль в занятиях отведена музыке, которая является интегральной основой всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются звучанием четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей: В. Шаинский «Вместе весело шагать», «Кукла», «Чунга-чанга», «Волшебный цветок»,    С. Никитин «Ежик резиновый», Б. Савельев «Разноцветная игра» и др.

Например, в оздоровительном занятии «Новые приключения Буратино» дети знакомятся с анатомо-физиологическими понятием о функциональном значении мышц и важности упражнений для их укрепления. В гости приходит Буратино, и дети помогают ему превратится из куклы в мальчика, выполняя разные виды деятельности: ритмический танец «Кукла», показ мимикой различных эмоций по пиктограммам, гимнастика для шеи «Сидит белка», комплекс ритмической гимнастики с элементами корригирующей, пальчиковая гимнастика «Наши пальцы», упражнения для мышц ног, игра «Совушка-сова», упражнение для коррекции зрения «Солнечный зайчик», упражнение «Буратино».

В оздоровительном занятии «Такие разные насекомые» у детей закрепляются знания о насекомых. В ходе беседы проводится массаж биологически активных зон «В январе», ритмический танец «Разноцветная игра», гимнастика для глаз «Солнечный зайчик», комплекс гимнастики «Утро в лесу», игра на внимание «Пчела», массаж рук «Божья коровка», упражнение под музыку «Жуки», игра «Муравьи», массаж спины «Комары», подвижная игра «Бабочки и цветы», массаж уха «Муха», игра «Путанка», релаксация.

Приложение № 5. Конспекты оздоровительных занятий.

Оздоровительные занятия являются в своем роде «уроками здоровья». Они не требуют специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. На них можно петь и танцевать вещи, разучиваемые к праздникам на музыкальных НОД. Общеразвивающие упражнения и комплексы корригирующей гимнастики можно включать в НОД по физической культуре. Подвижные игры проводятся на прогулке. Оздоровительные паузы могут включаться в структуру других НОД, использоваться в свободной деятельности детей.

Большое внимание уделяю социально-эмоциональному развитию детей. Современный дошкольник испытывает значительные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств, как дефицит общения со взрослыми, с детьми, а также стремления взрослых форсировать его интеллектуальное развитие. Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных играх, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Через беседы, игровые упражнения («Кто я?», «Клубочек ласковых имен», «Сороконожка», «Договорись взглядом»), этюды («Покажи различные настроения», «Капризный ребенок», «Поссорились и помирились»), рисование, чтение сказок и рассказов, музыкальные произведения, совместную трудовую деятельность формирую у детей адекватную самооценку, представления о себе, своих возможностях, желаниях, позитивное отношение к сверстникам, учу видеть, понимать, оценивать чувства и поведение других, развиваю умение передавать различные эмоциональные состояния, коммуникативные навыки, групповую сплоченность.

Насколько у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности, настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.

Здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому я не ставила без внимания такой раздел, как «Основы безопасности жизнедеятельности». С помощью бесед, НОД («На чем люди ездят», «Огонь – друг или враг», «Опасности вокруг нас», «Как сохранить свою кожу здоровой», «Растения лекарственные и ядовитые», «Азбука пешехода», «Как вести себя в транспорте»), дидактических игр («Угадай вид транспорта по описанию», «Можно – нельзя», «Найди такой же знак», «Добрый или злой человек»), чтения загадок, стихотворений, рассказов (Б. Житков «Что я видел», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», А. Барто «Мы с Тамарой», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер») формирую у детей навыки разумного поведения, учу адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, при взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, приобщаю к здоровому образу жизни.

Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у воспитанников ДОУ.

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического развития, но и от условий в семье. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Направление работы с родителями ставит своей целью валеологическое просвещение родителей, повышение их педагогических знаний, пропаганда здорового образа жизни и повышение ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей.

Проведя анкетирование среди родителей и анализируя ответы на анкету, я выяснила, что запас знаний у родителей по данной теме не велик. Но интерес есть, и помощь им нужна.

Приложение № 6. Результаты анкетирования родителей.

Для привлечения родителей к активному участию в оздоровительной работе использовала различные формы общения с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, валеологические газеты.

На родительских собраниях («Здоровье ребенка в наших руках», «Валеологическое воспитание дошкольников», «Семья – здоровый образ жизни») акцентирую внимание родителей на то, что знания о человеке, двигательном режиме, закаливании, личной гигиене, режиме дня помогут им вырастить ребенка активным и здоровым. Ведь в этом возрасте у ребенка формируются многие элементы здорового образа жизни. И большую роль в этом играют родители, которые должны учить ребенка заботиться о здоровье, быть для него примером во всем.

Например, родительское собрание «Валеологическое воспитание дошкольников» проходило с использованием презентации. Родители разделились на две группы. В группах шло обсуждение вопросов «Что такое здоровье?» и «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Ответы на вопросы родители записывали на листах бумаги, и один представитель от команды зачитывал варианты ответов. После обсуждения вопросов родители просмотрели видеозапись с ответами детей на вопрос «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». Затем я рассказала, что включает в себя формирование валеологической культуры у детей, через какие формы работы происходит овладение детьми валеологическими знаниями и условиями.

Приложение № 7. Конспекты родительских собраний.

В процессе общения с родителями (беседы, консультации «Режим дня дошкольника», «Закаливание детей дома и в детском саду», «На пути к большому спорту») я рекомендую им использовать наиболее интересные формы валеологического воспитания в семье, такие как утренняя гимнастика в сочетании с закаливающими процедурами, физические упражнения и подвижные игры на свежем воздухе, прогулки на свежем воздухе.

Особое значение в пропаганде здорового образа жизни придается валеологической газете, которая помогает родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. Тематика газет разнообразна: «Семь родительских заблуждений о морозной погоде», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!», «Азбука здорового образа жизни».

Родители помогли в приобретении и изготовлении пособий для центра двигательной активности (скакалки, мячи, гимнастические палки, мешочки с песком, ленточки, флажки, дорожки для профилактики плоскостопия), приносили энциклопедии, справочники по теме.

Пропаганда валеологических знаний среди родителей способствует тому, что они стали больше проявлять интереса к формированию валеологической и физической культуры в семье, больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей.

Одним из условий эффективного валеологического воспитания дошкольников является постоянное самосовершенствование, расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы. Для педагогов МБДОУ мною были проведены консультации «Влияние природы на здоровье ребенка и безопасность при общении с ней», «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии», мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Приложение № 8. Конспект мастер-класса «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

Результативность опыта.

Результативность опыта отслеживалась в течение 3-х лет со средней по подготовительную группу посредством исходной и итоговой диагностики.

В начале работы по данной теме была проведена диагностика, в ходе которой было обследовано 17 детей. В результате выявлено, что у 33% детей мало знаний о строении человека, о том, как сохранить здоровье.

В конце изучения темы была проведена итоговая диагностика, в ходе которой было обследовано 18 детей. Результаты диагностики показали, что у 84% детей сформировалось сознание того, что здоровье зависит от них самих, дети имеют представление о строении и функции тела человека, полностью самостоятельны в выполнении правил и последовательности умывания, одевания, способов самообслуживания, самостоятельно устанавливают связь между совершаемыми действиями и состоянием организма, у детей появилась потребность в здоровом образе жизни.

Приложение № 9. Результаты диагностики по теме «Познай себя».

При правильной организации воспитательно-образовательного процесса, развивающей образовательной среды, активном сотрудничестве родителей были достигнуты положительные результаты в сохранении здоровья детей: снизился уровень заболеваемости в группе, повысилось функционирование, 2 детей были переведены из 2 группы здоровья в 1 группу.

В таблице № 1 показана динамика заболеваемости детей за 3 года.

В таблице № 2 показано функционирование группы.

Приложение № 10. Таблицы по заболеваемости и функционированию.

Здоровый образ жизни не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Из каких бы хороших кирпичей мы ни строили здание, если фундамент плохой – здание разрушится. Нужно заложить крепкий фундамент здоровья у наших детей!

Список использованной литературы.

  1. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет».
  2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической пластике для детей).
  3. Вайнер Э. Н. «Валеология».
  4. Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
  5. Голицына Н. С. «ОБЖ для младших дошкольников».
  6. Голицына Н. С., Люзина С. В., Бухарова Е. Е. «ОБЖ для старших дошкольников».
  7. «Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст». Авторы-составители Ротарь Н. В., Карцева Т. В.
  8. Иванова А. И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек».
  9. Картушина М. Ю. «Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет».
  10. Куинджи Н. Н. «Валеология: Пути формирования здоровья школьников».
  11. «Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет». Автор-составитель Подольская Е. И.
  12. «Формы оздоровления детей 4-7 лет» (кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок). Автор-составитель                      Подольская Е. И.
  13. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников» (рекомендации, занятия, игры, упражнения). Авторы-составители Анисимова Т. Г., Ульянова С. А.
  14.   «Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия». Автор-составитель Сигимова М. Н.
  15. Чумаков Б. Н. «Валеология: Учебное пособие».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение педагогического опыта Тема: (валеологическое воспитание) Воспитатель: Кузнецова Е. В. МБДОУ № 9 г. Советская Гавань «Познай себя»

Слайд 2

«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. Сухомлинский

Слайд 3

Термин « валеология » - производное от латинского valeo – «здоровье» или «быть здоровым». Валеология – наука о здоровье, о путях его обеспечения, формирования и сохранения. Как учебная дисциплина – это совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни. Применительно к дошкольному образованию валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и другое.

Слайд 4

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения)

Слайд 5

Цель опыта: Формирование валеологических знаний детей дошкольного возраста, уровня развития культурно-гигиенических навыков, валеологической культуры (осознанного отношения к своему здоровью, организму).

Слайд 6

Задачи опыта: формировать знания о человеке, о его болезнях, ценностях человеческой жизни; формировать у детей с ранних лет валеологическое сознание, бережное и заботливое отношение к собственному здоровью, здоровью других людей, как важнейшей ценности; формировать практические умения и привычки по укреплению личного здоровья; воспитывать у детей мотивации здорового образа жизни и мотивационные установки на приоритет здоровья перед болезнями; воспитывать у детей желание активно участвовать в оздоровлении окружающих людей, используя приобретенные теоретические знания и элементы практических привычек; формировать у родителей ответственность за собственное здоровье и здоровье своих детей, мотивировать на здоровый образ жизни.

Слайд 7

Пространственно-развивающая среда группы Различные центры развития: зона сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, уголок творчества, центр здоровья, центр двигательной активности, уголок уединения

Слайд 8

Формы работы с детьми Проектная деятельность Познавательные НОД Дидактические игры Утренняя гимнастика Прогулки Пальчиковая гимнастика Физкультминутки Спортивные досуги, развлечения Подвижные игры Закаливание «Час здоровья»

Слайд 9

Проектная деятельность В средней группе – проект «Познай себя», в старшей – «Я и мое тело», в подготовительной – «Быть здоровыми хотим». Рассматривание плакатов, иллюстраций по теме, познавательное НОД, использование фольклорного материала.

Слайд 10

Дидактические игры «Угадай, кто позвал», «Определи по звуку»,«Зрительный диктант», «Выполни задание», «Кто больше знает о себе», «Мое тело», «Определи на ощупь», «Чудесный мешочек», «Туалетные принадлежности», «Правила гигиены»

Слайд 11

В режиме дня: Утренняя гимнастика, прогулки, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, релаксация, эмоциональные разрядки, спортивные досуги, развлечения, праздники, подвижные игры.

Слайд 12

Участие в городских соревнованиях, посвященных Дню Матери, Дню космонавтики.

Слайд 13

Музыкально-ритмические композиции

Слайд 14

Закаливание Ежедневные прогулки на свежем воздухе, водные процедуры («обширное» умывание), воздушные ванны, ходьба босиком, ходьба по корригирующим дорожкам, сон без маек, физические упражнения после сна.

Слайд 15

«Час здоровья» В каждом занятии представлены различные виды массажа, динамических и оздоровительных пауз.

Слайд 16

Работа с семьей анкетирование, родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, валеологические газеты, презентации, работа в подгруппах

Слайд 17

Результативность опыта Результаты диагностики по теме «Познай себя» № Вопросы по теме До изучения темы После изучения темы Знают Не знают Знают Не знают 1. Назови свое имя, фамилию. Сколько тебе лет? 53% 47% 100% 0% 2. Расскажи, как устроен человек. 47% 53% 89% 11% 3. Чем мы слушаем? Чем видим? Чем определяем запахи? Чем определяем вкус? 47% 53% 89% 11% 4. Как сохранить хорошее зрение? 24% 76% 78% 22% 5. Почему нужно есть больше овощей и фруктов? 24% 76% 83% 17% 6. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? 18% 82% 78% 22% 7. Как нужно вести себя на улице, дома, чтобы не случилось беды? 18% 82% 72% 28%

Слайд 18

Уровень заболеваемости детей

Слайд 19

Функционирование группы

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет из обобщения опыта по теме: «Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольн...

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

творческий отчет "Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников по повышению качества семейного воспитания"

1.Актуальность темы2.Цели, задачи, принципы взаимодействия детского сада и семьи3.Недостатки, противоречия, проблемы сотрудничества ДОУ и родителей4.Эффективные формы работы с родителями...

Творческий отчет о проделанной работе по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении

Основные направления в работе по музыкальному воспитанию......

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ"

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной ср...