"Музыка, образ, движение"
консультация
Мастер-класс для музыкальных руководителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
гор. Владимира «Детский сад №105» «Радуга»
Мастер – класс
для музыкальных руководителей
«Музыка, образ, движение»
Подготовил
музыкальный руководитель
высшей кв. категории
Р.Р. Комарова
Владимир
2019 год
«Ввести ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой»
(Девиз учителей музыки)
«Танец – душа человека, начиная с маленького ребенка»
(И.Моисеев)
Актуальность темы:
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно.
Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки.
Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьёзное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.
Движение под музыку – любимое занятие детей. Ещё не научившись говорить, ребёнок чувствует ритм, эмоционально откликается на звучание веселой музыки.
Музыка и движения – также взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. В течение ни одного десятка лет педагоги используют движение, как средство музыкального развития.
В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать духовный мир человека.
Наше отношение — это, как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.
У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое.
Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.
Цель: музыка – фундамент музыкальной культуры человека как части его общей культуры в будущем.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию любви к музыке;
- Способствовать воспитанию у детей желание двигаться;
- Способствовать воспитанию у детей дружеских взаимоотношений.
Развивающие задачи:
- развивать эмоции, выразительность пластики;
- развивать воображение, эмоциональную отзывчивость через музыкально-ритмические движения;
- развивать творчество детей;
- развивать музыкальный вкус и слух.
Обучающие задачи:
- Способствовать формированию певческих навыков и музыкально-ритмических движений;
- Способствовать освоению навыков основных движений (ходьба, легкий бег, пружинящие движения) через упражнения, танец, а также умение ориентироваться в пространстве (движение по кругу, стайкой, парами);
- научить ребёнка согласовывать свои движения с музыкой, перемещаться в соответствии с началом и окончанием её звучания, выражать игровой образ, передавать в движениях темп, динамику и другие средства выразительности.
Этапы: важным дополнением является атрибутика, которая с одной стороны делают пляску более эффективной, а с другой развивают у детей мелкую моторику.
Фонограммы аудиокассет (или CD) позволяют педагогу танцевать вместе с детьми разного характера танцы, участвовать в музыкальных играх. Двигательно-игровые упражнения помогают ребёнку понять содержание музыки, освоить её непростой язык. Чаще включайте музыку, учите прислушиваться к ней, делать движения в ее характере, выделять сильную долю. Перед тем как начать танцевать, предложите прохлопать «шаги» под музыку, это помогает осознанно согласовывать свои движения с музыкой. Успехи окрыляют детей, приводят в радостное возбуждение.
Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что эти игры можно проводить без музыкального сопровождения под мелодизированный текст, который как бы заменяет собой мелодический напев. В основе большинства игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного, выразительного произношения.
Наличие мелодического и ритмического начала позволяют выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинистый и дробный топающий шаг, поскок, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом, легкий стремительный бег. Текст игры можно не заучивать с ребёнком специально, он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмичное произнесение текста. Содержание любой игры можно специально использовать для развития у ребёнка ритма, его легко воспроизвести в хлопках или ритмизировать.
Например, пользуясь слогом «-та-» для выражения более долгого звука
и «-ти-» для более короткого.
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко.
ТА ТИ – ТИ
ТА ТИ-ТИ
ТИ – ТИ ТИ-ТИ
ТА ТА
Таким же образом следует ритмизировать все тексты.
Заключение:
Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств, вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение // из опыта работы муз. руководителей детских садов - М.: Просвещение, 1983.
2. Картушина М.Ю. "Логоритмические занятия в детском саду" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.
3. Метлов Н.А. Музыка - детям - М.: Просвещение, 1985
4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль "Академия развития", 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Музыка и движение", подготовительная группа.
Занятие по изобразительной деятельности с использованием ИКТ «Музыка и движение» предусматривает использование в ходе занятия видеоролика с отрывком из балета «Лебединое озеро» П.И.Чайковского с...
"Музыка и движение" (из опыта работы)
В своей работе с дошкольниками стараюсь привить детям любовь к русской народной музыке, к классической музыке, умение понимать её содержание через музыкально-ритмические движения, через пл...
Учусь творить.Элементарное музицирование: музыка, речь, движение.
Конспект музыкального веерного занятия....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"
Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

семенар 28.03.2022 г. Приемы коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у школьников с ОВЗ на уроках музыки и музыка и движение.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры....
