Творческий отчет по теме "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"
материал

Кузнецова Елена Викторовна

Обобщение педагогического опыта по теме "Социально-эмоциональное развитие дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:


Содержание

  1. Информация об опыте.                                                        Стр. 3
  2. Технология опыта.                                                               Стр. 3
  3. Результативность опыта.                                                      Стр. 6
  4. Список использованной литературы.                                   Стр. 7
  5. Приложения:

Приложение № 1. Проекты.

Приложение № 2. Конспекты родительских собраний.

Приложение № 3. Конспекты родительского клуба «Радость общения».

Приложение № 4. Конспекты мастер-классов для педагогов ДОУ.

Приложение № 5. Результаты диагностики по теме «Социально-эмоциональное развитие дошкольников».

Творческий отчет

Тема: Социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Психическая организация детства исключительна прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы.

                                        В. В. Зеньковский

Информация об опыте.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным на развитие личности ребенка является влияние семьи и существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Многие исследователи указывают на большое влияние первого общения ребенка на его умение в дальнейшем строить отношения с людьми. В онтогенезе первой формой общения является эмоциональное общение, которое формируется при активном взаимодействии матери и ребенка. Таким образом, первые взаимоотношения, в которые вступает ребенок, являются детско-родительскими. Следовательно, нарушения во взаимоотношениях с родителями могут привести к трудностям в общении с другими взрослыми и сверстниками.

Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Сокращение свободного времени родителей, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. Проблема состоит еще и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. Следовательно, умение детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания, т. е. проблема социально-эмоциональной компетентности детей является актуальной.

Технология опыта.

Наблюдения за событиями, происходящими в последнее время в обществе и образовании, показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие основы, которые помогли бы им быть успешными в жизни независимо от того, какой у них интеллект, есть ли способность к рисованию, пению, танцам.
Именно поэтому первостепенным в моей педагогической деятельности стало социально-эмоциональное развитие ребенка. Это именно та основа, благодаря которой будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их – значит, научится выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.

В связи с этим была определена тема по самообразованию: «Социально-эмоциональное развитие дошкольников».

Определила цель своей педагогической деятельности: создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника.

Для достижения данной цели поставила следующие задачи:

  • Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях.
  • Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ - Я).
  • Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения.
  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям.
  • Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношения.

Поставив перед собой цели и задачи, занялась подбором материала (упражнения для релаксации, дидактические игры, стихи и загадки), подготовкой наглядного и демонстрационного материала.

Затем начала работу над созданием в группе полноценной и современной пространственно-развивающей среды для самостоятельной деятельности дошкольников – различные центры развития: зона сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, уголок творчества и др. Центры развития обеспечивают эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья, развитие творческого потенциала и самостоятельности. При внесении дополнений и преобразований в центрах учитываю интересы и потребности детей дошкольного возраста, их возрастные, индивидуальные и полоролевые особенности.

Также оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры, пособия по валеологии, необходимую литературу. Создала уголок уединения, где ребенок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой, посмотреть альбом с фотографиями родителей и детей группы.

С целью выяснения уровня социально-эмоциональной компетентности детей и определения содержания, форм и методов работы проделала предварительную работу: это наблюдение за поведением детей, беседы с детьми. Опрос детей по данной теме показал, что они слабо распознают эмоциональное состояние другого человека.

Чтобы ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование, в средней группе был разработан проект «Радуга эмоций», в старшей и подготовительной – проект «Здравствуй, я сам!».

Приложение № 1. Проекты.

В ходе работы над проектами рассматривали плакат «Чувства и эмоции», пиктограммы и картинки с эмоциями. Через беседы «Радость», «Страх», «Удивление», игровые упражнения «Спаси птенца», «Клубочек», «Доброе животное», инсценировки «Хорошее настроение», «Как котенок потерялся», продуктивную деятельность (рисование, аппликация), чтение сказок и рассказов, музыкальные произведения формирую у детей адекватную самооценку, представления о себе, своих возможностях, желаниях, позитивное отношение к сверстникам, учу видеть, понимать, оценивать чувства и поведение других, развиваю умение передавать различные эмоциональные состояния, коммуникативные навыки, групповую сплоченность.

 В ходе работы по данной теме пользовалась программами коррекционно-развивающих занятий в детском саду С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и «Здравствуй, я сам!».

Основная цель программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» -  ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Цели программы «Здравствуй, я сам!»:

- развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира;

- учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц;

- формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела;

- помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне;

- развивать навыки ассоциативно-образного восприятия;

- развивать самосознание, уверенность, внимание;

- повышать групповую сплоченность.

Программа состоит из трех частей. Первая часть программы «Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю, и если это можно есть, то, конечно, скушаю» знакомит детей с различными видами восприятия. Вторая часть программы «Моя первая ступень в телесный мир» направлена на развитие у ребенка основных отношений «восприятие – движение». Она построена на идее освоения ребенком личностного пространства посредством движения («мое тело – мой дом»). Третья часть программы «Здравствуй, я сам!» вводит ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогает ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и в чувствах людей, которые его окружают.

Все занятия игровые, ведь игра – это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Для родителей провела родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «В каждой семье свои традиции», «Как воспитать толерантного человека?», рекомендации, консультации по данной теме, проводились совместные праздники и досуги, был организован родительский клуб «Радость общения» (темы: «Радость в каждом доме», «Учим общаться с ребенком», «Путешествие в страну Вежливых наук»).

Заседания родительского клуба «Радость общения» направлены на сближение семьи в эмоциональном плане и помогают родителям при решении возникающих трудностей в процессе социально-эмоционального развития ребенка. Самым значимым аспектом здесь является следующее: родители могут посмотреть на своего («такого привычного») ребенка с другой точки зрения – на основе сопереживания и взаимопонимания в условиях совместной игровой и продуктивной деятельности.

Задачи родительского клуба:

  • познакомить и эмоционально сблизить участников;
  • совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального;
  • развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением;
  • формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение;
  • способствовать пониманию родителями особенностей развития детей;
  • воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников клуба.

Приложение № 2. Конспекты родительских собраний.

Приложение № 3. Конспекты родительского клуба «Радость общения».

Одним из условий эффективного социально-эмоционального развития дошкольников является постоянное самосовершенствование, расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе работы. Для педагогов ДОУ мною были проведены мастер-классы «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» (родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»), «Минутки здоровья», «Путешествие в страну Вежливых наук».

Приложение № 4. Конспекты мастер-классов «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» (родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»), «Путешествие в страну Вежливых наук».

Результативность опыта.

Результативность опыта отслеживалась в течение 3-х лет со средней по подготовительную группу посредством исходного и итогового опроса детей по методике В. М. Минаевой «Узнавание графического изображения эмоций» (Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одному с вопросом: «Какое это лицо?») и «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» (Ребенку предлагается ответить на несколько вопросов).

В начале работы по данной теме было обследовано 17 детей. В результате выявлено, что дети слабо распознают эмоциональное состояние другого человека.

В конце изучения темы был проведен итоговый опрос, в ходе которого было обследовано 18 детей. Результаты опроса показали, что дети понимают собственное эмоциональное состояние, умеют осознавать и контролировать свои переживания, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.

Приложение № 5. Результаты диагностики по теме «Социально-эмоциональное развитие дошкольников».

Насколько у ребенка будут развиты эмоциональная устойчивость, умение контролировать свои эмоции, уверенность в преодолении трудностей, насколько он будет способен предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности, – настолько легко он сможет справиться с периодом адаптации к школьному общению, успешно подготовиться к обучению.

Список использованной литературы.

1. Социально-эмоциональное развитие дошкольников/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013

2. Крюкова С.В., Донскова Н.И. Удивляюсь, злюсь, боюсь… Программы групповой психологической работы с дошкольниками. – М.: Генезис, 2014.

3. Семейный и родительский клубы в детском саду. Методические рекомендации/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа/Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО.

5. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа/Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО.

6. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа/Авт.-сост. С.В. Чиркова. – М.: ВАКО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Социально-эмоциональное развитие дошкольников Воспитатель первой квалификационной категории Кузнецова Елена Викторовна МБДОУ детский сад № 9 г. Советская Гавань

Слайд 2

Психическая организация детства исключительна прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы. В. В. Зеньковский

Слайд 3

Цель педагогической деятельности: создание комфортных условий, обеспечивающих целостное развитие личности ребенка дошкольника

Слайд 4

Задачи: Формировать положительные самоощущения ребенка в любых жизненных ситуациях. Развивать понимание ребенком своих индивидуальных особенностей и осознание своей уникальности (положительный образ - Я). Развивать уверенное поведение и навыки регуляции своего поведения. Формировать положительное отношение ребенка к окружающим людям. Развивать социальные навыки: умение договориться, способность установить дружеские взаимоотношения.

Слайд 5

Пространственно-развивающая среда группы различные центры развития: зона сюжетно-ролевых игр, книжный уголок, уголок творчества и др.

Слайд 6

Проектная деятельность в средней группе проект «Радуга эмоций» в старшей и подготовительной – проект «Здравствуй, я сам!»

Слайд 7

Программы коррекционно-развивающих занятий в детском саду С. В. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» и «Здравствуй, я сам!» Основная цель программы «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» - ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Слайд 8

Цели программы «Здравствуй, я сам!»: развивать восприятие детей, их способность к формированию более точных и полных образов, обучая их различным способам обследования окружающего мира; учить детей произвольно улавливать основные телесные ощущения (тепло, холод), расслаблять и напрягать отдельные группы мышц; формировать навыки осознания чувств, ощущений своего тела; помогать детям осознавать эмоции и проживать их на телесном уровне; развивать навыки ассоциативно-образного восприятия; развивать самосознание, уверенность, внимание; повышать групповую сплоченность.

Слайд 9

Работа с семьей Родительские собрания, рекомендации, консультации, совместные праздники и досуги, родительский клуб «Радость общения»

Слайд 10

Задачи родительского клуба: познакомить и эмоционально сблизить участников; совершенствовать общение родителей и детей, включая коммуникативные навыки, внедрять формы эффективного общения, в том числе невербального; развить навыки согласованных действий всех участников совместной игровой и продуктивной деятельности, связанные с координацией общей и мелкой моторики, речевого дыхания, речи с движением; формировать в условиях совместной деятельности эмоционально опосредованное внимание и восприятие, мышление и воображение; способствовать пониманию родителями особенностей развития детей; воспитывать нравственные качества личности, эмоционально поощрять формирование положительных качеств характера в условиях проявления социальных эмоций участников клуба.

Слайд 11

Работа с педагогами Мастер-классы «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи» (родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»), «Минутки здоровья», «Путешествие в страну Вежливых наук».

Слайд 12

Результативность опыта Уровень знаний детей по методике В. М. Минаевой «Узнавание графического изображения эмоций» Графическое изображение эмоций Средняя группа Подготовительная группа Знают Не знают Знают Не знают Радость 35% 65% 100% 0% Грусть 65% 35% 94% 6% Страх 12% 88% 67% 33% Гнев 29% 71% 94% 6% Удивление 0% 100% 78% 22%

Слайд 13

Результативность опыта Уровень знаний детей по методике В. М. Минаевой «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» Средняя группа Подготовительная группа Первая серия Вторая серия Первая серия Вторая серия 1. 38% 0% 61% 56% 2. 19% 0% 50% 56% 3. 44% 0% 56% 22% 4. 6% 0% 67% 72% 5. 88% 0% 83% 61% 6. 31% 7% 72% 56% 7. 50% 0% 83% 67% 8. 6% 36% 39% 61%

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Умственное развитие детей при решении математических задач».

«Математика… выявляет порядок,Симметрию и определенность,А это важнейшие виды прекрасного».Аристотель Актуальность исследования, раскрываемого в данной работе , определяется тем, что занимаясь с ...

Творческий отчет "Формирование музыкальных способностей у дошкольников"

В отчете раскрывается содержание работы музыкакльного руководителя по развитию у дошкольников музыкальных способностей....

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».

Творческий отчет по долгосрочному проекту: «Приобщение дошкольников к миру искусства».Аспект- «Животные Сибири в художественном мире искусства »....

Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»

На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

В настоящее время всё более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточно...