семенар 28.03.2022 г. Приемы коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у школьников с ОВЗ на уроках музыки и музыка и движение.
материал

Петшиковская  Вероника Сергеевна

 

Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_28.03.docx21.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приемы коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у школьников с ОВЗ на уроках музыки и музыка и движение.

Актуальность уроков музыки для наших детей заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в общешкольных мероприятиях, преодолевая при этом определенные отклонения в психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных уроков в улучшении морально-психологического состояния детей, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для того, чтобы настроить детей на урок, применяю в начале урока музыкальное приветствие (синтезатор), музыкально-ритмические разминки (муз. инструменты: маракас, ложки, колокольчики и хлопанье в ладоши), которые активизируют детей и успокаивают более расторможенных детей и настраивает их на урок. На следующем этапе урока переходим к прослушивания музыкальных произведений.

Дети должны научиться эмоционально отзываться и реагировать на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру. Уметь передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения. Уметь определять характер музыкального произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия).

При прослушивании музыкальных произведений «цвет-настроение».  Определенный цвет (небольшие карточки из цветной бумаги) связывается с соответствующим настроением музыки.

жёлтый – радостная музыка;

зелёный– с нежным, спокойным характером музыки;

синий – музыка с мрачным, тревожным характером;

красный – музыка решительная, торжественная.

Постепенно в старших классах вводится Приём «Папка эстетических эмоций» в которую входят слова для характеристики музыки. Из группы слов дети выбирают слова, наиболее подходящие по характеру, настроению прослушанного музыкального произведения (радостно, весело, звонко, взволнованно, ласково, игриво, трогательно, задорно, ярко, нежно, задушевно, шутливо, спокойно, светло, таинственно, тяжело, сурово, задумчиво, печально, мужественно, мечтательно)

При прослушивании музыкальных произведений и исполнении песен применяю Прием «пластического интонирования», дети выступают в роли или имитируют игру на музыкальных инструментах при помощи движений. При прослушивании таких танцев, как полька, вальс, хоровод дети «исполняют» с привлечением танцевальных движений. Эти приемы позволяют детям применять новое слово и в игровой форме рассказать о характере музыки. А также он помогает выявить реакции детей на музыку, закрепить представление о ее характере, помогает усилить эмоциональное восприятие музыки.

При подборе песенного репертуара я соблюдаю принцип доступности.  Пение мы начинаем с распевания (гласные звуки или ноты, ребёнок-помощник). Чтобы добиться чистого воспроизведения мелодии, показываю руками высоту звуков, направление мелодии: показ рукой с эмоциями.

Детям трудно дается запоминание текста. В связи с этим (во 2-3, 3-4 классах) исполняемые песни, музыкальные произведения для слушания нужно обыгрывать движениями или игрой на музыкальных инструментах.

Планируемые результаты.

  • Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
  • Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
  • Освоение приемов игры на музыкальных инструментах.
  • Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
  • Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
  • Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, др.

Таким образом, применяя данные приёмы, через музыкально-игровую деятельность у детей формируются все оттенки эмоций, развивается чувства ритма, улучшается координация движений, точность, скорость движений. Ребёнок различает характер музыкального сопровождения движений (медленно и быстро, усиление и ослабление звука) и согласовывать его с выполнением разнообразных упражнений. Разнообразные музыкальные игры построены на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, создаёт условия для развития эмоциональной сферы школьника.

Подбирая музыку для занятий, я придерживаюсь некоторых правил, например:

1. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди) - эффект ощущения устойчивости, ощущение порядка, безопасности, создают духовную среду, которая подходит для занятий.

2. Классическая музыка (Гайдн, Моцарт) - повышает память, концентрацию, пространственное восприятие.

3. Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен, Лист) - пробуждают индивидуализм, активизируют симпатию.

4. Органная музыка должна использоваться очень осторожно и малыми "порциями", т.к. она не всегда положительно влияет на психику детей.

5. Народная же музыка создаёт ощущение благополучия, подталкивает к музыкальному движению.

6. Спокойная фоновая музыка, современные оркестровки без чётких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

7. Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель) благодаря свободно текущим музыкальным настроениям вызывает приятные впечатления и образы.

8. Многие латиноамериканские ритмы, румба, самба при всей своей импульсивности имеет редкое свойство возбуждать и успокаивать одновременно.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоциональной сферы Тема: «Рукавичка» Средняя группа

Задачи: 1.     Снятие психо - эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности;2.     Способствовать разви...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием ок­ружающего мира: людьми, предметами...

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"

Презентация "Приемы коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи"...

Формирование эмоциональной сферы детей средствами музыки

Известные педагогии-музыканты рекомендуют для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста знакомиться с разнообразным репертуаром; обогащать слуховой опыт ребенка; развивать умение формиро...

Коррекционно - развивающая программа "Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста"

Данная программа содержит методический материал, который направлен на внедрение технологий, по формированию у детей раннего возраста эмоциональной сферы. Особое внимание уделено проблеме формирования ...